Заключение Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2013 г.
"Об экспертизе приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 633), Приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности" (далее - Приказ N 634), а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденным 29 декабря 2012 N 2-ОФ/Д26вн, Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" (далее - Приказ, Порядок), зарегистрированного в Минюсте России 14 октября 2011 г. N 22050, опубликованного в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 31 октября 2011 г. N 44, и сообщает следующее.
Для проведения экспертного исследования положений Приказа была создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в Приложении N 1 к данному заключению).
В ходе проведения экспертизы Приказа с 22 января 2013 г. по 22 февраля 2013 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях Приказа, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация по проводимым публичным консультациям была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России. Письмом Минэкономразвития от 6 марта 2013 г. N Д26и-230 в Минприроды России, Росстат был направлен запрос о предоставлении дополнительной информации. Официальный ответ Росстата от 27 марта 2013 г. N 12-12-5/575-МВ содержит данные о плате за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления за 2009-2011 гг. Официальный ответ Минприроды России на момент подготовки заключения не поступил.
Наиболее значимые позиции, представленные субъектами предпринимательской и иной деятельности при проведении публичных консультаций, учтены в настоящем заключении. Справка о результатах публичных консультациях прилагается (Приложение N 2).
По результатам проведения публичных консультаций Минэкономразвития России совместно с экспертной группой подготовлено настоящее заключение по итогам экспертизы Приказа.
Проект заключения письмом Минэкономразвития России N Д26и-249 от 11 марта 2013 г. также направлялся в Минприроды России. Письмами Минэкономразвития России от 11 марта N Д26и-249, от 1 апреля N Д26и-326 представители Минприроды России были приглашены на совещание по обсуждению проекта заключения. Однако на указанные совещания представители Минприроды России направлены не были. На момент завершения подготовки настоящего заключения замечаний и предложений от Минприроды России не поступило.
Также, проект заключения был размещен для обсуждения на официальном сайте Минэкономразвития России. Замечания экспертной группы по проекту заключения представлены в Приложении N 7.
1. Цели регулирования, установленного Приказом
Приказ разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), согласно которому индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии с пунктом 2 Приказа материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при проведении инвентаризации отходов, подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), ведении федеральных статистических наблюдений, расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
По смыслу установленного Порядка, целью ведения учета, помимо заявленных в пункте 3 Порядка, является недопущение занижения производителями объемов производимых отходов. Полагаем, что для достижения указанной цели предусмотрена ежедневная запись о произведенных отходах в соответствующем журнале учета.
2. Общее описание регулирования
2.1. Общее описание рынка отходов производства и потребления в Российской Федерации
Условно участников рынка можно разделить на три группы: индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые производят отходы в результате основной экономической деятельности; индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые осуществляют использование и транспортирование отходов; индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые осуществляют обезвреживание и размещение (хранение и захоронение) отходов I-IV классов опасности (лицензионная деятельность) и отходов V класса опасности.
Сфера действия Приказа распространяется на хозяйствующие субъекты, деятельность которых предполагает образование, накопление, использование, обезвреживание, размещение, получение и передачу другим лицам отходов производства и потребления, фактически - на все хозяйствующие субъекты.
Система учета построена таким образом, что на предприятия возлагается обязанность по ежедневному формированию учетных листов, содержащих ежедневные (ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные) показатели по образованию, накоплению, передаче другим структурным подразделения или сторонним организациям, получению от других структурных подразделений или сторонних организаций, использованию, обезвреживанию, размещению отходов каждого вида. Причем, по содержанию и по форме эти учетные листы фактически являются отчетностью каждого структурного подразделения, обособленного подразделения и в целом хозяйствующего субъекта за соответствующий период (день, месяц, квартал, год).
