Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к заключению об
экспертизе на приказ Минприроды
России от 1 сентября 2011 г. N 721
"Об утверждении порядка учета в
области обращения с отходами"
Справка о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности по приказу Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами"
Приказ и перечень вопросов к нему были размещены на официальном сайте Минэкономразвития России и направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско-Германскую внешнеторговую палату.
Всего по результатам публичных консультаций было получено 22 отзыва от следующих организаций: ОАО "ГАЗПРОМ", ООО "ГАЗПРОМ трансгаз Москва", ООО "ГАЗПРОМ трансгаз Ухта", ООО "ГАЗПРОМ трансгаз Югорск", ОАО "ГАЗПРОМ Нефть", ОАО "ЛУКОЙЛ", ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт", ОАО "ТНК-ВР Менеджмент", ООО "Томскнефтехим", ООО "СМ-Вест", ЗАО "ТЕТРА ПАК", ООО "Объединенная металлургическая компания", ОАО "Трубная металлургическая компания", ООО "ЛПК Континенталь Менеджмент", ООО "Институт прикладной экологии и гигиены", ЗАО "Группа компаний РУССКИЙ АЛКОГОЛЬ", ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "Юридический центр промышленной экологии", Общественная организация "Эконадзор", ОАО "РОСТЕЛЕКОМ". Также была представлена позиция независимого эксперта Луценко В.В.
Замечания, полученные в ходе проведения публичных консультаций, обобщены в сводной таблице результатов.
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций
N п/п |
Структурный элемент проекта акта |
Замечания и (или) предложения |
Комментарии Минэкономразвития России |
ОАО "ГАЗПРОМ" | |||
1. |
НПА в целом |
Отсутствует необходимость регулирования, заведомо избыточные издержки предприятий. |
Частично учтено в заключении |
ООО "ГАЗПРОМ трансгаз Москва" | |||
2. |
НПА в целом |
Дублируются требования к форме госстатотчетности 2-тп (отходы). Необходимость ежегодного оформления и последующего хранения десятков тысяч листов бесполезной документации. Влечет избыточные издержки предприятий на ведение учета. |
Частично учтено в заключении |
ООО "ГАЗПРОМ трансгаз Ухта" | |||
3. |
НПА в целом |
Дублируются требования к форме госстатотчетности 2-тп (отходы). Оптимально было бы обобщить требования к первичному учету с требованиями к госстатотчетности, вести первичный учет по той же форме. Влечет избыточные издержки предприятий на ведение учета. Порядок учета необходимо упростить, унифицировать с формами госстатотчетности, исключить дублирование. |
Частично учтено в заключении |
4. |
п. 6, приложения 1, 2, 3, 4 |
Установленные формы дублируются по содержанию. Для отходов, образование и движение которых фиксируется бухгалтерскими документами, актами приема-передачи (например, металлолом) - не является первичным учетом. Требование избыточно, его необходимо исключить. |
Разработчику для сведения |
|
Положение, противоречащее целям регулирования, его необходимо исключить. |
Разработчику для сведения |
|
|
Положение, противоречащее целям регулирования. Практическое выполнение, как правило, затруднено или невозможно в силу расположения отдельных производственных участков в труднодоступных и удаленных местах. |
Разработчику для сведения |
|
|
Норма содержит неопределенность, создает возможность необоснованного привлечения к административной ответственности. Исключить. |
Учтено в заключении |
|
|
Избыточное и необоснованное требование. Исключить. |
Разработчику для сведения |
|
ООО "ГАЗПРОМ трансгаз Югорск" | |||
5. |
НПА в целом |
Отсутствует необходимость регулирования. Влечет избыточные издержки на ведение учета. НПА следует отменить. |
Частично учтено в заключении |
|
Буквальное толкование влечет искажение данных и создает затруднения при ведении иных видов учета. |
Разработчику для сведения |
|
|
В Приложении 1 отсутствуют столбцы "Наличие отходов на начало месяца". Таблица заполняется ответственными лицами структурных подразделений (цех, участок, служба_) где происходит образование отходов и в соответствии п. 8 Приказа, должна заполняться ежемесячно. В разделе столбцов 9, 10, 11, 12, 13 отсутствуют столбцы "для накопления". Эти столбцы необходимы, так как одно подразделение может передавать отходы другому с целью накопления до определенной партии (объема) отходов для дальнейшей передачи сторонним лицам. Столбец 14 необходимо исключить. Отходы, которые поступают на объекты для хранения, могут быть переданы другим лицам для использования, обезвреживания, захоронения. Отходы, которые поступают на объекты для захоронения, не передаются. В связи с этим нет необходимости суммировать эти количества. Отсутствует столбец "Остаток на конец месяца". |
Разработчику для сведения |
|
|
Использование не лицензируется - таким образом, отражать наличие лицензии в графе М для сведений из графы 2 не представляется возможным. Обезвреживание и размещение отходов 5 класса опасности не лицензируются. Таким образом, отходы 5 класса опасности необходимо убрать из данной таблицы и/или предусмотреть формирование отдельной таблицы. Отсутствует возможность отражения операций по передаче отходов частным лицам. Например, такие отходы как "опилки натуральной чистой древесины" и т.д. законодательно возможно передать населению для использования, но невозможно отразить в таблицах Приказа. |
Разработчику для сведения |
|
ОАО "ЛУКОЙЛ" | |||
6. |
НПА в целом |
Усложняет учет отходов, требует избыточных действий. Структура отчетов непонятна и противоречива. Влечет избыточные издержки на ведение учета. Необходимо упростить процедуру ведения первичного учета отходов, свести к минимуму учетную информацию, которая позволит зафиксировать объем образования отхода и дальнейшее движение отходов. Позволить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям самостоятельно организовывать систему учета отходов на предприятии путем разработки локальных нормативных актов. Альтернативное предложение: Разработать общие требования по ведению учета отходов. Установить обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей самостоятельно разрабатывать и внедрять систему управления отходами для своего предприятия, учитывающую требования законодательства. |
