Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2013 г. N 760-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Минобрнауки России.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 153481,435 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Москва
8 мая 2013 г. N 760-р
Концепция
федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы
(утв. распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2013 г. N 760-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, одними из главных направлений по обеспечению государственной безопасности в качестве безусловных приоритетов являются инновационное развитие национальной экономики, фундаментальная и прикладная наука, образование.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, переход экономики государства на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы, ключевым фактором успешного функционирования которой является эффективная система воспроизводства конкурентоспособных на мировом уровне кадров научной и научно-образовательной сферы, включающая механизмы выявления и закрепления в науке талантливой молодежи, обеспечения повышения качества подготовки кадров высшей квалификации, в том числе в рамках научных и научно-образовательных структур вузов и научных организаций, эффективной внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров и развития сети ведущих вузов России.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах отмечается, что бюджетная политика должна быть нацелена, в том числе на стимулирование инновационного развития страны, а также указывается на недостаточность средств федерального бюджета, направляемых на реализацию проектов в сфере образования и науки. В условиях возможных ограничений, связанных с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, расходы на образование и науку должны быть приоритетными и их доля в общих расходах бюджетной системы должна увеличиваться.
Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа) направлена на решение установленных Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года задач развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, а также формирования сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок. Вместе с тем Программа обеспечит условия для предусматриваемой Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года модернизации кадровой политики российского сектора исследований и разработок, в том числе путем создания механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности.
Программа разрабатывается в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие науки и технологий", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 2433-р, и является продолжением федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 568.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
В настоящее время на федеральном и региональном уровне реализуется ряд мероприятий, направленных на развитие научных и научно-педагогических кадров и обеспечивающих адресную поддержку отдельных групп исследователей, научных коллективов, студентов и молодых ученых. Действующие механизмы развития кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы нуждаются в дополнении новыми институтами развития и механизмами поддержки эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров для достижения наибольшего эффекта реализации государственной политики в этой области.
Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы стала первым этапом в формировании системы общефедерального комплекса мер по развитию научных и научно-педагогических кадров, обнаружила свою высокую популярность в научном и научно-образовательном сообществе, позволила апробировать перечень ранее не применявшихся механизмов поддержки научно-образовательных структур, разноформатных по составу научных коллективов и индивидуальных исследователей.
Практика реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы позволила охватить государственной поддержкой основные стадии процесса подготовки и развития современных исследователей, формирования и укрепления ведущих научных коллективов, а также стала логическим продолжением и дополнением тех мер, которые осуществляются для подготовки и рационального использования научных и научно-педагогических кадров в национальной инновационной системе.
Новым этапом является Программа, которая направлена на усиление государственной поддержки в отношении наиболее успешных научных коллективов посредством увеличения объемов финансирования и продолжительности исследовательских проектов.
Программа опирается на результаты федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, а также на достижения в области развития кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы в рамках других государственных программ и проектов.
Необходимость реализации Программы определяется высокой социальной значимостью решаемых проблем и невозможностью их комплексного решения вне Программы в сроки, отвечающие задачам укрепления национальной безопасности в сфере науки, образования и инновационного производства.
Выбор программно-целевого метода решения проблемы по развитию кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы является целесообразным в связи с несбалансированностью государственной политики и действий коммерческого сектора в области развития кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы, множественностью сегментов государственного сектора исследований и разработок и высшего профессионального образования и позволяет эффективнее расходовать средства федерального бюджета. Кроме того, значительная текущая зависимость системы подготовки научных и научно-педагогических кадров от государственного финансирования не позволяет рассчитывать на ее самостоятельное целостное развитие в рамках сохраняющейся структуры экономики Российской Федерации.
III. Анализ предварительных итогов реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы
Целью федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы являлось создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, а также сохранения преемственности поколений в этой сфере.
В 2009 - 2012 годах в реализации программных мероприятий по направлению, касающемуся стимулирования закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, ежегодно принимало участие в среднем 58,7 тыс. человек. Только в 2012 году число участников составило около 63,5 тыс. человек, из которых 48,5 процента - исследователи с ученой степенью доктора и кандидата наук, 23,6 процента - аспиранты и 27,9 процента - студенты.
В рамках программного мероприятия по проведению научных исследований коллективами научно-образовательных центров осуществлялось финансирование за счет средств федерального бюджета более 1300 научно-образовательных центров по 1781 исследовательскому проекту в размере 13,9 млрд. рублей. Помимо научных исследований по широкому кругу научных направлений в рамках этого мероприятия осуществлялось финансирование за счет средств федерального бюджета 35 исследовательских проектов научно-образовательных центров, принявших участие в 7-й рамочной программе научных исследований и технологического развития Евросоюза в области технических и естественных наук, в размере 321,25 млн. рублей, 5 исследовательских проектов в области системной биологии, биоинформатики и промышленной биотехнологии совместно с научными организациями Германии в размере 42,2 млн. рублей, а также 24 исследовательских проектов, выполняемых научно-образовательными центрами совместно с малыми инновационными предприятиями, в размере 217,56 млн. рублей.
Предварительный анализ показывает высокую разнородность научно-образовательных центров, обусловленную как дисциплинарными направлениями исследований, так и кадровым, материально-техническим потенциалом и результативностью.
В настоящее время большое значение для поддержки состоявшихся и молодых исследователей, а также их коллективов имеют мероприятия по проведению научных исследований научными группами под руководством докторов наук, кандидатов наук, а также исследований молодыми учеными - кандидатами наук и целевыми аспирантами.
В 2009 - 2012 годах осуществлялось финансирование за счет средств федерального бюджета 6727 исследовательских проектов в размере 12,1 млрд. рублей. Благодаря проектам, выполненным за 4 года реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, удалось закрепить в сфере науки, образования и высоких технологий около 17 тыс. студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей. На 2014 - 2020 годы в Программе эти мероприятия также будут предусмотрены, но с большим акцентом на исследовательские проекты, ориентированные на молодых ученых и специалистов и обеспечивающие выявление, вовлечение и закрепление в научной и научно-образовательной сфере талантливой молодежи.
