Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2010/30/ЕС от 19 мая 2010 г.
относительно указания в маркировке продукции, связанной с энергопотреблением, информации о потреблении энергии и других ресурсов*(1) (в новой редакции)
(Действие Директивы распространяется на Европейское экономическое пространство)
(Текст в редакции Директивы 2012/27/EС Европейского парламента и Совета ЕС от 25 октября 2012 г.*(2))
Регламентом Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2017/1369 от 4 июля 2017 г. настоящая Директива отменена с 1 августа 2017 г.
О внесении изменений в настоящую Директиву см. Директиву Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2012/27/ЕС от 25 октября 2012 г.
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза, и, в частности, его Статьей 194(2),
Руководствуясь предложением Европейской Комиссии,
Руководствуясь заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(3),
После проведения консультаций с Комитетом регионов,
Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой*(4),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Директива 92/75/EЭC Совета ЕС от 22 сентября 1992 г. об указании в маркировке бытовой техники информации о потреблении энергии и других ресурсов*(5) была существенно изменена*(6). Поскольку в дальнейшем планируется внесение новых поправок, в интересах ясности целесообразно изложить данный документ в новой редакции.
(2) Сфера применения Директивы 92/75/EЭC ограничивается бытовой техникой. В Сообщении Европейской Комиссии от 16 июля 2008 г., посвященном Плану действий, направленному на достижение устойчивого потребления, производства и рациональной промышленной политики, указано, что распространение действия Директивы 92/75/EЭC на продукцию, связанную с энергопотреблением и оказывающую прямое и опосредованное воздействие на потребление электроэнергии в ходе её эксплуатации, может усилить возможную синергию между существующими законодательными актами, в частности, это касается Директивы 2009/125/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 21 октября 2009 г. о введении правового регулирования для установления требований экодизайна к энергопотребляемой продукции*(7). Настоящая Директива не должна наносить ущерба применению Директивы 2009/125/EC. Она наряду с упомянутой Директивой и другими актами Союза формирует более обширную нормативно-правовую базу, и с точки зрения целостного подхода ее введение приведет к дополнительному сбережению энергии и благоприятным экологическим последствиям.
(3) В Заключениях председателя Европейского совета от 8 и 9 марта 2007 г. подчеркивается необходимость повышения энергоэффективности в Союзе с целью снижения потребления энергии на 20% к 2020 г., определяются задачи развития возобновляемых источников энергии и сокращения выбросов парниковых газов в масштабах Союза и содержится призыв к обстоятельной и быстрой имплементации указаний по ключевым направлениям, обозначенным в Сообщении Европейской Комиссии от 19 октября 2006 г., озаглавленном: "План действий по повышению энергоэффективности: реализация потенциала". В данном плане особо отмечены огромные возможности энергосбережения, связанные с сектором "продукция".
(4) Повышение эффективности продукции, связанной с энергопотреблением, обусловленное способностью потребителя осуществить информированный и обоснованный выбор, принесет пользу экономике Европейского Союза в целом.
(5) Предоставление точной, существенной и сопоставимой информации об удельном расходе электроэнергии должно повлиять на выбор конечного покупателя в пользу продукции, которая потребляет меньше энергии и других ресурсов либо опосредованно влияет на их меньшее потребление. Подобная ситуация натолкнет производителей на принятие мер по сокращению потребления энергии и других ресурсов производимой ими продукцией. Также косвенно это поспособствует эффективному использованию упомянутой продукции и внесет вклад в достижение 20% энергоэффективности в ЕС. В отсутствие данной информации рыночные силы сами по себе не смогут привести к рациональному использованию энергии и иных ресурсов.
(6) Необходимо напомнить, что действующее национальное законодательство и законодательство Союза наделяют потребителей определенными правами, связанными с приобретением продукции, включая вправо на компенсацию либо обмен продукции.
(7) Европейской Комиссии необходимо предоставить приоритетный перечень продукции, связанной с энергопотреблением, который будет подпадать под действие акта делегированного законодательства в соответствии с настоящей Директивой. Подобный список может быть включен в Рабочий план, предусмотренный Директивой 2009/125/EC.
(8) Информация играет ключевую роль в воздействии рыночных сил, и потому надлежит ввести единое обозначение продукции одного типа, что позволит предоставить потенциальным покупателям дополнительную стандартную информацию об энергозатратности продукции и потреблении ею других ресурсов, а также поможет довести упомянутые сведения до конечных пользователей, не обладающих возможностью увидеть саму продукцию в том виде, в котором она была представлена к продаже, и, соответственно, маркировку на ней. В целях эффективности и результативности обозначение должно быть простым, кратким и легко узнаваемым конечными пользователями. В связи с этим необходимо придерживаться существующей формы обозначения информации как основного способа информирования потребителей об энергоэффективности продукции. Информация об энергопотреблении и другая информация о продукции должна приводиться в соответствии с гармонизированными стандартами и методами.