Частично учтено в заключении |
|
Представляется заведомо избыточным, содержит неопределенности. Нет определенности в периодичности отчетности: в формах период - квартал, в п. 8 - ежемесячно. Формы с избыточной информацией, в п. 7 и п. 8 противоречия периодичности отчетности, формы дублируют госстатотчетность 2-тп (отходы). Запутанность и сложность отчетности способствует необоснованному привлечению к административной ответственности, создаются излишние административные барьеры. Приводит к ведению операций учета образования и движения отходов на предприятии не самым оптимальным способом. |
Разработчику для сведения |
|
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" | |||
7. |
НПА в целом |
Влечет избыточные издержки на ведение учета. Дублируются требования к форме госстатотчетности 2-тп (отходы), приложениям к ежеквартальным расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду, ежегодным техническим отчетам о неизменности производственного процесса. Отсутствует целесообразность дифференцированного учета по видам отходов в принципе, принимая во внимание, что группа твердых бытовых отходов "упаковываются/собирается в один контейнер". |
Частично учтено в заключении |
8. |
Избыточность требования о ведении учета в целом по юридическому лицу, т.к. территориально обособленные подразделения (филиалы) в соответствии с требованиями других НПА (Приказами Росстата, Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 и др.) подготавливают и предоставляют отчетность, а также вносят платежи по месту осуществления деятельности. Ежемесячное и ежеквартальное ведение учета образования отходов по формам Приказа приводит к бессмысленному увеличению трудозатрат специалистов по объединению большого объема информации по каждому виду и классу отходов по юридическому лицу в целом. |
Разработчику для сведения |
|
9. |
Избыточное требование о ведении учета по структурным подразделениям и срокам (ежемесячное брошюрование). |
Учтено в заключении |
|
10. |
Противоречие результатов учета в связи с округлением до одного знака после запятой для отходов 4 и 5 классов опасности (п. 11) и указаний в п. 12 (при отсутствии образования отходов - ноль). Необходимо учитывать, что в Лимитах на размещение отходов нормативы по образованию и размещению отходов утверждаются до шестого знака после запятой для всех классов и видов отходов. Фактически на предприятии может образовываться целый перечень отходов в небольшом количестве (несколько десятков килограммов каждый вид отхода), при округлении до одного знака после запятой (в тоннах) результат получен - ноль, а по факту перечень таких отходов одного предприятия может составлять более тонны. Возникшая ситуация ставит под сомнение достоверность результатов учета и влечет претензии и штрафные санкции со стороны контролирующих органов. |
Разработчику для сведения |
|
ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" | |||
11. |
НПА в целом |
Излишне усложняет учет обращения с отходами, в том числе затрудняется ведение учета при большом количестве объектов (от 60 и до 400) у одного юридического лица. Обязанности ведения учетной документации возлагается на руководителя объекта, у которого кроме этого огромное количество обязанностей согласно должностной инструкции. Влечет избыточные издержки на ведение учета. Предложения: - НПА отменить; - учет вести поквартально с привязкой к срокам расчета Платы за негативное воздействие на окружающую среду; - форма учета: за основу можно взять форму госстатотчетности 2-тп (отходы); - подтверждение объемов образования и передачи отходов на основании бухгалтерских документов (накладных, Актов выполненных работ, счетов и т. д.). |
Разработчику для сведения |
12. |
Формы 1, 2, 3, 4 заведомо избыточны, в совокупности это форма госстатотчетности 2-тп (отходы). |
Разработчику для сведения |
|
ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" | |||
13. |
НПА в целом |
Дублируются требования к форме госстатотчетности 2-тп (отходы). Учитывая детальность требований к форме и их сложность, фактически любой хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по обращению с отходами, может быть необоснованно привлечен к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение формальных требований НПА. Избыточная детализация отчетности и увеличение трудозатрат на заполнение форм отчетности никак не решило и не может решить имеющиеся проблемы в сфере обращения с отходами - в частности, повысить прозрачность деятельности по обращению с отходами. Например, требования НПА совсем не мешают, исходя из проекта НООЛР, расписывать общий объем образовавшихся отходов по всем структурным подразделениям. Предложения Несомненно требования по учету отходов должны быть - но не в виде новых форм отчетности, а в виде требований к журналам учета отходов или иным формам учета, которые лицо, осуществляющее обращение с отходами, должно определять для себя самостоятельно. На уровне приказа Минприроды было бы целесообразно установить, в каких случаях и при каких условиях возможен прямой, а в каких косвенный учет отходов, в каких случаях эти формы учета можно смешивать, порядок согласования внутренних документов лиц, осуществляющих виды деятельности по обращению с отходами, регламентирующих учет отходов на предприятии. Вести учет следует не по подразделениям, а по технологическим процессам (отдельным видам производственной деятельности, т.е. по источникам образования отходов). Установить адекватные требования к подтверждению достоверности вносимых в формы учета данных (например, требования хранить и давать ссылки в форме учета на подлинники первичных документов, из которых берутся данные), вместо огромного числа подписей, и печатей в формах отчетности, введенных НПА. |
Разработчику для сведения |
14. |
Требование о ведении учета по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка) юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиала) в связи с отсутствием ссылки на налоговое или иное законодательство, где раскрывается понятие "подразделение", приводит к разночтениям на практике и необоснованным претензиям контролирующих органов. |