2.1.1. Этап образования отходов
Исходя из определений, представленных Федеральным законом N 89-ФЗ, любое лицо, в ходе производственной деятельности которого образуются отходы, имеет обязанность либо передать эти отходы для целей последующего размещения лицами, осуществляющими деятельность по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению отходов в течение 6 месяцев с момента образования отходов, либо вынуждено самостоятельно получить лицензию на осуществление такой деятельности, так как накопление отходов, то есть временное складирование отходов на срок не более чем шесть месяцев в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, допускается только в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, большинство организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, должны заключать соответствующие договоры с лицами, осуществляющими деятельность по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению отходов на вывоз и размещение отходов. Общее число организаций, на которых распространяется данное требование, на основании данных ФНС России на 1 января 2013 г. может быть оценено в 4541,6 тыс. единиц, индивидуальных предпринимателей на 2011 г. - 2487,2 тыс. человек.
По данным Росстата данные организации производят порядка 4 млрд. тонн отходов ежегодно, при этом количество отходов увеличивается каждый год на 10%. При этом прослеживается значительная дифференциация по объему отходов, который производится организациями в зависимости от вида экономической деятельности. Соответствующая информация за 2011 год представлена в Приложении N 3.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 2 декабря 2002 г. N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (в ред. Приказа Минприроды России от 30 июля 2003 г. N 663) отходы в зависимости от происхождения, агрегатного и физического состояния, опасных свойств, степени вредного воздействия на окружающую природную среду делятся на 5 классов опасности. Информация о распределении отходов по классам опасности, об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов представлена в Приложении N 4.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" плата за размещение отходов производства и потребления является одним из видов платы за негативное воздействие на окружающую среду, наряду с платой за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, за сбросы загрязняющих веществ в подземные и поверхностные водные объекты. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в соответствии указанным постановлением Правительства представлены в Приложении N 5.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов должно вносить то лицо, в ходе производственной деятельности которого образуются отходы, являющиеся собственностью данного производителя. Лица, осуществляющие обезвреживание и размещение отходов, обязаны вносить указанную плату только за те отходы, которые они производят в ходе своей деятельности. Лица, осуществляющие обезвреживание и размещение отходов, будут обязаны внести указанную плату, если при передаче отходов на размещение в договоре будет предусмотрено условие о переходе права собственности на отходы (в этом случае лицо, в ходе производственной деятельности которого образовались отходы, плату вносить не обязано).
2.1.2. Этап размещения отходов
В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. При этом, по данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в России на начало 2010 года зафиксировано 7518 полигонов для размещения отходов, из них: 1699 полигонов твердых бытовых отходов, 576 объектов размещения промышленных отходов, 5243 несанкционированные свалки (Приложение N 6). Также, согласно официальной информации Росприроднадзора на 4 апреля 2013 г. на территории Российской Федерации выявлено всего 49059 мест несанкционированного размещения ТБО (на суммарной площади 14820 га), из которых 25% выявлено в результате рейдовых мероприятий, организованных Росприроднадзором (12088 шт., 4798 га). Такое количество свалок может свидетельствовать о том, что отдельные производители, а также транспортировщики и лица, осуществляющие деятельность в области обезвреживания и размещения отходов, не исполняют в полной мере требования по порядку размещения отходов, установленные законодательством.
2.2. Описание основных мотивов участников рынка
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 (далее - Порядок 2) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в ходе производственной деятельности которых образуются отходы, вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов), оплачивают деятельность лиц, занимающихся обезвреживанием и размещением отходов.
Кроме того, в соответствии с положениями пункта 1, а также подпункта 1 пункта 2 приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 "О порядке и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на из размещение" (далее - Приказ N 50) индивидуальные предприниматели и юридические лица разрабатывают и утверждают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Согласно подпункту 2 пункта 2 Приказа N 50 индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)".
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми объемами размещения отходов и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (пункт 4 Порядка 2).
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка 2).
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (пункт 6 Порядка 2).
Платежи за предельно допустимое размещение отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя (пункт 7 Порядка 2).
Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их экономических особенностей. Если указанные платежи, определенные расчетно в соответствии с Порядком 2, равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации (пункт 8 Порядка 2).
