Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
сельского хозяйства РФ
от 28 января 2011 г. N 22
Отраслевая целевая программа
"Развитие племенного коневодства в Российской Федерации в 2010-2013 гг."
Паспорт Программы
Наименование субъекта бюджетного планирования главного распорядителя средств федерального бюджета) |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
||
Наименование программы |
Развитие племенного коневодства в Российской Федерации в 2011-2013 гг. |
||
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения) или наименование и N нормативного акта |
|
||
Цель и задачи программы |
Целью Программы является создание экономических и правовых условий структурирования и устойчивого развития племенного коневодства в Российской Федерации и увеличение производства высококачественной конкурентоспособной племенной продукции для различных направлений использования лошадей. Модернизация коневодства в России на базе развития национальной коневодческой индустрии. Основными задачами для достижения указанной цели являются: - государственная поддержка расширенного воспроизводства племенных лошадей для полного удовлетворения потребности в них внутреннего и внешнего рынка; - повышение интенсивности селекционных процессов в племенном коневодстве, обеспечивающих получение высокоценных племенных и спортивных лошадей, не уступающих по качеству поголовью стран с развитым коневодством; - совершенствование организационно-технологических приемов ведения отрасли коневодства. |
||
Целевые индикаторы и показатели программы |
Достижение цели Программы позволит увеличить к 2013 году по сравнению с 2009 годом: - поголовье племенных лошадей с 13,0 до 15,5 тыс. голов, в том числе кобыл репродуктивного возраста с 5,2 до 6,2 тыс. голов; - производство племенного молодняка с 2,9 до 4,0 тыс. голов; - объемы реализации племенного молодняка с 2,0 до 2,9 тыс. голов. |
||
Характеристика программных мероприятий |
В течение периода реализации Программы будут осуществлены первоочередные мероприятия по развитию племенного коневодства: - изменение порядка и размеров субсидирования племенных коневодческих хозяйств; - внедрение рациональных селекционных и организационно-технологических приемов, обеспечивающих получение высокоценных племенных лошадей, не уступающих по качеству конскому поголовью стран с высокоразвитым коневодством; - совершенствование организационно-технологических приемов ведения племенного коневодства; - проведение НИОКР по наиболее актуальным темам. |
||
Сроки реализации программы |
2011-2013 гг. |
||
Объем и источники финансирования |
608,4 млн. руб., в т.ч. федеральный бюджет - 306,0 млн. руб. |
||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
Достижение цели Программы позволит увеличить к 2013 году по сравнению с 2009 годом: - поголовье племенных лошадей с 13,0 до 15,5 тыс. голов, в том числе кобыл репродуктивного возраста с 5,2 до 6,2 тыс. голов; - производство племенного молодняка с 2,9 до 4,0 тыс. голов; - объемы реализации племенного молодняка с 2,0 до 2,9 тыс. голов. |
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Программа направлена на расширенное и эффективное развитие племенного коневодства в целях полного обеспечения сельскохозяйственных, спортивных, досуговых организаций и физических лиц высококачественными лошадьми разных направлений хозяйственного использования на основе высокой экономической эффективности производства и конкурентоспособности племенной продукции.
Программа разработана в развитие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446.
1.1. Анализ состояния и потенциал развития коневодства в Российской Федерации.
За 1991 - 2009 годы общее поголовье лошадей в России уменьшилось с 2618,4 до 1375,3 тыс. голов, или на 47,5 процента. В 2006 - 2009 годах, впервые после семнадцатилетнего снижения поголовья, наметилась тенденция роста общей численности лошадей - на 70,9 тыс. голов (5,4%).
Изменение численности лошадей в целом по Российской Федерации и основным категориям хозяйств отражено в таблице 1.
Таблица 1. Динамика поголовья лошадей (тыс. голов на начало года)
Годы |
Крупные с/х организации |
Личные подсобные хозяйства населения |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
Всего |
1991 |
2344,0 |
274,4 |
- |
2618,4 |
2001 |
741,4 |
809,6 |
66,7 |
1617,7 |
2006 |
425,7 |
743,0 |
135,7 |
1304,4 |
2010 |
412,0 |
762,2 |
201,1 |
1375,3 |
Среднегодовые уровни изменения поголовья - (роста +, сокращения -) | ||||
1991-2000 гг. |
-6,5 |
+ 28,0 |
- |
-3,6 |
2001-2005 гг. |
-7,1 |
-1,7 |
+32,9 |
-3,5 |
2006-2009 гг. |
-2,6 |
+ 0,7 |
+ 17,3 |
+ 1,3 |
При резком снижении численности лошадей в крупных сельскохозяйственных организациях (в 5,7 раза), в личных подсобных хозяйствах населения она выросла с 274,4 до 762,2 тыс. голов (в 2,8 раза). Кроме того, устойчиво увеличивается конское поголовье в крестьянских (фермерских) хозяйствах, имеющих на начало текущего года 201,1 тыс. лошадей. Таким образом, в собственности физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств имеется 963,3 тыс. лошадей, или 70% от общей их численности.
Изменения в размещении конского поголовья по Федеральным округам характеризуются данными таблицы 2.
Таблица 2. Изменение численности лошадей по Федеральным округам за 1991-2010 гг. (все категории хозяйств, тыс. голов на начало года)
Федеральные округа |
1991 г. |
2001 г. |
2006 г. |
2010 г. |
2010 г в % к |
|
1991 г. |
2006 г. |
|||||
Центральный |
325,4 |
205,1 |
117,9 |
86,8 |
26,7 |
73,6 |
Северо-Западный |
62,4 |
40,1 |
24,6 |
20,2 |
31,6 |
82,1 |
Южный* |
344,1 |
182,9 |
160,2* |
174,5 |
50,7 |
108,9 |
Приволжский |
644,2 |
416,1 |
319,7 |
304,1 |
47,2 |
95,1 |
Уральский |
187,3 |
111,5 |
72,2 |
69,9 |
37,3 |
96,8 |
Сибирский |
821,4 |
518,8 |
467,4 |
544,2 |
66,3 |
116,4 |
Дальневосточный |
233,6 |
143,1 |
142,4 |
175,5 |
75,1 |
123,2 |
Всего по стране |
2618,4 |
1617,7 |
1304,4 |
1375,3 |
52,5 |
105,4 |
* включая данные по Северо-Кавказскому федеральному округу
За 2009 год конское поголовье возросло в 39 субъектах Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что в республиках Алтай, Хакасия, Калмыкия и Карачаево-Черкесия численность лошадей на начало 2010 года превысила уровень начала 1991 года.