Учтено в заключении |
|
ООО "Томскнефтехим" | |||
15. |
НПА в целом |
Дублируются требования к форме госстатотчетности 2-тп (отходы), приложениям к ежеквартальным расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду, ежегодным техническим отчетам о неизменности производственного процесса. Излишне усложнен учет обращения с отходами. Влечет избыточные действия и издержки на хранение документов учета. |
Частично учтено в заключении |
16. |
В форме (Приложение 1) учитывается только движение отходов внутри структурного подразделения и между структурными подразделениями предприятия, отсутствуют графы для учета передачи отходов из структурного подразделения другому предприятию. Для учета отходов переданных из структурного подразделения другому предприятию необходимо вести какую-то другую форму, которая НПА не предусмотрена. Это может привести к вольному толкованию положений Порядка при проверке контролирующими органами. Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами должно вестись постоянно по мере образования, использования, обезвреживания, передачи отходов. Форма составлена таким образом, что вести учет отходов постоянно невозможно, таблица составлена для обобщенного учета отходов по итогам квартала и года (графы "наличие отходов на начало квартала"; "наличие отходов на конец квартала"; графы для суммирования отходов по классам опасности; графа для суммирования всех классов опасности). Т.е. для ежедневного учета отходов структурные подразделения должны вести еще какие-то дополнительные формы (листы, журналы и т.п.). Возникают значительные трудности при учете объемов отходов от подразделения в подразделение, т.к. зачастую нет возможности их взвешивать. Все это приводит к избыточной деятельности, перегрузке весовой нецелевой работой (или придется приобретать новое весовое оборудование). Предложения: Отказаться от учета движения отходов между подразделениями, т.к. госорганы интересуют нормативы образования и лимиты размещения всех отходов предприятия, без разбивки на подразделения. Разрешить вести журналы учета отходов на местах по форме, разработанной предприятием. |
Разработчику для сведения |
|
17. |
Лист (листы) таблицы данных учета (п. 8, 9) - все исправления в учете по отходам заверяются подписью лица, ответственного за учет отходов и оттиском круглой печати юридического лица. На подпись ответственного за учет отходов не поставят печать юридического лица, тем более что в формах "М.П." не предусмотрено. Для структурных подразделений невозможно исполнить требование, что ежемесячно прошитые листы по учету отходов должны на последней странице скрепляться оттиском круглой печати и подписью руководителя юридического лица (п. 8). Это может привести к вольному толкованию положений Порядка при проверке контролирующими органами. Предложение: Для форм учета в структурных подразделениях достаточно подписи руководителя структурного подразделения с расшифровкой. |
Разработчику для сведения |
|
18. |
Если осуществляется постоянное движение отходов, то соответственно, это приведет к большому количеству учетных документов и хранение их в течение пяти лет будет обеспечить затруднительно. Это приводит к дополнительной работе (перегрузка архивов, хранение огромного количества бумаги на рабочем месте, в случае утери или перепутывания документов - штрафные санкции со стороны контролирующих органов). |
Разработчику для сведения |
|
ООО "СМ-Вест" | |||
19. |
НПА в целом |
Излишне усложнен учет обращения с отходами. Необходимость ведения форм отчетности, в особенности необходимость организации столь формализованного учета в структурных подразделениях, представляется излишним. Порядок ведения учета носит декларативный характер и столь серьезные требования к оформлению промежуточной отчетности является чрезмерным, ведущим к излишним трудовым и временным затратам у хозяйствующих субъектов. Необходимо также принимать во внимание утвержденную приказом Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" статистическую форму отчетности 2-тп (отходы), которая собственно и представляется для целей государственного учета обращения с отходами. Предложения Внедрение программных комплексов, обеспечивающих электронную обработку данных, с возможностью выведения итоговых данных за год в форме отчета, по форме госстатотчетности 2-тп (отходы). Предусмотреть в условиях налаживания организации обмена данными электронное предоставление отчетности в органы Росприроднадзора, заверенную ЭЦП. До разработки программного обеспечения, возможно предоставление права хозяйствующим субъектам ведения учета отходов с использованием офисных приложений, с выводом на бумажном носителе только итоговой формы отчетности за год и ее хранением в установленные сроки. При этом следует в целях оптимизации промежуточные формы учета оставить лишь как рекомендуемые, с правом их пересмотра и объединения на усмотрение хозяйствующего субъекта. |
Частично учтено в заключении |
ЗАО "Тетра Пак" | |||
20. |
НПА в целом |
Излишне усложнен учет обращения с отходами. Влечет избыточные действия и издержки на ведение учета. |
Частично учтено в заключении |
ЗАО "Объединенная металлургическая компания" | |||
21. |
НПА в целом |
Вызывает сомнения необходимость единой для всех отраслей формы учета образования отходов. Формы громоздки и непонятны, их заполнение крайне трудоемко. Дублируются требования к форме госстатотчетности 2-тп (отходы), приложениям к ежеквартальным расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду, ежегодным техническим отчетам о неизменности производственного процесса. Влечет избыточные действия и издержки на ведение учета. Не соответствует обычаям делового оборота металлургической отрасли, международной практике. Создает дополнительный административный барьер с возможностью необоснованного привлечения к административной ответственности. Предложение: Отменить НПА. |
Частично учтено в заключении |
ОАО "Трубная металлургическая компания" | |||
22. |
НПА в целом |
