Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к заключению по экспертизе
Приказа Минприроды России
от 13 апреля 2009 г. N 87
Сравнительный анализ механизма взимания платы за сброс загрязняющих веществ и вреда, причинного водным объектам
Установление или отказ от установления ограничений на сброс ЗВ может неоднозначно толковаться со стороны контролирующих органов. Например, наличие любого вещества в сбрасываемой сточной воде, не указанного природопользователем, формально может служить причиной отказа в выдаче разрешения. Кроме того действующее законодательство содержит норму, согласно которой запрещается сброс сточных вод, в которых содержатся вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций. Обнаружение вещества в сточной воде зависит только от разрешающей способности измерительного прибора или "чувствительности" методики измерений.
Отказом в выдаче разрешения на сброс может также служить выявление превышений установленных нормативов. В случае невозможности соблюдения в сточной воде жестких рыбохозяйственных нормативов по отдельным загрязняющим веществам, практически любому хозяйствующему субъекту может быть отказано в выдаче разрешения на сброс.
Проведенный сравнительный анализ, показывает, что:
- расчет платы и расчет вреда определяется, главным образом, наличием или отсутствием разрешения на сброс загрязняющих веществ и содержанием этого разрешения, то есть величиной разрешенного допустимого сброса загрязняющих веществ и величиной установленного лимита на их сброс;
- если допустимые нормативы сбросов и лимиты на сбросы загрязняющих веществ, установленные в разрешении, обеспечивают природопользователю осуществление хозяйственной деятельности без их превышения, то вред окружающей среде отсутствует, а размер начисленной платы будет минимальным;
- размер вреда в случае отсутствия разрешения на сбросы существенно превосходит размер платы, рассчитанной для этих же самых условий, причем в зависимости от конкретных условий, в частности, от фоновой концентрации загрязняющих веществ, эта величина может принимать разные значения.
Примеры расчета вреда, причиненного водному объекту, в сравнении с платой за сброс этих же загрязняющих веществ в тех же самых условиях
Расчет размера вреда, причиненного водному объекту сбросом загрязняющих веществ (далее - ЗВ) (У), описывается следующей формулой:
, где:
- коэффициент, учитывающий природно-климатические условия в зависимости от времени года;
- коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов);
- коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития;
- коэффициент, учитывающий интенсивность негативного воздействия.
Обозначим символом удельный вред i-того ЗВ, тогда из формулы для исчисления вреда для случая
. получим:
Проведем сопоставление размера вреда с размером платы в разных условиях. Для определенности примем, что сброс ЗВ в сточных водах в объеме осуществляется в реку Волга в осенний период с сентября по ноябрь.
Пример N 1.
В качестве ЗВ рассмотрим нефтепродукты.
Исходные данные для расчета:
- (нефтепродукты)=0,05 мг/л;
- объем сброса ;
- для расчета вреда: ;
;
;
- фоновая концентрация нефтепродуктов - ;
- концентрация нефтепродуктов в сбросе - ;
- , т.к.
;
- удельный вред ;
- для расчета платы: ;
;
- ставка платы (в пределах норматива) -
- ставка платы (в пределах лимита) - ;
- ставка платы за сверхлимитный сброс - -
Рассмотрим 3 варианта:
1 вариант - допустимая концентрация нефтепродуктов в сбросе равна , в пределах лимита разрешено сбрасывать 0,55 мг/л;
2 вариант - допустимая концентрация нефтепродуктов в сбросе равна , лимит не установлен;
3 вариант - разрешение отсутствует (Ср=0).
Расчет платы для разных вариантов сброса нефтепродуктов
N варианта |
(мг/л) |
(мг/л) |
(мг/л) |
(т) |
(т) |
(т) |
т. руб. |
т. руб. |
т. руб. |
т. руб. |
1. |
0,05 |
0,5 |
- |
0,05 |
0,5 |
- |
0,543 |
27.15 |
- |
27,7 |
2. |
0,05 |
- |
0,5 |
0,05 |
- |
0,5 |
0,543 |
- |
135,7 |
136,2 |
3. |
- |
- |
0,55 |
- |
- |
0,55 |
- |
- |
149,3 |
149,3 |
Символы "С", "М" и "П" обозначают концентрацию нефтепродуктов в сбросе, массу сброшенных нефтепродуктов и плату за сброс. Подстрочными символами "д"; "л" и "сл" указываются принадлежность показателя к разным диапазонам сброса: "д" - диапазон допустимых сбросов; "л" - диапазон лимитных сбросов; "сл" - диапазон сверхлимитных сбросов, "р"- диапазон разрешенных сбросов.