Мероприятие по проведению научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей показало достаточно высокую результативность с точки зрения освоения молодыми учеными, аспирантами и студентами современных методов и практик научных исследований в процессе реализации совместных с приглашенными исследователями научных проектов. В 2009 - 2012 годах осуществлялось финансирование за счет средств федерального бюджета 708 исследовательских проектов в размере 1,4 млрд. рублей. Руководство научными проектами осуществляли 581 приглашенный исследователь из 47 стран мира, в том числе США, Германии, Великобритании, Франции, Израиля, Канады и Швеции. На 2014 - 2020 годы в Программе предусматривается продолжение этого мероприятия с увеличением количества и стоимости поддерживаемых исследовательских проектов, а также новые мероприятия по развитию международной мобильности молодых исследователей, позволяющие им повышать свой квалификационный уровень и приобретать научный опыт.
В целом в 2009 - 2011 годах научным персоналом, участвующим в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, опубликовано около 56 тыс. статей (из них 17 процентов - в высокорейтинговых зарубежных научных изданиях, что составило около 10 процентов общего количества публикаций российских авторов, получено около 500 патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец и селекционное достижение, около 300 свидетельств о регистрации базы данных, программы для электронно-вычислительных машин и свидетельств на топологию интегральной схемы. В 2009 - 2012 годах проведено 814 всероссийских и международных научных конференций и школ, 109 всероссийских и международных олимпиад и конкурсов.
За период реализации отобранных на конкурсной основе в 2009 - 2010 годах программ развития ведущих университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", увеличилось более чем в 1,5 раза в среднем по сети национальных исследовательских университетов (по сравнению с 2009 годом) количество публикаций научно-педагогических работников национальных исследовательских университетов в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (WEB of Science, Scopus, Российский индекс цитирования), возросла в 1,5 раза в среднем по сети национальных исследовательских университетов (по сравнению с 2009 годом) доля иностранных обучающихся из дальнего и ближнего зарубежья в общем количестве обучающихся в национальных исследовательских университетах, увеличился в 1,7 раза в среднем по сети национальных исследовательских университетов (по сравнению с 2009 годом) доход от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из всех источников. В 2013 году завершается поддержка программ развития 14 национальных исследовательских университетов, в 2014 году - 15 национальных исследовательских университетов.
Состоявшийся ввод в эксплуатацию новых общежитий позволил повысить обеспеченность общежитиями студентов и аспирантов соответствующих университетов, а также обновить состав научно-педагогических работников за счет предоставления привлеченным молодым ученым и преподавателям возможности проживания.
Организован выход тематических публикаций в еженедельных газетах и ежемесячных журналах, популяризирующих результаты деятельности научных организаций и высших учебных заведений, серии из 12 научно-популярных программ, пропагандирующих результаты научно-технического творчества студентов и школьников.
Достижение плановых значений целевых индикаторов и показателей за период реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы свидетельствует о высокой степени реализации поставленных задач и цели. По итогам 2010 года и 2011 - 2012 годов из 11 целевых индикаторов и показателей плановые значения достигнуты соответственно по 9 и 10 позициям.
В 2012 году фактическое финансирование реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы составило 29186,41 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 24460,41 млн. рублей, из внебюджетных источников - 4726 млн. рублей. Средства на капитальные вложения в общем объеме средств составили 3785,62 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 9242,68 млн. рублей, прочие нужды -16154,3 млн. рублей.
IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах Российской Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфере
Благодаря реализуемому в последние годы комплексу мер по поддержке научных и научно-педагогических кадров в рамках федеральных целевых программ, системы исследовательских грантов и других проектов удалось практически преодолеть тенденцию неуклонного снижения численности занятых в секторе исследований и разработок.
Острую актуальность приобретает проблема соответствия квалификации научных и научно-педагогических кадров России современному мировому уровню, что непосредственно отражается на конкурентоспособности организаций сектора исследований и разработок, в том числе российских университетов, в проводимых научных исследованиях и получаемых результатах.
Осуществляемое преимущественно за счет средств федерального бюджета развитие приборной базы научных исследований не подкрепляется в достаточном объеме подготовленными высококвалифицированными кадрами, способными эффективно использовать возможности современного исследовательского оборудования, которое с течением времени морально устаревает.
Сформировать устойчивую широкую профессиональную среду для вовлечения, развития и закрепления молодых научных и научно-педагогических кадров не позволяет дефицит дееспособных и результативных научных и научно-образовательных структурных подразделений организаций сектора исследований и разработок, в том числе в перспективных научных областях и по актуальным научным проблемам, где российская наука недостаточно конкурентоспособна. Осуществление в рамках Программы поддержки исследовательских проектов наиболее успешных научных коллективов, ведущих научных и научно-образовательных структур обеспечит в среднесрочной перспективе стабильное воспроизводство квалифицированных научных и научно-педагогических кадров.
Отсутствие программно-целевого метода решения проблем, предусмотренных Программой, не позволит обеспечить динамику позитивных изменений, соответствующую темпам социально-экономических преобразований, развитию производственного сектора, интеграции экономики России в мировую экономическую систему, и приведет к дефициту высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, невосполнимому за счет внутренних источников.
Зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, недостаточно высокий уровень ориентированности регионов и муниципальных образований на воспроизводство научных и научно-педагогических кадров, сконцентрированных преимущественно в организациях предпринимательского сектора науки и организациях государственного сектора науки с федеральным подчинением, в целом не позволяют считать расходы региональных и местных бюджетов значительно влияющими на воспроизводство и развитие научных и научно-педагогических кадров.
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Существует 3 основных варианта решения проблемы - регрессивный, инерционный и интенсивный.
Регрессивный вариант предполагает, что после завершения федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы ее продолжение не предусматривается, а финансовое обеспечение соответствующих мероприятий будет осуществляться через другие действующие программы и проекты, в рамках которых предусмотрены меры, прямо или косвенно имеющие отношение к подготовке научных и научно-педагогических кадров. Регрессивный вариант предусматривает также развитие сети ведущих университетов России, которые в программах развития своих университетов будут реализовывать различные инструменты поддержки подготовки и закрепления научных и научно-педагогических кадров.
Основные риски регрессивного варианта связаны с ослаблением государственной поддержки создания, развития и воспроизводства устойчивых высококвалифицированных научных коллективов, развития кадрового научного потенциала в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также с несистемным выделением финансовых ресурсов, дублированием и недостаточно эффективным их использованием.
