Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Министерства культуры РФ
от 7 марта 2013 г. N 24-01-39/13-ГИ
Методические рекомендации
по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
Анализ ситуации
В последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры. Вместе с тем многие проблемы сферы культуры пока остаются нерешенными. Один из самых болезненных вопросов в отрасли - "старение" и снижение квалификации персонала, рост неадекватности их профессиональных знаний и умений потребностям сегодняшнего дня, острая нехватка менеджеров, которые умели бы разрабатывать и успешно реализовать бизнес-планы учреждений, найти общий язык с властными структурами, грантодателями, меценатами, потребителями услуг, персоналом, поставщиками ресурсов и другими заинтересованными сторонами.
Решить проблему острого дефицита профессиональных кадров можно только путем повышения престижности работы в сфере культуры, в том числе за счет роста заработной платы.
Впервые на решение этой задачи направлен Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ), в котором работники культуры, количество которых в бюджетном секторе составляет всего 568 тысяч (или 4,2% от общего числа работников бюджетной сферы), определены приоритетной категорией для повышения зарплаты в социальной сфере.
Несмотря на продолжающиеся кризисные явления в экономике, наметились регионы-лидеры, имеющие на 1 января 2013 года наивысшие параметры соотношения средней заработной платы в сфере культуры к средней по экономике региона, и при этом обеспечивающие наилучшую динамику роста заработной платы работников культуры в 2013 году. Это Сахалинская, Астраханская, Омская, Липецкая, Калининградская, Ивановская область, Камчатский край, Республики Бурятия и Дагестан. Позитивные результаты дают фактическую гарантию, что Указ в части поэтапного повышения заработной платы будет выполнен в данных регионах досрочно. Безусловным лидером является Тамбовская область, которая прогнозирует в декабре 2013 года выход на 100% соотношение зарплаты работников культуры к уровню заработной платы в целом по региону. В этой области педагоги художественных школ приравнены в заработной плате к педагогам общеобразовательных школ, учреждениям культуры выделяются гранты, молодым специалистам оказывается материальная поддержка. Тамбовская область - один из немногих регионов России, в котором культура выведена из социального блока и отдана в ведение заместителя Главы администрации области, отвечающего за внутреннюю политику. То есть культура рассматривается здесь как один из ключевых факторов устойчивой внутренней политики, стратегический ресурс развития региона в целом.
Вместе с тем по состоянию на 2012 год не выявлено ни одного субъекта Российской Федерации, в котором размер средней заработной платы работников учреждений культуры доведен или превышает размер средней заработной платы в соответствующем регионе. Средняя зарплата в учреждениях культуры субъектов за 2011 год составила 11 149,1 рублей или 47,06% от средней зарплаты по экономике региона. При этом особенно сложная ситуация наблюдается в учреждениях, расположенных в сельской местности.
Вызывает тревогу, что оптимизационные меры, призванные обеспечить наиболее эффективные пути развития учреждений культуры, сводятся к механическому сокращению не только штатной численности отдельных организаций, но и сокращению сетевых единиц.
По данным Главного информационно-вычислительного центра Минкультуры России численность культурно-досуговых учреждений, подведомственных Минкультуры России, сократилась с 2001 года по 2011 год на 20%, а количество специалистов в указанной сфере на 50%. Дальнейшее сокращение числа учреждений культуры, особенно на муниципальном уровне, приведет к угрожающему ухудшению инфраструктурной обеспеченности, и как следствие - качества жизни россиян. Не следует забывать, что приоритетной задачей Государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы определено повышение доступности и качества услуг в сфере культуры, а также рост уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры от 70 до 90% к 2020 году, который нельзя будет обеспечить за счет сокращения сети учреждений культуры.
При проведении любых структурных преобразований необходимо учитывать Социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. N 923-р, которые в ряде регионов Российской Федерации уже на данный момент далеки от нормативных. Необходимо также учитывать и нормы Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (подпункт "и" пункт 2), которые содержат такой показатель как "Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности (процентов): клубами и учреждениями клубного типа; библиотеками; парками культуры и отдыха".
