Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
Порядок
составления бизнес-плана предприятия
Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый, практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.
Задача бизнес-плана - дать целостную системную оценку перспектив инвестиционного проекта. Бизнес-план выступает как форма представления результатов предварительного технико-экономического обоснования крупных и средних проектов в деловом планировании, реализация которых обеспечивает поддержание высокой деловой активности предприятия. Применительно к малым промышленным и иным бизнес-проектам он может являться документом, представляющим результаты полного инвестиционного проекта.
Бизнес-план используется:
1. Персоналом управления предприятием:
- для определения круга проблем, с которыми встретится предприятие при реализации своих намечаемых целей;
- оценки финансового положения и конкурентоспособности предприятия на существующем и новом рынке товаров и услуг (например, цифровых карт);
- выработки концепции и стратегии деятельности предприятия в условиях конкурентной борьбы с другими производителями таких же товаров и сходных услуг (в нашем случае, частных фирм, выпускающих картографическую продукцию, ведущих кадастры и т.п.);
- формулировки и обеспечения путей решения этих проблем.
2. Потенциальным инвестором и партнером (местной администрацией, кредитным банком и др.):
- для оценки экономической эффективности намечаемых предприятием бизнес-проектов, реальности получения желаемой прибыли;
- возврата кредиторам вложенных в этот проект средств.
Бизнес-план может быть подготовлен планово-экономическим отделом или маркетинговой службой предприятия. Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри предприятия, так и вне его. Именно при помощи бизнес-плана руководство предприятия принимает решение, какая часть прибыли останется в деле для накопления, а какая пускается на развитие производства. Наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов, кредиторов, спонсорных вложений и т. д. Многие инвесторы любят читать одно- или двухстраничное краткое содержание бизнес-плана, что позволяет им увидеть важные особенности и преимущества проекта. Такой документ носит название бизнес-предложение. Он используется при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, при приглашении ключевых сотрудников, при подписании контрактов персоналом предприятия (фирмы). Бизнес-план является не только внутренним документом предприятия, но и используется при установлении внешних контактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени заинтересованности своего участия в нем. Объем и степень конкретизации разделов бизнес-плана определяется спецификой и областью ее деятельности.
Бизнес-план должен быть написан просто и ясно, иметь четкую структуру. Особое внимание следует уделить резюме. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над документом, но помещается обычно в его начале. Резюме - это часть плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле представляет собой "визитную карточку" дела (предприятия). Бизнес-план предприятия составляется, как правило, на несколько лет вперед, но пересматривается не реже чем раз в год. По мере накопления опыта облегчается не только процесс собственного планирования, но и корректировка бизнес-плана. В зависимости от конкретно поставленной цели (или ряда целей) необходимо тщательно продумать концепцию бизнес-плана, его логическое развитие, всю идеологию построения своего предложения, проекта, программы.
Автор бизнес-плана должен представлять себе круг слушателей (которым адресован бизнес-план), их реакцию, вопросы, выступления, заранее мысленно им отвечать на вопросы, на какое-то время мысленно меняться с ними местами и стараться объективно оценить свои ответы. Как только достигнуто состояние информационной наполненности на заданную тему по вышеперечисленным показателям, тогда можно переходить в своей работе к разработке бизнес-плана.
Выбор конкретной методики составления бизнес-плана, глубина и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений, объем, наличие прилагаемых документов и справок зависит от различных факторов. Среди них можно отметить величину предполагаемых инвестиций по конкретному проекту и специфику потенциального инвестора (его интересы), специализацию, психологию, опыт инвестирования, национальную принадлежность. При принятии решения инвестором о выделении финансирования имеет значение, какая фирма или предприятие претендует на получение инвестиций, размер их уставного капитала, опыт работ в рассматриваемой области, начальная стадия реализации проекта (есть ли заделы по реализации проекта), финансовое положение заявителя, наличие квалифицированного штата по реализации проекта, наличие залогов и гарантий возвращения кредитов.
На какой бы методике составления бизнес-плана не остановились авторы проекта, важно основное: разработанный документ должен содержать ряд разделов, в которых анализируются конкретные аспекты бизнес-плана, приводимая исходная и итоговая информация должна быть достоверной, обоснованной и базироваться на документальных источниках и расчетах. При составлении плана следует широко пользоваться статистической информацией, всякий раз подтверждая ее ссылкой на первоисточник, известных экспертов. Тщательно составленный бизнес-план может быть быстро переработан в бизнес-предложение или финансовую заявку, которая наверняка удовлетворит кредиторов.
Макет бизнес-плана:
- Обложка: название предприятия, фамилия руководителя предприятия, адрес, номер телефона и факса предприятия.
- Резюме: краткое содержание бизнес-плана.
- Местонахождение предприятия.
- Цель бизнеса.
- Отрасль.
- Описание вида деятельности.
- Продукт или вид услуг.
- Анализ рынка.
- Конкуренция и конкурентное преимущество данного предприятия.
- Организация и практика внешнеэкономических связей.
- Стратегия маркетинга.
- Прогнозирование продаж.
- Переменная составляющая затрат на продажи.
- План производства.
- Управление и персонал.
- Планируемая прибыль.
- Оценка риска.
- Финансовый план.
- Стратегия финансирования.
- Деловое расписание.
- Наиболее актуальные приложения к бизнес-плану (образцы продукции и т. п.). Бизнес-план предприятия должен быть выполнен на высоком полиграфическом уровне. Вместе с тем он должен быть предельно скромным в оформлении. На титульном листе размещают название плана, подтверждение о конфиденциальности содержащейся информации, проставляют номер и напоминание о том, чтобы потенциальный инвестор вернул экземпляр, если его не заинтересовало это дело. Общий объем документа - не более 50 - 60 страниц.