(9) Как указано в Оценке воздействия Европейской Комиссии, сопровождающей предложение по настоящей Директиве, схема обозначения энергоэффективности была использована в качестве модели в разных странах по всему миру.
(10) Государства-члены ЕС должны регулярно отслеживать исполнение настоящей Директивы и включать соответствующую информацию в отчет, который в соответствии с настоящей Директивой они обязаны представлять Европейкой Комиссии каждые четыре года, уделяя при этом особое внимание ответственности поставщиков и торговых агентов.
(11) Регламент (EC) 765/2008 Европейского парламента и Совета ЕС от 9 июля 2008 г., устанавливающий требования к аккредитации и надзору за продукцией, размещаемой на рынке*(8), содержит общие положения относительно рыночного надзора за размещением продукции. В целях разрешения задач, поставленных указанным Регламентом, Директивой предусматриваются более конкретные положения по данному вопросу, согласующиеся с Регламентом (EC) 765/2008.
(12) Применение полностью добровольной схемы приведет к тому, что только часть продукции будет промаркирована и сопровождена стандартными сведениями, при этом некоторые конечные пользователи могут быть дезинформированы и введены в заблуждение. При существующей схеме вся рассматриваемая продукция будет содержать информацию о потреблении энергии и других существенных ресурсов, указанную путем маркировки либо включения в справочный информационный материал.
(13) В ходе эксплуатации продукция, связанная с потреблением энергии, оказывает прямое и опосредованное воздействие на потребление множества разнообразных форм энергии, самые важные из которых - газ и электричество. Таким образом, настоящая Директива должна распространяться на продукцию, связанную с потреблением энергии, влияющую на расход любых видов энергии в ходе её эксплуатации.
(14) Продукция, связанная с потреблением энергии, эффективность которой с существенной вероятностью может быть повышена, а эксплуатация оказывает прямое и опосредованное воздействие на потребление энергии и, где уместно, других существенных ресурсов, при условии, что предоставление информации путем маркировки подтолкнет конечного покупателя к выбору более эффективной продукции, должна подпадать под действие акта делегированного законодательства.
(15) В целях выполнения задач Европейского Союза, связанных с климатическими изменениями и энергетической безопасностью, а также учитывая дальнейший долгосрочный рост общего объема потребляемой продукцией энергии, актами делегированного законодательства, принимаемыми в соответствии с настоящей Директивой, при необходимости может вводиться правило о том, чтобы при маркировке отдельно выделялись сведения о высоком уровне энергопотребления продукции.
(16) Ряд государств-членов ЕС придерживаются политики государственных закупок на местах, требующей, чтобы государственные заказчики приобретали энергоэффективную продукцию. Часть государств-членов ЕС проводят мероприятия стимулирующего характера, связанные с энергосберегающей продукцией. Критерии, установленные для продукции, приобретаемой в рамках закупок либо поощряемой в ходе упомянутых мероприятий, могут варьироваться в зависимости от государства-члена ЕС. Распределение продукции по классам эффективности, как это сделано в актах делегированного законодательства в соответствии с настоящей Директивой, поможет уменьшить разрозненность при бюджетных закупках и применении мер стимулирования, а также поспособствует приобретению эффективной продукции.
(17) Меры стимулирования, применяемые государствами-членами ЕС в целях продвижения эффективной продукции, приравниваются к государственной помощи. Настоящая Директива должна действовать без ущерба результатам любой будущей государственной помощи, оказываемой согласно Статьям 107 и 108 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU) в рамках упомянутых мер, а также не должна затрагивать налоговые и финансовые вопросы. Государства-члены ЕС свободны в выборе мер стимулирования.
(18) Продвижение энергоэффективной продукции, осуществляемое путем нанесения маркировки, применения мер стимулирования и проведения государственных закупок, не должно наносить ущерба ни экологическим показателям в целом, ни функционированию подобной продукции.
(19) Европейская Комиссия уполномочена принимать акты делегированного законодательства согласно Статье 290 TFEU относительно указания в маркировке продукции, связанной с энергопотреблением, информации о потреблении энергии и других существенных ресурсов в ходе эксплуатации. Особенно важным является проведение Европейской Комиссией необходимых консультаций в ходе подготовительных работ, в том числе на уровне экспертов.
(20) Европейской Комиссии надлежит регулярно представлять Европейскому парламенту и Совету ЕС обобщенные выводы, затрагивающие ЕС в целом и каждую страну в отдельности и сделанные по итогам отчетов, касающихся исполнительной деятельности и степени реализации, которые государства-члены ЕС подготовят в соответствии с настоящей Директивой.