Инерционный вариант предполагает реализацию в 2014 - 2020 годах комплекса мероприятий, аналогичных федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, при одновременном сохранении существующей системы мер и объемов бюджетного финансирования государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ, механизмов повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий в рамках иных бюджетных и внебюджетных программ и проектов.
Основное преимущество инерционного варианта заключается в отработанности механизмов реализации и мониторинга мероприятий Программы.
Основные риски инерционного варианта обусловлены снижением возможности решать актуальные задачи поддержки и воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, а также повышения результативности их научной деятельности.
Выбор этого варианта не позволит осуществить такие значимые мероприятия, как поддержка проведения научных исследований в ведущих лабораториях вузов, учреждений государственных академий наук, государственных научных центров, поддержка исследовательских проектов, стимулирующих мобильность молодых исследователей с ученой степенью, присужденной в течение 4 лет, предшествующих моменту начала участия в соответствующем проекте, а также поддержка стажировок молодых исследователей в ведущих мировых научно-образовательных центрах.
Интенсивный вариант предусматривает разработку и утверждение Программы, учитывающей опыт реализации и предварительные итоги федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы. При этом, как и в инерционном варианте, сохраняется существующая система мер и объемов финансирования за счет средств федерального бюджета государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ, создания устойчивого программного механизма повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий в рамках иных бюджетных и внебюджетных программ и проектов.
Основными преимуществами интенсивного варианта являются:
развитие и совершенствование механизмов государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров с учетом результатов федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы;
координация мероприятий Программы с задачами инновационного и экономического развития страны и ее интеграцией в мировую среду;
существенный вклад Программы в решение новых задач и реализацию мер государственной политики в области образования и науки, реализацию приоритетов и механизмов развития российской экономики.
Интенсивный вариант в свою очередь предусматривает 2 сценария реализации Программы - базовый и дополнительный. Ресурсное обеспечение выбранного варианта с указанием объемов финансирования по предлагаемым сценариям указано в разделе VIII настоящей Концепции.
В настоящее время назрела необходимость смещения акцентов с массовости на результативность и адресность, дополнения системы целевых индикаторов и показателей в целях оценки достижения нового качественного уровня в результативности научной деятельности, а также повышения эффективности финансовых затрат путем отказа от неэффективных механизмов государственной поддержки, дифференциации критериев отбора и финансовых объемов поддержки отдельных ученых и научных коллективов.
Основной риск интенсивного варианта состоит в возможности возникновения бюджетных ограничений, связанных с макроэкономической нестабильностью.
Анализ совокупности преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности интенсивного варианта ее решения, который в наибольшей степени соответствует реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
VI. Ориентировочные срок и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Мероприятия Программы предполагается осуществить в 2014 - 2020 годах. Программа должна быть выстроена в соответствии с планами по реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Реализация мероприятий в рамках Программы обусловлена непрерывностью процесса подготовки, закрепления и развития научных и научно-педагогических кадров. Реализация Программы предусматривается в 2 этапа:
I этап - 2014 - 2017 годы;
II этап - 2018 - 2020 годы.
На I этапе в рамках комплекса мероприятий Программы по поддержке проведения научных исследований предполагается активизация вовлечения и закрепления в науке молодых научных и научно-педагогических кадров, повышение их профессионального уровня, в том числе в рамках ведущих лабораторий вузов, государственных академий наук и государственных научных центров, научных коллективов под руководством кандидатов и докторов наук.
На II этапе в рамках комплекса мероприятий Программы по поддержке проведения научных исследований предполагается опережающее повышение результативности научных и научно-педагогических кадров, обеспечение соответствия их квалификации мировому уровню и потребностям инновационной экономики, в том числе за счет организации эффективной международной и внутрироссийской мобильности. На этом этапе в полной мере проявится результативность реализации в 2014 - 2017 годах мероприятий Программы.
Программа предусматривается таким образом, чтобы по окончании ее работы были обеспечены все условия и предпосылки для продолжения процесса расширенного воспроизводства высококвалифицированных кадров с высоким инновационным потенциалом при непосредственном участии заинтересованных организаций сектора исследований и разработок.
VII. Предложения по цели и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Программа определяет систему мер, обеспечивающих воспроизводство, развитие и повышение конкурентоспособности кадрового потенциала в научной и научно-образовательной сфере Российской Федерации до 2020 года за счет притока и закрепления молодых исследователей, а также задает ориентиры профессионального роста, повышения результативности и конкурентоспособности кадрового потенциала.
Целью Программы является развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессионального кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы и повышение его конкурентоспособности на мировом уровне.
Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
развитие системы механизмов расширения количественного и улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров;
повышение результативности научных и научно-педагогических кадров, развитие механизмов стимулирования их научной и инновационной активности;
развитие внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров;
развитие сети национальных исследовательских университетов.
Целевые индикаторы и показатели Программы (базовый сценарий) приведены в приложении N 1.
Целевые индикаторы определены с учетом федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2012 г. N 2006-р.
Система целевых индикаторов позволяет оценить кадровый потенциал и результативность научных коллективов - участников Программы, уровень мобильности научных и научно-педагогических кадров, а также развитие сети национальных исследовательских университетов.
Достижение цели Программы к концу 2020 года позволит Российской Федерации иметь конкурентоспособный кадровый потенциал научной и научно-образовательной сферы, квалификация и результативность которого будут соответствовать потребностям инновационной экономики и мировому уровню.
Направленный на решение поставленных задач комплекс мероприятий Программы в совокупности с внепрограммными мерами по развитию кадрового потенциала в научной и научно-образовательной сфере образует эффективную систему воспроизводства конкурентоспособного на мировом уровне кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы, включающую механизмы выявления и закрепления в науке талантливой молодежи, обеспечения повышения качества подготовки кадров высшей квалификации, в том числе в рамках научно-образовательных центров, кафедр, научных лабораторий, эффективной внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров и развития сети национальных исследовательских университетов.
VIII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе
Ресурсное обеспечение Программы в части финансирования обеспечивает реализацию мероприятий, направленных на достижение ее цели и задач.
Прогнозный объем финансирования Программы на 2014 - 2020 годы по базовому сценарию интенсивного варианта составляет 201018,935 млн. рублей, из которых средства федерального бюджета составят 153481,435 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 47537,5 млн. рублей (в ценах соответствующих лет). Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников (базовый сценарий) приведены в приложении N 2.
