Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 марта 2013 г. N 6-КГ12-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Гаушко Е.А. об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления - администрации г. Рязани по кассационной жалобе Гаушко Е.А. на решение Советского районного суда г. Рязани от 26 июня 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 22 августа 2012 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Гаушко Е.А., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу представителя администрации г. Рязани по доверенности Хряпина Ю.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Гаушко Е.А. обратилась в администрацию г. Рязани с заявлением о выдаче градостроительного плана принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, расположенного в г. Рязани, для дальнейшего получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома, приложив к заявлению свидетельство о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок и паспорт собственника земельного участка.
10 мая 2002 г. администрация г. Рязани письмом N 16-836 фактически отказала в выдаче испрашиваемого градостроительного паспорта земельного участка в связи с непредставлением в полном объёме необходимых документов, поскольку сообщено, что градостроительный паспорт будет изготовлен в случае предоставления кадастрового паспорта земельного участка, технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и материалов действующей (актуализированной) топографической съёмки территории земельного участка в местной системе координат на бумажном и электронном носителях в масштабе 1:500, выполненной в соответствии с "Техническими требованиями к цифровым картографическим материалам и порядку их создания на территории города Рязани", утверждёнными постановлением администрации г. Рязани от 26 августа 2009 г. N 6052.
Гаушко Е.А., считая, что действия органа местного самоуправления не соответствуют требованиям закона и нарушают её права, обратилась в суд с заявлением о признании незаконным требования представить дополнительные документы, а также отказа в выдаче непредставление градостроительного плана земельного участка в тридцатидневный срок со дня обращения, просила обязать администрацию г. Рязани подготовить, утвердить и выдать ей испрашиваемый документ без взимания платы.
Решением Советского районного суда г. Рязани от 26 июня 2012 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 22 августа 2012 г., отказано в удовлетворении заявления Гаушко Е.А.
Определением судьи Рязанского областного суда от 15 октября 2012 г. отказано в передаче кассационной жалобы Гаушко Е.А. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
7 ноября 2012 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2013 г. кассационная жалоба Гаушко Е.А. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе Гаушко Е.А. просит судебные постановления, принятые по делу, отменить ввиду неправильного применения норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера существенное нарушение норм материального права.
Отказывая в удовлетворении заявления и признавая оспариваемые заявителем действия органа местного самоуправления правомерными, суд первой инстанции исходил из того, что требование администрации г. Рязани о представлении Гаушко Е.А. дополнительных документов, необходимых для заполнения формы градостроительного плана, основано на положениях действующего законодательства и не противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации, который не содержит запрета на истребование необходимых для составления градостроительного плана земельного участка сведений у заявителя.
Свои выводы суд обосновывал положениями статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы составления градостроительного паспорта земельного участка, а также Инструкции о порядке заполнения формы указанного паспорта, утверждённой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации, а также ссылался на приказ названного министерства от 10 мая 2011 года N 207, утвердивший форму градостроительного плана земельного участка.
С такой позицией согласилась и судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда, полагая, что выводы суда первой инстанции соответствуют закону, требование о представлении дополнительных документов для изготовления градостроительного плана земельного участка обоснованно, поскольку без сведений, содержащихся в них, невозможно заполнить форму, установленную федеральным нормативным правовым актом.
Довод заявителя о нарушении администрацией г. Рязани положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", запрещающих требовать от заявителя представления информации и документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с представлением государственной или муниципальной услуги, апелляционной инстанцией признан несостоятельным.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит приведённые суждения ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
Статьёй 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2 данной статьи).
Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В соответствии с частью 17 статьи 46 (об особенностях подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа) названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведённых норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
При таком положении администрация г. Рязани неправомерно предложила Гаушко Е.А. представить дополнительно кадастровый паспорт земельного участка, технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, материалы действующей (актуализированной) топографической съёмки территории земельного участка в местной системе координат на бумажном и электронном носителях в масштабе 1:500, содержащие сведения необходимые для заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждённой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 г. N 207, который также не содержит никаких предписаний о представлении заявителем каких-либо документов для получения градостроительного плана земельного участка.
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
В связи с изложенным является неправильным вывод апелляционной инстанции о несостоятельности довода Гаушко Е.А. о нарушении администрацией г. Рязани положений пункта 1 части 1 статьи 7 названного Федерального закона, запрещающего органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, является неправильным.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).
Таким образом, Судебная коллегия, проанализировав приведённые нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что выводы судебных инстанций о законности действий администрации г. Рязани в отношении Гаушко Е.А. основаны на неправильном применении норм материального права.
Принимая во внимание, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных постановлений, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, принятые судебные постановления подлежат отмене.
Судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое судебное постановление об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 389, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Советского районного суда г. Рязани от 26 июня 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 22 августа 2012 г. отменить, принять по делу новое решение.
Заявление Гаушко Е.А. удовлетворить.
Признать незаконным требование администрации г. Рязани к Гаушко Е.А. предоставить кадастровый паспорт земельного участка, технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и материалы действующей (актуализированной) топографической съёмки территории земельного участка в местной системе координат на бумажном и электронном носителях.
Обязать администрацию г. Рязани выдать по заявлению Гаушко Е.А. градостроительный паспорт земельного участка.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
СК по административным делам ВС РФ дала следующие разъяснения относительно получения градостроительного плана участка.
Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) предусматривает, что градостроительный план земли подготавливается применительно к участкам, застроенным или предназначенным для строительства, а также для реконструкции объектов капстроительства (за исключением линейных объектов).
Такой план изготавливается в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана участка, такой документ готовится и утверждается в течение 30 дней.
План выдается заявителю без взимания платы.
Из содержания данных норм следует, что градостроительный план участка готовится и выдается по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица.
Такая подготовка и выдача плана - обязанность уполномоченного органа.
При этом нормы ГрК РФ, регулирующие отношения между заявителем и муниципальным органом, не предусматривают, что гражданин в таком случае должен обосновать цель истребования градостроительного плана.
Также из данных положений не следует и обязанность обратившегося лица предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью его идентифицировать.
Кроме того, Коллегия подчеркнула, что выдача градостроительного плана участка является муниципальной услугой.
Поэтому на соответствующие отношения распространяются нормы Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 марта 2013 г. N 6-КГ12-11
Текст определения официально опубликован не был