Удельный вес конского поголовья Сибирского и Дальневосточного федеральных округов к общему конскому поголовью страны увеличился с 35,4 до 50,6 процента. В этих регионах традиционного ведения табунного коневодства прочно утвердились позитивные тенденции развития отрасли.
Прогноз развития коневодства на обозначенную в Программе перспективу определяет в 2010-2013 гг. увеличение численности лошадей в массовом коневодстве с 1331 до 1441 тыс. голов (на 8%). К 2013 году поголовье лошадей продуктивного направления увеличится с 330,4 до 482,3 тыс. голов (на 46% к уровню 2009 г.), общее число спортивных и досуговых лошадей возрастет до 12 тыс. голов (на 25%). Поголовье лошадей рабоче-пользовательного направления согласно прогнозу снизится с 991 до 946 тыс. голов - на 4 процента (Приложение N 1 к Программе).
В эффективном ведении коневодческой отрасли ключевая роль принадлежит племенному коневодству. Развитие коневодства по пути расширенного воспроизводства потребует дальнейшего совершенствования заводских и местных пород лошадей племенной базы.
Система племенного коневодства в Российской Федерации включает 55 племенных конных заводов, в том числе 46 - по разведению лошадей заводских пород, 129 племенных репродукторов, из которых 64 занимаются воспроизводством лошадей заводских пород и 15 генофондных хозяйств по сохранению местных пород лошадей. Кроме того, разведением племенных лошадей занимаются 867 физических лиц и индивидуальных предпринимателей. В базе данных централизованного племенного учета в коневодстве зарегистрировано около 1100 организаций, занимающихся коневодством. Вместе с тем, в системе племенного коневодства значительное количество племенных предприятий, включая конные заводы, не аттестовано и не внесено в государственный племенной регистр. Вследствие этого они не участвовали в программах субсидирования племенного животноводства на федеральном и региональном уровнях.
В племенных коневодческих хозяйствах разводятся лошади 43 пород, из них 22 заводские породы отечественной и зарубежной селекции и 21 местная порода и их внутрипородные типы.
В стране функционирует 24 заводские конюшни и 34 ипподрома.
В последние два десятилетия в функционировании племенного коневодства преобладают в основном негативные тенденции.
В период планово-директивной экономики успешность племенного коневодства базировалась на искусственном направлении хозяйствами доходов, получаемых от более эффективных отраслей растениеводства и животноводства, на ведение коневодства. Реализация племпродукции осуществлялась по фиксированным ценам через систему племобъединений путем доведения племенным конным заводам и фермам плановых заданий по реализации лошадей.
Экономические механизмы, стимулирующие улучшение качества производимой племенной продукции, действовали лишь в ограниченном числе случаев при реализации лошадей по договорной цене, что допускалось правилами закупок исключительно в отношении ценных лошадей. В этих условиях цель селекционно-племенной работы была лишена экономической мотивации, снижалась ее эффективность, и это методично уменьшало конкурентные преимущества отечественного спортивного коневодства по сравнению со странами, где давно и четко сформирована цель племенного коневодства: производство лошадей, обеспечивающих ипподромный бизнес, тотализатор, массовый и элитный конный спорт.
Именно поэтому при разрушении плановой системы племенное коневодство страны, располагающее большим селекционно-генетическим потенциалом, не адаптировалось к новой экономической ситуации в необходимые сроки.
В племенном коневодстве определяющим фактором его развития является численность и качественный состав поголовья кобыл репродуктивного возраста. Этот же показатель важен для прогнозных расчетов общего конского поголовья на перспективу.
К 2010 году в конных заводах страны число племенных кобыл производящего состава основных заводских пород уменьшилось по сравнению с уровнем 1990 г. на треть - с 6,3 до 4,2 тыс. голов (Приложение N 2 к Программе).
За анализируемый период значительно снизились также основные производственные показатели племенного коневодства. Деловой выход жеребят в расчете на 100 кобыл в конных заводах снизился с 72 в 1990 г. до 56 голов в 2009 г. Как следствие, реализация племенного молодняка сократилась соответственно с 70 до 38 голов на 100 кобыл (Приложение N 3 к Программе).
Постоянно растущие затраты на содержание производящего состава, выращивание и тренинг молодняка при одновременном уменьшении выхода племенных жеребят и ухудшении их качества обусловили снижение товарности и углубление убыточности племенного коневодства в конных заводах (таблица 3).
Таблица 3. Динамика экономических показателей племенного коневодства
Показатели |
1990 г. |
2000 г. |
2009 г. |
Годовые затраты на коннозаводство, млн. рублей |
28,2 |
111,5 |
277,2 |
Выручка от реализации племенных лошадей, млн. рублей |
36,3 |
50,3 |
142,8 |
Прибыль (-убыток), млн. рублей |
8,1 |
-61,2 |
-134,4 |
Рентабельность |
28,7 |
- |
- |
К положительным аспектам развития племенного коневодства следует отнести последовательное формирование нормативной базы отрасли в соответствии с международными стандартами, создание и совершенствование системы централизованного племенного учета лошадей по основным заводским породам, формирование электронных баз данных по племенному коневодству, осуществление генетической идентификации и ведение контроля достоверности происхождения племенных лошадей, регулярное издание Государственных книг племенных лошадей (за 1991 - 2009 годы выпущено 86 томов, в том числе 83 по заводским породам и 3 по местным), реализация научно-обоснованной методики испытаний молодняка пород спортивного направления, разработка правил комплексной оценки селекционируемых признаков.
Создан ряд негосударственных объединений (ассоциаций) по племенному коневодству - Национальный коневодческий союз, Национальное скаковое общество (жокей клуб), Национальное беговое общество, Ассоциация тракененского коннозаводства России, Ассоциация ахалтекинского коневодства, Ассоциация "Содружество", Ассоциация орловского коннозаводства, Ассоциация донского коннозаводства и др.
Существенно улучшены рекорды резвости рысаков на ипподромах страны, уровень ведущих скачек для чистокровных верховых лошадей по качеству участников приближается к международному. Открыт доступ к мировым генетическим ресурсам коневодства.
Неотъемлемым звеном селекционно-племенной работы в конных заводах и репродукторах являются испытания выращенных племенных лошадей на ипподромах, позволяющие оценить качество племенной продукции и соответствие ее задачам, поставленным в селекционных программах совершенствования пород. Вместе с тем ипподромы, как показывает зарубежный опыт, являясь испытательными полигонами, одновременно решают задачи финансирования племенного коневодства за счет средств, генерируемых в системе конного тотализатора и других сопутствующих мероприятий и структур.