Количество поддерживаемых по программным мероприятиям проектов, их продолжительность и стоимость определены с учетом состава целевых групп научных и научно-педагогических кадров, в отношении которых реализуются программные мероприятия, и обусловлены необходимостью поддержки результативных научных коллективов, привлечения и закрепления в научной и научно-образовательной сфере талантливой молодежи из обучающихся по программам магистратуры, аспирантов и молодых кандидатов наук, а также необходимостью развития эффективной внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров в целях повышения научного уровня и освоения ими современных технологий. Финансовое обеспечение программного мероприятия по поддержке программ развития национальных исследовательских университетов за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств обусловлено государственным приоритетом развития вузовского сектора науки, повышением уровня научных исследований и необходимостью обеспечения международной конкурентоспособности ведущих высших учебных заведений России.
В соответствии со структурой бюджетного финансирования Программы в 2014 - 2020 годах удельный вес бюджетного финансирования по мероприятиям Программы направления, касающегося воспроизводства и повышения конкурентоспособности научных и научно-педагогических кадров, стимулирования их мобильности, составляет 92,6 процента, в том числе 45,8 процента бюджетного финансирования направляется на поддержку проведения научных исследований ведущими лабораториями вузов, учреждений государственных академий наук и государственных научных центров, 27,4 процента бюджетного финансирования - на поддержку проведения научных исследований под руководством кандидатов и докторов наук, 19,4 процента бюджетного финансирования - на развитие внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров.
Объем средств из внебюджетных источников в общем объеме финансирования Программы составляет 23,7 процента.
Уменьшение объемов бюджетного финансирования является нецелесообразным, поскольку может привести к невыполнению задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
При наличии дополнительного финансирования Программы может быть реализован дополнительный сценарий.
Целевые индикаторы и показатели Программы (дополнительный сценарий) приведены в приложении N 3.
Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников (дополнительный сценарий) приведены в приложении N 4.
Дополнительный сценарий предполагает по сравнению с базовым сценарием увеличение объемов бюджетного финансирования Программы на 103,54 млрд. рублей и внебюджетного финансирования на 20,7 млрд. рублей.
IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Эффективность Программы оценивается ежегодно на основании сравнения фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их планируемыми значениями, приведенными в приложении N 1 к настоящей Концепции, в соответствии с методикой оценки эффективности Программы, приведенной в приложении N 5.
Ожидаемые результаты реализации Программы позволят создать необходимые условия для укрепления и развития конкурентоспособности национальной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров для инновационного экономического развития России.
По прогнозным оценкам, реализация предусмотренных Программой мероприятий позволит обеспечить к концу 2020 года достижение следующих результатов:
воспроизводство кадров в научной и научно-образовательной сфере Российской Федерации за счет притока и закрепления молодых высококвалифицированных специалистов;
стабилизация возрастных и квалификационных характеристик кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы;
рост эффективности и результативности труда ученых и преподавателей за счет развития кадрового потенциала науки ведущих вузов и повышения уровня фундаментальных научных исследований;
рост востребованных экономикой компетенций сотрудников научных организаций и учреждений высшего профессионального образования, в том числе в результате развития эффективных каналов внутрироссийской и международной мобильности.
Реализация Программы в полном объеме позволит повысить основные показатели эффективности научной работы, ее итоги будут определять интеллектуальные возможности страны на долгосрочную перспективу и создадут основу для равноправного участия Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичной продукции.
Согласно прогнозным оценкам к 2015 году общее количество публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), составит порядка 2,75 млн. единиц, из которых объем публикаций российских исследователей должен составить не менее 67 тыс. единиц, или 2,44 процента. В соответствии с задачей об увеличении публикационной активности, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Программа направлена на повышение результативности научной деятельности научных и научно-педагогических кадров, и в 2015 году ожидаемое количество публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), подготовленных по результатам научных исследований в рамках программных мероприятий, составит около 3 тыс. единиц.
Эффективность расходования финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, определяется тем, что ее реализация обеспечит необходимое воспроизводство научных и научно-педагогических кадров при относительной стабилизации их численности, привлечение и закрепление молодежи в научной и научно-образовательной сфере, повышение результативности и конкурентоспособности кадрового потенциала.
X. Предложение по участию федерального органа исполнительной власти, ответственного за формирование и реализацию Программы
Предлагается определить федеральным органом исполнительной власти, ответственным за формирование и реализацию Программы, Министерство образования и науки Российской Федерации.
XI. Предложение по государственному заказчику и разработчику Программы
Государственным заказчиком и разработчиком Программы предлагается определить Министерство образования и науки Российской Федерации.
XII. Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе
В рамках интенсивного варианта решения проблемы разработаны базовый и дополнительный сценарий.
Базовый сценарий рассчитан на 2014 - 2020 годы. Предлагаемый комплекс программных мероприятий предусматривает поддержку проведения научных исследований ведущими лабораториями организаций сектора исследований и разработок, в рамках которых осуществляется воспроизводство и развитие научных и научно-педагогических кадров, а также поддержку создания новых исследовательских коллективов под руководством кандидатов и докторов наук. Одновременно реализуются мероприятия, направленные на стимулирование внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров.
В рамках базового сценария сквозной характер программных мероприятий обусловлен непрерывностью процесса подготовки, развития и закрепления научных и научно-педагогических кадров.
Основными преимуществами реализации базового сценария являются:
долгосрочность поддерживаемых проектов и увеличенные объемы их финансирования, образующие благоприятную среду для воспроизводства, закрепления и качественного роста научных и научно-педагогических кадров;
одновременность реализации мероприятий по воспроизводству и стимулированию мобильности научных и научно-педагогических кадров, позволяющая ускорить позитивные изменения в их возрастных и квалификационных характеристиках;
поддержка начинающих исследователей высшей квалификации, стимулирующая мобильность научных и научно-педагогических кадров;
максимальное соответствие реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Основными недостатками реализации базового сценария являются:
охват относительно неширокого круга потенциальных участников Программы, который оставляет за рамками государственной поддержки перспективные научные и научно-педагогические кадры, не отличающиеся в настоящее время высокой результативностью;
повышенный акцент на стимулировании академической мобильности научных и научно-педагогических кадров.