Дублируются требования к форме госстатотчетности 2-тп (отходы), приложениям к ежеквартальным расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду, ежегодным техническим отчетам о неизменности производственного процесса. Влечет избыточные действия и издержки на ведение учета. Создает возможность необоснованного привлечения к административной ответственности. Цель регулирования не соответствует сложившейся проблемной ситуации: формы учета НПА удваивают работу предприятия в области учета отходов, ломают сложившуюся с 1998 г. практику учета отходов. Предложения НПА следует отменить. Считаем сложившуюся практику ведения учета оптимальной и наименее затратной с точки зрения материальных ресурсов и времени работников, занимающихся учетом и составлением отчетности. |
Частично учтено в заключении |
ООО "ЛПК Континенталь Менеджмент" | |||
23. |
НПА в целом |
Объективная необходимость в НПА отсутствует. Проблемы, требующей принятия НПА, ни на законодательном уровне, ни в правоприменительной практике не существует. НПА содержит значительное количество неопределенностей и противоречий, создает искусственную возможность необоснованного привлечения к административной ответственности. Дублируются требования к форме госстатотчетности 2-тп (отходы), приложениям к ежеквартальным расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду, ежегодным техническим отчетам о неизменности производственного процесса. Необходимость ежегодного оформления и последующего хранения десятков тысяч листов бесполезной документации. Влечет избыточные издержки предприятий на ведение учета и хранение огромного количества бесполезной отчетности. Предложение НПА следует отменить. |
Разработчику для сведения |
ООО "Институт прикладной экологии и гигиены" | |||
24. |
НПА в целом |
Проблему учета в области обращения с отходами НПА не решает, акцентирует внимание на внутреннем учете отходов, который противоречит существующей системе статистической отчетности. Избыточные издержки предприятий на ведение учета. Обязанности адресатов госрегулирования (субъектов хозяйственной деятельности) в НПА отражены запутанно и противоречиво. |
Разработчику для сведения |
ЗАО "Группа компаний РУССКИЙ АЛКОГОЛЬ" | |||
25. |
НПА в целом |
Ведение учета по каждому обособленному подразделению представляется излишним, неэффективным и нецелесообразным. Дублируются требования к форме госстатотчетности 2-тп (отходы), приложениям к ежеквартальным расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду. Влечет избыточные действия и издержки на хранение отчетности. Необходимо отказаться от излишнего требования, исключающего возможность ведения учета в электронном виде. |
Частично учтено в заключении |
26. |
Необходимо исключить обязанность по ведению отдельного учета отходов лицам, не занимающихся обращением с отходами. |
Учтено в заключении |
|
27. |
Проекты нормативов образования отходов и лимитов их размещения разрабатываются расчетным путем без относительно данных учета. Разработка проектов на основании данных учета приведет к невозможности разработки проекта до окончания первого учетного периода по отходам и необходимости постоянного изменения проектов для приведения их в соответствии с данными учета. |
Разработчику для сведения |
|
28. |
Поскольку данные учета отходов являются основанием для расчета платы, которая уплачивается ежеквартально, ведение отчетности ежемесячно представляется излишним. |
Разработчику для сведения |
|
29. |
При ведении учета по юридическому лицу целиком ведение таблиц по каждому структурному подразделению теряет смысл. |
Учтено в заключении |
|
30. |
Нецелесообразно при ведении учета по юридическому лицу в целом. |
Разработчику для сведения |
|
ОАО "Сургутнефтегаз" | |||
31. |
НПА в целом |
Невозможно надлежащее исполнение требований НПА предприятиями, осуществляющими деятельность на территории нескольких субъектов РФ. Избыточные издержки предприятий на ведение учета и хранение многостраничной отчетности. Предложения Предусмотреть возможность ведения учета в электронном виде, исключая при этом брошюрование данных учета. Установить соответствующие степени защиты к электронной форме. Предусмотреть возможность подписания данных учета лицом, уполномоченным по доверенности либо приказу на подписание данных учета в области обращения с отходами с заверением подписи печатью организации. Исключить из Порядка N 721 противоречивые положения в отношении ведения учета по подразделениям юридического лица (индивидуального предпринимателя) и установить, что учет в области обращения с отходами необходимо вести по каждому территориально обособленному подразделению (филиалу, представительству) юридического лица. Пересмотреть формы ведения учета в области обращения с отходами (Таблицы 1-4) с целью оптимизации и упрощения процедуры ведения указанного учета. Установить возможность подписания листов учета руководителями территориально обособленных подразделений юридического лица, а также определить форму титульного листа. |
Частично учтено в заключении |
32. |
Текст НПА содержит явную опечатку: графа 18 (абзац 20 пункта 16 Порядка) определяется как сумма количества отходов, накопленных на начало учетного периода, образовавшихся, принятых от других структурных подразделений и от других индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за вычетом количества отходов, использованных, обезвреженных, переданных другим структурным подразделениям и размещенных в эксплуатируемых объектах размещения отходов в течении учетного периода. Предложение Графа 18 (абзац 20 пункта 16 Порядка) определяется как сумма количества отходов, накопленных на начало учетного периода, образовавшихся, принятых от других структурных подразделений и от других индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за вычетом количества отходов, использованных, обезвреженных, переданных другим структурным подразделениям и размещенных в эксплуатируемых объектах захоронения отходов в течении учетного периода. |
Разработчику для сведения |
|
ООО "Юридический центр промышленной экологии" | |||
33. |
НПА в целом |