Основные производственные и экономические показатели ипподромов нашей страны, как видно из таблицы 4, за последние 20 лет значительно снизились.
Таблица 4. Динамика производственно-экономических показателей работы ипподромов
Показатели |
1991 г. |
2001 г. |
2008 г. |
2008 г. в % (раз) к |
|
1991 г. |
2001 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Испытано лошадей - всего, тыс. голов |
8,3 |
5,4 |
6,4 |
77 |
119 |
в т.ч.: рысистых |
5,9 |
3,3 |
3,5 |
59 |
106 |
верховых |
2,4 |
2,1 |
2,9 |
121 |
138 |
Поступление средств - всего, млн.руб. |
20,6 |
86,3 |
272,3 |
в 13,2 раза |
в 3,2 раза |
в т.ч.: от тотализатора |
9,0 |
27,5 |
61,8 |
в 6,9 раза |
в 2,2 раза |
Расход средств - всего, млн. руб. |
16,7 |
79,5 |
304,1 |
в 18,2 раза |
в 3,8 раза |
Финансовый результат, млн. руб. (+ прибыль, - убыток) |
3,9 |
6,8 |
-31,8 |
- |
- |
Рентабельность, % |
23,4 |
8,6 |
- |
- |
- |
Общая численность лошадей, испытанных на ипподромах, снизилась за 1991-2008 годы на 1,9 тыс. голов (на 23%). Вместе с тем, в текущем десятилетии их количество возросло с 5,4 до 6,4 тыс. голов. Основной прирост произошел за счет испытаний верховых (скаковых) лошадей. Это связано с возрастанием популярности скачек, учреждением ряда престижных призов, распространением практики спонсирования призовых выплат, повышением внимания к скачкам со стороны федеральных и региональных органов власти. Однако, эти нововведения не затронули фундаментальных финансово-экономических основ ипподромных испытаний. Как и прежде, весьма существенной остается доля бюджетного финансирования, а доля доходов от тотализатора сократилась с 43,6% в 1991 до 22,7% в 2008 году. И хотя в расчете на 1 испытанную лошадь поступления от тотализатора увеличились с 1,08 тыс. руб. в 1991 до 9,65 тыс. руб. в 2008 году, их прирост не обеспечил покрытие возросших затрат на испытания. В расчете на 1 испытанную лошадь они увеличились с 2,01 тыс. руб. в 1991 году до 47,6 тыс. руб. в 2008 году. Ипподромы стали глубоко убыточными. Более того, в последние 2 года в связи с вступлением в действие Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственные учреждения и унитарные предприятия (большинство государственных заводских конюшен с ипподромами имеют статус ФГУП), не включенные в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, лишены права размещения тотализатора (статья 15). В связи с этим в последние два года ощутимо упал интерес посетителей к испытаниям лошадей, особенно рысистых. И, как показывает анализ, объемы продаж на внутреннем рынке рысаков сократились почти на 50 процентов. Учитывая это, представляется целесообразным внесение изменений в указанный выше Федеральный закон, направленных на смягчение требований, предъявляемых к тотализаторам, на которых заключаются пари на конные бега и скачки.
Ипподромы крайне недостаточно используют свои резервы: возможности подсобных хозяйств и другие способы привлечения средств (аренда производственных помещений, расширение перечня платных услуг, связанных с содержанием и использованием лошадей).
Государственные заводские конюшни, функционирующие в основном на бюджетные средства призваны играть важную роль племенных рассадников в массовом коневодстве. Вместе с тем, анализ их деятельности свидетельствует о том, что в современных условиях они недостаточно используют свои резервы в таких направлениях деятельности, как качественное улучшение конского поголовья в массовом коневодстве, оказание услуг по воспроизводству, консалтинг, организация конно-спортивных соревнований, выставок, выводок и др.
Главными препятствиями для устойчивого развития и повышения конкурентоспоспособности отрасли являются: неразвитость внутреннего рынка племенных лошадей в связи с отсутствием обеспечения полноформатного возмещения затрат на их производство, резкое сокращение численности и качества племенных лошадей, массовый нежелательный импорт лошадей призовых и спортивных пород, недостаточное техническое оснащение и низкий организационно-технологический уровень ведения племенного коневодства в хозяйствах, слабая кормовая база и недостаточная обеспеченность культурными пастбищами (левадами), недостаточное применение экономических механизмов при координации работ по совершенствованию заводских пород лошадей, дефицит квалифицированных кадров.
Вышеизложенные препятствия обусловлены рядом объективных причин, имеющих системный характер.
В настоящее время возмещение затрат коневодческих хозяйств на выращивание племенных лошадей осуществляется в основном только за счет денежных поступлений от реализации лошадей. Вследствие снижения сегмента внутреннего рынка и ограниченного экспорта лошадей эти поступления не покрывают расходов на воспроизводство и выращивание племенного молодняка, что приводит к углублению убыточности отрасли. Объем внутренних продаж племенных лошадей в среднем за 2007-2009 гг. уменьшился, по сравнению с 1990 г. почти в 2 раза, а среднегодовой экспорт снизился в 3,5 раза.
На ипподромах России в последние два десятилетия развитие зрелищной привлекательности бегов и скачек и обеспечение эффективной работы тотализатора были крайне недостаточны, что привело к снижению доли тотализатора в структуре денежных поступлений с 43,7% в 1991 до 22,7% в 2008 году. Ипподромы с их устаревшей производственной базой и недоразвитостью сферы сервисных услуг не обеспечивали даже самоокупаемости основной деятельности.
Сокращение численности и качества племенных лошадей
Снижение потребности в племенном материале для улучшения рабочих и продуктивных качеств массового конского поголовья и комплектования ипподромов и спортивно-досуговых организаций объективно вызвало сокращение численности маточного поголовья в племенных хозяйствах. Сократилось число коневодческих ферм в сельскохозяйственных организациях, в прежние времена составлявших основную часть потребителей продукции племенных коневодческих предприятий, из-за экономической нецелесообразности их содержания.
Вследствие этого племенные коневодческие хозяйства несут большие неокупаемые расходы на выращивание и передержку племенного молодняка. В особо сложном положении оказались хозяйства, разводящие лошадей рысистых, полукровных и тяжеловозных пород отечественной селекции.
