Минэкономразвития России рассмотрело обращение Росимущества по вопросу разъяснения порядка перечисления в бюджет арендной платы при передаче в аренду федерального имущества, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий (далее - ФГУП), и сообщает следующее.
Письмом от 15 сентября 2006 году N Д04-3342 Минэкономразвития России разъяснило порядок налогообложения операций по сдаче в аренду имущества в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, который также разъясняется Минфином России в письмах: от 31 октября 2005 г. N 03-03-04/1/323, от 24 января 2006 г. N 03-03-04/4/17, от 31 октября 2005 г. N 03-03-04/1/323, от 14 сентября 2006 г. N 03-03-02/04-094, от 26 октября 2006 г. N 03-03-02/263.
Вышеуказанными письмами Минфин России указал на необходимость перечисления арендной платы непосредственно арендодателю (ФГУП) для формирования налоговой базы для исчисления налога на прибыль организации в составе внереализационных доходов. Данное мнение основано на нормах действующего законодательства, а именно: статьях 295, 299 Гражданского кодекса Российской федерации, главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации ФГУП становится участником бюджетных правоотношений как организация, осуществляющая отдельные операции со средствами бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. ФГУП является участником формирования налоговых доходов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и неналоговых доходов в соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации. Статьи 42 и 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают формирование и учет в доходах бюджетов части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Кроме того, указанные статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают формирование и учет бюджетных средств, а не перечисление в бюджет.
При решении обозначенного вопроса следует также учитывать, что ФГУП создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также подзаконными актами и уставами, утверждаемыми собственником имущества ФГУП. При этом собственник имущества ФГУП решает вопросы создания, определяет предмет и цели его деятельности, а также имеет право на получение части прибыли от использования имущества ФГУП, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, имеет иные права в соответствии со статьей 20 указанного Федерального закона. Порядок определения части прибыли ФГУП, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий".
Кроме того, в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 98 высказана позиция, основанная на статье 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, о том, что действие пункта 1 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации ограничивается отношениями, возникающими при предоставлении в аренду имущества, составляющего казну муниципального образования (по аналогии применима к казне Российской Федерации).
В связи с изложенным, учитывая заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (письмо от 27 апреля 2006 г. N 01-12/119), а также позицию Росимущества (письма от 25 сентября 2006 г. N ДА-9/22867 и от 3 ноября 2006 N Лп-05/25448) по данному вопросу, Минэкономразвития России подготовлены соответствующие предложения по внесению изменений в статью 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данные предложения были направлены в Минфин России письмом от 25 мая 2006 г. N 7374-ВС/Д04.
Однако, в связи с тем, что с 1 января 2007 г. вступает в силу Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", в соответствии с которым налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, до момента принятия новой редакции Бюджетного Кодекса Российской Федерации прошу руководствоваться в своей деятельности письмами Минфина России от 31 октября 2005 г. N 03-03-04/1/323, от 26 октября 2006 г. N 03-03-02/263, письмом Минэкономразвития России от 15 октября 2006 г. N Д04-3342 и настоящим письмом. Прошу довести до территориальных органов Росимущества для руководства и применения к исполнению вышеизложенное мнение по данному вопросу.
|
К.Г. Андросов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития и торговли РФ от 26 декабря 2006 г. N 19649-КА/Д08 "О порядке перечисления в бюджет арендной платы при передаче в аренду федерального имущества, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий"
Текст письма официально опубликован не был