Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза
2008/96/EC от 19 ноября 2008 г.
об управлении безопасностью автодорог*(1)
Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества и, в частности, Статьей 71(1)(с) Договора,
Учитывая предложение Европейской Комиссии,
Учитывая заключение Европейского Комитета по социальным и экономическим вопросам*(2),
После консультации с Комитетом регионов,
Действуя в соответствии с установленной Статьей 251 Договора процедурой*(3),
Принимая во внимание, что:
(1) Трансъевропейская сеть дорог, как она определена Решением 1692/96/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 23 июля 1996 г. о Руководстве Сообщества по развитию трансъевропейской транспортной сети*(4), играет первостепенную роль для развития европейской интеграции и единства, а также для обеспечения высокого уровня жизни. В первую очередь, необходимо гарантировать высокий уровень безопасности.
(2) В "Белой книге" от 12 сентября 2001 г. "Европейская транспортная политика на 2010 год: время решать" Европейская Комиссия обосновала необходимость проведения оценок влияния на уровень безопасности, а также поведения проверок безопасности дорог для выявления тех мест на дорогах на территории Сообщества, где наиболее часто происходят дорожно-транспортные происшествия, и устранения причин такой концентрации. В указанном документе также ставится задача уменьшения числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях в два раза за период 2001 - 2010 гг.
(3) В Сообщении от 2 июня 2003 г. "План действий по обеспечению безопасности на европейских дорогах: уменьшение числа пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в Европейском Союзе в два раза к 2010 г. - общая ответственность" Европейская Комиссия назвала развитие дорожной инфраструктуры третьей основой политики по обеспечению безопасности дорог и подчеркнула, что оно может внести существенный вклад в выполнение поставленной Европейской Комиссией задачи по уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий.
(4) За последние несколько лет была существенным образом усовершенствована конструкция транспортных средств (меры безопасности, разработка и применение современных технологий), что привело к уменьшению числа погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Для выполнения поставленной на период до 2010 года задачи необходимо принимать меры и в других областях. Управление безопасностью дорог может быть значительным образом усовершенствовано, и эту возможность необходимо использовать.
(5) Установление соответствующих процедур является важным инструментом для повышения безопасности автодорог трансъевропейской сети. Оценка влияния на безопасность дорог должна на стратегическом уровне демонстрировать то воздействие, которое будет оказывать на уровень безопасности автодорог внедрение различных планов развития инфраструктуры и должна приниматься во внимание при выборе маршрутов. Результаты таких оценок могут отражаться в ряде документов. Кроме того, проверки безопасности дорог должны детально анализировать положения проектов по развитию дорожной инфраструктуры, которые могут негативно сказаться на безопасности дорог. Поэтому представляется целесообразным разработать процедуры проведения указанных оценок и проверок с целью повышения безопасности трансъевропейской дорожной сети. Такие процедуры не должны использоваться в отношении дорожных туннелей, поскольку последние подпадают под действие Директивы 2004/54/ЕС 29 Европейского парламента и Совета ЕС от 29 апреля 2004 г. о минимальных требованиях к безопасности туннелей трансъевропейской дорожной сети*(5).
(6) Некоторые государства-члены ЕС уже располагают налаженными системами управления безопасностью автодорог. Они должны и впредь иметь возможность применять свои методы в той мере, в какой это отвечает целям настоящей Директивы.
(7) Важную роль в повышении безопасности автодорог в Европейском Союзе играют научные исследования. Разработка систем измерения и методологии (в том числе телематика) и распространение результатов исследований являются неотъемлемой частью процесса повышения уровня безопасности автодорог.
(8) Уровень безопасности существующих автодорог может быть повышен с помощью выделения целевого финансирования для тех участков, где происходит наибольшее число дорожно-транспортных происшествий и/или где наиболее высок потенциал уменьшения их числа. Для обеспечения соответствующего поведения водителей на дороге и более четкого соблюдения ими правил дорожного движения, в первую очередь, скоростных ограничений, до сведения водителей должна доводиться информация об участках дорог, где происходит особенно много дорожно-транспортных происшествий.
(9) Внедрение системы рейтингов безопасности автодорог внутри сети будет иметь значительный эффект непосредственно после применения такой меры. После выявления участков дорог с наибольшим числом дорожно-транспортных происшествий и принятия необходимых мер более важную роль начнут играть регулярные инспекции безопасности дорог в качестве превентивной меры. Регулярные инспекции являются действенным средством предотвращения опасности для всех категорий пользователей автодорог, в том числе наиболее уязвимых. Это справедливо и в отношении участков автодорог, на которых ведутся ремонтные работы.