Приватизация конных заводов, разводящих лошадей перечисленных пород, на фоне убыточности племенного коневодства усугубила процессы сокращения высокоценного племенного ядра вплоть до полного его уничтожения. В связи с этим ряд конных заводов, имевших многовековую историю и располагавших ранее ценнейшим племенным поголовьем лошадей в настоящее время выпал из селекционного процесса.
Государственная поддержка племенного коневодства из федерального и региональных бюджетов в размере от 8 000 рублей на 1 кобылу в год возмещает лишь 10-15% годовых производственных затрат племенных хозяйств.
Субсидии выделяются без учета фактического получения и сохранения до отъема жеребят, что при существующем уровне показателей не обеспечивает расширенного воспроизводства поголовья.
Массовый импорт племенных лошадей
При среднегодовом экспорте в 2007-2009 гг. в количестве 176 племенных лошадей Россия импортирует по 393 головы в год. Отрицательный торговый баланс России на внешнем конском рынке также непосредственно и опосредованно негативно влияет на состояние отечественного племенного коневодства.
Лошади призовых и спортивных пород завозятся для участия в розыгрыше на ипподромах наиболее престижных и дорогих призов, а также в крупных конно-спортивных соревнованиях с большим призовым фондом. Так, в целом в 2007 - 2009 годах из 1178 импортированных лошадей, завезено 836 голов чистокровной верховой породы (71%), европейских спортивных пород 170 голов (14,4%), американской рысистой - 142 головы (12,0%), арабской чистокровной - 17 (1,4%) и орловской рысистой - 13, или 1,1 процента. Факты неограниченного импорта лошадей чистокровной верховой, чистокровной арабской, тракененской, орловской рысистой пород, высококачественным производящим составом которых располагают отечественные племенные коневодческие хозяйства, свидетельствуют о том, что завоз лошадей носит бессистемный характер и его последствия для селекции и экономики коннозаводства могут оказаться негативными.
Недостаточное техническое оснащение, низкий организационно-технологический уровень ведения племенного коневодства
В результате комплексных обследований состояния отрасли в ведущих конных заводах страны было установлено, что наиболее слабым звеном в технологии воспроизводства, выращивания и тренинга племенных лошадей является высокий процент изношенности производственно-технологических объектов, очень слабая обеспеченность племенных коневодческих хозяйств современным оборудованием, производственными ресурсами.
К организационным недостаткам следует отнести отсутствие выраженной внутриотраслевой специализации. Племенные конные заводы и репродукторы являются, как правило, многоотраслевыми сельскохозяйственными предприятиями, в которых на долю коневодства приходится не более 5% стоимости всей товарной продукции. Полученный молодняк доращивается в конных заводах до возраста 2-2,5 лет, затем передается на испытания и остается собственностью хозяйств вплоть до реализации. При этом, большинство конных заводов из-за дефицита кадров, отсутствия современной производственной базы для проведения заводского тренинга молодняка (водилок, современных экипажей-качалок, манежей, всепогодных дорожек, полноценного левадного хозяйства и др.) практически не может подготовить высококачественных лошадей для призовой или спортивной карьеры.
Как показывает зарубежный опыт внутриотраслевой специализации в племенном и спортивном коневодстве племенные хозяйства (конные заводы и племенные репродукторы) должны быть освобождены от дорогостоящей и длительной передержки молодняка, имея возможность продавать его в раннем возрасте на аукционах. Новые собственники лошадей готовят их для призовой и спортивной карьеры на специализированных предприятиях - тренировочных пунктах на платной основе.
Слабая кормовая база и недостаточная обеспеченность культурными пастбищами (левадами)
Важнейшим технологическим звеном, способствующим повышению качества племенного поголовья является полноценное кормление лошадей на протяжении всей жизни. В части состояния кормовой базы в племенных хозяйствах отмечается, что обеспеченность лошадей грубыми и концентрированными кормами в основном соответствует научно обоснованным нормам кормления. Вместе с тем, в отечественной комбикормовой промышленности не налажено производство полнорационных комбикормов и премиксов для лошадей. Обеспечение потребностей поголовья за счет приобретения дорогостоящих импортных кормов и добавок для многих хозяйств является обременительным.
Для племенных лошадей необходимым технологическим приемом является выпас на естественных и культурных пастбищах. Наряду с биологическими преимуществами этого способа содержания максимальное использование пастбищной растительности в течение года обеспечивает снижение стоимости кормления лошадей в условиях центральных регионов страны на 15-20 процентов.
Обеспеченность племенного коневодства искусственными пастбищами (левадами) составляет не более 17% от потребности. Существующие пастбища в своем большинстве нуждаются в реконструкции.
Недостаточная эффективность селекционных процессов в племенном коневодстве
В современных условиях не существует механизмов, регулирующих взаимоотношения владельцев племенных лошадей при возникновении ситуаций, связанных с назначением лошадей, завершивших спортивную (беговую, скаковую) карьеру.
Кроме того, научно-исследовательские институты в области коневодства не имеют право результативно влиять на принятие селекционных решений (покупка производителей, обмен племенным материалом, искусственное осеменение и т.д.) субъектами по племенному животноводству. Это снижает эффективность селекционно-племенной работы по совершенствованию заводских пород лошадей. Для того чтобы увеличить эффективность селекционных процессов в коневодстве, необходимо приобретение ценного племенного материала (поголовья и спермы выдающихся жеребцов-производителей заводских пород), современного оборудования (линий по замораживанию спермы и эмбрионов, новых систем идентификации животных), внедрение компьютерной системы централизованного племенного учета и электронного документооборота, в том числе ведения племенных книг в электронном виде.
Дефицит квалифицированных кадров
Коневодческая отрасль с каждым годом испытывает все обостряющийся дефицит кадров. В большинстве конных заводов и племенных репродукторов хронически не хватает работников массовых профессий: коневодов, жокеев, наездников, тренеров, ковалей и др. В стране отсутствуют специализированные учебные учреждения по подготовке кадров перечисленных специальностей. Перестала существовать единственная в стране специализированная кафедра коневодства в ФГОУ ВПО "Российский государственный аграрный университет им. К. А. Тимирязева". Требует активизации работа по повышению квалификации руководителей и специалистов племенных коневодческих хозяйств, а также по подготовке кадров для племенного коневодства в образовательных учреждениях специального профиля.
Изложенные выше проблемы системного характера усугубляются недостатком комплексных научных разработок селекционно-генетического, биотехнологического и организационно-технологического направлений, что сдерживает инновационное развитие племенного коневодства.
