Заслушав информацию руководителя Федеральной таможенной службы о деятельности таможенной службы в условиях формирования Таможенного союза, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Таможенный союз, сформированный Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Республикой Белоруссия, является действующим интеграционным объединением, основанным на единой системе тарифного и нетарифного регулирования и едином таможенном законодательстве.
Показателем эффективности трехсторонней интеграции стал рост взаимной и внешней торговли государств - членов Таможенного союза. По данным Евразийской экономической комиссии, объем товарооборота взаимной торговли в 2012 году составил 68,6 млрд долларов США, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 8,7 процента. Внешнеторговый оборот за этот же период увеличился на 3,2 процента и составил в 2012 году 939,3 млрд долларов США, в том числе доля экспорта составила 600,1 млрд долларов США, доля импорта - 339,2 млрд долларов США.
За время функционирования единой таможенной территории Федеральная таможенная служба обеспечила достаточно высокий рост поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет. Так, в 2011 году объем поступлений в федеральный бюджет составил 5950,53 млрд рублей, в 2012 году - 6581,04 млрд рублей.
Несмотря на успешную в целом деятельность в условиях формирования Таможенного союза, нерешенными остаются многие вопросы, требующие правового урегулирования.
В частности, таможенное законодательство Таможенного союза содержит около 200 отсылочных норм к национальным законодательствам государств - членов Таможенного союза. Это отрицательно сказывается на внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов из-за непрозрачности процессов таможенного администрирования.
До настоящего времени не завершена унификация ставок ввозных таможенных пошлин. Сегодня по 72 позициям Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза ставки в Республике Казахстан ниже, чем в Российской Федерации и Республике Белоруссия. В то же время вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию привело к тому, что по 108 товарным позициям в отношении колесных автотранспортных средств ставки ввозных таможенных пошлин в Российской Федерации стали ниже, чем в Республике Белоруссия и Республике Казахстан.
Остается неурегулированным вопрос о разработке перечня товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза в третьи страны, в отношении которых законодательствами государств - членов Таможенного союза предусмотрена обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин. Не подписано соглашение о порядке зачисления и распределения вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе товаров с единой таможенной территории Таможенного союза.
В 2012 году не удалось завершить формирование нормативной базы в области экспортного контроля в отношении продукции военного назначения, а также товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники.
С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной таможенной службы о деятельности Федеральной таможенной службы в условиях формирования Таможенного союза.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации продолжить работу, направленную на совершенствование норм таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации, по следующим направлениям:
сокращение отсылочных норм в таможенном законодательстве Таможенного союза с целью устранения различий в их практическом применении на таможенной территории Таможенного союза;
оптимизация порядка совершения таможенных операций исходя из необходимости сокращения времени их совершения при условии сохранения эффективности таможенного контроля;
унификация уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях государств - членов Таможенного союза в части ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза;
доработка и согласование проекта соглашения по определению порядка и условий перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом;
формирование нормативной базы в области экспортного контроля в отношении продукции военного назначения, а также товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники;
установление специальных правил и порядка перемещения товаров между Особой экономической зоной в Калининградской области и остальной частью таможенной территории Таможенного союза;
инкорпорация в Таможенный кодекс Таможенного союза положений международных соглашений государств - членов Таможенного союза с учетом национальных интересов Российской Федерации;
совершенствование системы нетарифного регулирования в целях сокращения ограничений, вводимых государствами - членами Таможенного союза в одностороннем порядке;
формирование единой акцизной политики государств - членов Таможенного союза в отношении алкогольной и табачной продукции;
выработка защитных мер, направленных на пресечение беспошлинного ввоза физическими лицами товаров под видом товаров для личного пользования;
усиление мер противодействия ввозу на таможенную территорию Таможенного союза контрафактных товаров, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе путем предварительного уведомления о перемещаемых через территорию Таможенного союза грузах, совершенствования системы информационного взаимодействия;
создание правового механизма, позволяющего в полном объеме осуществлять таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, в том числе создание системы идентификации этих товаров;
координация работы заинтересованных федеральных органов государственной власти, представителей бизнес-сообщества, общественных объединений и иных организаций по подготовке и согласованию предложений, направленных на совершенствование норм Таможенного кодекса Таможенного союза;
ускорение процесса внедрения в деятельность таможенных органов электронного декларирования товаров и отказа от практики разрешительных документов в бумажном виде, в том числе в целях снижения коррупциогенных факторов и устранения расхождений в статистике внешней и взаимной торговли государств - членов Таможенного союза;
создание условий, направленных на увеличение пропускной способности мест международного почтового обмена;
создание упрощенной системы таможенного оформления в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
совершенствование договорной базы Таможенного союза, регулирующей вопросы ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза;
совершенствование правового обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов в рамках Таможенного союза;
совершенствование таможенного администрирования ввозимых на территорию Таможенного союза растений и животных, сельскохозяйственной продукции и продовольствия, продукции растительного и животного происхождения.
3. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать во втором полугодии 2013 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
4. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в декабре 2013 года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
27 апреля 2013 г.
N 157-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 апреля 2013 г. N 157-СФ "О деятельности Федеральной таможенной службы в условиях формирования Таможенного союза"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 19 ст. 2373