Дополнительный сценарий рассчитан на 2014 - 2020 годы с учетом привлечения дополнительных объемов ресурсов, предусмотренных государственной программой "Развитие науки и технологий". Дополнительный сценарий будет дополнен мероприятиями Программы по поддержке проведения научных исследований коллективами в ведущих университетах, что позволит укрепить цепочку воспроизводства научных и научно-педагогических кадров "магистрант - аспирант - молодой кандидат наук - высококвалифицированный руководитель научной группы" и повысить их результативность.
Этапы реализации дополнительного сценария соответствуют этапам реализации базового сценария.
Основными преимуществами реализации дополнительного сценария являются масштабность мероприятий по эффективному и последовательному развитию научных и научно-педагогических кадров.
Реализация Программы по базовому сценарию будет осуществляться по следующим направлениям:
воспроизводство и повышение конкурентоспособности научных и научно-педагогических кадров, стимулирование их мобильности, направленные:
на развитие ведущих лабораторий вузов, учреждений государственных академий наук и государственных научных центров посредством поддержки проведения научных исследований;
на проведение научных исследований под руководством кандидатов и докторов наук;
на развитие мобильности научных и научно-педагогических кадров, включая проведение научных исследований с привлечением начинающих исследователей высшей квалификации, проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей и поддержку стажировок молодых исследователей в ведущих образовательных, научных и инновационных центрах мира;
на научно-методическое обеспечение повышения эффективности воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров;
популяризация среди молодежи научной и творческой деятельности, а также выявление талантливой молодежи, направленные:
на организацию и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ;
на организацию и проведение всероссийских и международных молодежных олимпиад и конкурсов;
на развитие информационной инфраструктуры воспроизводства и повышения конкурентоспособности кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы;
на информационное обеспечение реализации Программы;
поддержка программ развития национальных исследовательских университетов;
инвестиции, обеспечивающие государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров, направленные на строительство общежитий в целях развития инфраструктуры, обеспечивающей подготовку, академическую мобильность и закрепление в науке научных и научно-педагогических кадров;
обеспечение управления реализацией Программы, направленное:
на организационно-техническое сопровождение конкурсных процедур и реализации проектов;
на мониторинг и аналитическое обеспечение реализации Программы.
На I этапе реализации Программы будут обеспечены:
поддержка системы механизмов, направленных на развитие научных и научно-педагогических кадров, включая поддержку проведения научных исследований ведущими лабораториями вузов, учреждений государственных академий наук и государственных научных центров, поддержку проведения научных исследований научными коллективами под руководством кандидатов и докторов наук, поддержку исследовательских проектов с участием на условиях срочных трудовых договоров начинающих молодых исследователей, имеющих ученую степень;
стимулирование притока талантливой молодежи и ее закрепление в сфере науки, образования и высоких технологий по приоритетным для Российской Федерации направлениям развития научно-технологического комплекса.
На II этапе реализации Программы предусматривается повышение результативности труда ученых и преподавателей, занятых в секторе исследований и разработок и высшего профессионального образования для успешного функционирования инновационной экономики.
XIII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Мероприятия Программы формируются государственным заказчиком Программы - Министерством образования и науки Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Оценка степени соответствия мероприятий, предлагаемых для включения в Программу, ее цели и задачам осуществляется государственным заказчиком Программы.
Комплекс мероприятий для включения в Программу формируется исходя из необходимости достижения поставленных целей и решения задач с учетом объемов финансирования, ограничений статей расходов и сроков.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы будет осуществляться в основном посредством предоставления грантов и субсидий юридическим лицам, а также посредством заключения государственных контрактов.
Реализация мероприятий Программы осуществляется по ряду направлений.
В рамках направления по воспроизводству и повышению конкурентоспособности научных и научно-педагогических кадров и стимулированию их мобильности предусматривается:
осуществление поддержки проведения научных исследований ведущими лабораториями вузов, учреждений государственных академий наук и государственных научных центров;
стимулирование образования новых научных коллективов и повышение их исследовательской активности, в том числе за счет закрепления в научной и научно-образовательной сфере молодых ученых высшей квалификации, аспирантов и обучающихся по программам магистратуры.
В рамках направления по популяризации среди молодежи научной и творческой деятельности и выявлению талантливой молодежи мероприятия направлены на активизацию работы и развитие существующей системы выявления, поощрения и поддержки научного и научно-технического творчества талантливой молодежи. Реализация мероприятий этого направления позволит достичь следующих результатов:
повышение роли издательской системы научных и образовательных учреждений как средства оповещения научного и образовательного сообщества о полученных в ходе реализации Программы результатах и закрепления приоритета в исследованиях;
осуществление популяризации научных коллективов - участников Программы в средствах массовой информации, а также на различных международных научных форумах и выставках;
создание специализированных интернет-порталов и баз данных о состоянии кадрового потенциала молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий и об их уровне подготовки, в том числе в целях формирования кадрового резерва для указанной сферы.
В рамках направления по поддержке национальных исследовательских университетов в 2014 году предусматривается адресная государственная поддержка программ развития университетов, в отношении которых в 2010 году по результатам конкурсного отбора была установлена категория "национальный исследовательский университет".
В рамках направления, касающегося инвестиций, обеспечивающих государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров, предусматривается в 2014 - 2015 годах завершение строительства дополнительно включенных в 2011 году в федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 568, общежитий университетов для временного проживания студентов, молодых ученых, а также приглашенных преподавателей и исследователей, в том числе для поддержки развития академической мобильности научных и научно-педагогических кадров. За указанный период реализации мероприятия предполагается завершение строительства 3 общежитий суммарной площадью 137 тыс. кв. метров.
В рамках направления по обеспечению управления реализацией Программы будут проведены работы по организации и сопровождению конкурсов по Программе, сбору, систематизации и анализу статистической и текущей информации о реализации мероприятий Программы, подготовке прогноза динамики кадровой ситуации в сфере образования, науки и высоких технологий.
Права на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые в рамках работ, предусмотренных мероприятиями Программы, будут распределяться между заказчиком и исполнителем в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и заключенными государственными контрактами (соглашениями).
Результаты интеллектуальной деятельности, полученные по итогам выполнения проектов в рамках мероприятий Программы, могут использоваться федеральными органами исполнительной власти при реализации других федеральных целевых программ.
