Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Поддержка Европейского Союза в рамках имплементации Стратегии ЕС против распространения оружия массового уничтожения, а также Общей позиции 2003/805/ОВПБ Совета ЕС
1. ЗАДАЧИ
Европейский Союз является пропагандистом идеи нераспространения баллистических ракет (Стратегия ЕС по борьбе с распространением оружия массового уничтожения от 12 декабря 2003 г.; Общая позиция 2003/805/ОВПБ Совета ЕС от 17 ноября 2003 г. по вопросам универсализации и укрепления многосторонних договоренностей в области нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; "Новые направления действий Европейского Союза в борьбе с распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки" от 8 декабря 2008 г.; поддержка Европейским Союзом резолюции СБ ООН 1540 (2004), а также подтверждающей ее резолюции СБ ООН 1977 (2010)).
Союз решительно поддерживает Гаагский Кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет ("Кодекс" или "HCoC") с момента его создания и выражает озабоченность постоянным распространением баллистических ракет. Европейский Союз определяет Кодекс как важный многосторонний документ, направленный на пресечение распространения баллистических ракетных систем и связанных с ними технологий посредством транспарентности и осуществления мер доверия. Все государства-члены Европейского Союза присоединились к Кодексу и добросовестно его имплементируют.
Союз предпринял попытку устранения пробелов в имплементации и универсализации Кодекса путем организации семинара для стран-участниц Кодекса и стран, его не подписавших, во время ежегодного совещания в 2007 г.
Воодушевленный итогами этого семинара, Европейский Союз продолжил инициативу и сосредоточил внимание на следующих аспектах Кодекса:
- универсализация Кодекса;
- имплементация Кодекса;
- повышение качества и улучшение функционирования Кодекса.
Это нашло выражение в Решении 2008/974/ОВПБ Совета ЕС от 18 декабря 2008 г. и позволило разработать ряд инициатив в поддержку HCoC, включая:
- разработку веб-сайта, специально посвященного безопасности;
- организацию нескольких дополнительных мероприятий в Вене и Нью-Йорке, направленных на пропаганду Кодекса среди стран, не являющихся его участниками;
- информационные семинары для стран Африки и Ближнего Востока в Париже;
- посещение наблюдателями космодрома Куру во Французской Гвиане, с которого осуществляется пуск спутников с ракетоносителями на борту;
- подготовку документов формата "пища для размышлений".
Вышеуказанное Решение способствовало повышению осведомленности о Кодексе и продвижению его идеи в третьих странах и было поддержано Коста-Рикой, Венгрией, Францией и Румынией в период их председательства в HCoC. Кроме того, повышая значимость HCoC, это Решение тем самым способствовало присоединению к Кодексу новых членов.
С учетом достигнутых результатов, а также в связи с продолжающимся распространением баллистических ракет, способных доставлять WMD, что не может не являться причиной растущей обеспокоенности международного сообщества, в особенности это касается текущих программ на Ближнем Востоке, в Северо-Восточной и Южной Азии, в том числе Иране и КНДР, будут осуществлены следующие меры:
- поддержка HCoC;
- поддержка нераспространения баллистических ракет;
- организация информационно-пропагандистских мероприятий, связанных с HCoC и нераспространением баллистических ракет.
Выходя за пределы единственного способа содействия Кодексу путем присоединения к нему, настоящее Решение способствует углублению международной дискуссии по вопросам распространения ракет, а также привлечению к участию новых региональных областей и сообществ.
2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТОВ
2.1. Проект 1: Поддержка HCoC
2.1.1. Задачи проекта
Кодекс является важным инструментом для сдерживания распространения баллистических ракет и связанных с ними технологий на основе укрепления мер доверия и транспарентности. Однако требуется многое сделать для его поддержки, в частности, в целях:
- содействия универсализации Кодекса и, в частности, содействия подписанию Кодекса всеми странами, обладающими ракетными технологиями;
- содействия имплементации Кодекса во всех его аспектах;
- повышения известности Кодекса, в частности, в связи с десятой годовщиной его подписания.
2.1.2. Описание проекта
Проект предусматривает три вида мероприятий:
(a) подготовка и издание "приветственного пакета" документов в виде печатного буклета и компакт-диска или на документов на USB-накопителе для информационно-просветительской деятельности среди не подписавших Кодекс государств, одновременно напоминающего об обязательствах государствам-участникам. Данные документы также будут доступны в сети Интернет, включая всю необходимую информацию о Кодексе и соответствующих пунктах связи.
