Решение Верховного Суда РФ от 13 марта 2013 г. N АКПИ13-56
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18 июня 2013 г. N АПЛ13-236 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре Ивашовой О.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шапошникова С.Л. о признании частично недействующими пункта 44, подпунктов "а" и "б" пункта 47 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, подпункта "в" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, установил:
пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Постановление), устанавливает, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам.
Пункт 47 Правил определяет, что в случае, указанном в пункте 46 Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан:
а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды;
б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" данного пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Подпункт "в" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг (далее - Изменения), утвержденных Постановлением, предусматривает, что в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", пункт 22 излагается в следующей редакции:
"22. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета."
Шапошников С.Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных нормативных правовых предписаний в той части, в которой они возлагают на нанимателя жилого помещения по договору социального найма обязанность по оплате коммунальных услуг, потребленных на общедомовые нужды многоквартирного дома. Заявитель считает, что Постановление в оспариваемой части противоречит пункту 1 статьи 9, пункту 1 статьи 17, пункту 1 статьи 49, статьям 124 и 210, пункту 3 статьи 308, пункту 1 статьи 544, пункту 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30, части 2 статьи 39, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что согласно федеральному законодательству потребитель коммунальных услуг, в том числе наниматель жилого помещения по договору социального найма, вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. В связи с этим оспариваемые нормативные положения не нарушают прав, свобод и законных интересов заявителя.
Выслушав объяснения Шапошникова С.Л., представителей заинтересованного лица Русских Е.Е., Гереева М.Г., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Во исполнение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило оспариваемое в части Постановление. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 2011 г., N 22 и в "Российской газете" 1 июня 2011 г.
Правила, согласно содержанию пункта 1, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пункт 2 Правил раскрывает содержание используемого в данных Правилах понятия "потребитель" как лица, пользующегося на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющего коммунальные услуги.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме (часть 2 статьи 61); вводит обязанность нанимателя жилого помещения по договору социального найма своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 3 статьи 67); предусматривает одинаковую структуру платы за коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, и собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 3 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 154).
Части 6.3 и 7.1 статьи 155 данного Кодекса предписывают, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно равным образом как для собственника, так и для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 157 названного Кодекса изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги, которая в соответствии с частью 1 этой статьи рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из содержания приведенных норм следует, что состав платы за коммунальные услуги определяется федеральным законодателем для собственника и нанимателя жилого помещения по договору социального найма по одинаковым правилам и не зависит от оснований пользования жилым помещением.
Пункт 2 Правил, который заявителем не оспаривается, закрепляет понятие "коммунальные услуги" как осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В силу пункта 4 Правил подача коммунального ресурса в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, наряду с их подачей в жилые и нежилые помещения включена в содержание коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению, которые могут быть предоставлены потребителю в этом доме.
Таким образом, наниматель жилого помещения по договору социального найма, приобретая право пользования общим имуществом многоквартирного дома, обязан в силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, составной частью которой является плата за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, с момента заключения такого договора (часть 1, пункт 1 части 2), в котором согласно подпункту "а" пункта 11 Правил определяются условия предоставления коммунальных услуг.
С учетом изложенного оспариваемые нормативные предписания в той части, в которой данные нормы, закрепляя способ расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, распространяются на нанимателей жилого помещения по договору социального найма и предусматривают исполнение ими обязанности произвести оплату этой услуги, действующему федеральному законодательству не противоречат.
Ссылка заявителя на часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 названного выше Кодекса ошибочна, поскольку обязательство нанимателя по оплате за коммунальную услугу на общедомовые нужды возникает в силу приведенных выше норм жилищного законодательства.
Часть 4 статьи 155 этого Кодекса, на которую ссылается заявитель, регулирует отношения, связанные с порядком внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, платы за коммунальные услуги, однако не определяет структуру и способ расчета размера этой платы, не отменяет права наймодателя жилого помещения по договору социального найма требовать своевременного внесения платы за коммунальные услуги (часть 1 статьи 65, части 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации) и в силу этого не может являться основанием для признания недействующими оспариваемых заявителем положений.
Необоснованны и ссылки заявителя на подпункт "з" пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315, закрепляющего обязанность нанимателя своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за жилое помещение и коммунальные услуги по утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам и тарифам и устанавливающего ответственность нанимателя за неисполнение данной обязанности. Данная норма содержит императивное предписание о том, что уплата нанимателем наймодателю пени в размере, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, не освобождает нанимателя от уплаты причитающихся платежей, в том числе и за коммунальные услуги.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемых нормативных предписаний пункту 1 статьи 9, пункту 1 статьи 17, пункту 1 статьи 49, статьям 124 и 210, пункту 3 статьи 308, пункту 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации не основаны на содержании этих норм, имеющих иной предмет регулирования.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1-3 статьи 685 данного Кодекса. Другие положения указанного Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Жилищный кодекс Российской Федерации содержит аналогичные положения о передаче гражданину (нанимателю) жилого помещения во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим Кодексом (часть 1 статьи 60), и относит предоставление коммунальных услуг к предмету жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4).
Таким образом, в сфере регулирования отношений, вытекающих из договора социального найма жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, приоритет имеют нормы жилищного законодательства. Принимая во внимание, что размер платы за коммунальные услуги и структура этой платы, обязанности по ее внесению установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, приведенные заявителем нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Способы расчета платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды, определенные оспариваемыми нормативными положениями, основаны на использовании показаний приборов учета, предусмотренных статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем эти положения не могут противоречить требованиям этой статьи.
Пункт 47 Правил основан на закрепленном в статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации общем принципе, согласно которому оплата производится за фактически потребленные ресурсы на основании данных приборов учета и, устанавливая случаи, когда плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды не начисляется, не может нарушать права заявителя. Содержание оспариваемого пункта является определенным и не вызывает неясностей при его применении.
С учетом изложенного Постановление в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Шапошникова С.Л. о признании частично недействующими пункта 44, подпунктов "а" и "б" пункта 47 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, подпункта "в" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.А. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 13 марта 2013 г. N АКПИ13-56
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18 июня 2013 г. N АПЛ13-236 настоящее решение оставлено без изменения