XIV. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Программа является инструментом реализации основного мероприятия по развитию системы эффективного воспроизводства кадрового потенциала в сфере науки, образования и высоких технологий государственной программы "Развитие науки и технологий". Программа полностью соответствует направлениям и принципам указанного основного мероприятия, скоординирована с другими основными мероприятиями подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы "Развитие науки и технологий" с учетом механизмов грантовой и стипендиальной поддержки молодых российских ученых и аспирантов, в том числе с учетом поддержки грантами Президента Российской Федерации молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук, поддержки стипендиями Президента Российской Федерации молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики.
Принципами управления реализацией Программы являются следующие:
обеспечение правового, методического и информационного единства Программы;
представительство в органах управления Программой государственного заказчика Программы, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, деловых кругов и общественных организаций, научных организаций, технологических платформ, учреждений высшего профессионального образования и независимых экспертов.
Реализация Программы осуществляется на основе соглашений и государственных контрактов, заключаемых с исполнителями мероприятий Программы. Финансовое обеспечение работ осуществляется по результатам конкурсного отбора в установленном порядке.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование на всех стадиях реализации Программы системы экспертизы, позволяющей отбирать наиболее перспективные для финансирования проекты, проводить объективную оценку конкурсных заявок в целях выявления исполнителей, обладающих наиболее высокой квалификацией и предложивших лучшие условия исполнения соглашений, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов.
Оперативная информация о ходе выполнения мероприятий Программы, о нормативных актах, касающихся управления реализацией Программы, и об условиях проведения конкурсов размещается на официальном сайте государственного заказчика Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на специализированном сайте Программы.
Министр образования и науки Российской Федерации является руководителем Программы, несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств и определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Министерство образования и науки Российской Федерации в ходе выполнения Программы:
осуществляет планирование, организацию и контроль реализации Программы;
вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
составляет детализированный организационно-финансовый план мероприятий реализации Программы;
подготавливает с учетом хода реализации Программы в текущем году и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки сводную бюджетную заявку на финансовое обеспечение мероприятий Программы на очередной год;
представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом, сведения о заключенных со всеми исполнителями мероприятий Программы соглашениях на финансовое обеспечение мероприятий Программы из внебюджетных источников, в том числе на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд;
представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств;
организует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
вносит в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо о досрочном прекращении ее реализации (при необходимости);
по завершении Программы представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации;
в случае сокращения объемов бюджетного финансового обеспечения работ по Программе разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, а также в установленные сроки и при необходимости предложения по их корректировке;
вносит предложения по уточнению целевых индикаторов реализации Программы и расходов на реализацию ее мероприятий, а также по совершенствованию механизма реализации Программы;
разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;
обеспечивает эффективное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы;
организует ведение ежеквартальной отчетности реализации Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы;
осуществляет управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения мероприятий Программы;
осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг) и поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы, а также получателей грантов в форме субсидий для юридических лиц и заключение соглашений;
осуществляет информационное обеспечение реализации Программы.
В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы создается научно-координационный совет Программы, формируемый из представителей государственного заказчика Программы, иных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, технологических платформ, учреждений высшего профессионального образования и независимых экспертов. Привлечение специалистов для работы в научно-координационном совете Программы осуществляется на общественных началах.
Научно-координационный совет Программы возглавляет председатель - Министр образования и науки Российской Федерации. Положение о научно-координационном совете Программы и его персональный состав утверждаются приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Организационное и методическое сопровождение деятельности научно-координационного совета Программы осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Научно-координационный совет Программы осуществляет следующие функции:
выработка предложений по тематике заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также по поддержке в рамках мероприятий Программы и объемам их финансового обеспечения;
рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;
инициирование проверок выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств;
подготовка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее реализации и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации;
выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы;
рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости проектов, предлагаемых для реализации в очередном году;
согласование состава экспертов для проведения экспертизы при конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий для юридических лиц в рамках реализации Программы.
В целях проведения конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий для юридических лиц на поддержку научных исследований при реализации Программы создаются конкурсные комиссии, формируемые из представителей государственного заказчика Программы, научных организаций, учреждений высшего профессионального образования и технологических платформ.
До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее:
порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы;
механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе ее реализации;
процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации мероприятий Программы и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
Функции по текущему управлению реализацией Программы могут осуществляться государственным заказчиком Программы либо специальной организацией, отбираемой на конкурсной основе.
На указанную организацию могут возлагаться следующие функции:
организация независимой содержательной научно-технической экспертизы конкурсных заявок и результатов выполненных проектов по мероприятиям Программы;
осуществление мониторинга выполнения мероприятий, показателей и индикаторов Программы в целом;
ведение базы данных по соглашениям на получение грантов в форме субсидий для юридических лиц в рамках Программы;
выполнение иных функций, возложенных на нее государственным заказчиком.
Возможен вариант, когда на организацию, специально созданную для текущего управления федеральными целевыми программами в сфере науки, технологий и техники, а также в сфере подготовки высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, будут возложены функции оперативного управления 2 или несколькими федеральными целевыми программами, государственным заказчиком которых является Министерство образования и науки Российской Федерации. Преимуществом этого варианта является возможность комплексной оценки ресурсов, направляемых государственным заказчиком в научно-техническую сферу, и результатов осуществления государственной научно-технической политики в рамках программ. Кроме того, это позволит в значительной степени унифицировать формы и методы текущего управления (процедуры, формы отчетности и др.), сформировать единую базу данных по программам и другое.
Для осуществления организационно-технического сопровождения процедур рассмотрения результатов выполненных работ в рамках Программы, выполнения ряда функций по мониторингу выполнения Программы в целом предполагается привлечение организации-монитора.
