17.09.2012, при выполнении учебных полетов на посадочной площадке Калачинск (Омская область), произошло столкновение вертолетов Ми-8Т RA-22719 и Ми-8Т RA-22850 "Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского" филиала Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" (далее - Омское ЛТК ГА).
В составе экипажей вертолетов Ми-8Т RA-22719 и Ми-8Т RA-22850 функции вторых пилотов выполняли курсанты Омского ЛТК ГА. Экипаж вертолета Ми-8Т RA-22850 выполнял полет с целью ознакомления курсанта с техникой посадки на режиме самовращения несущего винта. На вертолете Ми-8Т RA-22719 выполнялась отработка элементов посадки по-вертолетному.
Вертолет Ми-8Т RA-22850 произвел взлет с площадки N 4 для выполнения полета по кругу на высоте 400 метров. Через 45 секунд, с площадки N 6, произвел взлет вертолет Ми-8Т RA-22719 для полета по кругу на высоте 200 метров. Из-за разницы скоростей, после выполнения четвертого разворота экипаж вертолета Ми-8Т RA-22719, летящего ниже, обогнал вертолет Ми-8Т RA-22850 и потерял его из вида.
Перед началом полетов номера площадок для отработки упражнений экипажам вертолетов не устанавливались. В процессе выполнения упражнений, командир вертолета Ми-8Т RA-22850 (осуществлявший активное пилотирование), и второй пилот (курсант) вертолета Ми-8Т RA-22719 (с согласия командира вертолета) приняли решение о выполнении посадки на площадку N 8.
При запросе разрешения на посадку, второй пилот (курсант) вертолета Ми-8Т RA-22850 доложил диспетчеру на посадочной площадке Калачинск о заходе на площадку N 8. Диспетчер разрешил посадку, не подтвердив номер посадочной площадки. По результатам расшифровки записи внутрикабинного радиообмена экипажа вертолета Ми-8Т RA-22719 было установлено, что доклад экипажа вертолета Ми-8Т RA-22850 и разрешение диспетчера прослушивались четко.
Через 17 секунд после запроса экипажа вертолета Ми-8Т RA-22850, второй пилот (курсант) вертолета Ми-8Т RA-22719 также запросил разрешение на посадку на площадку N 8.
Выдавая разрешение на посадку, диспетчер ошибся в позывном экипажа, повторно назвав вертолет Ми-8Т RA-22850, вновь не указав номера посадочной площадки. В дальнейшем диспетчер визуально не контролировал снижение вертолетов Ми-8Т RA-22850 и Ми-8Т RA-22719 и, как следствие, не принял мер по предотвращению их опасного сближения.
Второй пилот (курсант) вертолета Ми-8Т RA-22719 подтвердил прием разрешения на посадку, не обратив внимания на то, что диспетчером был назван позывной другого вертолета. Командир вертолета Ми-8Т RA-22719 из-за некачественной радиоосмотрительности на ошибку курсанта внимания не обратил и мер по ее исправлению не принял.
В этот момент командир вертолета Ми-8Т RA-22850 вел активное обучение курсанта с использованием переговорного устройства СПУ-7 и, наиболее вероятно, не мог разборчиво слышать радиообмен экипажа вертолета Ми-8Т RA-22719 и диспетчера.
В процессе дальнейшего снижения для выполнения посадки на площадку N 8 произошло столкновение правой опоры шасси вертолета Ми-8Т RA-22850 с лопастями несущего винта вертолета Ми-8Т RA-22719. В результате столкновения на вертолете Ми-8Т RA-22719 произошло разрушение лопастей несущего винта с последующим неуправляемым падением на землю и опрокидыванием на правый борт. На вертолете Ми-8Т RA-22850 произошло отделение колеса на правой опоре шасси.
Экипаж вертолета Ми-8Т RA-22719 получил незначительные телесные повреждения, экипаж вертолета Ми-8Т RA-22850 не пострадал.
По заключению комиссии Межгосударственного авиационного комитета по расследованию аварии вертолета Ми-8Т RA-22719:
"Причиной авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-22719 стали недостатки в организации учебных полетов в Омском ЛТК ГА, своевременно не выявленные контролирующими органами, что при неудовлетворительном ведении осмотрительности и радиоосмотрительности экипажем вертолета Ми-8Т RA-22719 и невыполнении диспетчером КДП на ПП "Калачинск" технологии работы привело к столкновению вертолетов Ми-8Т RA-22719 и Ми-8Т RA-22850 в воздухе на этапе выполнения посадки.
Факторами, способствовавшими авиационному происшествию, явились:
Несовершенство организации учебных полетов в Омском ЛТК ГА в части:
а) отсутствия схем выполнения полетов и разъяснений порядка выполнения полетов по большому и стандартному кругу при выполнении полетов по ПВП, что создает условия для сближения вертолетов после 4-го разворота;
б) отсутствия установленной фразеологии радиообмена между экипажем и диспетчером, предусматривающей доклад на 3-ем развороте о номере выбранной площадки для посадки и доклад о выполнении 4-ого разворота;
в) отсутствия методических рекомендаций инструкторскому и диспетчерскому составу по выполнению полета по кругу с заходом на посадку на РСНВ и определения номеров площадок для выполнения посадок на РСНВ;
г) отсутствия планирования использования площадок для посадок вертолетов перед началом летной смены.