(21) Европейская Комиссия несет ответственность за адаптацию классификации, приводимой на маркировке, с целью достижения прогнозируемости промышленности и понимания сведений со стороны потребителей.
(22) В различной степени для каждой отдельно взятой продукции техническое развитие и возможность дополнительной существенной экономии энергоресурсов могут вызвать необходимость в дальнейшей дифференциации продукции и заставить пересмотреть существующую классификацию. Подобный пересмотр может включать, в частности, изменение масштаба распространения. Если пересмотр касается продукции, которая в силу своих крайне инновационных свойств существенно влияет на экономию энергоресурсов, то он осуществляется настолько оперативно, насколько это возможно.
(23) В ходе осуществления Европейской Комиссией анализа достигнутых результатов и отчетов, посвященных имплементации Плана действий по устойчивому потреблению, производству и рациональной промышленной политике на 2012 г., ею, в частности, устанавливается необходимость в принятии дальнейших мер по улучшению энергоэффективности и экологических показателей продукции, в том числе inter alia рассматривается возможность предоставления потребителям информации об "углеродном следе" продукции либо ее воздействии на окружающую среду в течение жизненного цикла.
(24) Обязанность по преобразованию настоящей Директивы в национальное право распространяется на те положения, которые вносят существенные изменения по сравнению с Директивой 92/75/EЭC. Обязанность по преобразованию положений, являющихся неизменными, возникает из Директивы 92/75/EЭC.
(25) При имплементации положений настоящей Директивы государствам-членам ЕС необходимо удерживаться от принятия мер, возлагающих излишние обязательства и бюрократическое бремя на участников рынка, в частности, на предприятия малого и среднего бизнеса.
(26) Настоящая Директива действует без ущерба обязательствам государств-членов ЕС, связанным со сроками для преобразования в национальное право и применения Директивы 92/75/EЭC.
(27) В соответствии с пунктом 34 Межинституционального соглашения о совершенствовании законодательной работы*(9) государства-члены ЕС в собственных интересах и интересах Союза поощряются за составление таблиц, демонстрирующих корреляцию между настоящей Директивой и мерами по преобразованию в национальное право, и за их публикацию,
приняли настоящую Директиву:
Совершено в Страсбурге 19 мая 2010 г.
От имени Европейского парламента
Председатель
J. BUZEK
От имени Совета ЕС
Председатель
D. LУPEZ GARRIDO
_____________________________
*(1) Directive 2010/30/EU of the European Parliament and of the Council of 19 May 2010 on the indication by labelling and standard product information of the consumption of energy and other resources by energy-related products. (Text with EEA relevance). Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L N 153, 18.6.2010, стр. 1.
*(2) ОЖ N L 315, 14.11.2012, стр. 1.
*(3) ОЖ N C 228, 22.9.2009, стр. 90.
*(4) Позиция Европейского парламента от 5 мая 2009 г. (еще не опубликована в ОЖ), позиция Совета ЕС в первом чтении от 14 апреля 2010 г. (еще не опубликована в ОЖ), позиция Европейского парламента от 18 мая 2010 г. (еще не опубликована в ОЖ).
*(5) ОЖ N L 297, 13.10.1992, стр. 16.
*(6) См. Приложение I Часть A.
*(7) ОЖ N L 285, 31.10.2009, стр. 10.
*(8) ОЖ N L 218, 13.8.2008, стр. 30.
*(9) ОЖ N C 321, 31.12.2003, стр. 1.
*(10) Параграфы 1 и 2 Статьи 9 утрачивают силу с 5 июня 2014 г. в связи с принятием Директивы 2012/27/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 25 октября 2012 г. об энергетической эффективности, об изменении Директив 2009/125/EC и 2010/30/ЕС и отмене Директив 2004/8/EC и 2006/32/EC.
*(11) ОЖ N L 134, 30.4.2004 г., стр. 114.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2010/30/ЕС от 19 мая 2010 г. относительно указания в маркировке продукции, связанной с энергопотреблением, информации о потреблении энергии и других ресурсов (в новой редакции)
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Настоящая Директива вступает в силу на следующий день после публикации в Официальном Журнале Европейского Союза
Пункты (d), (g) и (h) Статьи 5 применяются с 31 июля 2011 г.
Перевод - Е.В. Бузанова
Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном Журнале N L N 153, 18.6.2010 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2012/27/ЕС от 25 октября 2012 г. об энергетической эффективности, об изменении Директив 2009/125/EC и 2010/30/ЕС и отмене Директив 2004/8/EC и 2006/32/EC
Изменения вступают в силу с 5 июня 2014 г.
Текст приводится без учета названных изменений