Приложение N 1
к Концепции федеральной целевой программы
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2014 - 2020 годы
Целевые индикаторы и показатели
федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы (базовый сценарий)
|
|
Единица измерения |
Базовый показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Целевые индикаторы и показатели, характеризующие решение задачи развития системы механизмов расширения количественного и улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров | ||||||||||
1. |
Средний возраст исследователей - участников Программы |
лет |
49 |
47,5 |
46 |
45,5 |
45 |
44 |
43,5 |
43 |
2. |
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей - участников Программы |
процентов |
32,8 |
33,1 |
33,3 |
33,6 |
33,8 |
34 |
34,5 |
35 |
3. |
Доля исследователей высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности исследователей - участников Программы в возрасте до 39 лет (включительно) |
процентов |
14,1*(1) |
14,1 - 14,5 |
14,5 - 15 |
15 - 15,5 |
15,5 - 16 |
16 - 16,5 |
16,5 - 17 |
17 - 17,5 |
4. |
Количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей из организаций - участников Программы, закрепленных в сфере науки, образования и высоких технологий (зачисленных в аспирантуру или принятых на работу в учреждения высшего профессионального образования, научные организации, предприятия приоритетных для Российской Федерации отраслей промышленности) (нарастающим итогом) |
тыс. человек |
16,9*(1) |
2 |
3,5 |
5,5 |
7,5 |
10 |
12 |
13 |
Целевые индикаторы и показатели, характеризующие решение задачи повышения результативности научных и научно-педагогических кадров, развитие механизмов стимулирования их научной и инновационной активности | ||||||||||
5. |
Доля аспирантов и докторантов, представивших диссертации в диссертационный совет, в общей численности аспирантов и докторантов - участников Программы (нарастающим итогом) |
процентов |
65,3*(1) |
- |
30 |
35 |
40 |
50 |
55 |
60 |
6. |
Количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей, принимавших участие в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки и техники в рамках Программы (нарастающим итогом) |
тыс. человек |
157,3*(1) |
15 |
23 |
31 |
39 |
47 |
55 |
60 |
7. |
Доля исследователей - участников Программы, результаты работы которых в рамках мероприятий Программы опубликованы в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science) (нарастающим итогом) |
процентов |
-*(2) |
-*(3) |
5 |
9 |
14 |
21 |
25 |
27 |
8. |
Число цитирований в расчете на одну подготовленную в рамках исследовательских проектов Программы публикацию в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science) |
единиц |
-*(2) |
-*(4) |
-*(4) |
3,4 |
3,5 |
3,6 |
3,8 |
4 |
Целевые индикаторы и показатели, характеризующие решение задачи развития внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров | ||||||||||
9. |
Доля научно-педагогических работников вузов - участников Программы, охваченных программами международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других формах (нарастающим итогом) |
процентов |
-*(2) |
0,5 |
1,5 |
3 |
5,5 |
7,5 |
8,5 |
9 |
Целевые индикаторы и показатели, характеризующие решение задачи развития сети национальных исследовательских университетов | ||||||||||
10. |
Доля доходов от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из всех источников по приоритетным направлениям развития национальных исследовательских университетов в общих доходах национальных исследовательских университетов |
процентов |
28 |
29 |
31 |
33 |
35 |
37 |
39 |
-*(5) |
------------------------------
*(1) Определено по итогам реализации за 2012 год федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы.
*(2) Соответствующие наблюдения в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы не проводились.
*(3) На подготовку публикации в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), как правило, требуется не менее 1 года.
*(4) Цитирование статей, опубликованных в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), происходит с временным лагом 1 - 2 года.
*(5) Мониторинг реализации программ развития национальных исследовательских университетов предполагается завершить в 2019 году.
Приложение N 2
к Концепции федеральной целевой программы
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2014 - 2020 годы
Объемы финансирования федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников (базовый сценарий)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет) | ||||||||
|
2014 - 2020 годы - всего |
В том числе |
||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
Всего |
201018,935 |
23486,665 |
26361,097 |
28134,796 |
31345,667 |
32642,639 |
30328,772 |
28719,299 |
в том числе: | ||||||||
средства федерального бюджета - всего |
153481,435 |
18051,265 |
19224,597 |
20474,196 |
21845,967 |
23353,339 |
24637,772 |
25894,299 |
из них: | ||||||||
НИОКР |
143162,695 |
11744,625 |
17998,837 |
19918,676 |
21307,387 |
22774,339 |
24050,112 |
25368,719 |
прочие нужды |
8054,04 |
4741,94 |
525,76 |
555,52 |
538,58 |
579 |
587,66 |
525,58 |
капитальные вложения |
2264,7 |
1564,7 |
700 |
- |
- |
- |
- |
- |
средства внебюджетных источников - всего |
47537,5 |
5435,4 |
7136,5 |
7660,6 |
9499,7 |
9289,3 |
5691 |
2825 |
в том числе: | ||||||||
НИОКР |
15537 |
987 |
1660 |
1660 |
2860 |
2836 |
2754 |
2780 |
прочие нужды |
32000,5 |
4448,4 |
5476,5 |
6000,6 |
6639,7 |
6453,3 |
2937 |
45 |
капитальные вложения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Приложение N 3
к Концепции федеральной целевой программы
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2014 - 2020 годы
Целевые индикаторы и показатели
федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы (дополнительный сценарий)
|
|
Единица измерения |
Базовый показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Целевые индикаторы и показатели, характеризующие решение задачи развития системы механизмов расширения количественного и улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров | ||||||||||
1. |
Средний возраст исследователей - участников Программы |
лет |
49 |
47,5 |
46 |
45,5 |
45 |
44 |
43,5 |
43 |
2. |
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей - участников Программы |
процентов |
32,8 |
33,1 |
33,3 |
33,6 |
33,8 |
34 |
34,5 |
35 |
3. |
Доля исследователей высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности исследователей - участников Программы в возрасте до 39 лет (включительно) |
процентов |
14,1*(1) |
14,1 - 14,5 |
14,5 - 15 |
15 - 15,5 |
15,5 - 16 |
16 - 16,5 |
16,5 - 17 |
17 - 17,5 |
4. |
Количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей из организаций - участников Программы, закрепленных в сфере науки, образования и высоких технологий (зачисленных в аспирантуру или принятых на работу в учреждения высшего профессионального образования, научные организации, предприятия приоритетных для Российской Федерации отраслей промышленности) (нарастающим итогом) |
тыс. человек |
16,9*(1) |
3 |
6,5 |
8,5 |
11 |
15 |
17,5 |
20 |
Целевые индикаторы и показатели, характеризующие решение задачи повышения результативности научных и научно-педагогических кадров, развитие механизмов стимулирования их научной и инновационной активности | ||||||||||
5. |
Доля аспирантов и докторантов, представивших диссертации в диссертационный совет, в общей численности аспирантов и докторантов - участников Программы (нарастающим итогом) |
процентов |
65,3*(1) |
- |
30 |
35 |
40 |
50 |
55 |
60 |
6. |
Количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей, принимавших участие в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки и техники в рамках Программы (нарастающим итогом) |
тыс. человек |
157,3*(1) |
15 |
23 |
31 |
39 |
47 |
55 |
60 |
7. |
Доля исследователей - участников Программы, результаты работы которых в рамках мероприятий Программы опубликованы в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science) (нарастающим итогом) |
процентов |
-*(2) |
-*(3) |
8 |
14 |
25 |
32 |
38 |
40 |
8. |
Число цитирований в расчете на одну подготовленную в рамках исследовательских проектов Программы публикацию в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science) |
единиц |
-*(2) |
-*(4) |
-*(4) |
3,4 |
3,5 |
3,6 |
3,8 |
4 |
Целевые индикаторы и показатели, характеризующие решение задачи развития внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров | ||||||||||
9. |
Доля научно-педагогических работников вузов - участников Программы, охваченных программами международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других формах (нарастающим итогом) |
процентов |
-*(2) |
0,5 |
1,5 |
3 |
5,5 |
7,5 |
8,5 |
9 |
Целевые индикаторы и показатели, характеризующие решение задачи развития сети национальных исследовательских университетов | ||||||||||
10. |
Доля доходов от научно-исследовательских и опытно-констукторских работ из всех источников по приоритетным направлениям развития национальных исследовательских университетов в общих доходах национальных исследовательских университетов |
процентов |
28 |
29 |
31 |
33 |
35 |
37 |
39 |
-*(5) |
------------------------------
*(1) Определено по итогам реализации за 2012 год федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы.
