В целях исполнения решений правления ОАО "РЖД" (пункт 12.6 протокола N 50кт от 21-22.12.2011) о поэтапном сближении систем финансового, бюджетного и инвестиционного планирования:
1. Утвердить прилагаемый Единый корпоративный стандарт финансового планирования и бюджетирования холдинга "Российские железные дороги" (далее - Единый стандарт).
2. Начальникам Департамента корпоративных финансов Гнедковой О.Э., Департамента экономики Костенец И.А. привести нормативные документы систем финансового планирования и бюджетного управления в соответствие с положениями Единого стандарта.
Старший вице-президент ОАО "РЖД" |
В.В. Михайлов |
Единый корпоративный стандарт
финансового планирования и бюджетирования холдинга "Российские железные дороги"
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 31 октября 2012 г. N 2182р)
1. Общие положения
Назначение документа
1.1. Настоящий документ определяет ключевые принципы, основные организационные и методические решения единой системы финансового планирования и бюджетного управления холдинга "Российские железные дороги" (далее - Холдинг).
1.2. В целях настоящего стандарта Холдинг включает ОАО "Российские железные дороги", а также компании, включенные в перечень дочерних и зависимых обществ Холдинга для целей формирования консолидированных бюджетов Холдинга, установленный Регламентом формирования и контроля исполнения консолидированных бюджетов холдинга "РЖД".
1.3. Основными пользователями настоящего документа являются руководители и специалисты финансово-экономического блока Холдинга.
Место финансового планирования и бюджетирования в системе планирования и оценки деятельности Холдинга
1.4. Целью системы планирования и оценки деятельности являются синхронизация и декомпозиция (взаимоувязка) процессов планирования и оценки результатов деятельности Холдинга на всех горизонтах управления:
- долгосрочный (от 3 лет и более) - стратегическое управление;
- среднесрочный (от 1 года до 3 лет включительно) - среднесрочное управление;
- краткосрочный (до 1 года) - оперативное бюджетное управление.
1.5. Основными документами системы стратегического управления является Стратегия развития Холдинга и функциональные стратегии, разработанные в ее развитие. Данные документы включают принципы, направления и результаты долгосрочного развития Холдинга в целом, компаний, входящих в его состав, и отдельных центров ответственности с учетом сферы деятельности, факторов внешней и внутренней среды.
Компании Холдинга осуществляют формирование собственных стратегий развития в рамках параметров Стратегии развития холдинга "РЖД". Стратегии отдельных компаний обеспечивают детализацию долгосрочных целей верхнего уровня.
1.6. Среднесрочный финансовый план представляет собой утвержденный соответствующим органом управления финансовый прогноз, определяющий целевые значения финансовых показателей по компаниям и Холдингу в целом, которые должны достигаться на протяжении периода среднесрочного планирования. Среднесрочный финансовый план и бюджеты ДЗО формируются на основе единого бюджетного классификатора и альбома бюджетных форм, в установленном порядке.
1.7. Бюджетное управление представляет собой совокупность процессов планирования на краткосрочном периоде (до 1 года), а также контроля и анализа исполнения бюджетов по центрам ответственности.
1.8. Целями бюджетирования являются:
1.8.1. Обеспечение в краткосрочном периоде (до 1 года) сбалансированного управления производственно-экономической деятельностью, направленного на выполнение производственной программы при соблюдении технологии и максимально эффективном использовании ресурсов;
1.8.2. Декомпозиция показателей финансового плана ОАО "РЖД" до уровня центров ответственности за счет проведения бюджетных процедур;
1.8.3. Обеспечение центрами ответственности выполнения показателей финансового плана на планируемый период, включая контроль и анализ исполнения бюджетов;
1.8.4. Определение показателей краткосрочного финансового плана Холдинга на основе консолидации бюджетных показателей центров ответственности.
1.9. Объекты бюджетного управления являются наиболее детальными и полными по сравнению с объектами других контуров управления и включают в себя полный перечень функциональных бюджетов по центрам ответственности компаний Холдинга.
1.10. Критерием соответствия формируемых бюджетов целям и задачам по отдельным центрам ответственности и Холдингу в целом является выполнение установленных стратегических целевых ориентиров, сформированных на основании перечня ключевых показателей Холдинга.
2. Основные принципы единой системы финансового планирования и бюджетирования
Структура единой системы финансового планирования и бюджетирования
2.1. Единая система финансового планирования и бюджетирования включает следующие элементы:
- финансовый план ОАО "РЖД";
- бюджеты и формируемые на их основе финансовые планы по центрам ответственности ОАО "РЖД";
- бюджеты ДЗО;
- консолидированные бюджеты Холдинга;
- среднесрочные финансовые планы и бюджеты по компаниям Холдинга;
- консолидированный среднесрочный финансовый план Холдинга.
