Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение A
(рекомендуемое)
Коррекции для определения оценочных уровней источника шума
A.1 Введение
Последние научные данные показывают, что раздражающее воздействие транспортного шума зависит от вида транспорта. Обычно при равном эквивалентном уровне звукового давления авиационный шум вызывает большее раздражение, чем автодорожный шум, особенно при умеренных и высоких уровнях. Также обычно шум поезда вызывает меньшее раздражение, чем автодорожный шум (при умеренных и высоких уровнях). Это верно для коротких электропоездов (12 - 20 вагонов), но для длинных (50 - 100 вагонов) дизельных поездов или поездов, движущихся со скоростью свыше 250 км/ч, данных для такого вывода недостаточно.
Доказано, что источники с регулярным импульсным шумом и источники с высокоимпульсным шумом при сопоставимых эквивалентных уровнях звукового давления вызывают большее раздражение, чем автодорожный шум. Аналогично экспериментальные данные показывают, что раздражение при преобладающем тональном шуме выше, чем при автодорожном шуме того же уровня. Коррекции на тональность или импульсность шума были установлены во всех версиях международных стандартов серии ИСО 1966, начиная с 1971 г. В настоящем стандарте использованы ранее принятые значения, а для коррекции на импульсность шума приняты значения, установленные в [3].
Для непрерывного промышленного шума отсутствует достаточная информация о соотношении "доза-реакция". Опыт некоторых стран показывает, что промышленный шум может быть более раздражающим, чем автодорожный, даже если он не содержит ясно различимых тонов или импульсов. В некоторых странах раздражающее воздействие промышленного (и близкого к нему шума) предполагают зависящим от проявления шума. Тем не менее, в настоящее время предполагается, что раздражение, вызываемое данным шумом, не отличается от вызываемого автодорожным шумом. Однако во многих случаях промышленный шум по природе тональный (вентиляторы и насосы) или импульсный. Тогда промышленный шум оценивают с учетом коррекций, соответствующих его характеру.
Коррекции для времени дня применяют во многих странах, а также предлагают в некоторых важных новых юридических документах. Коррекции используются для улучшения сопоставимости оценок раздражающего воздействия шума в различное время дня или недели. Настоящий стандарт рекомендует применение коррекций для вечера, ночи и выходных дней. Дневные коррекции назначаются компетентными органами.
A.2. Коррекции
Вследствие различия раздражения, вызываемого шумом различных источников и шумом различного характера, влияния времени дня и т.д. коррекции обычно прибавляют к измеренным или прогнозируемым уровням звукового давления согласно 6.3. Для разовых звуковых событий коррекции уровня воздействия шума выполняют для каждого события. Для источников непрерывного шума выполняют коррекции измеренного или прогнозируемого эквивалентного уровня звукового давления. Коррекции по времени дня могут быть выполнены для уровня воздействия шума или для эквивалентного уровня звукового давления, как это установлено или удобно. Коррекция для определенного времени суток постоянна для всех источников шума. Например, в вечернее время возможно прибавлять 5 дБ к уровню воздействия шума или к эквивалентному уровню звукового давления авиационного шума. Таблица A.1 содержит рекомендуемые значения коррекций. Во многих случаях они могут зависеть от характера источника.
Таблица A.1 - Типичные коррекции для категории источников шума и времени дня
Параметр, принимаемый во внимание |
Категория источника шума или время суток |
Коррекция, ДБ |
|
Происхождение шума |
Автодорожный Воздушный Железнодорожный a) Промыш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.