Именно поэтому крайне нежелательным представляется дальнейшее сокращение сетевых единиц с целью высвобождения финансовых ресурсов, и в первую очередь, в сельской местности и малых городах. Необходим взвешенный и продуманный подход, учитывающий необходимость сохранения доступности культурных благ для всех слоев населения. Учитывая социально ориентированную специфику деятельности учреждений культуры при планировании размеров средств, направляемых на повышение заработной платы работников, в качестве приоритетных должны рассматриваться библиотеки, клубные учреждения и музеи. Естественно, что при этом объемы финансирования должны соотноситься с выполнением этими учреждениями показателей эффективности и достижением целевых показателей.
Планы по привлечению внебюджетных средств как ресурса повышения заработной платы работников культуры должны рассматриваться индивидуально для каждого учреждения.
Учитывая, что одним из важных показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607, является удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания), главы местных администраций, выделяя субсидии на содержание учреждений культуры, требуют постоянного наращивания числа бесплатных мероприятий, выполняя обязательства по обеспечению доступности культурных благ и повышая тем самым свой общественный рейтинг. Кроме того, необходимо учитывать, что именно культурно-досуговые учреждения, муниципальные библиотеки и музеи ориентированы на работу с социально незащищенными слоями населения низкой платежеспособности. Таким образом, в силу вышеназванных причин невозможно повышение заработной платы за счет привлеченных средств для таких учреждений.
Рекомендуемые меры для выполнения Указа:
- адресная финансовая помощь (субсидиарная) со стороны органов исполнительной власти регионального уровня учреждениям культуры, находящимся в муниципальных образованиях, пересмотр статей расходов бюджета субъектов Российской Федерации;
- нормативное закрепление за руководителем учреждения культуры (с согласия учредителя) права распоряжаться размерами фонда заработной платы в рамках бюджетной субсидии;
- учреждение региональных грантов на реализацию творческих проектов. Причем, приоритетом при распределении средств в рамках такой грантовой поддержки должны пользоваться именно проекты муниципальных учреждений культуры.
Меры, обеспечивающие достижение целевых показателей развития сферы культуры
Культурно-досуговые учреждения
Целевой показатель "увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий", включенный в дорожную карту, напрямую связан с увеличением количества и качеством проводимых мероприятий. В данном показателе учитываются как платные мероприятия, так и мероприятия, проводимые на бесплатной основе (экспертная оценка). Одновременно при расчете учитываются как непосредственные участники мероприятий (творческие коллективы, солисты и др.) так и зрители.
Учитывая возрастающие требования к эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений важно сохранить в каждом субъекте Российской Федерации единый координационно-методический центр - региональный дом (центр) народного творчества. В рамках проводящейся оптимизации в ряде регионов произошло объединение домов (центров) народного творчества с Дворцами культуры, при этом деятельность Д(Ц)НТ была признана основной, (что нашло отражение и в названиях новых учреждений, например - Свердловский областной Дворец народного творчества, Томский областной Дворец народного творчества "Авангард", Удмуртский республиканский Дом народного творчества - Дом молодежи, Ульяновский областной Центр народной культуры, Пермский краевой Дом народного творчества (оба последних учреждения носят также названия дворцов культуры "Губернаторский"), Ивановский областной координационно-методический Центр культуры и творчества, Ростовский областной Дом народного творчества и ряд других), достигнуто эффективное сочетание системной работы по методическому обеспечению сети муниципальных клубных учреждений с активизацией организационно-творческих и учебно-методических акций за счет появления собственной концертной площадки и укрепления, таким образом, материально-технической базы ОДНТ. Если функции Д(Ц)НТ начинают носить вспомогательный характер, сводятся к работе отдела внутри Дома (Дворца) культуры, это немедленно приводит к негативным результатам, ослаблению активной работы по методическому обеспечению деятельности культурно-досуговых учреждений в условиях административной и бюджетной реформ, ликвидации работы по реализации Концепции Минкультуры России по сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, и, в конечном счете, снижению рейтинга региона в общероссийском культурном процессе.