Невыполнение КВС вертолета Ми-8Т RA-22719 требований подпункта 8 пункта 1.1 Раздела I КУЛП(к) в части запрещения обгона вертолета при полете по кругу.
Невыполнение КВС вертолета Ми-8Т RA-22719 требований РПП Омского ЛТК ГА и КУЛП(к) по ведению осмотрительности, непрерывному прослушиванию радиообмена и выдерживанию безопасного расстояния до идущего впереди вертолета.
Превышение допустимого уровня шума на рабочем месте диспетчера из-за несоответствия помещения КДП требованиям Санитарных правил, что, при нахождении на ближайшей к КДП площадке N 4 работающего на висении вертолета Ми-8Т RA-22852, могло повлиять на уменьшение чувствительности слуха или повышение порога слуха диспетчера.
Ошибка диспетчера в определении на слух номера площадки, на которую запросил разрешение для посадки экипаж вертолета Ми-8Т RA-22719.
Ошибка диспетчера в названии позывного при разрешении посадки экипажу вертолета Ми-8Т RA-22719 (был повторно назван позывной вертолета Ми-8Т RA-22850).
Невнимательность КВС вертолета Ми-8Т RA-22719 при прослушивании внешнего радиообмена, приведшая к невыполнению повторного запроса на разрешение посадки и выполнению посадки на площадку N 8 фактически без разрешения диспетчера.
Невыполнение диспетчером КДП пункта 5.10 Технологии работы диспетчера КДП вертодрома "Калачинск" ОЛТК ГА в части наблюдения за воздушным судном до посадки.
Невыполнение диспетчером КДП пункта 3.1.10 ФАП ОрВД в части определения местоположения ВС относительно друг друга и предотвращения столкновений ВС в воздухе.
Конструктивные особенности вертолета Ми-8Т, не позволившие КВС вертолета Ми-8Т RA-22850, при нажатой кнопке СПУ-7, прослушать запрос разрешения на посадку экипажа вертолета Ми-8Т RA-22719 на площадку N 8, проанализировать ситуацию и принять грамотное решение об уходе на второй круг.
Отсутствие дополнительных наблюдающих из числа курсантов, назначение которых предусматривалось КУЛП(к) в редакции 2008 года. Своевременный доклад диспетчеру от наблюдающего в секторе предпосадочного снижения о сближении вертолетов мог предотвратить авиационное происшествие".
Подробная информация об обстоятельствах аварии приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-22719, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2012/report_ra-22719.pdf.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Заместителю руководителя Росавиации О.Г. Сторчевому до 31.05.2013 подготовить предложения по внесению изменений или разработке нормативных правовых актов Российской Федерации по подготовке, выполнению и обеспечению учебных полетов.
2. Исполняющему обязанности руководителя Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации В.В. Сороговцу, руководителю Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации В.Н. Шубину, проконтролировать устранение недостатков, выявленных по результатам расследования аварии вертолета Ми-8Т RA-22719, и реализацию необходимых мероприятий по обеспечению безопасности полетов в Омском ЛТК ГА и Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)". Отчеты о реализованных по результатам расследования аварии вертолета Ми-8Т RA-22719 мероприятиях представить в Росавиацию до 31.05.2013.
3. Ректору Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" С.И. Краснову:
3.1. до 01.05.2013 переработать "План профилактических мероприятий по реализации рекомендацией комиссии Межгосударственного авиационного комитета по расследованию аварии вертолета Ми-8Т RA-22719 Омского ЛТК ГА ФГБОУВПО УВАУ ГА (И), происшедшего 17.09.2012 на посадочной площадке "Калачинск", утвержденный ректором Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", предусмотрев необходимость устранения отмеченных в окончательном отчете по результатам расследования аварии вертолета Ми-8Т RA-22719 недостатков в деятельности Омского ЛТК ГА и реализацию рекомендаций, с учетом требований пункта 2.10.7 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609;
3.2. до 31.05.2013 представить руководителю Росавиации письменный доклад о реализованных Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" и его филиалами мероприятиях по обеспечению безопасности полетов, организации и выполнению полетов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
4. Ректору Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" М.Ю. Смурову провести анализ недостатков, выявленных в ходе расследования аварии вертолета Ми-8Т RA-22719, по результатам которого решить вопрос о необходимости реализации дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности полетов в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" и его филиалах. Доклад о принятых мерах представить руководителю Росавиации до 31.05.2013.
5. Руководителям межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации довести настоящий приказ до организаций гражданской авиации.
6. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации и эксплуатантам воздушных судов:
6.1. изучить настоящий приказ и окончательный отчет по результатам расследования аварии вертолета Ми-8Т RA-22719 с летным составом и персоналом обслуживания воздушного движения.
6.2. использовать результаты расследования аварии вертолета Ми-8Т RA-22719 при проведении занятий с летным составом и персоналом обслуживания воздушного движения по вопросам соблюдения правил осмотрительности на земле и в воздухе, ведения радиообмена и контроля соблюдения установленных схем захода на посадку.
7. Контроль за исполнением пункта 1 настоящего приказа оставляю за собой.
8. Контроль за исполнением пунктов 2-6 настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росавиации О.Г. Сторчевого.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 12 апреля 2013 г. N 205 "Об авиационном происшествии с вертолетом Ми-8Т RA-22719 и серьезном авиационном инциденте с вертолетом Ми-8Т RA-22850"
Текст приказа официально опубликован не был