Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 марта 2013 г. N 92-АПГ13-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Тихонове М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Главы Республики Тыва и Верховного Хурала (парламента) Республика Тыва на решение Верховного суда Республики Тыва от 20 декабря 2012 года, которым удовлетворено заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва: признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей часть 1 статьи 10 закона Республики Тыва от 25 июля 2011 года N 783 ВХ-1 "О Счетной палате Республики Тыва" в части слов ", по одному представителю Верховного Хурала и Правительства Республики Тыва".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Главы Республики Тыва Монгуша Ш.Ч., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в Верховный суд Республики Тыва с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим положения части 1 статьи 10 закона Республики Тыва от 25 июля 2011 года N 783 ВХ-1 "О Счетной палате Республики Тыва" в части слов ", по одному представителю Верховного Хурала и Правительства Республики Тыва".
По мнению прокурора, оспариваемая норма противоречит Федеральному закону от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", частью 4 статьи 3 которого предусматривается организационная и функциональная независимость контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. Включение в состав коллегиального органа счетной палаты представителей Верховного Хурала и Правительства Республики Тыва нарушает организационную и функциональную независимость, ограничивает самостоятельность деятельности Счетной палаты Республики Тыва в качестве органа внешнего бюджетного контроля.
Решением Верховного суда Республики Тыва от 20 декабря 2012 года заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворено.
В апелляционных жалобах Главы Республики Тыва и Верховного Хурала (парламента) Республика Тыва ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
27 июня 2011 года Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва принят, 25 июля 2011 года Главой Республики Тыва подписан Закон Республики Тыва N 783 ВХ-1 "О Счетной палате Республики Тыва", которым установлены полномочия, состав и организация деятельности Счетной палаты Республики Тыва.
Частью 1 статьи 10 названного закона предусмотрено, что в состав коллегии Счетной палаты входят председатель, заместитель председателя и аудиторы Счетной палаты, по одному представителю Верховного Хурала и Правительства Республики Тыва.
Первым заместителем прокурора Республики Тыва часть 1 статьи 10 закона Республики Тыва N 783 ВХ-1 "О Счетной палате Республики Тыва" оспаривается в части слов ", по одному представителю Верховного Хурала и Правительства Республики Тыва".
Разрешая заявление прокурора, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая норма противоречит части 4 статьи 3, статье 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", устанавливающим организационную и функциональную независимость контрольно-счетных органов, осуществление ими деятельности самостоятельно, на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности, которые в данном случае не обеспечиваются ввиду включения в состав коллегиального органа Счетной палаты Республики Тыва (коллегии) представителей Верховного Хурала и Правительства Республики Тыва.
Вывод суда основан на анализе оспариваемой нормы и федерального законодательства, Судебная коллегия не усматривает оснований для несогласия с ним.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта "а" части 4 статьи 5 и части 3 статьи 26.13 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" контрольные функции в региональной бюджетной сфере осуществляются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Бюджетным кодексом РФ (пункты 1, 2 статьи 260) предусмотрено, что законодательные (представительные) органы в порядке финансового контроля создают собственные контрольные органы (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов).
Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
В соответствии с названным Федеральным законом контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими органами внешнего государственного финансового контроля, образуются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (части 1, 4 статьи 3); образуются в составе председателя, аудиторов и аппарата. Законом субъекта Российской Федерации в составе контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации. В контрольно-счетном органе может быть образован коллегиальный орган (коллегия), который рассматривает наиболее важные вопросы деятельности контрольно-счетного органа, включая вопросы планирования и организации его деятельности, методологии контрольной деятельность. Компетенция и порядок работы коллегиального органа (коллегии) определяются законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом контрольно-счетного органа (части 1, 10 статьи 5). Деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности (статья 4).
Частями 1, 2 статьи 1, статьей 3 закона Республики Тыва от 25 июля 2011 года N 783 ВХ-1 "О Счетной палате Республики Тыва" определено, что Счетная палата Республики Тыва является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Республики Тыва, образуемым Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва, обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно, деятельность Счетной палаты основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности, что согласуется с требованиями Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ, приведенными выше.
В то же время независимость и самостоятельность Счетной палаты Республики Тыва нарушается нормой части 1 статьи 10 закона Республики Тыва "О Счетной палате Республики Тыва", предусматривающей формирование коллегии палаты не только из ее представителей, но и из представителей Верховного Хурала и Правительства Республики Тыва.
Признавая норму части 1 статьи 10 закона Республики Тыва "О Счетной палате Республики Тыва" недействующей, суд не согласился с доводами представителей Верховного Хурала и Главы Республики Тыва о ненарушении принципа независимости Счетной палаты Республики Тыва в связи с тем, что представители Верховного Хурала и Правительства Республики Тыва не составляют большинства состава коллегии Счетной палаты, и правильно исходил из того, что принципы организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа и самостоятельности осуществления его деятельности выражаются в наделении его специальным статусом органа внешнего государственного финансового контроля, самостоятельным составом, особыми полномочиями и правами, что не предполагает включения в состав коллегиального органа (коллегии) контрольно-счетного органа лиц, не являющихся назначенными в установленном порядке должностными лицами контрольно-счетного органа.
Согласно части 10 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности контрольно-счетного органа. Компетенция и порядок работы коллегии определяются законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом контрольно-счетного органа.
Приведя в решении полномочия коллегии Счетной палаты Республики Тыва и установив, что коллегия создана для решения наиболее важных вопросов в рамках компетенции Счетной палаты Республики Тыва, суд пришел к правильному выводу о том, что организационные и функциональные принципы деятельности контрольно-счетных органов, закрепленные в части 4 статьи 3 и статье 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ, в полном объеме распространяются на их коллегиальные органы.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционных жалоб Главы Республики Тыва и Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, не опровергающих вывода суда.
Ссылка в апелляционной жалобе Верховного Хурала Республики Тыва на статью 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", предусматривающую осуществление планирования деятельности контрольно-счетных органов на основании поручений законодательных (представительных) органов, предложений и запросов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), не свидетельствует, по мнению Судебной коллегии, о незаконности решения суда, поскольку таковое планирование не предполагает участия представителей названных органов и лиц в деятельности коллегиального органа контрольно-счетного органа.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329, Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Тыва от 20 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Главы Республики Тыва и Верховного Хурала (парламента) Республика Тыва - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 марта 2013 г. N 92-АПГ13-3
Текст определения официально опубликован не был