С учетом анализа региональной практики Министерство культуры Российской Федерации обращает внимание на то, что результатом работы по оптимизации сети должно стать совершенствование условий доступности к культурным ценностям и благам, выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания.
Музеи и библиотеки
При проведении работ, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2012 года N 597, следует иметь в виду, что данные учреждения, в первую очередь обеспечивают гарантии конституционных прав граждан на свободный доступ к информации и культурным ценностям по месту жительства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как "7 мая 2012 года"
Для поддержания качественного уровня обслуживания их деятельность должна обеспечиваться ресурсами (кадровыми, материально-техническими, финансовыми).
Основными факторами, влияющими на качество обслуживания и предоставления услуг, являются:
- условия размещения учреждений и их материально-техническое оснащение;
- состав фондов, его полнота и обновляемость;
- укомплектованность специалистами и их квалификация;
- наличие необходимых нормативных документов, обеспечивающих функционирование учреждений;
- информирование населения об учреждениях и их проектах, а также порядке и правилах предоставления ими услуг населению;
- физическая доступность учреждений.
Для обеспечения доступности услуг режим работы музеев и библиотек, в том числе, в выходные дни, должен устанавливаться для каждого учреждения с учетом потребностей населения.
Учреждения и их структурные подразделения должны быть размещены в помещениях, обеспеченных всеми средствами коммунально-бытового обслуживания, телефонной связью. Требования к размеру площадей обосновываются функциями и масштабами деятельности учреждений, а также количеством предметов хранимых в фондах.
Планировка и размещение подразделений и служб должны обеспечивать удобство пользования услугами и работы в ней персонала, комфортность пребывания пользователей, а состояние помещений должно отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм, правил противопожарной безопасности, безопасности труда работников, быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг.
Каждое учреждение должно быть оснащено специальным оборудованием, аппаратурой, приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг.
При рассмотрении вопроса об оптимизации учреждений следует:
- провести тщательный анализ ситуации, подготовку предложений, обсуждение их с участием представителей органов власти, сотрудников и посетителей музеев, общественности;
- принимать согласованные решения об основных направлениях и конкретных мероприятиях.
При оптимизации деятельности учреждений возможно применение следующих мер;
- сокращение вакантных должностей,
- реструктуризация (уменьшение числа подразделений, их укрупнение, упразднение непрофильных с передачей выполняемых функций в оставшиеся),
- перевод на аутсорсинг (в частности, технического обслуживания зданий, гардероб, уборку помещений и прилегающих территорий, юридического обслуживания, и т.д.),
- сокращение некоторых должностей и ставок, в том числе управленческого и административного аппарата, снижение числа специалистов, занятых неполный рабочий день,
- пересмотр системы распределения средств, получаемых от приносящей доход деятельности, увеличение доли, направляемой на оплату труда и стимулирующие выплаты.
При осуществлении оптимизационных мер с целью повышения заработной платы представляется важным изыскание дополнительных средств учредителями.
При проведении работ по оптимизации и повышению эффективности деятельности учреждений должны учитываться нормативные правовые и иные документы, определяющие основные параметры учреждений, критерии оценки эффективности и качества их деятельности, критерии эффективности и качества услуг, профессиональные стандарты, методические рекомендации по их применению.
Кроме того информационно-библиотечное обслуживание может осуществляться стационарными библиотеками, нестационарными библиотечными пунктами, передвижными библиотеками (библиобусами, библиомобилями).
При рассмотрении вопроса об оптимизации библиотек и библиотечных систем (сетей) необходимо учитывать, что сокращение стационарных форм обслуживания влечет за собой необходимость обеспечения населения библиотечными услугами через нестационарные, в том числе передвижные формы (библиобусы, библиомобили).