Расчет вреда для разных вариантов сброса нефтепродуктов
N варианта |
(мг/л) |
(т) |
(т. руб./т) |
У (т. руб.) |
1. |
0 |
0 |
5 432 |
0 |
2. |
0,5 |
0,5 |
5 432 |
2 716 |
3. |
0,55 |
0,55 |
5 432 |
2 988 |
Из приведенных расчетов видно, что наличие или отсутствие вреда определяется наличием или отсутствием соответствующих разрешений с содержащимися в них установленными нормативами и лимитами на сброс ЗВ, выдаваемых надзорным органом. При отсутствии разрешения или установленного лимита на сброс величина вреда может значительно превосходит плату (например, в 20 раз - 2-й и 3-й вариант). При выдаче надзорным органом природопользователю разрешения на сброс нефтепродуктов с содержащимися в нем установленными нормативами и лимитами на сброс, вред водному объекту этим ЗВ уже не причиняется.
Таким образом, не критерии причинения вреда водному объекту, а наличием или отсутствием соответствующих разрешений является определяющим для констатации причинения вреда водному объекту и расчета его величины.
Пример N 2.
В качестве ЗВ рассмотрим , сохранив все вышеизложенные условия сброса.
Исходные данные для расчета:
- ;
- объем сброса , где Q - расход сточных вод (
); Т - время сброса (ч);
- для расчета вреда: ;
;
;
- фоновая концентрация ;
- концентрация в сбросе -
;
- , т.к.
;
- удельный вред ;
- для расчета платы: ;
;
- ставка платы (в пределах норматива) - ;
- ставка платы (в пределах лимита) - ;
- ставка платы за сверхлимитный сброс - - ;
Рассмотрим 3 варианта:
1 вариант - допустимая концентрация в сбросе равна
, в пределах лимита разрешено сбрасывать 440 мг/л;
2 вариант - допустимая концентрация в сбросе равна
, лимит не установлен;
3 вариант - разрешение отсутствует.
Расчет платы для разных вариантов сброса Na+
N варианта |
(мг/л) |
(мг/л) |
(мг/л) |
(т) |
(т) |
(т) |
т. руб. |
т. руб. |
т. руб. |
т. руб. |
1. |
40 |
400 |
- |
40 |
400 |
- |
0,196 |
9,8 |
- |
10,0 |
2. |
40 |
- |
400 |
40 |
- |
400 |
0,196 |
- |
49,36 |
49,6 |
3. |
- |
- |
440 |
- |
- |
440 |
- |
- |
54,3 |
54,3 |
Расчет вреда для разных вариантов сброса Na+
N варианта |
(мг/л) |
(т) |
(т. руб./т) |
У (т. руб.) |
1. |
0 |
0 |
40,54 |
0 |
2. |
400 |
400 |
40,54 |
16 216 |
3. |
440 |
440 |
40,54 |
17 838 |
Из приведенных расчетов следует, что при отсутствии разрешения или при отсутствии установленного лимита на сброс величина вреда может значительно превосходит плату (например, в 327 раз - 2-й и 3-й вариант).
Пример N 3.
В качестве ЗВ выберем кадмий (), сохранив все вышеизложенные условия сброса.
Исходные данные для расчета:
- ;
- для расчета вреда: ;
;
;
- фоновая концентрация ;
- концентрация в сбросе -
;
- ;
- удельный вред ;
- для расчета платы: ;
;
- ставка платы (допустимый норматив) - ;
- ставка платы (лимитный сброс) - ;
- ставка платы за сверхлимитный сброс - - .
Рассмотрим 3 варианта:
1 вариант - концентрация , соответствующая допустимому нормативу,
, в пределах лимита разрешено сбрасывать 0,05 мг/л;
2 вариант - концентрация , соответствующая допустимому нормативу, равна
, лимит не установлен;
3 вариант - разрешение отсутствует
Расчет платы за сброс для разных вариантов
N варианта |
(мг/л) |
(мг/л) |
(мг/л) |
(т) |
(т) |
(т) |
т. руб. |
т. руб. |
т. руб. |
т. руб. |
1. |
0,005 |
0,05 |
- |
0,005 |
0,05 |
- |
0,544 |
27,19 |
- |
27,74 |
2. |
0,005 |
- |
0,05 |
0,005 |
- |
0,05 |
0,544 |
- |
135,95 |
136,49 |
3. |
- |
- |
0,055 |
- |
- |
0,055 |
- |
- |
149,55 |
149,55 |
Расчет вреда для разных вариантов сброса
N варианта |
(мг/л) |
(т) |
(т. руб./т) |
У (т. руб.) |
1. |
0 |
0 |
4 280 760 |
0 |
2. |
0,05 |
0,05 |
4 280 760 |
214 038 |
3. |
0,055 |
0,055 |
4 280 760 |
235 442 |
Как это уже указывалось выше в примере 2. при уменьшении например в 10 раз размер вреда также возрастает в 10 раз.
Из сравнения размеров вреда с платой видно, что размер вреда может значительно (более чем в несколько сотен раз) превышает размер платы, рассчитанной при отсутствии установленных лимитов или при отсутствии разрешения. Размер вреда, определяемый по Методике, главным образом зависит от величин установленных нормативов и временно согласованных нормативов (лимитов) на сброс ЗВ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.