Цель НПА на практике не достигается в связи с излишним вмешательством государства в рассматриваемые правоотношения, а также в связи с низким уровнем законодательной техники, противоречиями и неточностями, которые зачастую не позволяют определить содержание требования. Избыточные издержки, которые вынуждены нести субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности в связи с принятием НПА: - затраты по оплате труда должностных лиц, ответственных за ведение фактически ежедневного учета в области обращения с отходами, которые должны присутствовать в каждом цехе предприятия; - затратами на приобретение измерительных приборов, предназначенных для фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Влечет риски необоснованного привлечения к административной ответственности за нарушение по большей мере избыточных, противоречивых требований к ведению учета в области обращения с отходами. Обязанности по квартальному обобщению данных учета, и ежемесячному брошюрованию листов учета представляются весьма обременительными для адресатов регулирования. |
Разработчику для сведения |
34. |
Пп. 6-8 носят противоречивый характер и не позволяют однозначно установить, в каком виде адресатам государственного регулирования необходимо вести учет в области обращения с отходами, что не способствует достижению целей государственного регулирования. Положения пп. 7-8 обязывают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при ведении учета в области обращения с отходами заверять листы учета подписью ответственного лица и скреплять их оттиском круглой печати предприятия, обобщать и брошюровать листы учета, прошивать их и т.д., что возможно осуществить только в рамках ведения учета в области обращения с отходами на бумажных носителях (в письменном виде), что противоречит п. 6. Предложения: Исключить положения, устанавливающие необходимость квартального обобщения данных учета (п. 7), ежемесячного брошюрования листов учета (п. 8). Внести норму, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели только в случае ведения учета в области обращения с отходами в письменном виде обязаны прошивать, заверять листы учета подписью ответственного лица и скреплять их оттиском круглой печати. |
Частично учтено в заключении |
|
35. |
Из текста НПА следует, что понятия "структурное подразделение" (цех, участок, площадка) и "территориально обособленное подразделение" (филиал, представительство) юридического лица не являются тождественными. Указанное затрудняет ведение учета в области обращения с отходами и не способствует достижению целей государственного регулирования. |
Частично учтено в заключении |
|
36. |
В Таблице 1 отсутствуют графы для указания количества отходов, переданных структурным подразделением сторонним организациям (подрядчикам) для соответствующих целей. Следовательно, при отсутствии ведения учета отходов, переданных структурным подразделением сторонним организациям (подрядчикам), невозможно обеспечить полноту и достоверность учета в области обращения с отходами, т.е. цели государственного регулирования в сложившейся ситуации не достигаются. Формы ведения учета в области обращения с отходами - Таблицы 1-4, - не являются оптимальными и требуют существенной доработки, сокращения как количества заполняемых форм, так и предоставляемой информации. В столбце 16 Таблицы 1 указывается количество отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), размещенных в течение учетного периода в эксплуатируемых объектах захоронения отходов. При этом учитывается также размещение в эксплуатируемых объектах хранения отходов ранее накопленных отходов (п. 16). Полагаем, что в данной норме допущена опечатка, поскольку процесс помещения на хранение в объекты хранения ранее накопленных отходов признается хранением, а не захоронением отходов. Соответственно, целесообразно в данной графе учитывать те ранее накопленные отходы, которые субъектом размещаются в эксплуатируемых объектах захоронения отходов. В столбце 17 Таблицы 1 указывается количество отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), находящихся по состоянию на конец учетного периода в эксплуатируемых объектах хранения отходов (п. 16). Количество отходов по столбцу 17 определяется как сумма количества отходов, находящихся по состоянию на конец учетного периода в эксплуатируемых объектах хранения отходов, и количества отходов, размещенных в эксплуатируемых объектах хранения отходов в течение учетного периода (столбец 1 + столбец 18) (п. 16). Обращаем внимание, что в вышеуказанной норме допущено 2 опечатки: - в столбце 1 указывается количество отходов, находящихся в эксплуатируемых объектах хранения отходов по состоянию на начало учетного периода, а не на конец учетного периода; - в формуле для исчисления значения по столбцу 17 вместо столбца 18 должен быть столбец 15, так как именно в нем отражается количество отходов, размещенных в эксплуатируемых объектах хранения отходов в течение учетного периода |
Разработчику для сведения |
|
37. |
В п. 11 предусмотрено, что все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются с точностью до одного знака после запятой для отходов IV и V классов опасности, т.е. с точностью до сотен килограммов. В свою очередь, материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются, помимо прочего, при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) (п. 3). В такой ситуации при округлении массы отходов IV и V классов опасности с точностью до одного знака после запятой материалы учета в области обращения с отходами не позволят достоверно определить размер платы за негативное воздействие на окружающую среду и, следовательно, не смогут служить целям исчисления платы за размещение отходов. Предложения Исключить из п. 11 положение об округлении значения количества отходов IV и V классов опасности с точностью до одного знака после запятой. |
Разработчику для сведения |
|
ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" | |||
38. |
НПА в целом |