(b) Поддержка обеспечения HCoC информационными и коммуникационными механизмами с использованием сети Интернет (электронный Центр прямых контактов - e-ICC*(4)), в том числе путем технического усовершенствования данного веб-сайта в сотрудничестве с австрийским Министерством иностранных дел.
(c) Организация празднования 10-й годовщины HCoC. Финансовую поддержку мероприятий по празднованию этого юбилея будет осуществлять организация, ответственная за имплементацию. В первую очередь планируется проведение международной конференции зимой 2012 - 2013 г., место проведения - Гаага, Нью-Йорк либо Вена (точнее будет определено совместно HR и государствами-членами ЕС, в рамках соответствующей Рабочей группы Совета ЕС).
2.1.3. Ожидаемые результаты проекта
- Использование "приветственного пакета" в процессе руководства HCoC Австрийским Секретариатом (Центром прямых контактов - ICC), Союзом и другими партнерами в их пропагандистской деятельности по мере необходимости.
- Широкое распространение "приветственного пакета" документов при проведении различных мероприятий.
- Дальнейшее развитие и модернизация специального веб-сайта HCoC.
- Привлечение международного внимания к HСoC путем организации на его десятую годовщину различных международных мероприятий.
2.1.4. Бенефициары проекта
Бенефициарами проекта являются как государства-участники HCoC, так и государства, его не подписавшие.
2.2. Проект 2: Поддержка нераспространения баллистических ракет
2.2.1. Цель проекта
Помимо рамок HCoC, продолжающееся распространение баллистических ракет, способных доставлять WMD, представляет собой причину растущей обеспокоенности международного сообщества, в особенности это касается текущих программ на Ближнем Востоке, в Северо-Восточной и Южной Азии, в том числе, в Иране и КНДР.
Данный проект поддержит целый ряд мероприятий по борьбе с распространением баллистических ракет. В частности, речь идет о мероприятиях, направленных на повышение осведомленности о соответствующей угрозе, на наращивание усилий по повышению эффективности многосторонних документов, на меры по поддержке инициатив в отношении решения конкретных проблем, на помощь всем заинтересованным странам в укреплении национальных режимов экспортного контроля.
2.2.2. Описание проекта
Проект предусматривает три типа мер:
(a) издание пакета документов формата "пища для размышлений". Возможные темы для включения:
- юридически обязательные меры в отношении баллистических ракет типа "земля-земля" ближней и средней дальности;
- дальнейшие многосторонние меры по предотвращению угрозы ракетного распространения, меры по содействию усилиям в области ракетного разоружения, в особенности возможные меры по укреплению доверия;
- механизмы контроля экспорта и транзита;
(b) организация трех занятий по повышению информированности о технологиях двойного назначения и вопросах обмена знаниями с целью предотвращения применения таких технологий в области баллистических ракет. Такие занятия позволят учесть тенденции обмена ракетными технологиями и способы предотвращения его на ранней стадии. Для этого FRS должен будет провести три семинара для специалистов из научных, космических и отраслевых сообществ государств-участников HCoC, а также государств, его не подписавших;
(c) целевые экспертные миссии в страны, не входящие в Союз. В сотрудничестве с Центрами передового опыта Европейского Союза в намеченных странах будут осуществляться полевые миссии при участии двух экспертов в области ракетного нераспространения. Возможные направления деятельности могут включать, не ограничиваясь, Малайзию, ОАЭ, Китай, Южную Африку, Индию, Бразилию, Таиланд и Мексику. Окончательный список государств будет определяться совместно с Европейской службой внешних действий (EEAS)*(5), так же как и возможность совместного информационно-пропагандистского демарша с Комитетом 1540 ООН.
2.2.3. Ожидаемые результаты проекта
- Содействие ракетному нераспространению;
- Содействие многосторонним усилиям по сдерживанию ракетного распространения, в том числе и HCoC;
- Поощрение обсуждения любых новых инициатив, направленных на борьбу с распространением ракетных технологий;
- Повышение информированности о технологиях двойного назначения и вопросах обмена знаниями с целью предотвращения применения таких технологий в области баллистических ракет путем проведения соответствующих занятий.
2.2.4. Бенефициары проекта
Издание документов формата "пища для размышлений" направлено в первую очередь на пользу Союза и Государств-членов ЕС; вопрос их более широкого распространения будет решаться совместно HR и Государствами-членами ЕС в рамках соответствующей Рабочей группы Совета ЕС. Окончательное Решение будет основано на предложениях организации, ответственной в соответствии со Статьей 2(2) за техническую реализацию.
Занятия по повышению информированности для представителей научных, космических и отраслевых сообществ станут возможностью для привлечения более широких кругов специалистов, в том числе космической и ракетной отраслей.