*(2) Соответствующие наблюдения в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы не проводились.
*(3) На подготовку публикации в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), как правило, требуется не менее 1 года.
*(4) Цитирование статей, опубликованных в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), происходит с временным лагом 1 - 2 года.
*(5) Мониторинг реализации программ развития национальных исследовательских университетов предполагается завершить в 2019 году.
Приложение N 4
к Концепции федеральной целевой программы
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2014 - 2020 годы
Объемы финансирования федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников (дополнительный сценарий)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет) | ||||||||
|
2014 - 2020 годы - всего |
В том числе |
||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
Всего |
325271,22 |
27025,15 |
42171,58 |
56341,76 |
56352,51 |
60592,63 |
47761,45 |
35026,14 |
в том числе: | ||||||||
средства федерального бюджета - |
257025 |
21000 |
32400 |
43980 |
42685 |
46645 |
39165 |
31150 |
из них: | ||||||||
НИОКР |
246706,26 |
14693,36 |
31174,24 |
43424,48 |
42146,42 |
46066 |
38577,34 |
30624,42 |
прочие нужды |
8054,04 |
4741,94 |
525,76 |
555,52 |
538,58 |
579 |
587,66 |
525,58 |
капитальные вложения |
2264,7 |
1564,7 |
700 |
- |
- |
- |
- |
- |
средства внебюджетных источников - всего |
68246,22 |
6025,15 |
9771,58 |
12361,76 |
13667,51 |
13947,63 |
8596,45 |
3876,14 |
в том числе: | ||||||||
НИОКР |
36245,72 |
1576,75 |
4295,08 |
6361,16 |
7027,81 |
7494,33 |
5659,45 |
3831,14 |
прочие нужды |
32000,5 |
4448,4 |
5476,5 |
6000,6 |
6639,7 |
6453,3 |
2937 |
45 |
капитальные вложения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Приложение N 5
к Концепции федеральной целевой программы
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2014 - 2020 годы
Методика
оценки эффективности федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы
Эффективность федеральной целевой программы "Научные и научно- педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы оценивается ежегодно на основании сравнения фактически достигнутых значений целевых индикаторов и показателей согласно приложению N 1 к Концепции федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2013 г. N 760-р (далее - Концепция), с их планируемыми значениями в процентах по формуле:
,
где:
n - количество целевых индикаторов;
- планируемое значение i-го целевого индикатора, приведенного в приложении N 1 к Концепции;
- фактически достигнутое значение i-го целевого индикатора.
Если фактически достигнутое значение целевого индикатора, предусмотренного позицией 1 приложения N 1 к Концепции, меньше соответствующего планируемого значения указанного индикатора, значение разности планируемого значения i-го целевого индикатора и фактически достигнутого значения i-го целевого индикатора принимается равным нулю.
Если фактически достигнутые значения целевых индикаторов, предусмотренных позициями 2 - 10 приложения N 1 к Концепции, больше соответствующих планируемых значений указанных индикаторов, значение разности планируемого значения i-го целевого индикатора и фактически достигнутого значения i-го целевого индикатора принимается равным нулю.
Оценка эффективности Программы осуществляется по группам целевых индикаторов и позволяет оценить ее эффективность по следующим направлениям:
улучшение возрастных и повышение квалификационных характеристик научных и научно-педагогических кадров (в формуле используются фактически достигнутые и планируемые значения целевых индикаторов, предусмотренных позициями 1 - 3, 5 и 9 приложения N 1 к Концепции);
привлечение и закрепление молодых научных и научно-педагогических кадров (в формуле используются фактически достигнутые и планируемые значения целевых индикаторов, предусмотренных позициями 4 и 6 приложения N 1 к Концепции);
повышение качества и результативности научной деятельности научных и научно-педагогических кадров (в формуле используются фактически достигнутые и планируемые значения целевых индикаторов, предусмотренных позициями 7 и 8 приложения N 1 к Концепции);
развитие сети национальных исследовательских университетов (в формуле используется фактически достигнутое и планируемое значение целевого индикатора, предусмотренного позицией 10 приложения N 1 к Концепции).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Концепция ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 гг.
Госзаказчик программы - Минобрнауки России. Предельный (прогнозный) объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 153 481,435 млн руб. (в ценах соответствующих лет).
Цель программы - развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессионального кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы и повышение его конкурентоспособности на мировом уровне.
Для этого должны быть решены следующие задачи. Развитие системы механизмов расширения количественного и улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, а также их внутрироссийской и международной мобильности. Повышение результативности названных кадров, развитие механизмов стимулирования их научной и инновационной активности. Развитие сети национальных исследовательских университетов.
Программа будет реализована в 2 этапа: I - 2014-2017 гг., II - 2018-2020 гг.
Ее результаты позволят создать необходимые условия для укрепления и развития конкурентоспособности национальной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров для инновационного экономического развития России.
Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2013 г. N 760-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 мая 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. N 21 ст. 2659