Даже организовав ведение журнала только в крупных структурных подразделениях предприятий (в связи с необходимостью разбивки журнала в соответствии со структурным расписанием), количество листов в журнале переваливает за 25 листов. Ведение журнала подобного объема предполагает возникновение значительного количества ошибок, что в итоге приведет к неверному заполнению любой отчетности, основанной на сведениях данного журнала (расчеты платы, статотчетность и др.). Помимо этого, лицензия на осуществление деятельности с опасными отходами выдается в целом на юридическое лицо, которое вправе осуществлять деятельность на своей территории без учета причастности к тому или иному структурному подразделению. В связи с этим, например, осуществляется передача отходов из одного в другое структурное подразделение для утилизации. В существующих формах 2-тп (отходы) или расчетах платы отсутствуют столбцы (строки), указывающие на места возникновения, утилизации отходов. Форма предоставляется в целом по юридическому лицу в пределах его территориальной принадлежности. Кроме того, в документах, устанавливающих нормативы образования и лимиты на размещение отходов, так же нет отражения мест образования и утилизации отходов. Ведение журнала в данном формате приведет к системному увеличению фактов внесения ошибочных данных. |
Разработчику для сведения |
Общественная организация "Эконадзор" | |||
39. |
НПА в целом |
Содержит несоответствия действующему законодательству, а также положения, необоснованно затрудняющие ведение хозяйственной деятельности. Ряд количественных и качественных показателей, учет которых ведется в соответствии с Порядком, дублируются в техническом отчете о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами (приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703), отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30), форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" (приказ Росстата от 28.01.2011 N 17). Объективных причин для дублирования одной и той информации нет. Также требуется корректировка его приложений - таблиц с данными учета в области обращения с отходами. |
Разработчику для сведения |
40. |
В п. 1 определен круг субъектов, обязанных вести соответствующий учет, но не указано, что этот учет должны вести только те лица, которые осуществляют обращение с отходами. То есть фактически действие подзаконного НПА вразрез федерального закона распространено на все без исключения хозяйствующие субъекты. (Хотя, далее по тексту Порядка используется словосочетание "обращение с отходами", что, однако, не сужает круг обозначенных субъектов). Необходимо привести в соответствие с ч. 1 ст. 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" п. 1 Порядка, изменив его следующим образом: "Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок) устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах". |
Учтено в заключении |
|
41. |
Согласно п. 2, действие Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений. Однако действующее законодательство не использует термина "отходы лечебно-профилактических учреждений", вместо которого используется термин "медицинские отходы" (ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами"). В этой связи предлагается привести п. 2 Порядка в соответствие с федеральным законодательством, заменив термин "отходы лечебно-профилактических учреждений" на "медицинские отходы". |
Разработчику для сведения |
|
42. |
П. 3 Порядка предусмотрено, что учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом. Практика показывает, что ведение учета в области обращения с отходами по обособленным подразделениям не всегда является целесообразным, поскольку не способствует достижению целей, определенных в п. 3 Порядка. В связи с этим, предлагается упростить процедуру порядка учета в области обращения с отходами, изложив последний абзац п. 3 Порядка в следующей редакции: "Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому субъекту РФ, где осуществляется хозяйственная деятельность и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом". |
Учтено в заключении |
|
43. |
Согласно п. 7 Порядка данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом. Вместе с тем, остается не ясным, с какой целью установлена обязанность ежеквартального обобщения данных учета в области обращения с отходами. Так, отчет по форме N 2-ТП (отходы) составляется по результатам годовых показателей в области обращения с отходами, информация о ежеквартальных показателях в области обращения с отходами необходима только тем лицам, которые вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (ч. 2 ст. 16 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), а не иных видах обращения с отходами. Таким образом, предлагается исключить императивную обязанность ежеквартального обобщения данных учета в области обращения с отходами, изложив п. 7 Порядка в следующей редакции: "Данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным), а также при необходимости очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом". |
Разработчику для сведения |
|
44. |
Не понятна цель ведения Порядка по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка) юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиала), что предусмотрено п. 10 Порядка. Не всегда является целесообразным ведение учета по таким крупным структурным подразделениям, как территориально обособленные подразделения и филиалы. По аналогичным причинам не имеет смысла ведение учета по более мелким отдельным структурным подразделениям. |
Учтено в заключении |
|
ОАО "РОСТЕЛЕКОМ" | |||
45. |
НПА в целом |
Избыточные издержки предприятий на ведение учета. |
Частично учтено в заключении |
46. |
