1. В целях оперативного предотвращения ситуаций быстрого ухудшения финансового положения кредитных организаций, особенно банков - участников системы страхования вкладов, территориальным учреждениям Банка России необходимо выявлять ситуации (обстоятельства), которые указаны в приложении 1 и приложении 2 к настоящему письму.
2. Территориальному учреждению Банка России при выявлении ситуаций (обстоятельств), указанных в приложении 1 к настоящему письму, рекомендуется:
направить в кредитную организацию в соответствии с Указанием Банка России от 12 ноября 2009 года N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" письмо, содержащее требование о представлении в срок, установленный территориальным учреждением Банка России, отчетности на ежедневной основе по форме 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации" (далее - форма 0409101) (пункт 8 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409101), по форме 0409134 "Расчет собственных средств (капитала)" (далее - форма 0409134) (пункт 3 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409134), по форме 0409135 "Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации" (далее - форма 0409135) (пункт 9 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409135);
направить в кредитную организацию также требование о формировании и представлении в территориальное учреждение Банка России реестра обязательств банка перед вкладчиками (далее - реестр) при наличии оснований, предусмотренных Указанием Банка России от 1 апреля 2004 года N 1417-У "О форме реестра обязательств перед вкладчиками" (пункт 1.4).
3. Территориальному учреждению Банка России рекомендуется осуществлять оперативный анализ представляемой кредитными организациями отчетности по формам 0409101, 0409134 и 0409135 в целях установления экономического содержания проводимых операций и оценки достоверности представленных форм отчетности, выявления нарушений федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России, оценки характера допущенных нарушений, причин их возникновения и влияния на экономическое положение кредитной организации. Для проведения такого анализа территориальному учреждению Банка России рекомендуется использовать все имеющиеся в его распоряжении информационные ресурсы.
Если территориальное учреждение Банка России располагает информацией о причинах возникновения ситуаций (обстоятельств), указанных в приложении 1 к настоящему письму (например, уже имеет пояснения кредитной организации по отчетности, информацию уполномоченного представителя Банка России и (или) куратора кредитной организации), и полагает нецелесообразным направление требований, указанных в пункте 2 настоящего письма, то соответствующее сообщение с изложением оценки ситуации в кредитной организации направляется территориальным учреждением Банка России в Банк России (Департамент банковского надзора и Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций).
4. В случае непредставления кредитной организацией отчетности и реестра, представления неполной или недостоверной отчетности и реестра, указанных в пункте 2 настоящего письма, территориальному учреждению Банка России рекомендуется согласно части 1 статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" применять принудительные меры воздействия, в том числе направлять предписания с требованием об устранении нарушений.
5. При наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в том числе в случае неустранения в установленный предписанием срок нарушений, указанных в пункте 4 настоящего письма, территориальному учреждению Банка России рекомендуется применять принудительные меры воздействия, предусмотренные частью 2 статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в том числе направлять предписания о введении запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц.
6. В случае непредставления кредитными организациями, которым направлены требования, указанные в пункте 2 настоящего письма, отчетности и (или) реестра обязательств банка перед вкладчиками и при наличии оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", территориальному учреждению Банка России рекомендуется направлять ходатайство об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.
7. Отменять примененные принудительные меры воздействия, а также требование о представлении отчетности по формам 0409101, 0409134 и 0409135 на ежедневной основе территориальному учреждению Банка России рекомендуется не ранее проведения территориальным учреждением Банка России анализа экономического содержания операций кредитной организации и получения документов, подтверждающих достоверность значений показателей отчетности кредитных организаций.
8. Территориальному учреждению Банка России рекомендуется инициировать проведение проверки кредитной организации (ее филиала) при наличии оснований, предусмотренных Инструкцией Банка России от 1 декабря 2003 года N 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)".
9. При выявлении ситуаций (обстоятельств), указанных в приложении 2 к настоящему письму, территориальному учреждению Банка России рекомендуется оценить степень их существенности для деятельности кредитной организации и на предмет наличия в ее деятельности угрозы интересам кредиторов и вкладчиков. Одновременно следует уделять особое внимание анализу отчетности кредитной организации на предмет ее достоверности.
В случае если по результатам проведенной работы будет установлено, что предоставляемая кредитной организацией отчетность недостоверна или выявленные в деятельности кредитной организации ситуации (обстоятельства), указанные в приложении 2 к настоящему письму, оказывают существенное влияние на ее деятельность и (или) указывают на наличие угрозы интересам ее кредиторов и вкладчиков, территориальному учреждению Банка России рекомендуется осуществлять действия, предусмотренные пунктами 2-8 настоящего письма.