2. Цель и задачи программы
Целью Программы является создание экономических и правовых условий структурирования и устойчивого развития племенного коневодства в Российской Федерации и увеличение производства высококачественной конкурентоспособной племенной продукции для различных направлений использования лошадей.
Основными задачами для достижения указанной цели являются:
- обеспечение значительного улучшения воспроизводства лошадей для полного удовлетворения потребности в них внутреннего и внешнего рынка;
- повышение интенсивности селекционных процессов в племенном коневодстве, обеспечивающих получение высокоценных племенных и спортивных лошадей, не уступающих по качеству конскому поголовью стран с высокоразвитым коневодством;
- совершенствование организационно-технологических приемов ведения отрасли.
3. Целевые индикаторы Программы
За период реализации Программы будет создана база устойчивого и эффективного развития племенного коневодства для максимального обеспечения потребностей внутреннего и внешнего рынка отечественной племенной продукцией. Важнейшую роль в процессе развития племенного коневодства будут играть генетический потенциал заводских пород лошадей, разводимых в Российской Федерации.
Реализация Программы предусматривает максимально эффективное использование всех имеющихся трудовых, производственных и генетических ресурсов отрасли на базе интенсификации селекционного процесса и технологического обновления в целях повышения ее стабильного поступательного развития и повышения конкурентоспособности.
Основными целевыми индикаторами являются показатели численности кобыл репродуктивного возраста по породам и породным направлениям, уровень воспроизводства и товарности в абсолютном исчислении и в расчете на 100 племенных маток.
Таблица 5. Целевые индикаторы Программы "Развитие племенного коневодства в Российской Федерации в 2011-2013 гг."
Наименование |
ед. изм. |
2009 г. |
2010 г. |
Программный период |
||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Заводские породы лошадей | ||||||
Поголовье лошадей |
тыс. голов |
13,0 |
13,3 |
13,8 |
14,5 |
15,5 |
в т.ч. кобыл 3-х лет и старше |
тыс. голов |
5,2 |
5,3 |
5,5 |
5,8 |
6,2 |
Получено племенных жеребят, всего |
тыс. голов |
2,9 |
3,1 |
3,3 |
3,6 |
4,0 |
в расчете на 100 кобыл |
голов |
56 |
58 |
60 |
62 |
65 |
Реализация племенного молодняка |
тыс. голов |
2,0 |
2,1 |
2,3 |
2,6 |
2,9 |
на 100 кобыл |
голов |
38 |
40 |
42 |
44 |
47 |
Экспорт племенных и спортивных лошадей |
голов |
176 |
192 |
207 |
223 |
250 |
Объем испытанных лошадей |
тыс. голов |
6,4 |
6,6 |
6,8 |
7,0 |
7,2 |
Местные породы лошадей | ||||||
Поголовье лошадей |
тыс. голов |
223 |
22,8 |
23,4 |
24,0 |
24,7 |
в т.ч. кобыл 3-х лет и старше |
тыс. голов |
11,1 |
11,4 |
11,7 |
12,0 |
12,3 |
Получено племенных жеребят, всего |
тыс. голов |
6,7 |
7,4 |
8,2 |
9,0 |
9,8 |
в расчете на 100 кобыл |
голов |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
Реализация племенного молодняка |
тыс. голов |
5,6 |
5,8 |
6,1 |
6,4 |
6,8 |
на 100 кобыл |
голов |
50 |
51 |
52 |
53 |
55 |
Производство мяса-конины в живой массе |
тыс. тонн |
28,7 |
30,1 |
31,7 |
33,3 |
35,1 |
Достижение программной цели позволит в 2013 году по сравнению с 2009 годом увеличить поголовье племенных лошадей заводских пород с 13,0 до 15,5 тыс. голов.
Реализация племенного молодняка возрастет с 2,0 до 2,9 тыс. голов. Экспорт племенных и спортивных лошадей увеличится с 176 до 250 голов.
Поголовье племенных лошадей местных пород увеличится с 22,3 до 24,7 тыс. голов (на 11%), в том числе маточного поголовья с 11,1 до 12,3 тыс. голов. Реализация племенного молодняка составит в 2013 году 6,8 тыс. голов, что на 1,2 тыс. голов больше, чем в 2009 году. Полное обеспечение товарных хозяйств с развитым мясным табунным коневодством племенными лошадьми местных пород обеспечит увеличение производства мяса-конины с 28,7 до 35,1 тыс. тонн.
4. Перечень и описание программных мероприятий
Решение основных задач Программы намечается обеспечить путем реализации комплекса мероприятий.
4.1. Изменение порядка и размеров субсидирования племенных коневодческих хозяйств.
Размеры субсидий на содержание маточного поголовья племенных лошадей по системе "кобыла-жеребенок" рассчитываются на 1 кобылу при условии получения к отъему в возрасте 6-9 месяцев здорового жеребенка по фактической ставке, установленной на финансирование содержания одной кобылы в год.
В настоящее время средний размер субсидирования в конных заводах, племенных репродукторах и генофондных хозяйствах установлен в размере 8 тыс. рублей без учета количества полученных жеребят.
В 2011-2013 годах для племенных хозяйств, выращивающих лошадей заводских пород для получения субсидий из федерального бюджета средний деловой выход жеребят в расчете на 100 кобыл определен на уровне 70 голов. Следовательно, расценка за 1 кобылу с жеребенком в год составит 11 тыс. 430 рублей (8 тыс. руб.: 0,70).
Предлагается дифференцировать размер субсидии для отечественных заводских пород в размере 15 тыс. рублей и пород зарубежной селекции 9 тыс. руб. за кобылу с жеребенком в год.
В связи с тем, что затраты на выращивание племенных лошадей местных пород в конных заводах, племенных репродукторах и генофондных хозяйствах значительно ниже по сравнению с хозяйствами, разводящими лошадей заводских пород, предлагается изменить порядок субсидирования племенных хозяйств по сохранению и разведению местных пород. Размер субсидии для этой категории племенных хозяйств целесообразно установить в сумме 8 тыс. рублей за одну кобылу с жеребенком, выращенным до отъема.
Размер субсидии, объемы финансирования для субсидий в системе "кобыла-жеребенок" представлены в таблице 6.