При этом, если часть образующихся сверх предельно допустимых нормативов отходов индивидуального предпринимателя или юридического лица будет вывезена и размещена с нарушением установленных требований, то такие предприниматели и организации могут получить два преимущества: во-первых, уменьшат расходы на оплату услуг лиц, осуществляющих деятельность в области обезвреживания и размещения отходов; во-вторых, избегут рисков приостановки или прекращения деятельности по причине загрязнения окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов образования отходов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие транспортировку отходов, имеют мотив уклониться от обязанности разместить отходы на объекте размещения отходов, таким образом, данные организации могут получить прибыль за оказание услуг, снижая расходы на оплату услуг лиц, осуществляющих деятельность в области обезвреживания и размещения отходов.
Лица, осуществляющие деятельность в области обезвреживания и размещения отходов, имеют мотив к занижению официальных оценок объемов захороненных отходов, так как это позволяет снизить размер взимаемой платы за размещение отходов.
2.3. Ответственность за правонарушения в области обращения с отходами
Действующим законодательством предусмотрена следующая ответственность за основные нарушения в области обращения с отходами.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, включающая в себя несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Указанная статья включает также правонарушения, связанные с ведением учета в области обращения с отходами. Следует отметить, что ответственность устанавливается для всех лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, а не только для лиц, осуществляющих деятельность по обезвреживанию и размещению отходов (подробнее: Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2012 г. по делу N А46-23143/2012, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 августа 2012 г. по делу N А32-23366/2011, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2012 г. по делу N А27-9032/2012, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июня 2012 г. по делу N А03-16209/201). При этом указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Также, административная ответственность за нарушения в сфере обращения с отходами установлена частью 2 статьи 8.6, частью 5 статьи 8.13, статьей 8.19, частью 2 статьи 8.31, частью 3 статьи 8.31 КоАП.
Часть 1 статьи 247 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, то есть производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
Также, статьи 1069-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают гражданско-правовую ответственность физических и юридических лиц вследствие причинения вреда, в том числе и в результате обращения с отходами.
2.4. Недостатки правового регулирования
В отношении эффективности применяемого метода отмечаем следующее.
Во-первых, организации имеют различные масштабы деятельности, и субъекты малого и среднего предпринимательства из круга участников, на которых распространяется действие данного Приказа, не исключены. Следовательно, требование является сложно администрируемым, так как потенциальный ущерб от его нарушения может оказаться меньшим, чем расходы на выявление таких нарушений. Например, организации, производящие отходы V класса в размере 10 тонн в год, обязаны внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов максимально - 150 рублей в год, в то время как оплата труда сотрудника проверяющего органа и средства на проведение проверки значительно превышают данную сумму.
Во-вторых, ряд крупных организаций, которыми производится большая часть отходов, самостоятельно осуществляет захоронение отходов в собственных объектах размещения отходов. Из 4 млрд. тонн производимых в год отходов около 2,5 млрд. тонн размещается организациями на собственных объектах размещения отходов. В таких случаях, проверить ежедневное ведение учета образовавшихся отходов крайне затруднительно, так как оно предполагает взвешивание тонн породы, а также сложности в разделении породы по каждому дню. Таким образом, наличие данных учета не обеспечивает возможность проверки занижения организациями объемов произведенных отходов, а предлагаемая система учета не содержит привязки объемов продукции и отходов.
В-третьих, учет не предполагает дифференцированный подход в зависимости от класса произведенных отходов, следовательно, большое число малых предприятий попадают под данное требование, что усложняет контроль его исполнения.
3. Оценка расходов по учету отходов
Исполнение требований нормативного акта влечет дополнительные издержки субъектов предпринимательской деятельности, связанные с трудозатратами на заполнение табличных форм и их сводом. В ходе проработки вопроса членами экспертной группы были представлены фрагментарные сведения о необходимых затратах. Так, по данным ОАО "ГАЗПРОМ", указанные издержки отдельно взятого крупного дочернего предприятия компании составляют около 1 миллиона рублей ежегодно, а объем представляемой документации превышает 10000 листов. По сведениям ООО "ГАЗПРОМ Трансгаз Москва", при производственной деятельности 24 филиалов (53 промышленные площадки), образующих 60-70 видов отходов, предусмотренная нормативным актом отчетность составляет 12720 листов ежегодно. Согласно сведениям ЗАО "Тетра Пак", минимальные расходы на ведение отчетности, предусмотренной нормативным актом, в части оплаты труда или услуг третьих лиц составляют от 10 до 50 тысяч рублей ежемесячно.