Все предложения в плане должны быть четко обозначены. При необходимости в нем используют фотографии, таблицы, рисунки, картматериалы. Чтобы инвестору, потенциальному партнеру легко было найти интересующий его раздел, план должен иметь оглавление, а каждый раздел - свой шмуцтитул.
Перечень исходных данных, необходимых для составления бизнес- плана
Ответы в письменном виде на следующие разделы позволят Вам разработать бизнес-план инвестиционного проекта, производственной деятельности предприятия (фирмы).
1. Цель проекта
Опишите проект, для которого требуется финансирование:
- какой товар или услугу Вы предлагаете?
- как будут использованы деньги? Вы собираетесь открыть новое дело или расширить уже существующее?
- какое влияние окажет финансирование на объем продаж, производство и прибыль?
- какой наибольший риск несет инвестирование в этот проект?
2. Краткие сведения о предприятии
Дайте краткие сведения о Вашем предприятии (фирме):
- как и для чего было основано Ваше предприятие?
- кто является собственником имущества Вашего предприятия?
- какие достижения имеются у Вашего предприятия на сегодняшний день?
- какие трудности стояли на пути Вашего предприятия? Как предприятие их преодолело?
3. Основное руководство предприятия
Основное руководство предприятия:
- дайте основные данные о руководящих сотрудниках предприятия (директор, главный инженер, начальник планово-экономического отдела) включая их полные имена, возраст и образование. Расскажите об их опыте работы в данной отрасли и их последние достижения. Можно также приложить их резюме;
- подвергалось ли предприятие за последний год существенным организационным преобразованиям;
- какие навыки, отсутствующие у руководящих работников, необходимы для Вашего проекта;
4. Описание продукции (товара или услуги)
Опишите продукцию (товар или услугу), которую производит предприятие. По мере возможности избегайте сложных технических терминов:
- опишите продукцию (товар или услугу) и их характеристики;
- как производится продукция (товар или услуга);
- как представляется услуга;
- является ли это необычным или уникальным? Почему?
- почему Ваша продукция (товар или услуга) необходимы?
- какие есть возможности на расширение или обновление производства в будущем?
- какими каналами реализации продукции (товара или услуг) Вы пользуетесь?
- существуют ли какие-то серьезные ограничения с точки зрения охраны окружающей среды, налогообложения и законодательства? Какие необходимы патенты, разрешения и (или) лицензии?
5. Описание производства
Опишите работу предприятия:
- какие помещения и оборудование имеет или арендует предприятие?
- в каком техническом состоянии находятся эти здания и оборудование?
- какое основное оборудование необходимо для производства традиционной и новой продукции (товара или оказания услуги)?
- какое дополнительное имущество и оборудование необходимо для выполнения целей бизнес-плана?
6. Поставщики
- какое требуется сырье: материалы, комплектующие и покупные изделия (услуги сторонних организаций)?
- сколько поставщиков имеет предприятие? Где они находятся? Производите ли Вы покупки за рубежом? В каком количестве?
- есть ли у Вас проблемы с поставщиками? Как контролируются возможные неувязки: несвоевременность поставок и качество?
- каков объем производства? Достаточно ли этого для будущего?
7. Потребители
- кто Ваши основные потребители?
- где находятся Ваши потребители? Работает ли Ваше предприятие на экспорт? В каком объеме?
- что является наиболее важным для потребителей? Предоставляете ли Вы это им? Можете ли Вы им это предоставить?
- укажите самую существенную возможность рынка. Как оценивается доля рынка и ее ожидаемый рост?
- почему потребители выбирают именно Вашу продукцию (товар или услугу) из других альтернативных?
- опишите маркетинговую и рекламную деятельность предприятия.
8. Конкуренция
- кто Ваши основные конкуренты?
- с какой непредвиденной или возможной конкуренцией может столкнуться Ваше предприятие?
- какие сильные и слабые стороны присущи Вашим конкурентам?
- каковы Ваши преимущества? Насколько они испытаны?
- каковы Ваши слабые стороны? Как Вы их сможете преодолеть?
9. Предыдущие финансовые показатели
- на сколько вырос оборот предприятия, объем продаж и прибыль за прошлый год? За счет чего произошел этот рост?
- были ли в прошлом году какие-то непредвиденные события, повлиявшие на объем продаж или расходы предприятия?
10. Перспективные финансовые показатели
- какие основные предположения используются для определения перспективных финансовых показателей?
- какие из этих предположений наиболее подвержены существенным изменениям? При каких условиях?
- как предприятие может защитить себя от инфляции и непредвиденных проблем в будущем?
Более подробно порядок составления бизнес-планов изложен в "Сборнике бизнес-планов. Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация". М., Финансы и статистика, 1997 г.
Краткое содержание бизнес-плана приводится ниже.
Содержание бизнес-плана
1. Аннотация
2. Меморандум конфиденциальности
3. Сведения о предприятии
4. Место нахождения предприятия
5. Цель деятельности
6. Описание производства
7. Описание продукции
8. Оценка рынков и конкурентоспособности продукции
9. Состояние работ по проекту
10. Финансовые показатели плана
Общие данные
Прямые издержки
Общие издержки
План персонала
Капитал
Отчет о прибылях и убытках
Отчет о движении денежных средств
Баланс
Начисленные налоги
Финансовые результаты
Эффективность инвестиций
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.