Решение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2013 г. N АКПИ13-198
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N АПЛ13-243 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Плысенко Н.А., Тормосиной Л.И., Зеркальчук О.С., Разинковой Н.Н. об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2529-р, установил:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2529-р (далее - Распоряжение), опубликованным в Собрании законодательства Российской Федерации, 2012 г., N 53, Воронежский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (далее - университет) ликвидирован (пункт 1). Университету поручено осуществить проведение необходимых мероприятий, связанных с ликвидацией Воронежского филиала университета (пункт 2). Росимуществу предписано обеспечить в 6-месячный срок передачу в установленном порядке объектов движимого и недвижимого имущества (включая земельные участки), предоставленных Воронежскому филиалу университета, находящихся в оперативном управлении (постоянном (бессрочном) пользовании) университета, федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Воронежский государственный университет".
Плысенко Н.А., Тормосина Л.И., Зеркальчук О.С., Разинкова Н.Н., являющиеся студентками ... филиала университета, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями, в которых просят признать Распоряжение незаконным, ссылаясь на то, что оно создает им препятствия к осуществлению конституционного права на получение высшего образования, нарушает право свободы выбора образовательного учреждения, гарантированное статьей 2 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", противоречит Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г. и статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., которые под доступностью образования понимают в том числе его безопасную физическую досягаемость либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
В судебном заседании представитель заявителей адвокат Антонов С.Г. заявленное требование поддержал, пояснив, что Распоряжение о ликвидации Воронежского филиала университета принято при отсутствии документов, подтверждающих гарантии завершения обучения студентов высшего учебного заведения, обучающихся в филиале, способом, не противоречащим пункту 5 статьи 2 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Представитель Правительства Российской Федерации Секачев Л.И. требование заявителей не признал и просил оставить его без удовлетворения, ссылаясь на то, что Распоряжение принято Правительством Российской Федерации в пределах его компетенции с соблюдением установленного порядка и прав заявителей не нарушает, поскольку они имеют возможность продолжить получение высшего профессионального образования в ином филиале университета, в университете, в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Воронежский государственный университет", в ином образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд находит заявления Плысенко Н.А., Тормосиной Л.И., Зеркальчук О.С., Разинковой Н.Н. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов, если иное не установлено федеральными законами. Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения. Филиалы федеральных государственных высших учебных заведений создаются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Типовое положение (положение) о филиалах федеральных государственных высших учебных заведений и порядок их организации разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Министерством образования и науки Российской Федерации, являющимся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, приказом от 1 декабря 2005 г. N 297 утверждено Типовое положение о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений), пунктами 2 и 4 которого закреплено, что филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (высшего учебного заведения) создается и ликвидируется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение (далее - учредитель), по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации. Решение о ликвидации филиала принимается при наличии документов, подтверждающих гарантии завершения обучения студентов высшего учебного заведения, обучающихся в филиале, а также документов, подтверждающих соблюдение гарантий по обеспечению трудовых прав его работников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу устава федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2010 г. N 510, учредителем и собственником имущества университета является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации в отношении университета, в том числе принятие решений о создании и ликвидации филиалов, осуществляет Правительство Российской Федерации (пункт 2, подпункт 7 пункта 2.1).
Как следует из имеющихся материалов, решение о ликвидации Воронежского филиала университета принято Правительством Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации при наличии документов, подтверждающих как гарантии завершения обучения студентов Воронежского филиала университета, так и соблюдение гарантий по обеспечению трудовых прав работников филиала.
С учетом изложенного Распоряжение не может быть признано незаконным, поскольку принято полномочным органом с соблюдением порядка, установленного приведенными выше нормативными правовыми положениями. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или иного лица, решение, действие (бездействие) которого оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).
Закрепленное в пункте 5 статьи 2 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" право свободы выбора образовательного учреждения не означает установление запрета на ликвидацию избранного гражданином образовательного учреждения, его филиала, если при этом обеспечивается право свободы выбора других действующих учебных заведений, осуществляющих обучение по соответствующей специальности.
Какое-либо противоречие Распоряжения Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах также отсутствует, так как оспариваемый акт не содержит положений, направленных на ограничение прав и возможностей граждан при получении высшего образования.
Согласно части четвертой статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Плысенко Н.А., Тормосиной Л.И., Зеркальчук О.С., Разинковой Н.Н. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.Ю. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2013 г. N АКПИ13-198
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N АПЛ13-243 настоящее решение оставлено без изменения