П.3 Порядка предусматривает, что учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и кроме этого, по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом. Одновременно с этим, п. 10 Порядка предусмотрено, что таблицы данных учета ведутся по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка) юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиала). У юридических лиц, имеющих филиалы и отдельные структурные подразделения, помимо ведения отчетности по каждому из них, дополнительно возникает необходимость обобщения такой отчетности, то есть ее дублирования в отчетах разных форм. Указанное положение приводит к избыточным действиям (обязанностям) субъекта предпринимательской деятельности, по следующим основаниям. Материалы учета в области обращения с отходами субъектов предпринимательской деятельности, в соответствии с п. 3 используются при осуществлении следующих действий: проведение инвентаризации отходов; подготовка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведение федеральных статистических наблюдений; осуществление расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов). Однако, при фактическом применении указанных положений необходимо иметь в виду следующее: Согласование проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, осуществляет территориальный орган Росприроднадзора, полномочия которого распространяются только на определенную территорию и охватывают деятельность только конкретного филиала(ов), обособленного структурного подразделения организации (в случае наличия в организации филиалов или обособленных структурных подразделений). Принятие технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов также осуществляется территориальным органом Росприроднадзора, имеющим полномочия на определенной территории. В соответствии с приказом N 17 от 28.01.2011 г. Росстата, статистическая отчетность по форме "2 ТП-Отходы" также предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения организации (по месту осуществления деятельности) В соответствии с пунктом 4.7. типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по федеральному округу (Приложение к Приказу Минприроды России от 30 марта 2011 г. N 188), администратором платежа при составлении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов), является территориальное управление Росприроднадзора, полномочия которого распространяются на территорию деятельности обособленного структурного подразделения или филиала юридического лица. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что необходимость у организации вести учет по юридическому лицу в целом (при наличии в организации филиалов, обособленных структурных подразделений) - отсутствует, поскольку субъекты, осуществляющие контроль за ведением такого учета и проверяющие правильность его ведения (в частности Росприроднадзор), а также осуществляющие иные функции, направленные на достижение целей, указанных в п. 3 Порядка, на настоящее время осуществляют сбор сведений отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу организации в отдельности и не руководствуются в своей деятельности учетом по юридическому лицу в целом. Предложение Последний абзац п. 3 Порядка изложить в следующей редакции: "Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии), а при отсутствии таковых - по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом." |
Частично учтено в заключении |
|
Независимый эксперт В.В. Луценко, аккредитованный Минюстом России на проведение антикоррупционных экспертиз | |||
47. |
НПА в целом |
Отсутствие проблемы для ее правового регулирования. Избыточные издержки предприятий на ведение учета и хранение большого объема бесполезной отчетности. Разработчик НПА некорректно определил факторы, которые обуславливают необходимость государственного вмешательства. Необходимость государственного участия при принятии НПА отсутствовала, поскольку требование пункта 1 статьи 19 ФЗ "Об отходах производства и потребления" ранее уже было реализовано при утверждении федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с регулятором формы отчетности 2-тп (отходы). Цель государственного регулирования отсутствует и не вытекает из сложившейся ситуации. НПА имитирует государственное регулирование, обрекая хозяйствующих субъектов на бессмысленное занятие сбором сведений о всех этапах обращения с каждым видом отходов, фиксации огромного числа бессмысленных показателей по каждому виду отходов, тем более что в итоге все эти виды отходов окажутся в одном контейнере в общей массе отходов и размещены на объекте размещения отходов. Административные процедуры, реализуемые ответственными органами исполнительной власти, не предусмотрены федеральным законом, поскольку законом не предусмотрено представление текущих учетных данных в области обращения с отходами федеральным органам исполнительной власти за исключением статотчетности по форме 2-тп (отходы) за истекший календарный год. Предложения НПА подлежит отмене. Если сохранять этот НПА, то статус его должен быть заменен на рекомендательный (Рекомендации по учету в области обращения с отходами). Документ должен быть полностью переработан. Пункты 6-9, касающиеся установления требований о бумажном и электронном оформлении результатов учета, ежедневного и ежемесячного учета, "брошюровки" томов учетных листов, заверения учетных листов печатью организации, подлежат исключению. Можно сохранить в качестве рекомендации ежеквартальное оформление данных учета по организации в целом и по ее обособленным подразделениям в целях равномерного распределения нагрузки на лиц, осуществляющих учет в области обращения с отходами, для обеспечения внутреннего контроля организации и исключения чрезмерной нагрузки при оформлении годовой отчетности по форме 2-тп (отходы). Оптимальный вариант решения проблемы учета: 1. На основании показателей за предыдущий год определяются соответствующие плановые показатели на планируемый (или текущий) год. Показатели за предыдущий год могут быть откорректированы с учетом возможного планируемого изменения режима работы предприятия. Можно пользоваться для этих целей соответствующими показателями, представленными в ПНООЛР. 2. Эти плановые годовые показатели распределяются по кварталам либо равномерно, либо с учетом иного режима работы предприятия. 3. Для расчета платы за размещение отходов по итогам квартала используются плановые показатели, основанные на соответствующих показателях за предыдущий год с учетом корректировки изменений режима работы предприятия на текущий год. 4. По итогам года определяются фактические учетные показатели: - масса образованных отходов, каждого вида; - масса отходов каждого вида, переданных сторонним лицам или полученных от сторонних лиц; - масса отходов каждого вида, находящихся на хранении; - масса отходов каждого вида, направленных на захоронение; - масса накопленных (не размещенных) отходов каждого вида по состоянию на конец года; 5. Каждый фактический показатель, определенный по итогам календарного года, подтверждается соответствующими документами (технической и технологической документацией, актами, договорами и т.п.). |
