Решение Верховного Суда РФ от 20 марта 2013 г. N АКПИ13-72
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Степанищеве А.В.
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хашагульгова У.-Г.Б., Кариева Р.О., Баркинхоева А.X. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2012 г. N 1111 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы", в части внесения изменений в абзац седьмой (часть I) раздела III федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы", установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2012 г. N 1111 внесены изменения в абзац седьмой федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 1087. В соответствии данными изменениями решение вопросов жилищного обустройства вынужденных переселенцев, пострадавших в результате вооруженного конфликта в Чеченской Республике, покинувших Чеченскую Республику безвозвратно и изъявивших желание остаться на постоянное место жительства в Республике Ингушетия, будет решаться путем организации их компактных поселений, создания для этой цели инженерной и социальной инфраструктуры, строительства жилья - 222 тыс. кв. метров (абзац седьмой (часть I) раздела III федеральной целевой программы).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 5 ноября 2012 г. N 45.
Граждане Хашагульгов У.-Г.Б., Кариев P.O., Баркинхоев А.Х. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2012 г. N 1111 в части внесения изменений в абзац седьмой (часть I) раздела III федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы". Как указывают заявители, они являются вынужденными переселенцами и проживают на территории Республики Ингушетия. Оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в нарушение статьи 6 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" и нарушают права вынужденных переселенцев на выбор места жительства.
В суде Хашагульгов У.-Г.Б. и его адвокат Исхаков А.В. поддержали заявленные требования и пояснили, что заявитель, будучи вынужденным переселенцем, не может в течение 18 лет получить причитающиеся ему выплаты на приобретение жилья. Он проживает в сельском поселении, где у него имеется земельный участок и заложен фундамент под жилой дом, и заинтересован в том, чтобы ему была предоставлена государственная субсидия на улучшение жилищных условий. С учетом ограниченности средств федерального и местных бюджетов расходование средств бюджета, как это предусмотрено оспариваемыми положениями нормативного правового акта, путем организации компактных поселений вынужденных переселенцев, а не на предоставление им жилищных субсидий ущемляет права вынужденных переселенцев.
Граждане Кариев P.O. и Баркинхоев А.Х. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 25 января 2013 г. N АХ-П16-412).
Представители Правительства Российской Федерации Русских Е.Е., Гереев М.Г., Дзеранов В.О. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что нормативный правовой акт прошел антикоррупционную экспертизу, издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав вынужденных переселенцев.
Выслушав объяснения Хашагульгова У.-Г.Б., адвоката Исхакова А.В., представителей Правительства Российской Федерации Русских Е.Е., Гереева М.Г., Дзеранова В.О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (пункт "е" статьи 71).
Стратегической целью Российской Федерации в среднесрочной перспективе является повышение благосостояния населения и снижение уровня бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
Правительство Российской Федерации согласно статье 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в пределах своих полномочий формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию. Реализуя свои полномочия в сфере формирования федеральных целевых программ и обеспечения их реализации Правительство Российской Федерации постановлением от 31 октября 2012 г. внесло изменения в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы".
Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", определяя статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, предоставляет вынужденному переселенцу возможность самостоятельно выбирать способ жилищного обустройства, используя при этом тот или иной вид государственной помощи.
Из содержания статьи 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" следует, что вынужденным переселенцам оказываются такие виды государственной помощи, как включение вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности; оказание вынужденному переселенцу помощи при вступлении в жилищный кооператив, помощи в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке; предоставление вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальных выплат на их приобретение за счет средств федерального бюджета; содействие вынужденным переселенцам в организации компактных поселений на территории Российской Федерации, в строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 названного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Данным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". Согласно подпункту "ж" пункта 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов" предусматривает выделение бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных (федеральных) целевых программ на 2013 год, в том числе федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на приобретение жилья вынужденным переселенцам.
Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" устанавливает, что вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации.
Доводы заявителей о том, что в нарушение действующего законодательства оспариваемые положения нормативного правового акта устанавливают порядок, в соответствии с которым вынужденные переселенцы лишены права выбора места жительства, являются необоснованными.
Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 1087 постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2012 г. N 1111 обусловлено необходимостью разграничения сфер регулирования между федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" и федеральной целевой программой "Жилище" на 2011--2015 годы, в соответствии с которой выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N153, а также источников финансирования гарантированных прав.
Такое правовое регулирование вопросов жилищного обустройства вынужденных переселенцев, изъявивших желание остаться на постоянное место жительства в Республике Ингушетия, путем организации их компактных поселений вместо предоставления государственной субсидии, осуществленное Правительством Российской Федерации с целью создания условий для устойчивого социально-экономического развития Республики Ингушетия в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" и, как следствие, повышения уровня жизни населения, в том числе вынужденных переселенцев, согласуется с полномочиями Правительства Российской Федерации по обеспечению проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области социального обеспечения, законности, защиты прав и свобод граждан. Имея организационно-управленческое содержание, оно не устанавливает каких-либо обязанностей для граждан и поэтому не может рассматриваться как нарушающее права вынужденных переселенцев на выбор места жительства.
Разрешение вопроса о поступлении денежных средств из федерального бюджета на предоставление жилищных субсидий вынужденным переселенцам не является предметом судебного разбирательства по делу об оспаривании нормативного правового акта. Если заявители полагают, что нарушены их права на получение социальных выплат, то они вправе обратиться в суд в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Хашагульгова У.-Г.Б., Кариева Р.О., Баркинхоева А.X. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2012 г. N 1111 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы", в части внесения изменений в абзац седьмой (часть I) раздела III федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 20 марта 2013 г. N АКПИ13-72
Текст решения официально опубликован не был