Целевые экспертные миссии будут ориентированы преимущественно на государства, не являющиеся участниками Кодекса, или на регионы, играющие важную роль в передаче технологий и осуществлении космической деятельности.
2.3. Проект 3: Организация информационно-пропагандистских мероприятий в поддержку HCoC и нераспространения баллистических ракет
2.3.1. Цель проекта
Этот проект позволит повысить уровень осведомленности о нераспространении ракетных технологий и о HCoC путем организации ряда мероприятий, направленных на привлечение государств не являющихся участниками Кодекса. С этой целью при участии делегаций ООН в Вене, Женеве и Нью-Йорке будут проведены соответствующие мероприятия.
2.3.2. Описание проекта
Проект предполагает проведение двух типов мероприятий:
(а) финансирование шести информационно-пропагандистских мероприятий в поддержку HCoC и нераспространения баллистических ракет, которые состоятся в трех городах:
- в Нью-Йорке, во время работы Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН или сессии Предварительного комитета Конференции Договора о нераспространении ядерного оружия;
- в Женеве, в рамках проведения Конференции по разоружению;
- в Вене, на базе HCoC, Комитета по использованию космического пространства в мирных целях (COPUOS)*(6) или иного специализированного органа ООН в Вене.
Эти мероприятия могут проводиться в различных форматах:
- семинары с участием специалистов из миссий ООН в Нью-Йорке, Женеве и Вене, где будут заслушаны выбранные докладчики и должностные лица Европейского Союза, всего не более 80 участников;
- закрытые обеды или ужины, направленные на встречи старших должностных лиц из определенных стран с высокопоставленным представителем ЕС и экспертами.
С этой целью учреждение, ответственное за техническую реализацию, для каждого мероприятия будет предлагать HR соответствующий список государств, в том числе государств, не подписавших Кодекс. Это позволит привлечь к участию во встречах высокопоставленных представителей, занимающихся вопросами нераспространения;
(b) финансирование трех региональных информационных семинаров, которые могут быть проведены в Латинской Америке (например, Чили, Мексике, Аргентине или Бразилии), на Ближнем Востоке (например, в странах Персидского залива, ОАЭ или Иордании) и в Азии (например, в Сингапуре или Вьетнаме). Выбор места проведения будет определяться по договоренности с HR, в тесном сотрудничестве с государствами-членами ЕС в рамках работы соответствующей Рабочей группы Совета ЕС.
Семинары будут посвящены тенденциям распространения ракетных технологий с акцентом на региональные проблемы, а также привлечению внимания к HCoC и практической информации о статусе государства-участника Кодекса.
2.3.3. Ожидаемые результаты проекта
- Повышение информированности о тенденциях распространения ракетных технологий и, в частности, о Кодексе поведения по предотвращению распространения баллистических ракет (HCoC), в отношении государств, не являющихся участниками Кодекса, а также содействие обсуждению дальнейших усилий в области ракетного нераспространения;
- Содействие дискуссии о дальнейших инициативах в рамках Союза и за его пределами;
- Повышение внимания к идее ракетного распространения как стратегической задаче.
2.3.4. Бенефициары проекта
Данные мероприятия направлены главным образом на государства, не являющиеся участниками Кодекса, хотя по политическим причинам также могут быть задействованы его государства-участники. Участниками семинаров должны стать в первую очередь правительственные эксперты и старшие должностные лица.
Окончательный выбор государств-бенефициаров будет определяться по договоренности с HR, в тесном сотрудничестве с государствами-членами ЕС в рамках работы соответствующей Рабочей группы Совета ЕС. Окончательное Решение будет основано на предложениях организации, ответственной в соответствии со Статьей 2(2) за техническую реализацию.
3. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ
Предполагаемый общий срок реализации проектов составляет 24 месяца.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ
Техническая реализация проектов поручена FRS. Данной организацией должны быть подготовлены:
(a) ежеквартальные отчеты о ходе реализации проектов;
(b) итоговый отчет, в срок не позднее месяца после окончания реализации проектов.
Отчеты должны быть направлены HR.
FRS обязан также обеспечить информирование о характере участия в проектах Европейского Союза в соответствии с размером такого участия.
5. СТОРОННИЕ УЧАСТНИКИ
Указанные проекты будут финансироваться в полном объеме в соответствии с настоящим Решением. Эксперты из государств-участников Кодекса и государств, его не подписавших, могут рассматриваться как сторонние участники, но должны работать в соответствии со стандартными правилами FRS.
<< Статья 5 Статья 5 |
||
Содержание Решение Совета Европейского Союза 2012/423/ОВПБ от 23 июля 2012 г. о поддержке нераспространения баллистических ракет в рамках... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.