Кроме того, анализ ситуации показывает, что тенденция по объединению сельских библиотек и клубных учреждений, сокращает объемные показатели деятельности по библиотечному обслуживанию, превращая библиотеку вместо современного информационного центра в хранилище устаревающих фондов, которые не отражаются в соответствующих формах статистического наблюдения. При слиянии клубного и музейного учреждений, выставочное пространство используется для проведения культурно-досуговых мероприятий, но музейные фонды, остаются неучтенными, а хранительская и исследовательская функции исчезают.
Минкультуры России более 10 лет реализует проекты, направленные на улучшение качества информационно-библиотечного обслуживания населения.
Сводный электронный каталог библиотек России. Создается с целью формирования качественных библиографических записей для электронных каталогов, которые библиотеки могут заимствовать; а также для создания наиболее полного справочно-поискового ресурса для обслуживания пользователей. Содержит более 7 млн записей. Информация представлена на сайте Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ по адресу: www.nilc.ru
Национальная электронная библиотека. Полнотекстовые ресурсы федеральных библиотек. В совокупности содержит более 1,2 млн полнотекстовых документов. На сайтах Российской государственной, Российской национальной и других федеральных библиотек представлены электронные копии изданий, на которые не распространяется действие авторского права. Тексты оцифрованных изданий, на которые распространяется действие авторского и иных смежных прав, предоставляются через систему виртуальных читальных залов Российской государственной библиотеки.
Мобильное библиотечное обслуживание. Библиомобили, оснащенные современными информационно-коммуникационными средствами и обладающие актуальными библиотечными фондами на всех видах носителей являются хорошей альтернативой маломощным стационарным библиотекам.
Организации исполнительских искусств (театры, концертные организации и самостоятельные коллективы, цирки)
Повышение оплаты труда сотрудников государственных и муниципальных организаций исполнительских искусств должно происходить с учетом специфики творческой деятельности, оплаты творческого труда.
Уровень оплаты труда в организациях исполнительских искусств является одним из самых высоких в сфере культуры как на федеральном уровне, так и в целом по России. Это объясняется возможностью получения более высоких, чем в других организациях культуры, доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Организации исполнительских искусств всегда были в большей степени ориентированы на платежеспособный спрос, нежели другие учреждения сферы культуры, их посещение всегда было частично платной услугой, и за последние годы театры и концертные организации научились работать в условиях рыночной экономики.
Однако следует иметь в виду, что возможности для увеличения доходов в этой сферы имеют свои границы - согласно общемировым тенденциям собственные доходы некоммерческих театров и концертных организаций составляют от 25 до 40% от общей суммы поступлений. При этом для того, чтобы обеспечить достойный уровень оплаты труда ведущим творческим деятелям, привлекать к реализации проектов известных дирижеров, режиссеров, художников, артистов уровень оплаты труда в сфере исполнительских искусств должен быть конкурентоспособным по сравнению с кинематографом и шоу-бизнесом. В этой связи достижение уровня средней заработной платы по региону для этой категории не является достаточным.
Повышение оплаты труда должно происходить поэтапно, однако уже на первом этапе необходимо обеспечить существенное повышение оплаты труда художественного и артистического персонала, а также специалистов, непосредственно занятых в создании (исполнении) спектаклей и программ.
Кроме того, необходимо обеспечить значительное повышение оплаты труда сотрудников художественно-постановочных частей и художественно-производственных мастерских. Эта категория работников в настоящее время является одной из самых низкооплачиваемых, в то же время в современных условиях, когда театральная сценография и оборудование становится все сложнее и технологичнее, уровень квалификации специалистов художественно-постановочной части напрямую влияет на качество выпускаемого художественного продукта.
В сфере театрально-концертной деятельности повышение заработной платы возможно также за счет расширения практики заключения срочных трудовых договоров и внедрения системы периодических конкурсов для творческих сотрудников. Использование данной практики соответствует специфике творческой деятельности в сфере исполнительских искусств.
