Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 апреля 2013 г. N 03-05-04-02/13163
Вопрос: 1. Может ли нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления, изменяющий Положение о земельном налоге, действующее на территории муниципального образования, вступать в силу со дня его официального опубликования, а не с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, как указано в п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если он принят исключительно с целью приведения изменяемого Положения в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу?
В частности, если нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления, принятый в конце января 2013 года, исключает из содержащегося в Положении о земельном налоге перечня объектов, не облагаемых земельным налогом, земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, ранее упомянутые в подпункте 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, признанном утратившим силу Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2013 года?
Согласно пункту 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, при определении перечня объектов, не облагаемых земельным налогом, отличающегося от установленного п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вышел за рамки своей компетенции.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Налогового кодекса Российской Федерации признание нормативного правового акта не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено указанным Кодексом. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.
Обладают ли представительные органы местного самоуправления правом на изменение по своей инициативе принятого ими нормативного правового акта о налогах и сборах с целью приведения его в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации (правом на исключение из нормативного правового акта о земельном налоге норм, установление которых не входило в его компетенцию, согласно ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации), и если да, то могут ли внесенные ими изменения вступать в силу со дня их официального опубликования?
2. С целью разработки проекта решения Совета депутатов города о земельном налоге на территории городского поселения Администрация города просит дать следующие разъяснения пункта 3 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Позволяют ли положения п. 3 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.11.2012 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") представительным органам муниципальных образований не устанавливать налоговую ставку по земельному налогу в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд?
Требуется ли в обязательном порядке определение размера ставки по земельному налогу в отношении вышеуказанных земельных участков в случае, если в нормативном правовом акте представительного органа местного самоуправления ставка в размере 0,3% кадастровой стоимости определена в отношении остальных перечисленных в подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации земельных участков, а ставка в размере 1,5% - в отношении прочих земельных участков?
Не будет ли нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления при неустановлении в нем налоговой ставки в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, находиться в противоречии с Налоговым кодексом Российской Федерации в рассматриваемой ситуации?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрены письма и сообщается следующее.
С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в главу 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающие налогообложение земельным налогом земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В соответствии со статьей 394 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2012 г. N 202-ФЗ) налоговые ставки, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований в отношении указанных земельных участков, не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 394 Налогового кодекса.
Таким образом, если иное не установлено нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, с 2013 года на территории этого муниципального образования налогообложение земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, осуществляется по налоговой ставке 0,3 процента кадастровой стоимости.
Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о земельном налоге должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. N 202-ФЗ и действовать в части, не противоречащей главе 31 Налогового кодекса в редакции указанного Федерального закона.
Одновременно сообщается, что по общему правилу, установленному абзацем первым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
По мнению Департамента, положения нормативного правового акта, не соответствующие Налоговому кодексу, не применяются с даты возникновения такого несоответствия.
ВрИО директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2013 г. ограниченные в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, облагаются земельным налогом. В отношении таких участков муниципальные образования вправе вводить налоговые ставки не более 0,3% их кадастровой стоимости. Если ставки не определены муниципальным образованием, используются ставки, указанные в НК РФ.
Отмечается, что муниципальные нормативные правовые акты о земельном налоге должны быть приведены в соответствие с НК РФ и действовать в части, не противоречащей нормам Кодекса о земельном налоге.
Сообщается также, что по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. По мнению Минфина России, положения нормативного правового акта, не соответствующие НК РФ, не применяются с даты возникновения такого несоответствия.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 апреля 2013 г. N 03-05-04-02/13163
Текст письма официально опубликован не был