Таблица 6. Потребность в финансировании из региональных и федерального бюджетов для субсидий в системе "кобыла-жеребенок"*
(Из федерального бюджета: по разделу 04 "Национальная экономика", подразделу 05 "Сельское хозяйство и рыболовство", ЦСР 2670509 "Поддержка племенного животноводства", виду расходов 010 "Фонд софинансирования", КОСГУ 250 "Безвозмездные перечисления бюджетам")
Годы |
Племзаводы |
Племрепродукторы |
Генофондные хозяйства |
Итого млн. руб. |
|||
тыс.гол. |
млн.руб. |
тыс.гол. |
млн. руб. |
тыс.гол. |
млн.руб. |
||
Заводские породы лошадей | |||||||
Заводские породы лошадей отечественной селекции | |||||||
2011 |
1,9 |
24,7 |
0,4 |
5,2 |
- |
- |
29,9 |
2012 |
2,0 |
26,0 |
0,5 |
6,5 |
- |
- |
32,5 |
2013 |
2,3 |
29,9 |
0,5 |
6,5 |
- |
- |
36,4 |
2011-2013 |
6,2 |
80,6 |
1,4 |
18,2 |
- |
- |
98,8 |
Заводские породы лошадей зарубежной селекции | |||||||
2011 |
0,8 |
7,2 |
0,2 |
1,8 |
- |
- |
9,0 |
2012 |
0,9 |
8,1 |
0,2 |
1,8 |
- |
- |
9,9 |
2013 |
1,0 |
9,0 |
0,2 |
1,8 |
- |
- |
10,8 |
2011-2013 |
2,5 |
24,3 |
1,2 |
5,4 |
- |
- |
29,7 |
Местные породы лошадей | |||||||
2011 |
1,6 |
12,8 |
5,6 |
44,8 |
1,6 |
12,8 |
70,4 |
2012 |
1,6 |
12,8 |
5,9 |
47,2 |
1,7 |
13,6 |
73,6 |
2013 |
1,6 |
12,8 |
6,1 |
48,8 |
1,7 |
13,6 |
75,2 |
2011-2013 |
4.8 |
38,4 |
17,6 |
140,8 |
5,0 |
40,0 |
219,2 |
Всего 2011-2013, млн. руб. |
X |
143,3 |
X |
164,4 |
X |
40,0 |
347,7 |
в т.ч. | |||||||
финансирование из региональных бюджетов |
X |
36,1 |
X |
47,6 |
X |
12,0 |
95,7 |
софинансирование из федерального бюджета |
X |
107,2 |
X |
116,8 |
X |
28,0 |
252,0 |
* Потребность в финансовых средствах из федерального бюджета рассчитана исходя из 70% общей ставки финансирования субсидий - 8 тыс. рублей.
4.2. Внедрение рациональных селекционных и организационно-технологических приемов, обеспечивающих получение высокоценных племенных лошадей, не уступающих по качеству конскому поголовью стран с развитым коневодством.
4.2.1. Разработка предложений по внесению изменений в минимальные требования, предъявляемые к племенным организациям по разведению лошадей, установленные Правилами определения видов организаций по племенному животноводству, утвержденными приказом Минсельхоза России от 19 октября 2006 г. N 402.
В связи с тем, что в последние годы происходит массовая организация частными собственниками некрупных племенных коневодческих хозяйств по разведению лошадей заводских пород при снижении концентрации поголовья в конных заводах и репродукторах, целесообразно снизить минимальные требования по численности кобыл.
4.2.2. Субсидирование части затрат на приобретение по импорту жеребцов-производителей чистокровной верховой, американской стандартбредной, чистокровной арабской, ганноверской, тракененской пород, спермодоз от высококлассных жеребцов - производителей.
Сумма бюджетных средств на приобретение жеребцов производителей и покупку спермодоз составляет 21,6 млн. руб., в том числе на покупку жеребцов 12,6 млн. рублей (3 голов х 4,2 млн. руб.) и спермодоз - 9 млн. руб. (150 спермодоз х 60 тыс. руб.)
Сумма субсидий по годам составит: 2011 г. - 8,7 млн. руб., 2012 г. - 8,7 млн. руб., 2013 г. - 4,2 млн. руб.;
4.2.3. Субсидирование части затрат хозяйств на содержание наиболее ценных жеребцов-производителей, используемых для намораживания спермы в сумме 1,2 млн. руб. (30% от годовой стоимости содержания - 45 тыс. руб. х 9 голов х 3 года). Сумма субсидий составит 400 тыс. руб. в год;
4.2.4. Субсидирование затрат на приобретение по импорту автоматической линии по замораживанию спермы жеребцов - производителей -13,2 млн. рублей;
Приобретение автоматической линии запланировано на 2011 год.
4.2.5. Субсидирование части затрат на приобретение жеребцов - производителей основных улучшающих заводских пород для государственных заводских конюшен - 29,7 млн. руб. (90 тыс. рублей х 110 голов х 3 года);
Общая потребность в субсидиях на реализацию мероприятий по интенсификации селекционных процессов в 2011 - 2013 годах составляет 68,7 млн. руб., в т.ч. из федерального бюджета 39 млн. руб. и региональных бюджетов - 29,7 млн. руб.
4.3. Совершенствование организационно-технологических приемов ведения племенного коневодства.
4.3.1. Создание и реконструкция искусственных пастбищ (левад) для лошадей 153 млн. руб. (99 тыс. руб. х 1550 га), в том числе 2001 г. - 51,0 млн. руб., 2012 - 51,0 млн. руб., 2013 г. - 51,0 млн. руб.;
4.3.2. Организация тренировочных пунктов по подготовке рысистого, верхового и спортивного молодняка племенных лошадей - 24 млн. руб. (3 трендепо х 8 млн. руб.), в том числе 2011 г. - 8 млн. руб., 2012 - 8 млн. руб., 2013 г. - 8 млн. руб.
Общий объем средств, выделяемых на совершенствование технологии ведения отрасли - 177 млн. руб., т.е. по 59,0 млн. рублей в год.
4.4. НИОКР по наиболее актуальным темам
4.4.1. Оценка отечественных и мировых генетических ресурсов пород лошадей и разработка предложений по их рациональному использованию.
В результате выполнения НИОКР будут получены материалы о состоянии генетических ресурсов пород лошадей в мире и Российской Федерации, целях и направлениях селекции, достигнутых результатах, прогрессе в породах. На основе полученной информации будут разработаны предложения по улучшению племенной работы и рациональному использованию мировых и отечественных ресурсов коневодства.
Потребность финансирования из федерального бюджета на этот проект составляет 8 млн. руб.
4.4.2. Разработка системы оценки жеребцов-производителей по качеству потомства по комплексу признаков, в том числе призовой и спортивной работоспособности, типу телосложения, экстерьеру, промерам, качеству ближайших предков.
