В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7070) и абзацем седьмым пункта 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488; 2010, N 5, ст. 532; N 9, ст. 960; N 10, ст. 1085; N 19, ст. 2324; N 21, ст. 2602; N 26, ст. 3350; N 40, ст. 5068; N 41, ст. 5240; N 45, ст. 5860; N 52, ст. 7104; 2011, N 6, ст. 888; N 9, ст. 1251; N 12, ст. 1640; N 14, ст. 1935; N 15, ст. 2131; N 17, ст. 2411, 2424; N 32, ст. 4834; N 36, ст. 5149, 5151; N 43, ст. 6079; N 46, ст. 6527; 2012, N 1, ст. 170, 177; N 13, ст. 1531; N 19, ст. 2436, 2444; N 27, ст. 3745, 3766; N 37, ст. 5001; N 39, ст. 5284; N 51, ст. 7236; N 52, ст. 7491; N 53, ст. 7943; 2013, N 5, ст. 391), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок осуществления контроля за соблюдением резидентами зоны территориального развития в Российской Федерации условий инвестиционных деклараций и условий получения мер государственной поддержки.
Министр |
А.Р. Белоусов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 апреля 2013 г.
Регистрационный N 28175
Порядок
осуществления контроля за соблюдением резидентами зоны территориального развития в Российской Федерации условий инвестиционных деклараций и условий получения мер государственной поддержки
(утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 15 февраля 2013 г. N 55)
1. Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления контроля администрацией зоны территориального развития в Российской Федерации (далее - администрация) за соблюдением резидентами зоны территориального развития в Российской Федерации (далее - резиденты, резидент) условий инвестиционных деклараций и условий получения мер государственной поддержки.
2. Контроль осуществляется должностными лицами администрации в форме проверок соблюдения резидентами условий инвестиционных деклараций и условий получения мер государственной поддержки (далее - проверки, проверка).
3. В рамках проверки устанавливается соответствие деятельности резидента условиям инвестиционной декларации и условиям получения мер государственной поддержки.
4. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
5. Плановые проверки проводятся ежегодно на основании плана, утверждаемого администрацией (далее - план проверок). План проверок на очередной календарный год составляется не позднее чем за два месяца до окончания текущего года.
Первая проверка в отношении резидента проводится не ранее чем через двенадцать месяцев с даты включения резидента в реестр резидентов зоны территориального развития в Российской Федерации.
В плане проверок указываются:
1) наименование резидента - юридического лица или фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;
2) место проверки;
3) предмет проверки;
4) период проверки;
5) срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки).
6. Проверка резидента, не включенная в план проверок, является внеплановой. Внеплановая проверка проводится в случае получения администрацией от юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления сведений о нарушении резидентом условий инвестиционной декларации и условий получения мер государственной поддержки, а также с целью проверки исполнения резидентом предписаний об устранении выявленных нарушений.
7. Проведение проверки оформляется приказом руководителя администрации или его заместителя, содержащим сведения, указанные в подпунктах 1 - 5 пункта 5 настоящего Порядка, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) и полное наименование должности проверяющего (проверяющих) в срок не позднее чем за сорок пять календарных дней до даты начала проведения проверки.
8. Не позднее чем за пятнадцать календарных дней до даты начала проведения проверки резиденту (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному представителю резидента) направляется по почте заказным письмом уведомление о проведении проверки (далее - уведомление), которое содержит:
1) дату и номер приказа о проведении проверки;
2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) и полное наименование должности проверяющего (проверяющих) (далее - проверяющие);
3) место проверки;
4) предмет проверки;
5) период проверки;
6) срок проведения проверки (даты начала и окончания проверки);
7) список документов, которые резидент обязан представить к дате начала проверки по месту ее проведения согласно перечню, предусмотренному подпунктом 2 пункта 13 настоящего Порядка.
Уведомление считается полученным по истечении шести календарных дней после его отправки.
По прибытию на место проверки проверяющие обязаны вручить резиденту под расписку копию приказа о проведении проверки.
9. В случае, если резиденту, в отношении которого проводится проверка, предоставляются меры государственной поддержки, указанные в статье 13 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7070), администрация запрашивает у органов государственной власти, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации на проведение проверок соблюдения условий получения мер государственной поддержки, заверенные такими органами в установленном порядке материалы по результатам проверок соблюдения условий получения соответствующих мер государственной поддержки в текущем году, а при их отсутствии - материалы проверок в предыдущем(ие) году(ы) (далее - проверка соблюдения условий получения мер государственной поддержки), а именно:
1) основание проведения проверки соблюдения условий получения мер государственной поддержки (копия приказа (распоряжения);
2) копию акта по результатам проведенной проверки соблюдения условий получения мер государственной поддержки;
3) копию уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам проведения проверки соблюдения условий получения мер государственной поддержки (при наличии);
4) информацию об устранении нарушений, выявленных по результатам проведения проверки соблюдения условий получения мер государственной поддержки (при наличии).