Разработчику для сведения |
48. |
В п. 3 в последнем абзаце устанавливается: "Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом". В то же время в п. 10 устанавливается иная норма: "10. Таблицы данных учета ведутся по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка) юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиала)". Таким образом, с одной стороны, в Порядке устанавливается требование о ведении учета по ИП и ЮЛ в целом, либо по территориально обособленным подразделениям, а с другой стороны, устанавливается требование о ведении учета по каждому структурному подразделению (цеху, участку, площадке)". Норма, установленная п. 10, противоречит норме, установленной п. 3. Такое внутреннее противоречие в нормативном правовом акте представляются недопустимым. |
Разработчику для сведения |
|
49. |
П. 6 в абзаце 1 устанавливается: "6. Данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу (приложения 1, 2, 3, 4 к Порядку)". Данным абзацем устанавливается требование к оформлению данных учета "в письменном и/или электронном виде". Формулировка данного требования допускает три различных исхода: - оформление данных учета только в письменном виде; - оформление данных учета только в электронном виде; - оформление данных учета одновременно и в письменном и в электронном виде. Установление неоднозначно трактуемой нормы в НПА представляется недопустимым. |
Разработчику для сведения |
|
50. |
п. 7, |
Из таблиц 1-4 следует, что учетным периодом является квартал, либо год. Следовательно, смысл понятия "учетные данные", используемого в Порядке, заключается в том, что это совокупность определенных показателей за установленный период (в данном случае - за квартал, либо за год). Такое понимание смысла понятия "учетные данные" вполне коррелирует с п. 7 следующего содержания: "7. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом". Следует обратить внимание на то, что квартальная отчетность в области обращения с отходами действующим законодательством не предусмотрена, поэтому требование о ежеквартальном учете без представления отчетности является бессмысленным требованием, искусственным обременением ИП и ЮЛ. Это требование о формировании квартальной отчетности носит смысловое противоречие с целями регулирования, что приводит к избыточным действиям субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. |
Разработчику для сведения |
51. |
Одновременно с ежеквартальным учетом данных в области обращения с отходами п. 8 Порядка устанавливается норма, согласно которой ИП и ЮЛ предписывается ведение ежемесячного учета данных, что вносит новую неопределенность в порядок учета. Так в абзаце 2 п. 8 Порядка устанавливается: "Один раз в месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца, учетные листы за предыдущий месяц брошюруются, с приложением к ним титульного листа". Согласно абзацу 1 п. 6 Порядка (приложения 1-4 к Порядку) учетные данные (учетные листы) могут содержать сведения либо за квартал, либо за год. Форма месячных учетных листов, а также форма титульного листа, Порядком не установлены. Порядком не установлен наименьший период фиксации данных учета, которые подлежат ежемесячной "брошюровке". Абзац 2 п. 8 Порядка не соответствует абзацу 1 п. 6. Такое внутреннее противоречие представляется недопустимым. П.7 Порядка устанавливаются неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, что приводит к избыточным действиям субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, создает риски ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности. Эти требования носят смысловое противоречие с целями регулирования. В абзаце 3 п. 8 Порядка устанавливается: "В случае наличия у юридического лица и индивидуального предпринимателя по итогам календарного месяца значительного количества учетных листов (более 100 листов) допускается их брошюрование в несколько книг, при этом каждой книге присваивается порядковый номер, нумерация листов сохраняется сквозной в течение месяца". Абзац 3 п. 8 не соответствует абзацу 2 п. 8 и абзацу 1 п. 6, что представляется недопустимым. |
Разработчику для сведения |
|
52. |
Требования, установленные в абзаце 4 п. 8 и в п. 9, являются обременительными к субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности. |
Разработчику для сведения |
|
53. |
Смысл словосочетания "при этом учитывается также размещение в эксплуатируемых объектах хранения отходов ранее накопленных отходов" недоступен для понимания. Это означает, что этой нормой устанавливаются неопределенные, трудновыполнимые требования к субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, что создает риски ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности. |
Разработчику для сведения |
|
54. |
Столбец 18 содержит данные учета по накоплению отходов на конец квартала, которые не являются данными по количеству отходов, направленных на хранение в течение отчетного периода. Следовательно, требование по заполнению столбца 17 сформулировано не корректно. Следует отметить, что учетные данные по хранению отходов на конец отчетного периода, представленный в абзаце 19 пункта 16, не учитывают данные по учету отходов, находящихся в объектах хранения отходов, которые могут быть направлены на использование, обезвреживание, захоронение или переданы другим ИП и ЮЛ для использования, обезвреживания или размещения. Формулировка абзаца 19 п. 16 не учитывает все возможные операции с отходами при заполнении столбца 17 приложения N 1, что представляется некорректным. Это замечание относится также к предпоследнему абзацу п. 19, который не учитывает все возможные операции с отходами при заполнении столбца 15 приложения N 4. Этими положениями устанавливаются неопределенные требования к субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности. |
Разработчику для сведения |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.