На основании данных, полученных в рамках публичных консультаций, проведена оценка издержек, связанных с исполнением требований Приказа. Следует отметить, что для надлежащего выполнения требований нормативного акта, в частности "фактического измерения отходов" (ежедневного взвешивания), необходимо приобретение дополнительного оборудования - весов с возможностью проведения измерений массы в диапазоне от килограммов до тонн стоимостью около 30 тысяч рублей (для каждого цеха, участка), подъемников, транспортеров, подъемники, транспортеры стоимостью около 20 тысяч рублей.
Упрощенно может быть произведен расчет соответствующих затрат огранизаций - крупнейших загрязнителей, к которым относятся предприятия по добыче полезных ископаемых (17240 предприятий - по данным Росстата). При допущении, что каждое предприятие включает 10 промышленных площадок и на каждом объекте требуется специалист, который постоянно осуществляет взвешивание и учет отходов, а единовременные расходы на оснащение составляют:
(30000 рублей + 20000 рублей) х 10 х 17240 = 8,6 млрд. рублей,
то ежегодный расход на ведение учета при средней заработной плате в России 26489 рублей (без учета страховых взносов) может быть оценен следующим образом:
1 спец. х (26489 рублей х 34%) х 12 мес. х 10 х 17240 = 73,4 млрд. рублей в год.
Данные о том, какое число организаций ведет учет, Минприроды России не представлено. Наиболее вероятно, что многие юридические лица и индивидуальные предприниматели учет не ведут. В то же время буквальное прочтение Приказа предусматривает для них соответствующую обязанность. Если бы все субъекты предпринимательской деятельности исполняли установленный Порядок, то единовременные расходы на оснащение могли бы составить до 359,2 млрд. рублей, а ежегодные - 630,6 млрд. рублей в год.*
4. Предложения по изменению действующего правового регулирования
По итогам экспертизы Приказа полагаем, что отдельные положения Приказа требуют существенной доработки в целях снижения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на содержание системы контроля и расходов субъектов предпринимательской деятельности на ведение учета в области обращения с отходами.
В этой связи в целях повышения качества контроля в сфере обращения с отходами и сокращения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и субъектов предпринимательской деятельности, связанных с исполнением требований Порядка, по итогам настоящей экспертизы полагаем необходимым внести ряд изменений в Федеральный закон N 89-ФЗ и Приказ. Реализация указанных далее мер позволит сократить издержки субъектов предпринимательской деятельности с 359,2 млрд. рублей до 3 млрд. рублей (единовременные на оснащение), с 630,6 млрд. рублей до 6,5 млрд. рублей (ежегодные)**.
4.1. Ограничение круга субъектов регулирования
В пункте 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ, пункте 1 Порядка, определяющих круг субъектов, обязанных вести соответствующий учет, сказано, что учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах обязаны вести юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Фактически действие нормативного акта распространено на все хозяйствующие субъекты.
В целях сокращения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и субъектов предпринимательской деятельности считаем целесообразным ограничить круг субъектов, на которых распространяется действие Приказа, и распространить его на лиц, чья деятельность связана с обращением с отходами I и II классов опасности, а также лиц, осуществляющих деятельность по обезвреживанию и размещению отходов.
Относительно лиц, осуществляющих деятельность по обезвреживанию и размещению отходов, получаемых от других индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, считаем необходимым переработать порядок ведения учета в связи с невозможностью контроля объемов размещенных отходов и использовать метод учета вновь поступающих отходов на объект их размещения.
В отношении лиц, на которых не распространяется действие Приказа, считаем необходимым предусмотреть вмененную систему внесения платы за размещение отходов.