Основным ресурсом для повышения оплаты труда в организациях исполнительских искусств должна стать активизация основной деятельности. При этом нельзя допустить механического увеличения числа мероприятий - требование с каждым годом представлять все больше спектаклей (концертов, программ) - особенно в небольших городах - не приведет к увеличению показателей деятельности, а в ряде случаев будет означать снижение посещаемости, что крайне нежелательно с точки зрения творческого развития. Вместе с тем по данным официальной статистики в настоящее время среднее число зрителей/слушателей на одном мероприятии составляет не более 220 человек, что объясняется не только значительным числом спектаклей/концертов на малых (камерных) сценах, но и невысокой заполняемостью основных (больших) залов. В этом смысле необходимо развивать различные формы адресной работы с аудиторией, формировать творческое предложение, интересное для нового поколения зрителей/слушателей.
При этом нельзя допустить, чтобы проблема посещаемости решалась путем облегчения и коммерциализации репертуара. Театры и концертные организации должны привлекать аудиторию на мероприятия, которые отражают их миссию. Для этого Минкультуры России рекомендует активно использовать разработанные для федеральных организаций показатели, характеризующие качество оказываемых государственных услуг (в соответствии с Ведомственным перечнем услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, в качестве основных видов деятельности, утвержденного приказом от 15 декабря 2010 г. N 781.
Показатели (индикаторы), характеризующие эффективность мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры
Показателем динамики примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры со средней заработной платой в регионе понимаются значения, формируемые на основании данных Федеральной службы государственной статистики о заработной плате работников, полученные на основе формы "зп - культура", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 октября 2012 г. N 574.
Показатель отражает уровень достижения в отчетном году цели, определенной Указом, предусматривающей повышение к 2018 г. средней заработной платы работников учреждений культуры до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Показатель определяется как отношение среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры в субъекте Российской Федерации в отчетном году к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации в отчетном году.
Обращаем внимание на то, что примерные (индикативные) значения соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры (приведены в пункте 2 раздела IV "Дорожной карты") являются минимальными допустимыми, то есть приветствуется и большее повышение.
Текст документа приводится в соответствии с источником
2) численность работников государственных (муниципальных) учреждений культуры в 2013-2018 гг.
Объем потребности будет ежегодно уточняться с учетом данных о фактической численности и уровню средней заработной платы работников, определенных Указом, прогнозируемой средней заработной плате по субъекту Российской Федерации и планируемых мероприятий по структурным преобразованиям, а также основных мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества представляемых услуг в сфере культуры, связанных с переходом на эффективный контракт.
1. Для возможного привлечения средств по достижению требуемого уровня повышения оплаты труда работников учреждений культуры, учитывая специфику отрасли и региона, рекомендуется провести следующие мероприятия:
- реорганизацию неэффективных учреждений в целях исключения дублирующих структур;
- оптимизацию численности персонала учреждения путем перераспределения функциональных обязанностей, нагрузки на персонал в разрезе отделов, должностей и конкретных работников;
- вывод непрофильных функций учреждения, в том числе младший обслуживающий персонал на аутсорсинг с учетом сопоставимости стоимости услуг, выполняемых сторонней организацией;
- сокращение избыточного административно-управленческого и вспомогательного персонала, доведение предельной доли оплаты их труда в фонде оплаты труда учреждения культуры не более 40%;
Перед проведением мероприятий по возможной реорганизации неэффективных учреждений, с учетом специфики отрасли и региона, следует провести тщательный анализ сети подведомственных учреждений для выявления неэффективных учреждений (с использованием показателей эффективности деятельности учреждения).
При этом особое внимание следует обратить в муниципальных образованиях на сельские культурно-досуговые учреждения с возможным сохранением действующих учреждений или проведением структурных преобразований в более крупные формы с целью сохр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.