Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение D
(рекомендуемое)
Приблизительный процент населения, сильно подверженного раздражению в зависимости от оценочного уровня шума в периоде "день - ночь"
D.1 Введение
В 1978 г. в [7] установлена связь между процентом населения, сильно раздражаемого шумом самолетов, автомобилей и поездов, и средним в периоде "день - ночь" уровнем звука. Несколькими годами позже в [8] доказано, что реакция на транспортный шум не может быть представлена одной кривой, так как при одинаковом уровне звука в периоде "день - ночь" процент респондентов, сильно раздражаемых шумом самолетов, оказался выше, а процент респондентов, сильно раздражаемых шумом поездов, - ниже, чем для автодорожного шума.
Пересмотренные кривые, опубликованные в 1994 г. в [9], получены на более широкой базе данных по сравнению с 1978 г. Они построены для авиационного, автодорожного и железнодорожного шума, так как в [8] было показано, что существует систематическое различие в восприятии этих видов шума, по крайней мере при высоких уровнях звука. В [10] в некоторой степени подтверждено подобное систематическое различие.
D.2 Зависимость "доза-реакция"
Кривая "доза-реакция" для автодорожного шума по [9] дает несколько более низкий процент сильно раздражаемых респондентов по сравнению с [7], а кривая в [10] - более высокий.
Средние значения по кривым в [9] и в [10] фактически совпадают с кривой Шульца по [7]. Поэтому для простоты, отмечая историческую заслугу, принимают кривую Шульца (жирная линия на рисунке D.1) как зависимость процента населения НА, %, сильно раздражаемого автодорожным шумом, от оценочного уровня звука в периоде "день - ночь" *, определенного в условиях свободного звукового поля (т.е. отражение звука от зданий не принимают в расчет). Около 90% результатов других исследователей попадают в область между двумя пунктирными линиями на рисунке D.1.
Формула для расчета кривой Шульца имеет вид
. |
(D.1) |
Около 90% данных, на основе которых построена кривая, лежат между пунктирными линиями.
Кривая может быть использована для оценки реакции на шум других источников, если сделаны соответствующие им коррекции по настоящему стандарту.
Примечание - Разность между и (см. 6.5) при интенсивном движении обычно составляет от 0 до минус 2 дБА.
D.3. Ограничения при применении расчетной формулы
D.3.1. Формула (D.1) применима только для оценки влияния длительного действия шума, например, усредненного за год.
D.3.2. Формулу (D.1) не применяют для более коротких промежутков времени, таких как выходные дни, один сезон или "трудные" дни. Должны быть использованы уровни звука, усредненные по году или по другим долгосрочным периодам.
D.3.3. Формулу (D.1) не применяют для коротких периодов, например, когда увеличение автодорожного шума происходит при краткосрочном строительстве.
D.3.4. Формула (D.1) применима только для установившихся (привычных для населения) шумовых ситуаций. В новых ситуациях, особенно когда население еще не адаптировалось к источникам шума, можно ожидать более высокого раздражающего воздействия шума. Различие в оценках может достигать 5 дБ.
Исследования показывают, что в тихих сельских районах требования к "тишине и покою" выше. Поэтому при изменении шумовой ситуации в сельских районах восприятие шума может быть эквивалентно возрастанию шума на 10 дБ и выше в районах с установившейся шумовой ситуацией.
Два вышеуказанных фактора аддитивны (действуют суммарно). Новый непривычный источник шума в тихом сельском районе может вызвать намного большее раздражение, чем обычно прогнозируемое по формуле (D.1). Увеличение раздражения может быть эквивалентно прибавлению 15 дБ к найденному экспериментом или прогнозируемому уровню.
_____________________________
* Оценочный уровень звука в периоде "день - ночь" представляет собой суточный оценочный уровень, как указано в 6.5. Продолжительность дня принимают равной 15 ч, коррекция на выходные дни равна 10 дБА, день начинается в 7 ч и заканчивается в 22 ч.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.