Решение Верховного Суда РФ от 12 марта 2013 г. N АКПИ13-57
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Карулине И.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Миронова Ю.Н. о признании недействующими приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 марта 2008 г. N 103 "Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания" и пункта 2 утвержденной им Инструкции, установил:
приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) от 31 марта 2008 г. N 103 (далее - Приказ) утверждена Инструкция по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (далее - Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2008 г., N 11577, и опубликован в "Российской газете" 17 мая 2008 г., N 105.
Согласно пункту 2 Инструкции санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется управлением Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или его структурными подразделениями (далее - Управление), как правило, в течение 7 дней, но не позднее 2 недель со дня получения извещения об остром заболевании (отравлении), и в течение 2 недель со дня получения извещения о хроническом заболевании.
Миронов Ю.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа, как изданного с превышением полномочий, и пункта 2 Инструкции в части, наделяющей управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или его структурные подразделения правом составлять санитарно-гигиеническую характеристику условий труда, ссылаясь на его противоречие пункту 8 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 (далее - Положение), согласно которому центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника. Полагает, что оспариваемые положения нарушают его право на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Миронов Ю.Н. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Роспотребнадзора Тябликова Н.Г., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Чижикова Т.Ю., возражая против доводов заявителя, пояснили, что Приказ издан Роспотребнадзором в пределах предоставленных полномочий, оспариваемая норма действующему федеральному законодательству не противоречит и прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 368 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с пунктами 7, 8 Положения при установлении предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) учреждение здравоохранения обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание; центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, получивший экстренное извещение, в течение суток со дня его получения приступает к выяснению обстоятельств и причин возникновения заболевания, по выяснении которых составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Пунктами 1.2, 1.6 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 176 утверждены форма санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) и Инструкция о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний. Пунктом 1.6 названной Инструкции установлено, что оформление санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) осуществляется в соответствии с Инструкцией по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда при подозрении у него профессионального заболевания (отравления).
В целях реализации данного положения Роспотребнадзором утверждена Инструкция, устанавливающая порядок сбора информации и оформления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что пункт 2 Инструкции противоречит пункту 8 Положения, согласно которому санитарно-гигиеническую характеристику условий труда должен составлять Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (утратило силу 1 октября 2005 г.), входили в санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации и осуществляли государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" Министерство здравоохранения Российской Федерации упразднено, образованы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации (пункты 12, 13).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 г. N 23-р в целях обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, путем реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений - центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора созданы федеральные государственные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии, подведомственные Роспотребнадзору.
Таким образом, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора реорганизованы в федеральные государственные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии, подведомственные Роспотребнадзору, которые не наделены правом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а созданы для обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно Положению об осуществлении государственного санитарноэпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте (пункт 3).
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Типовым положением о нем, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2006 г. N 308, является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за условиями труда, рабочими местами и трудовыми процессами, технологическим оборудованием, организацией рабочих мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты работников, режимом труда, отдыха и бытовым обслуживанием работников в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда; организацию проведения мероприятий по установлению и устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека; сбор информации о каждом впервые выявленном случае инфекционного, паразитарного, профессионального заболевания, пищевого отравления (пункты 8.1.1, 8.10, 8.14).
С учетом изложенного пункт 2 Инструкции, предусматривающий составление санитарно-гигиенической характеристики условий труда управлением Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или его структурными подразделениями, то есть органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, соответствует приведенным положениям действующего федерального законодательства и не нарушает прав застрахованных лиц.
Нельзя признать обоснованным довод заявителя о том, что, утверждая Инструкцию, Роспотребнадзор превысил свои полномочия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) Главный государственный санитарный врач Российской Федерации принимает постановления, издает распоряжения, указания, утверждает методические, инструктивные документы по вопросам организации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, Роспотребнадзор осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункты 5.1.1, 5.18). Руководитель Роспотребнадзора на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (подпункт 9.7).
В силу пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут проводиться санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований. Порядок их проведения в соответствии с пунктом 3 данной нормы в редакции от 8 ноября 2007 г., действовавшей на момент утверждения Инструкции, устанавливался федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника составляется по результатам расследования каждого случая острого или хронического профессионального заболевания (отравления), в ходе которого выявляются обстоятельства и причины возникновения случая. В процессе расследования уточняются обстоятельства и определяются условия, способствующие возникновению острого профессионального заболевания (отравления); при необходимости определяется перечень проведения лабораторных и инструментальных исследований вредных производственных факторов; оценивается состояние санитарно-гигиенических условий труда работника при возникновении заболевания (отравления) (пункты 4.2, 4.4 Инструкции о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний).
Из изложенного следует, что, утверждая Инструкцию, устанавливающую порядок сбора информации и оформления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания, Роспотребнадзор действовал в пределах предоставленных ему Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ полномочий.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Миронова Ю.Н. о признании недействующими приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 марта 2008 г. N 103 "Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания" и пункта 2 утвержденной им Инструкции отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривался ведомственный акт, которым утверждена инструкция по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда при подозрении у работника профзаболевания.
Инструкция, в частности, предусматривает, что указанная характеристика составляется региональным управлением Роспотребнадзора или его структурными подразделениями.
Как указал заявитель, акт незаконно наделяет приведенным полномочием региональное управление Роспотребнадзора.
Между тем в соответствии с законодательством составлять указанную характеристику условий труда вправе центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
ВС РФ счел положения законными и указал следующее.
Исходя из законодательства, когда устанавливается предварительный диагноз - острое профзаболевание (отравление), учреждение здравоохранения обязано немедленно сообщить об этом в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
После этого названный центр выясняет обстоятельства и причины возникновения заболевания. По результатам составляется санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника. Она направляется в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства (или прикрепления) данного лица.
Указанные центры ранее (до октября 2005 г.) входили в санитарно-эпидемиологическую службу России и осуществляли государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Затем в результате реформирования эти центры были реорганизованы.
На их базе созданы федеральные госучреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии (подведомственные Роспотребнадзору). Последние не наделены правом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Они обеспечивают деятельность органов, обладающих подобной компетенцией, т. е. региональных управлений Роспотребнадзора и их структурных подразделений.
Поэтому нет оснований, чтобы признать оспариваемый акт недействующим.
Решение Верховного Суда РФ от 12 марта 2013 г. N АКПИ13-57
Текст решения официально опубликован не был