Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,
рассмотрев по требованию гражданина А.П. Лихоманова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.П. Лихоманов оспаривает конституционность подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий, непредставления налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Как следует из представленных материалов, арбитражным судом подтверждена правомерность доначисления заявителю, являющемуся индивидуальным предпринимателем, недоимки по ряду налогов (налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу и налогу на добавленную стоимость) в связи с необоснованным применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Оспариваемая норма Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающая расчетный путь исчисления налогов, применена в деле А.П. Лихоманова.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не позволяет устанавливать действительный размер налогового обязательства. В этой связи заявитель просит признать его противоречащим статьям 19 (часть 1), 46 (часть 1) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. Как ранее указал Конституционный Суд Российской Федерации, наделение налоговых органов правом исчислять налоги расчетным путем вытекает из возложенных на них обязанностей по осуществлению налогового контроля в целях реализации основанных на Конституции Российской Федерации и законах общеправовых принципов налогообложения - всеобщности и справедливости налогообложения, юридического равенства налогоплательщиков, равного финансового бремени (Определение от 5 июля 2005 года N 301-О).
Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов, предусмотренного подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика. Определение налогового обязательства расчетным методом, как не предполагающее его осуществление на произвольных основаниях, направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, а также на обеспечение безусловного выполнения всеми налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов.
Таким образом, оспариваемое правовое регулирование с учетом права налогоплательщика на последующий судебный контроль за решением налогового органа, определившего сумму налога расчетным путем, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте. Между тем проверка законности и обоснованности судебных постановлений не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лихоманова Александра Петровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, закрепляющие право налоговых органов определять суммы налогов расчетным путем.
Такое возможно, если налогоплательщик отказался допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий; не представил необходимые для расчета налогов документы.
Кроме того, подобное допускается, если у налогоплательщика нет учета доходов и расходов, объектов налогообложения или учет ведется с нарушением, которое привело к невозможности исчислить налоги.
В этих случаях налоговый орган определяет суммы налогов на основании имеющейся у него информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных лицах.
По мнению заявителя, положения неконституционны, поскольку не позволяют устанавливать действительный размер налогового обязательства.
Отклоняя такой довод, КС РФ разъяснил следующее.
Наделение налоговых органов правом исчислять налоги расчетным путем вытекает из возложенных на них обязанностей по налоговому контролю.
Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов непосредственно связана с тем, что имеется обязанность правильно, полностью и своевременно их уплачивать.
Применение подобного метода обусловливается неправомерными действиями (бездействием) самого налогоплательщика.
Налоговое обязательство в таких случаях определяется расчетным методом, что не предполагает его осуществление на произвольных основаниях.
Такое регулирование направлено на то, чтобы реализовать цели и задачи налогового контроля, а также обеспечить безусловное выполнение всеми налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2013 г. N 488-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лихоманова Александра Петровича на нарушение его конституционных прав подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был