Обсудив вопросы, связанные с формированием концепции федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов будет сформирован по установленным бюджетным законодательством Российской Федерации правилам и в программном формате, что позволит сконцентрировать бюджетные ресурсы на приоритетных направлениях развития российской экономики и обеспечить реальные результаты от произведенных расходов. Для этого необходимо как можно быстрее обеспечить его законодательную основу.
Такой подход к бюджетному планированию потребует повышения надежности среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Планирование расходов федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов должно осуществляться исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и принятия новых расходных обязательств только с учетом имеющихся ресурсов и при соблюдении ограничений в расходовании бюджетных средств.
Более точное прогнозирование показателей, принимаемых при расчете доходов федерального бюджета, невозможно осуществить без эффективной системы администрирования налогов и сборов. В 2014-2016 годах следует продолжить работу по решению существующих проблем законодательного регулирования налогового администрирования, что позволит увеличить поступление налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Уклонение от налогов с использованием фирм-однодневок, заключение фиктивных контрактов исключительно с целью получения бюджетных средств в виде возмещения сумм налога на добавленную стоимость, сокрытие фактического объема выплат заработной платы приводят не только к недопоступлению доходов в бюджетную систему Российской Федерации, но и к существенному снижению инвестиционной привлекательности российских проектов. Резервами пополнения доходов могут стать последовательные действия по предотвращению попыток уклонения от уплаты налогов и сборов, взыскание имеющейся задолженности по ним, разработка более эффективных механизмов проведения процедур банкротства, увеличение поступлений от приватизации государственного и муниципального имущества, оптимизация существующей системы налоговых льгот.
В 2013 году завершается реализация Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1123-р, которая была разработана с целью смягчения негативных последствий экономического кризиса для социально-экономического положения субъектов Российской Федерации. В связи с этим необходимо предусмотреть дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений с целью повышения эффективности бюджетной системы Российской Федерации на основе самостоятельности бюджетов и единства их общих интересов.
Проводя политику разграничения или перераспределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в первую очередь важно учитывать, насколько полномочия, возложенные на субъекты Российской Федерации в качестве делегированных или закрепленные в качестве собственных, обеспечены имеющейся у них ресурсной базой.
Принимая во внимание вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при формировании концепции федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов:
повысить качество прогнозирования основных характеристик федерального бюджета и социально-экономического развития Российской Федерации;
ограничить рост цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий прогнозируемым уровнем инфляции;
рассмотреть вопрос о зачислении в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме доходов от уплаты водного налога;
провести мониторинг применения патентной системы налогообложения в субъектах Российской Федерации, оценить последствия ее введения для местных бюджетов и при необходимости подготовить изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации;
проработать вопрос о необходимости внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части предоставления права законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований устанавливать основания признания безнадежными к взысканию недоимки по отмененным налогам и сборам, а также соответствующих пени и штрафов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
учитывать в источниках финансирования дефицита федерального бюджета обоснованные прогнозы поступлений доходов от приватизации государственного имущества;
подготовить предложения по совершенствованию оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих;
рассмотреть возможность установления открытых процедур утверждения инвестиционных программ субъектов естественных монополий;
рассмотреть возможность увеличения имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в целях уменьшения долевого участия бюджетов субъектов Российской Федерации в финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также увеличения за счет средств указанного фонда долевого финансирования региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
разработать комплекс мер, направленных на увеличение поступлений от управления государственной собственностью за счет применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах справедливой рыночной оценки, равного доступа к государственному имуществу и открытости в деятельности органов государственной власти, реализации приватизационных проектов при благоприятной экономической конъюнктуре;
сохранить объем государственного долга Российской Федерации на экономически безопасном уровне и создать условия для минимизации рисков роста государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга;
рассмотреть вопрос о финансовом обеспечении денежных выплат гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве, за исключением периода прохождения ими военных сборов;
предусмотреть субсидии организациям легкой и текстильной промышленности на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление сезонных закупок сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, а также на осуществление технического перевооружения, в не меньшем объеме, чем предусмотрено на 2013 год;
рассмотреть вопрос об увеличении бюджетных ассигнований на техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства, на оказание дополнительной несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность в области растениеводства, в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение кормов;
предусмотреть бюджетные ассигнования на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, специализирующихся на вопросах защиты прав и интересов семьи и детей;
проработать вопрос о возможности предоставления консолидированной субвенции на финансовое обеспечение отдельных полномочий, переданных субъектам Российской Федерации, и ее ежегодного индексирования с учетом темпов инфляции;
продолжить работу по сокращению установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах льгот по региональным и местным налогам, а также по совершенствованию межбюджетных отношений, в том числе в части изменения порядка предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотрев их консолидацию и возможность самостоятельного распределения субъектами Российской Федерации;
установить общий объем дотаций, предоставляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, с учетом темпов инфляции;
установить ограничение срока проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, которым предоставляются субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в рамках первого полугодия текущего финансового года;
предусмотреть необходимый объем дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" в части повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в полном объеме;
предусмотреть бюджетные ассигнования для софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реабилитации и оздоровлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских санаторно-курортных организациях преимущественно в летний период, а также на компенсацию расходов по социальному сопровождению указанных категорий граждан на период лечения и медицинской реабилитации при оказании им специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
предусмотреть увеличение бюджетных ассигнований для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в объеме, позволяющем полностью решить указанную проблему;
предусмотреть представление палатам Федерального Собрания Российской Федерации информации об объемах бюджетных ассигнований из федерального бюджета, направляемых на государственную поддержку семьи и детей.
2. Предложить Правительству Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующие проекты федеральных законов:
о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций;
о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части предоставления законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований исключительного права устанавливать льготы соответственно по региональным налогам и по местным налогам;
о внесении изменений в часть 2 статьи 3 и статью 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающих выплату пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, вышедшим на работу после отпуска по уходу за ребенком, полностью за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 100 процентов от среднего заработка вне зависимости от страхового стажа;
"О почтовой связи", предусматривающий выделение государственных функций почтовой связи, финансовое обеспечение которых должно осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие:
проекта федерального закона N 116795-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятого в первом чтении 23 ноября 2012 года;
проекта федерального закона N 116783-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации", принятого в первом чтении 26 октября 2012 года;
проекта федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (в части установления местного налога на недвижимость), принятого в первом чтении 10 июня 2004 года.
4. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:
провести в субъектах Российской Федерации мониторинг реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" в части повышения оплаты труда работников бюджетной сферы, а также ситуации, складывающейся в связи с увеличением долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации;
подготовить предложения по развитию системы межбюджетных отношений для направления их в Правительство Российской Федерации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
17 апреля 2013 г.
N 109-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 апреля 2013 г. N 109-СФ "О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. N 16 ст. 1855