10. Рекомендовать кредитным организациям при трудоустройстве на должности, не подлежащие согласованию в Банке России (включая должности руководителей внутренних структурных подразделений, руководителей подразделений, связанных с осуществлением банковских операций, и др.), лиц, ранее работавших в кредитных организациях, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, а также при предоставлении им права подписи распоряжений на перевод денежных средств, возложении временного исполнения обязанностей руководителя, учитывать их работу в таких кредитных организациях и направлять в территориальное учреждение Банка России, осуществлявшее надзор за кредитной организацией (филиалом), у которой была отозвана лицензия, запрос, содержащий согласие лица на обработку территориальным учреждением Банка России его персональных данных (включая согласие на их распространение), о наличии сведений о данных лицах в базе данных, ведущейся в соответствии с главой 4 Положения Банка России от 9 июня 2005 года N 271-П "О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям" (далее - Положение Банка России N 271-П).
Территориальному учреждению Банка России по месту нахождения головного офиса или филиала кредитной организации по запросу кредитной организации (филиала), содержащему согласие лица, в отношении которого кредитной организацией (филиалом) запрашивается информация в связи с его назначением на не требующие согласования Банком России должности в кредитной организации (филиале), на обработку территориальным учреждением Банка России его персональных данных (включая согласие на их распространение), рекомендуется направлять ответ о наличии (отсутствии) в базе данных, ведущейся в соответствии с главой 4 Положения Банка России N 271-П, сведений о таком лице.
В целях минимизации рисков в деятельности кредитных организаций рекомендуем территориальным учреждениям Банка России при поступлении от кредитных организаций сведений об избрании в состав совета директоров и (или) приеме на работу в качестве руководителей внутренних структурных подразделений лиц, ранее работавших в кредитных организациях, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, а также при самостоятельном выявлении данных фактов информировать кредитные организации о репутационных рисках в связи с их работой в кредитных организациях, у которых отозваны лицензии.
11. Территориальному учреждению Банка России рекомендуется выявлять ситуации, свидетельствующие о том, что акционеры (участники) кредитной организации, лица, оказывающие существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, информация о которых раскрывается Банку России, действуют в интересах третьих лиц (примерный перечень признаков ситуаций указан в приложении 3). При вхождении в состав органов управления кредитной организации, в состав ее акционеров (участников), в состав лиц, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, лиц, сведения о которых содержатся в базе данных, ведущейся в соответствии с требованиями главы 4 Положения Банка России N 271-П, территориальному учреждению Банка России рекомендуется использовать данную информацию при оценке ситуации, указанной в пункте 9 приложения 1 к настоящему письму, а также информировать Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России.
Настоящее письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России".
Приложение: на 6 листах.
Председатель |
С.М. ИГНАТЬЕВ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Территориальным учреждениям ЦБ РФ поручено выявлять и оперативно предотвращать ситуации быстрого ухудшения финансового положения кредитных организаций. Особенно это касается банков - участников системы страхования вкладов.
Приведен перечень обстоятельств, на которые следует обращать пристальное внимание. В частности, однозначно рискованными для банков ситуациями являются: акционеры (участники) банка действуют в интересах третьих лиц; существенное увеличение остатков на счетах и во вкладах физлиц в целом по кредитной организации (более 20% за месяц); выполнение обязательных нормативов за счет финансовой помощи акционера или доходов от нерыночных сделок; остатки в кассе более 25% от активов; отношение дебетовых оборотов по корсчету в Банке России к кредитовым оборотам по вкладам физлиц менее 100% и др.
В этих ситуациях территориальным учреждениям ЦБ РФ рекомендовано переводить банки на ежедневное представление основных форм отчетности (0409101, 0409134 и 0409135). Также целесообразно запросить у них реестр обязательств перед вкладчиками. Исключение составляют случаи, когда территориальное учреждение уже располагает сведениями о причинах возникновения этих ситуаций. Однако оно обязано проинформировать об этом ЦБ РФ.
Ежедневная отчетность подлежит оперативному анализу на предмет ее достоверности, установления экономического содержания проводимых операций, выявления нарушений законодательства, причин их возникновения и оценки их влияния на экономическое положение банка.
Непредставление отчетности и реестра (либо подача неполных или недостоверных данных) грозит банку неприятностями. Сначала ему направят предписание об устранении нарушений. Затем могут запретить привлекать вклады физлиц и открывать им счета. Крайняя мера - ходатайство об отзыве лицензии.
Потенциально рискованными ситуациями считаются: существенное расхождение данных о количестве принадлежащих банку ценных бумаг со сведениями депозитария; значительный (более 10% в месяц) рост ссудной задолженности по кредитной организации в целом; увеличение остатков на счетах и во вкладах физлиц отдельно по головному офису или филиалу более 50% за месяц и др. Такие обстоятельства - сигнал территориальному учреждению более внимательно оценить работу банку и подаваемую им отчетность. При выявлении угрозы интересам кредиторов и вкладчиков принимают вышеуказанные меры реагирования.
Кроме того, банкам рекомендовано более осторожно подходить к назначению на должности, не подлежащие согласованию в ЦБ РФ, лиц, ранее работавших в кредитных организациях, у которых отозваны лицензии. Таких кандидатов целесообразно проверять по ведущейся в территориальном учреждении специальной базе данных.
Письмо Банка России от 15 апреля 2013 г. N 69-Т "О неотложных мерах оперативного надзорного реагирования"
Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 24 апреля 2013 г. N 24