Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки М.А. Максименко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, гражданке М.А. Максименко было отказано в удовлетворении заявления, связанного с оспариванием отказа должностного лица принять ее на учет нуждающихся в жилом помещении в городе Санкт-Петербурге, где расположено воинское подразделение, в котором она проходила военную службу по контракту. При этом суды указали, что М.А. Максименко, как имеющая долю в размере 1/2 в праве собственности на квартиру во Всеволожском районе Ленинградской области, не является нуждающейся в жилье.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.А. Максименко оспаривает конституционность следующих норм, примененных судами в ее деле:
пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (а фактически его абзаца первого), закрепляющего гарантии в жилищной сфере для определенной категории военнослужащих при увольнении их с военной службы и перемене места жительства, а также требование о предоставлении указанными гражданами документов о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации;
подпункта "а" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054), в соответствии с которым не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы не соответствуют Конституции Российской Федерации, поскольку ограничивают право военнослужащих на жилище и на выбор места жительства. Также в жалобе указано на несоответствие оспариваемых норм друг другу и на отсутствие необходимой правовой регламентации процедуры передачи военнослужащими принадлежащих им жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявительницей материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя право граждан на жилище, одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 1 и 3).
В порядке реализации приведенных конституционных положений статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает различные формы жилищных гарантий для военнослужащих, в том числе при перемене ими места жительства в связи с увольнением с военной службы (абзац первый пункта 14). Соответственно, оспариваемое заявительницей законоположение, обеспечивающее реализацию одной из таких гарантий (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2004 года N 272-О, от 25 ноября 2010 года N 1477-О-О, от 17 ноября 2011 года N 1512-О-О, от 25 января 2012 года N 198-О-О, от 22 ноября 2012 года N 2105-О и др.), а также подпункт "а" пункта 10 указанных выше Правил, учитывающий содержание и предназначение правового понятия нуждаемости в жилище, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права.
Разрешение же вопросов о законности и обоснованности судебных постановлений - в том числе с позиции выбора правовых норм, подлежащих применению с учетом фактических обстоятельств дела заявительницы, с которыми законодатель связывает конкретные формы обеспечения военнослужащих жильем, - о совершенствовании действующего правового регулирования, а также о проверке соответствия правовых актов Правительства Российской Федерации требованиям законодательства не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Максименко Марины Анатольевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 марта 2013 г. N 458-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Максименко Марины Анатольевны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подпунктом "а" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства"
Текст Определения официально опубликован не был