4.2. Упразднение требования подготовки бумажной формы учета
Пунктом 6 Порядка предусматривается оформление на бумажном носителе ряда промежуточных форм учета отходов. Наличие возможности заполнения форм в электронном виде не освобождает от необходимости их распечатки в целях заверения и брошюрования, что создает сложности при хранении указанных журналов и папок. Считаем целесообразным предусмотреть возможность ведения учета в электронном варианте с исключением дублирования на бумажном носителе при обязательной невозможности корректировки информации.
4.3. Отмена дифференцированного учета по каждому виду отходов
Фиксация образования каждого вида отходов представляется трудоемким и нецелесообразным процессом с учетом того, что в конечном итоге все отходы окажутся в одном контейнере в общей массе отходов и будут размещены на объекте размещения отходов. Считаем рациональным предусмотреть ведение учета по классам отходов, а не по каждому виду.
5. Вывод по итогам экспертизы приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами"
5.1. По итогам проведенной экспертизы Минэкономразвития России пришло к выводу о том, что примененный в Федеральном законе N 89-ФЗ и закрепленный в Приказе подход, обязывающий все субъекты предпринимательской деятельности вести ежедневный учет образовавшихся отходов, необоснованно затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Постановления N 633 Минэкономразвития России считает целесообразным направить в установленном порядке в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложение по внесению соответствующих изменений в Федеральный закон N 89-ФЗ, во исполнение которого издан Приказ.
При доработке действующего регулирования считаем необходимым, в обязательном порядке, также проработать замечания и предложения, представленные в разделе 4 настоящего заключения.
5.2. Кроме того, по итогам экспертизы в соответствии с абзацем 2 пункта 3 Постановления N 633 Минэкономразвития России считает целесообразным направить в установленном порядке в Минюст России предложения о необходимости внесения изменений в отдельные положения Приказа (в соответствии с разделом 4 настоящего заключения).
В соответствии с пунктом 4(2) постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 считаем целесообразным установить трехмесячный срок для исполнения Минприроды России представления Минюста России, а в случае неисполнения указанного представления в установленный срок, внесение Минюстом России в Правительство Российской Федерации предложения об отмене Приказа или его отдельных положений.
5.3. Обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, доработанные по данным замечаниям проекты нормативных правовых актов подлежат направлению в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия.
Приложение: на 41 л. в 1 экз.
|
О.В. Фомичев |
______________________________
*(1) В отношении прочих организаций, и использовании допущения о том, что для исполнения обязанности по учету требуется 2 часа рабочего времени специалиста в день, а каждое предприятие имеет 1 производственный объект, то единовременные расходы на оснащение составляют:
(30000 рублей + 20000 рублей) х 1 х ((4541566 + 2487200) - 17240) = 350,6 млрд. рублей,
а ежегодные расходы составляют:
1 спец. х (26489 рублей х 34%) х 0,25 ставки х 12 мес. х 1 х ((4541566 + 2487200) - 17240) = 746,6 млрд. рублей в год.
Единовременные расходы всех субъектов предпринимательской деятельности составят:
8,6 млрд. рублей + 350,6 млрд. рублей = 359,2 млрд. рублей,
а ежегодные расходы составят:
73,4 млрд. рублей + 557,2 млрд. рублей = 630,6 млрд. рублей.
*(2) При допущении сокращения круга участников, обязанных вести учет в области обращения с отходами, до лиц, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами I и II классов опасности, а также лиц, осуществляющих деятельность по обезвреживанию и размещению отходов, возможно проведение оценки расходов данных организации. По данным Росприроднадзора в 2010 г. было зарегистрировано 2275 объектов размещения отходов (Приложение N 6). Согласно данным Росстата число предприятий химического производства и производства машин и оборудования (основные производители отходов I и II классов) составляет 58651 единиц (Приложение N 3). Следовательно, единовременные расходы предприятий составят:
(30000 рублей + 20000 рублей)х1х(2275+58651)=3 млрд. рублей,
а ежегодные расходы составят:
1 спец. х(26489 рублей х 34%)х0,25 ставки х12 мес.х1х(2275+58651)=6,5 млрд. рублей в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2013 г. "Об экспертизе приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами"
Заключение по итогам экспертизы приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами""
Текст заключения официально опубликован не был