Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию ЗАО "Рыболовецкая компания "Согра" вопрос о возможности принятия жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ЗАО "Рыболовецкая компания "Согра" оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов":
пункта 10.1 статьи 1, определяющего прибрежное рыболовство как предпринимательскую деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации;
части 1 статьи 7.1, в соответствии с которой на судах рыбопромыслового флота производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов допускается при осуществлении промышленного рыболовства;
части 2 статьи 7.1, согласно которой использование уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, осуществляется для производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, постановлением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, ЗАО "Рыболовецкая компания "Согра" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 "Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации стандартов (норм, правил) или условий лицензии" КоАП Российской Федерации, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа. При этом суды исходили из того, что при осуществлении прибрежного рыболовства в исключительной экономической зоне Российской Федерации ЗАО "Рыболовецкая компания "Согра", использовав улов биологических водных ресурсов для производства рыбной продукции на борту судна, осуществило ее перегрузку на транспортное судно.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 8 (часть 2), 15 (часть 4), 19 (часть 1), 34 (часть 1) и 35 (часть 2), поскольку не позволяют при осуществлении юридическими лицами прибрежного рыболовства производить на судне продукцию из добытых водных биологических ресурсов и осуществлять ее перегрузку с судна на судно.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные ЗАО "Рыболовецкая компания "Согра" материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности (статья 8, часть 1), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а также право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2); земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1), владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).
Из приведенных конституционных положений во взаимосвязи со статьей 72 (пункты "в", "д" части 1) Конституции Российской Федерации следует, что условия использования природных ресурсов, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности, определяются законодателем, который в силу имеющейся у него дискреции вправе при осуществлении правового регулирования природопользования учесть различные обстоятельства социального и экономического характера. В свою очередь, за субъектами экономических отношений признается право на осознанный и добровольный выбор юридических условий и принятие объективных рисков, связанных с конкретной хозяйственной деятельностью.
Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", определяя виды рыболовства, которые могут осуществлять граждане и юридические лица, различает промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство и относит их к предпринимательской деятельности (пункты 10 и 10.1 статьи 1, пункты 1 и 2 части 1 статьи 16).
В соответствии с пунктом 10 статьи 1, частью 1 статьи 7.1 данного Федерального закона лица, занимающиеся промышленным рыболовством, вправе осуществлять поиск и добычу (вылов) водных биоресурсов, приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, а также производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на судах рыбопромыслового флота.
В отличие от промышленного рыболовства при осуществлении прибрежного рыболовства субъекты соответствующей деятельности вправе производить только поиск и добычу (вылов) водных биоресурсов, приемку, обработку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, при этом выгрузка должна производиться в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, а добытые при осуществлении прибрежного рыболовства уловы водных биоресурсов должны использоваться для производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации (пункт 10.1 статьи 1 и часть 2 статьи 7.1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").
Кроме того, Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (части 2 и 3 статьи 30) и конкретизирующие его постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2005 года N 768 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)" и от 25 октября 2005 года N 640 "О порядке распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации между прибрежными субъектами Российской Федерации" позволяют учитывать мнение прибрежных субъектов Российской Федерации в процедурах распределения между ними квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства (прибрежных квот) во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации и определения общих допустимых уловов применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Таким образом, выделение прибрежного рыболовства в качестве самостоятельного вида рыболовства направлено на учет экономических интересов прибрежных субъектов Российской Федерации и проживающего на их территории населения, обеспечение их социально-экономического развития за счет рыбодобывающей и рыбообрабатывающей промышленности.
С учетом этого и принимая во внимание, что установление правил осуществления прибрежного рыболовства не выходит за пределы дискреции законодателя, оспариваемые законоположения сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Рыболовецкая компания "Согра", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявитель оспаривает конституционность отдельных положений Закона о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.
Оспариваемые нормы не позволяют при осуществлении юридическими лицами прибрежного рыболовства производить продукцию из добытых водных биоресурсов прямо на судне.
КС РФ указал следующее.
Оспариваемый закон различает промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство.
Выделение прибрежного рыболовства в качестве самостоятельного вида рыболовства направлено на учет экономических интересов прибрежных субъектов Российской Федерации и проживающего на их территории населения, обеспечение их социально-экономического развития за счет рыбодобывающей и рыбообрабатывающей промышленности.
В связи с этим при осуществлении прибрежного рыболовства не допускается производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на судах.
Данное правовое регулирование само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 марта 2013 г. N 472-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Рыболовецкая компания "Согра" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 10.1 статьи 1 и частями 1 и 2 статьи 7.1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Текст Определения официально опубликован не был