10. В целях получения материалов проверок соблюдения условий получения мер государственной поддержки администрация не позднее чем за тридцать календарных дней до даты начала проведения проверки направляет в органы государственной власти, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации на проведение проверок соблюдения условий получения мер государственной поддержки, запрос на предоставление необходимых материалов с указанием:
1) наименования резидента - юридического лица или фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;
2) даты и номера приказа администрации о проведении проверки;
3) предмета проверки;
4) периода проверки;
5) срока проведения проверки (даты начала и окончания проверки).
11. Срок проведения проверки составляет не более четырнадцати календарных дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц, осуществляющих проверку, срок проведения проверки продлевается на основании приказа администрации, но не более чем на четырнадцать календарных дней. Проверка может быть завершена до истечения срока, указанного в приказе о проведении проверки.
12. При проведении проверки проверяющие обязаны:
1) соблюдать сроки проведения проверки;
2) ознакомить резидента с его правами и обязанностями при проведении проверки;
3) обеспечить сохранность и возврат резиденту полученных от него подлинников документов;
4) соблюдать конфиденциальность сведений, составляющих банковскую, налоговую или коммерческую тайну резидента и ставших известными проверяющим в ходе проверки;
5) организовывать и проводить проверку, не нарушая производственного процесса резидента;
6) фиксировать факты противодействия проведению проверки, в том числе предоставления проверяющим недостоверной, неполной информации или ее несвоевременного предоставления, несанкционированного доступа к накопленной у проверяющих информации.
Проверяющие не вправе проводить проверку по соблюдению одних и тех же условий получения мер государственной поддержки в отношении одного резидента в случае получения ими от органов государственной власти, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации на проведение проверок, в соответствии с пунктами 9 и 10 настоящего Порядка документов и информации о проведении в отношении резидента проверки соблюдения таких условий получения мер государственной поддержки.
13. Проверяющие в пределах своей компетенции вправе:
1) самостоятельно определять методы и последовательность действий при проведении проверки (исходя из особенностей деятельности, осуществляемой резидентом);
2) требовать и получать следующие документы (копии документов), если такие документы связаны с соблюдением резидентом условий инвестиционных деклараций и условий получения мер государственной поддержки:
бухгалтерскую отчетность в соответствии с образцами форм бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2010 г., регистрационный N 18023) с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 5 октября 2011 г. N 124н (зарегистрирован в Минюсте России 13 декабря 2011 г., регистрационный N 22599), от 17 августа 2012 г. N 113н (зарегистрирован в Минюсте России 4 октября 2012 г., регистрационный N 25592) и от 4 декабря 2012 г. N 154н (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2012 г., регистрационный N 26501);
документы о характеристиках и качестве производимой продукции, выполняемых работах и оказываемых услугах, выдаваемые уполномоченными государственными органами (разрешения, лицензии, сертификаты, акты, свидетельства, заключения, письма, подтверждения и (или) иные документы, выдаваемые уполномоченными государственными органами);
декларации по налогу на прибыль, налогу на добавленной стоимости, налогу на имущество;
платежные документы (платежные поручения, выписки банка), подтверждающие осуществление инвестиций;
договоры с контрагентами (включая дополнительные соглашения к ним) или выписки из договоров при условии, что в них содержатся необходимые для проверки сведения;
акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг);
товарные накладные, подтверждающие приход (расход) товара стоимостью свыше 20 000 рублей;
договор(ы) аренды земельного(ых) участка(ов) в случае предоставления резиденту меры государственной поддержки в виде предоставления в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в границах зоны территориального развития в Российской Федерации;
3) осуществлять осмотр объектов недвижимости резидента, в том числе строящихся и реконструируемых, осмотр основных фондов организации, приобретенного оборудования (при необходимости с проведением фото-, видеосъемки) с целью получения объективной картины состояния соблюдения резидентом условий инвестиционной декларации и условий получения мер государственной поддержки.
Доступ проверяющих на территорию, в здание или в помещение резидента осуществляется при предъявлении ими руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному представителю резидента приказа о проведении проверки либо его заверенной печатью копии одновременно со служебным удостоверением.
14. Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или уполномоченный представитель резидента) при проведении проверки обязан:
1) подготовить и представить проверяющим документы, предусмотренные подпунктом 2 пункта 13 настоящего Порядка, по списку, указанному в уведомлении;
2) обеспечить проверяющим беспрепятственный доступ на территорию, в здания, служебные и производственные помещения резидента.
15. Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или уполномоченный представитель резидента) при проведении проверки вправе:
1) присутствовать при проведении проверки;
2) давать комментарии и объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
3) ознакомиться с актом проверки и давать по нему мотивированные возражения в письменной форме с приложением соответствующих документов;
4) обжаловать действия проверяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. По результатам проверки не позднее пяти рабочих дней после ее окончания составляется акт проверки, включающий:
1) вводную часть, которая содержит указание на:
дату, время и место составления акта;
дату и номер приказа, на основании которого проведена проверка;
фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) и должности проверяющих;
наименование проверяющего органа;
наименование (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) проверяемого резидента;
срок и место проведения проверки;
период проверки;
сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки резидента (руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или их уполномоченных представителей);
подписи проверяющих;
факты устранения (неустранения) нарушений, выявленных предыдущими проверками;
2) основную часть, которая содержит:
описание видов деятельности резидента, осуществляемых на территории зоны территориального развития в Российской Федерации;
описание результатов осмотра объектов недвижимости резидента, в том числе строящихся и реконструируемых, осмотра основных фондов организации, приобретенного оборудования (при необходимости с приложением фото-, видеосъемки в случае проведения такого осмотра);
факты нарушения резидентом условий инвестиционной декларации и условий получения мер государственной поддержки (при выявлении);
3) резолютивную часть, которая содержит изложение фактических результатов проверки, а в случае выявленных нарушений - со ссылкой на документы, подтверждающие отраженные в акте нарушения.
К акту проверки прилагаются:
копия приказа о проведении проверки;
справки, объяснения, документы или их копии, имеющие отношение к проводимой проверке, в том числе подтверждающие факты нарушений, в случаях их выявления.
Акты проверки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.
17. Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или уполномоченный представитель резидента) после ознакомления с актом проверки ставит на всех его экземплярах подпись и дату с записью "с актом ознакомлен". При отказе резидента (руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного представителя резидента) от подписания акта проверки проверяющими делается соответствующая отметка в акте проверки.
18. Акт проверки составляется в двух экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Первый экземпляр акта проверки вручается резиденту (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному представителю резидента) под расписку, второй экземпляр акта проверки остается в администрации. Если указанным способом вручение акта проверки резиденту (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному представителю резидента) невозможно, акт проверки направляется резиденту посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, остающемуся в администрации.
19. В случае несогласия с результатами проверки резидент в течение семи календарных дней со дня получения акта проверки представляет свои возражения в администрацию, которая рассматривает их в течение семи календарных дней и сообщает резиденту о результатах такого рассмотрения.
20. В случае, если в результате проверки выявлен факт несоблюдения резидентом условий инвестиционной декларации и условий получения мер государственной поддержки, администрация в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, предоставленного резиденту для представления возражений по результатам проверки, направляет резиденту уведомление об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По истечении срока, указанного в уведомлении, администрация проводит в соответствии с настоящим Порядком проверку на предмет устранения резидентом ранее выявленных нарушений условий инвестиционной декларации и условий получения мер государственной поддержки.
21. В случае, если резидентом в указанные в уведомлении сроки не устранены нарушения, администрация обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении резидента из реестра резидентов зоны территориального развития в Российской Федерации.
Резиденты зон территориального развития обязаны соблюдать условия инвестиционных деклараций и получения мер господдержки. Установлено, как администрация зоны проводит проверки резидентов.
Предусмотрены ежегодные плановые проверки, а также внеплановые. Последние могут назначаться при получении сведений о нарушениях резидентами указанных условий, а также для проверки исполнения ранее выданных предписаний.
О проверке резидента уведомляют заранее по почте. Срок проверки - не более 14 календарных дней. В исключительных случаях (необходимость сложных или длительных исследований, испытаний, экспертиз) его могут продлить еще не более чем на столько же.
Прописаны права и обязанности проверяющих и проверяемых. Определен перечень документов, представления которых могут потребовать проверяющие. Они вправе осматривать недвижимость резидента, основные фонды организации, приобретенное оборудование (в том числе с проведением фото- и видеосъемки).
Администрация зоны не вправе проверять соблюдение условий получения мер господдержки, если такая проверка уже проводилась соответствующими уполномоченными органами власти.
Резидент может присутствовать при проведении проверки, давать комментарии и объяснения, знакомиться с результатами мероприятия, а также обжаловать действия проверяющих.
Установлены требования к оформлению акта проверки. Резидент имеет право представить свои возражения по нему.
При выявлении нарушений направляется уведомление об их устранении. Если это не сделано, администрация обращается в арбитражный суд с просьбой исключить нарушителя из реестра резидентов зоны.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 15 февраля 2013 г. N 55 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением резидентами зоны территориального развития в Российской Федерации условий инвестиционных деклараций и условий получения мер государственной поддержки"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 апреля 2013 г.
Регистрационный N 28175
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 26 апреля 2013 г. N 92