В результате выполнения НИОКР по этой теме будет подготовлено практическое руководство по оценке жеребцов-производителей призовых и спортивных пород, гармонизированное с аналогичными руководствами ведущих коневодческих стран мира. Потребность финансирования из федерального бюджета на этот проект составляет 2 млн. руб.
4.4.3. Создание информационной системы племенного коневодства в России в двух уровнях баз данных: национальном и региональном.
В результате выполненных исследований будет создана современная база данных по племенному поголовью всех пород лошадей России, что позволит оперативно управлять селекционно-генетический работой в отрасли.
Потребность в финансировании этой тематики составляет 8 млн. руб.
Таблица 7. Потребность в финансовых ресурсах для реализации отраслевой целевой Программы
Наименование раздела мероприятий Программы |
Коды бюджетной классификации |
Объем финансирования за период реализации Программы, млн.руб. |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
Всего |
||
1. Изменение порядка и размеров субсидирования племенных коневодческих хозяйств, в т.ч. |
|
109,3 |
116,0 |
122,4 |
347,7 |
субсидирование из регионального бюджета |
|
29,9 |
31,7 |
34,1 |
95,7 |
софинансирование из федерального бюджета |
0405 2670509 010 250 |
79,4 |
84,3 |
88,3 |
252,0 |
Финансирование из федерального бюджета: | |||||
2. Внедрение рациональных селекционных и организационно-технологических приемов, обеспечивающих получение высокоценных племенных лошадей, не уступающих по качеству конскому поголовью стран с развитым коневодством в т.ч.: |
0405 2670509 010 250 |
23,3 |
10,1 |
5,6 |
39,0 |
2.1. Субсидирование части затрат на приобретение по импорту высокоценных жеребцов-производителей и спермодоз от высококлассных жеребцов-производителей |
|
8,7 |
8,7 |
4,2 |
21,6 |
2.2. Субсидирование части затрат хозяйств на содержание наиболее ценных жеребцов-производителей, используемых для намораживания спермы |
|
0,4 |
0,4 |
0,4 |
1,2 |
2.3. Субсидирование затрат на приобретение по импорту автоматической линии по замораживанию спермы |
|
13,2 |
- |
- |
13,2 |
3. НИОКР по наиболее актуальным темам финансирование из федерального бюджета, всего, в т.ч.: |
0411 2676900 012 220 |
2,0* |
9,0 |
7,0 |
18,0 |
3.1. Проведение исследований по оценке отечественных и мировых генетических ресурсов пород лошадей и разработка предложений по их рациональному использованию |
|
- |
4,0 |
4,0 |
8,0 |
3.2. Разработка системы оценки жеребцов-производителей по качеству потомства по комплексу признаков, в том числе призовой и спортивной работоспособности, типу телосложения, экстерьеру, промерам, качеству ближайших предков |
|
2,0 |
- |
- |
2,0 |
3.3. Создание информационной системы племенного коневодства России в двух уровнях баз данных: национальном и региональном |
|
- |
5,0 |
3,0 |
8,0 |
|
24,3 |
18,1 |
11,6 |
54,0 |
|
Финансирование из региональных бюджетов: | |||||
4. Субсидирование части затрат на приобретение жеребцов-производителей основных улучшающих заводских пород для государственных заводских конюшен |
|
9,9 |
9,9 |
9,9 |
29,7 |
Финансирование за счет собственных и заемных средств заинтересованных физических и юридических лиц | |||||
5. Совершенствование организационно-технологических приемов ведения племенного коневодства |
|
|
|
|
|
5.1. Создание и реконструкция искусственных пастбищ (левад) |
|
51,0 |
51,0 |
51,0 |
153,0 |
5.2. Организация тренировочных пунктов по подготовке рысистого, верхового и спортивного молодняка племенных лошадей |
|
8,0 |
8,0 |
8,0 |
24,0 |
Итого |
|
59,0 |
59,0 |
59,0 |
177,0 |
Всего по программе |
|
202,5 |
203,0 |
202,9 |
608,4 |
в т.ч. федеральный бюджет |
|
103,7 |
102,4 |
99,9 |
306,0 |
региональные бюджеты |
|
39,8 |
41,6 |
44,0 |
125,4 |
средства физических и юридических лиц |
|
59,0 |
59,0 |
59,0 |
177,0 |
* При условии перераспределения средств федерального бюджета
5. Сроки реализации программы и первоочередные задачи
Программа реализуется в период 2011 - 2013 годов. При этом первоочередными задачами, которые необходимо решить в 2011 году являются:
- осуществление субсидирования конных заводов, племенных репродукторов и генофондных хозяйств на содержание маточного поголовья заводских пород по системе "кобыла - жеребенок" по ставкам, приведенным в разделе 4 Программы;
- разработка предложений по внесению изменений в Правила определения видов организаций по племенному животноводству, утвержденных приказом Минсельхоза России от 19 октября 2006 г. N 402;
- разработка системы оценки жеребцов-производителей по качеству потомства по комплексу признаков, в том числе призовой и спортивной работоспособности, типу телосложения, экстерьеру, промерам, качеству ближайших предков.
6. Описание социальных экономических последствий реализации отраслевой программы; общая оценка вклада программы в достижение стратегической цели; оценка рисков ее реализации
6.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: создать условия для поступательного и эффективного развития племенного коневодства на основе увеличения численности племенных лошадей и повышения их генетического потенциала, технологической модернизации коневодческих племенных предприятий, создания тренировочных пунктов (трендепо).
Осуществление программных мероприятий окажет положительное влияние на динамику целевых индикаторов стратегических целей Минсельхоза России в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446.
При этом возрастет вклад Программы в обеспечение потребностей коневодческой отрасли в высококачественной отечественной племенной продукции:
- спортивного коневодства (численность лошадей этого направления использования увеличится в обозначенной перспективе с 9,6 до 12,0 тыс. голов);
- мясного табунного и молочного коневодства (поголовье лошадей продуктивного направления возрастет с 330,4 до 482,3 тыс. голов к 2013 году и производство мяса-конины в живой массе на 6,4 тыс. тонн за 3 года и кумыса на 0,9 млн. литров в год);
- призового коневодства для проведения испытания (соревнований) рысистых и верховых лошадей в соответствии с международными правилами (производственные мощности ипподромов позволят испытывать до 8,5 тыс. племенных лошадей);
- экспорта племенных и спортивных лошадей (к 2013 году намечено довести экспорт лошадей до 250 голов в год).
