Письмо Минфина РФ от 20 декабря 2012 г. N 02-13-06/5291
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение о порядке оплаты муниципальными бюджетными и автономными учреждениями своих обязательств и о некоторых вопросах ведения бухгалтерского учета, и сообщает.
В соответствии с положениями статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Согласно положениям части 3 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономное учреждение вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации, (муниципального образования).
Таким образом, муниципальные бюджетные учреждения вправе открывать счета в финансовом органе муниципального образования или в органе Федерального казначейства, муниципальные автономные учреждения - в кредитных организациях, либо в финансовом органе муниципального образования, либо в органе Федерального казначейства.
Порядок открытия и ведения лицевых счетов учреждений, открываемых в финансовом органе муниципального образования, устанавливается указанным финансовым органом.
В соответствии с законодательством Российской Федерации учредители бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных бюджетных и автономных учреждений вправе заключать соглашения об открытии бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в их ведении, лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства (далее - соглашение). В этом случае открытие и ведение лицевых счетов для учета операций бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных бюджетных и автономных учреждений осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств муниципальных бюджетных и автономных учреждений устанавливается местной администрацией муниципального образования в соответствии с принимаемым ею правовым актом.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Департамента, при условии, что правовым актом местной администрации муниципального образования, устанавливающим порядок санкционирования оплаты денежных обязательств бюджетных и автономных учреждений, установлена необходимость содержания на документе, подтверждающем возникновение денежного обязательства (накладная, акт приемки-передачи, счет, счет-фактура), собственноручной надписи руководителя учреждения, разрешающей проведение оплаты, наличие такой надписи обязательно.
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации оформление договора в письменной форме не требуется, то требования по порядку оформления счета в рамках установленного обычая делового оборота (на условиях договора) устанавливаются с учетом обязательности отражения реквизитов, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
В соответствии с положениями статьи 7 Закона N 129-ФЗ главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
При этом в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
В соответствии со статьей 9 Закона 129-ФЗ любая хозяйственная операция, осуществляемая в рамках своей деятельности юридическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации, подлежит оформлению первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При этом документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Положениями статьи 9 Закона 129-ФЗ и пункта 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным, согласно законодательству Российской Федерации, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, в том числе, наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, и личные подписи указанных лиц с их расшифровкой.
Счет без договора, как самостоятельный документ, признается первичным учетным документом при условии наличия двух подписей руководителей как со стороны исполнителя (организации, предоставляющей услугу), так и со стороны учреждения, приобретающего указанную услугу.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 20 декабря 2012 г. N 02-13-06/5291
Текст письма официально опубликован не был