(10) Должная осведомленность сотрудников, на практике отвечающих за безопасность дорог, может быть обеспечена их соответствующей подготовкой и аттестацией в рамках разработанных государствами-членами ЕС программ подготовки и процедур аттестации.
(11) С целью повышения безопасности автодорог в Европейском Союзе необходимо обеспечить более регулярный и полный обмен успешным опытом между государствами-членами ЕС.
(12) Для обеспечения высокого уровня безопасности автодорог на территории Европейского Союза государствам-членам ЕС следует ввести в действие руководства по управлению безопасностью автодорог. Доведение этих руководств до Европейской Комиссии и регулярное предоставление отчетов об их имплементации должны создать условия для постоянного повышения уровня безопасности автодорог на уровне Сообщества, а также стать основой развития более эффективной системы в будущем. Предоставление отчетов о принятых мерах, кроме того, даст остальным государствам-членам возможность определять наиболее эффективные из них, а сбор данных до и после очередного отчета позволит также выбрать наиболее эффективные меры для принятия в будущем.
(13) Положения настоящей Директивы о финансировании системы безопасности автодорог должны распространяться на права государств-членов ЕС финансировать обслуживание дорог без какого-либо ущерба для этих прав.
(14) Поскольку цель настоящей Директивы, а именно установление процедур для обеспечения высокого уровня безопасности всей трансъевропейской сети автомобильных дорог, не может быть на должном уровне достигнута государствами-членами ЕС самостоятельно и может поэтому, по причине масштаба и результата действий, быть эффективнее достигнута на уровне Сообщества, Сообщество может принимать меры в соответствии с принципом субсидиарности, закрепленным Статьей 5 Договора. Согласно принципу пропорциональности, установленному указанной Статьей, настоящая Директива не выходит за пределы того, что необходимо для достижения поставленной цели.
(15) Меры, необходимые для имплементации настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением 1999/468/EC Совета ЕС от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуру осуществления полномочий, которыми наделена Европейская Комиссия*(6).
(16) В частности, Европейская Комиссия должна обладать полномочиями по установлению критериев, необходимых для улучшения деятельности, направленной на управление качеством автодорог, и по внесению изменений в приложения по мере появления новых достижений технического прогресса. Поскольку указанные меры являются мерами общего характера и разработаны с целью внесения изменений в несущественные элементы настоящей Директивы, inter alia путем ее дополнения новыми несущественными элементами, они должны быть приняты в соответствии с регулятивной процедурой с проверкой, предусмотренными Статьей 5а Решения 1999/468/EC.
(17) Создание достаточного количества придорожных парковочных мер имеет большое значение не только для предотвращения преступлений, но и для обеспечения дорожной безопасности. Места для парковок позволяют водителям отдыхать по мере необходимости и не терять концентрацию во время движения. Поэтому создание достаточного числа парковочных мест должно стать неотъемлемой частью системы управления безопасностью автодорог.
(18) В соответствии с пунктом 34 Межинституционального соглашения о совершенствовании законодательной работы*(7) поощряется разработка государствами-членами для собственного пользования, равно как и в интересах Сообщества, собственных таблиц, демонстрирующих, насколько это возможно, корреляцию между настоящей Директивой и мерами государств-членов ЕС по преобразованию в национальное право, а также и публикация,
приняли настоящую Директиву:
Совершено в Страсбурге 19 ноября 2008 г.
От имени Европейского парламента
Председатель
H.-G. POTTERING
От имени Совета ЕС
Председатель
J.-P. JOUYET
_____________________________
*(1) Directive 2008/96/EC of the European Parliament and of the Council of 19 November 2008 on road infrastructure safety management. Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 319, 29.11.2008, стр. 59.
*(2) ОЖ N C N 168, 200.7.2007, стр. 71.
*(3) Заключение Европейского парламента от 19 июня 2008 г. (еще не опубликовано в ОЖ) и Решение Совета ЕС от 20 октября 2008 г.
*(4) ОЖ N L N 228, 9.9.1996, стр. 1.
*(5) ОЖ N L 167, 30.4.2004, стр. 39.
*(6) ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23.
*(7) ОЖ N C 321, 31.12.2003, стр. 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2008/96/EC от 19 ноября 2008 г. об управлении безопасностью автодорог
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Перевод - Шураева А.В.
Настоящая Директива вступает в силу на 20-ый день после ее опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза
Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном Журнале N L 319, 29.11.2008, стр. 59.