Потребность в бюджетных финансовых ресурсах определена значимостью поставленной цели и задач для её достижения.
Сохранение в период действия Программы государственных субсидий на содержание маточного поголовья и племенных лошадей и их выплаты по системе "кобыла - жеребенок" позволит значительно повысить заинтересованность племенных хозяйств в улучшении воспроизводства, что в свою очередь обеспечит рост товарности и эффективности отрасли.
Приобретение по импорту высокоценных жеребцов-производителей и генетического материала (спермодоз) от выдающихся жеребцов, а также субсидирование отечественных племенных хозяйств за представление ценного генетического материала (спермодоз) и их использование в разведении обеспечит повышение интенсивности селекционных процессов в племенном коневодстве и получение лошадей высшего международного класса.
Выделение субсидий государственным заводским конюшням на приобретение жеребцов-производителей и использование их в воспроизводстве в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах обеспечит значительное повышение рабочих и продуктивных качеств конского поголовья в массовом коневодстве.
6.2. Социальные и экономические последствия реализации Программы
Реализация мероприятий, намеченных в Программе позволит создать стартовые условия для эффективного ведения племенного коневодства по пути расширенного воспроизводства.
Наряду с увеличением поголовья племенных лошадей и обеспечением высококачественным племенным материалом рабоче-пользовательного, продуктивного и спортивно-досугового коневодства реализация Программы позволит создать около 4,5 тысяч новых рабочих мест в сельской и городской местности.
В результате реализации Программы валовой продукт отрасли в 2013 году увеличится к 2013 году по сравнению с 2009 годом на 211 млн. рублей - почти в 1,5 раза, а дополнительная чистая прибыль составит около 80 млн. рублей в год.
6.3. Оценка рисков реализации Программы
К основным рискам, которые могут негативно повлиять на результаты реализации Программы следует отнести:
- недостаточное и несвоевременное финансирование программных мероприятий;
- отсутствие квотирования на импорт племенных лошадей, а также спермы жеребцов и системы объективной оценки племенной ценности ввозимой племенной продукции;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура на отечественных племенных лошадей на внутреннем и внешнем рынке;
- производственные и технологические риски (недостаточная обеспеченность кормами, ветеринарной защитой и др.);
- несвоевременная и недостаточность обеспеченность кадрами.
Снижение рисков в рамках реализации Программы необходимо проводить путем ее точного и своевременного финансирования по всем источникам и четкого соблюдения научно-обоснованных технологий получения и выращивания заводских и местных пород лошадей.
7. Оценка эффективности использования бюджетных средств
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и ее экономической эффективности при финансировании в запроектированном объеме показывает при ее реализации может быть обеспечено значительное увеличение численности племенных лошадей заводских и местных пород и объемов реализации племенной продукции.
Эффективность расходования средств всех источников финансирования определяется по формуле:
Эобщ=ВП / Ф х 100, где
Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
ВП - ежегодный прирост товарной продукции в стоимостном выражении;
Ф - объем финансирования производства продукции.
Эффективность расходования бюджетных средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализации по формуле:
Эб=ВП/Р х 100, где
Эб - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств федерального бюджета;
ВП - ежегодный прирост товарной продукции в стоимостном выражении;
Р - расходы средств федерального бюджета по Программе.
Расчет эффективности расходования средств в рамках Программы приведен в таблице 8.
Таблица 8. Расчет эффективности расходования общих и бюджетных средств по исполнению Программы
Показатели |
Ед.изм. |
Годы |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2011-2013 |
||
Ежегодный прирост реализации продукции: | |||||
племенных лошадей заводских пород |
голов |
200 |
300 |
300 |
800 |
млн.руб. |
20 |
30 |
30 |
80 |
|
племенных лошадей местных пород |
голов |
300 |
300 |
400 |
1000 |
млн.руб. |
12 |
12 |
16 |
40 |
|
производство мяса-конины |
тонн |
1600 |
1600 |
1800 |
5000 |
млн.руб. |
64 |
64 |
72 |
200 |
|
Прирост товарной продукции, всего |
млн.руб |
96 |
106 |
118 |
320 |
Финансирование на продукцию: | |||||
Всего |
млн.руб. |
204,5 |
205 |
204,9 |
614,4 |
в т.ч. из федерального бюджета |
млн.руб. |
105,7 |
104,4 |
101,9 |
312,0 |
Эффективность расходования средств | |||||
Эффективность общая |
% |
46,9 |
51,7 |
57,6 |
52,1 |
Эффективность бюджетная |
% |
90,8 |
101,5 |
115,8 |
102,6 |
Из таблицы 8 видно, что коэффициент общей эффективности составит в среднем за три года исполнения Программы 52,1%, что свидетельствует о высокой степени возмещения затрат по Программе через прирост товарного продукта - в среднем около 2-х лет.
Средняя эффективность использования бюджетных средств характеризуется высоким показателем, составляющим 102,6 процента.
8. Обоснование потребности в ресурсах для достижения цели и результатов Программы
Финансирование программных мероприятий намечено осуществлять за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых Минсельхозу России в федеральном бюджете на указанные цели.
Объем средств, необходимых для реализации мероприятий по Программе рассчитан с учетом:
- фактических цен на племенных лошадей, установленных на внешнем и внутреннем рынке;
- установленных уровней субсидирования содержания лошадей в племенных заводах, репродукторах и генофондных хозяйствах.
9. Описание системы управления реализацией Программы
Управление Программой и распоряжение средствами федерального бюджета осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Система управления реализацией Программы:
- ответственными за реализацию Программы, достижение ее целей и задач являются Департамент животноводства и племенного дела и Департамент экономики и анализа;
- координацию деятельности подразделений Минсельхоза России, учреждений и организаций, участвующих в выполнении Программы и их взаимодействий по реализации программных мероприятий осуществляют Департамент животноводства и племенного дела и Департамент экономики и анализа;
- финансирование программных мероприятий осуществляет Департамент экономики и анализа, Департамент финансов и бюджетной политики, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованные частные инвесторы;
- научно-методологическое обеспечение реализации Программы осуществляет Департамент научно-технологической политики и образования;
- ответственными за формирование отчетности о ходе реализации Программы являются Департамент животноводства и племенного дела, Департамент экономики и анализа;
Финансирование предусмотренных Программой мероприятий в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Минсельхозу России федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. Составной частью механизма финансирования является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также финансирование НИОКР за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.