Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 марта 2013 г. N 42-АПГ13-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Б. Хаменкова,
судей Т.И. Ерёменко, В.И. Анишиной,
при секретаре Строилове А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Калмыкия о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2008 года N 463 (в ред. от 24 июля 2012 года) "О республиканской целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009 - 2012 годы" по апелляционной жалобе Правительства Республики Калмыкия на решение Верховного суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Республики Калмыкия 26 декабря 2008 года принято постановление N 463 "О республиканской целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009 - 2012 годы", которое официально опубликовано в газете "Правительственная газета" 3 февраля 2009 года N 7.
Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим названного постановления в части отсутствия в Программе, утвержденной постановлением, положений, устанавливающих условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, ссылаясь на положения ст. 16 Федерального Закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", согласно которой условия и порядок оказания поддержки малому и среднему предпринимательству устанавливаются федеральными и региональными программами развития субъектов предпринимательства. По мнению прокурора, в нарушение требований федерального законодательства субъект РФ не установил условий и порядка поддержки малому и среднему предпринимательству.
Кроме того, абзацем 3 пункта 3 раздела III Программы и пунктом 6 приложения к ней предусмотрено развитие системы микрофинансирования посредством предоставления микрозаймов малым и микропредприятиям, предпринимателям, что противоречит ст. 17 Федерального Закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", которым оказание помощи указанным субъектам в форме микрозаймов не предусмотрено.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.
Представитель Правительства Республики Калмыкия просил в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Решением Верховного суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 года заявленные прокурором требования удовлетворены в части.
Республиканскую целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009 - 2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2008 года N 463 (в редакции от 24 июля 2012 года), в той мере, в какой исключаются указания на критерии доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению мер поддержки, условия и порядок оказания соответствующей поддержки, пункт 6 приложения к республиканской целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009 - 2012 годы" в части указания в качестве источника финансирования поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления микрозаймов за счет средств федерального бюджета суд признал недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Республики Калмыкия суд отказал.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Калмыкия просит указное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Согласно ст. 6 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
Одной из таких мер, предусмотренной пунктом 7 статьи 7 Федерального закона N 209-ФЗ, является обеспечение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оспариваемым в настоящем деле постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2008 года N 463 "О республиканской целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009 - 2012 годы" в целях реализации государственной политики в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия Правительством Республики Калмыкия утверждена Республиканская целевая Программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009 - 2012 годы".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона 209-ФЗ" имеется в виду "подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона 209-ФЗ"
Таким образом, оспариваемое прокурором постановление принято государственным органом субъекта РФ в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно паспорту Программы основной ее целью является создание благоприятных и комфортных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, развитие свободных конкурентных рынков путем реализации системы программных мероприятий, перечень которых определен разделом III и приложением к данной Программе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования в части оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде предоставления микрозаймов, финансирование которых осуществляется за счет федерального бюджета (пункт 6 приложения к Программе) суд правильно исходил из того, что субъект Российской Федерации вправе предусмотреть меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления микрозаймов за счет средств собственного бюджета в рамках предоставленных им полномочий.
Согласно ст. 16 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливается также федеральными программами за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 17 указанного Федерального закона оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.
Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий в порядке, установленном Правительством РФ.
Статьей 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.
При этом субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, вопрос о предоставлении микрозаймов, финансирование которых осуществляется за счет федерального бюджета, регламентируется на федеральном уровне и законодательном уровне субъекта РФ.
При таком положении суд пришел к обоснованному выводу о противоречии оспариваемой прокурором нормы постановления положениям федерального законодательства.
Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с оценкой данной судом установленным обстоятельствам и не опровергают выводов суда, т.к. основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Республики Калмыкия - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
В.И. Анишина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 марта 2013 г. N 42-АПГ13-1
Текст определения официально опубликован не был