2.2. Перечень центров ответственности ОАО "РЖД" включает:
- филиалы ОАО "РЖД";
- хозяйства ОАО "РЖД";
- железные дороги (как совокупность подразделений в границах региона железной дороги);
- ОАО "РЖД" - собственно.
2.3. Перечень компаний Холдинга, показатели которых учитываются при формировании консолидированных финансовых планов и бюджетов, устанавливается единым для целей формирования консолидированного финансового плана, инвестиционной программы и консолидированных бюджетов Холдинга периметром консолидации на соответствующий период. Данный периметр ежегодно утверждается старшим вице-президентом ОАО "РЖД" по экономике и финансам.
2.4. Система предусматривает следующую последовательность планирования:
Среднесрочное/годовое планирование Холдинга
1 этап:
- формирование проекта среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" на 3 года (июль - сентябрь);
- формирование проектов среднесрочных финансовых планов и бюджетов ДЗО (август - сентябрь, первая версия).
2 этап:
- формирование проекта консолидированного финансового плана Холдинга на 3 года на базе проекта среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" и первых версий бюджетов и финансовых планов ДЗО ОАО "РЖД" (сентябрь);
- рассмотрение проекта среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" и консолидированного финансового плана Холдинга Правлением и Советом директоров ОАО "РЖД", корректировка по результатам рассмотрения (сентябрь - октябрь);
- рассмотрение указанных финансовых планов на заседании Правительства РФ. Корректировка по результатам рассмотрения (ноябрь);
- утверждение среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" на Совете директоров ОАО "РЖД" (декабрь).
3 этап:
- сбалансированное планирование объемов работ филиалов и ДЗО ОАО "РЖД", потребности в трудовых ресурсах и качественных показателей использования основных производственных фондов (август - октябрь);
- формирование бюджетов ОАО "РЖД" и центров ответственности, входящих в его состав, с учетом параметров проекта среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" (октябрь - ноябрь);
- корректировка указанных бюджетов по итогам рассмотрения среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" Правлением, Советом директоров ОАО "РЖД", а также на заседании Правительства РФ (ноябрь - декабрь);
- утверждение указанных бюджетов Бюджетным комитетом ОАО "РЖД" (старшим вице-президентом ОАО "РЖД" по экономике и финансам) (декабрь).
4 этап:
- согласование бюджетов ДЗО причастными структурными подразделениями, Бюджетным комитетом и Советом директоров ОАО "РЖД" (сентябрь - декабрь, окончательная версия);
- формирование консолидированных бюджетов Холдинга на базе утвержденных бюджетов ОАО "РЖД" и согласованных Бюджетным комитетом ОАО "РЖД" бюджетов ДЗО (декабрь).
Внутригодовое планирование по ОАО "РЖД"
1 этап:
- формирование бюджетов центров ответственности, входящих в ОАО "РЖД", и ОАО "РЖД" в целом на квартал в помесячной разбивке;
- утверждение бюджетов на Бюджетном комитете ОАО "РЖД" (старшим вице-президентом ОАО "РЖД" по экономике и финансам);
- формирование краткосрочного финансового плана ОАО "РЖД" на основании утвержденных сводных бюджетов центров ответственности.
2 этап:
- утверждение старшим вице-президентом по экономике и финансам краткосрочного финансового плана ОАО "РЖД" на планируемый квартал в разбивке по месяцам.
См. рисунок 1. Единый порядок планирования*.
Принципы формирования финансовых планов и бюджетов по компаниям Холдинга и центрам ответственности ОАО "РЖД"
2.5. Формирование среднесрочных финансовых планов ОАО "РЖД" осуществляется на основании прогнозных данных по укрупненным бюджетным показателям на среднесрочный период. При этом сбалансированное прогнозирование объемных и качественных показателей работы хозяйств и ДЗО ОАО "РЖД" на среднесрочный период является ключевым фактором качественной подготовки финансовых планов деятельности ОАО "РЖД", ДЗО ОАО "РЖД" и Холдинга в целом.
2.6. Общий перечень показателей, используемых в единой системе финансового планирования и бюджетного управления (Единый классификатор), устанавливается старшим вице-президентом ОАО "РЖД" по экономике и финансам.
2.7. Формирование бюджетов центров ответственности, входящих в ОАО "РЖД" осуществляется на основании параметров утвержденного финансового плана и использованных при его формировании прогнозных значений укрупненных бюджетных параметров. Значения идентичных показателей бюджета ОАО "РЖД" на год и среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" в части первого года - тождественны.
2.8. В ОАО "РЖД" по итогам формирования бюджетов ОАО "РЖД" на квартал осуществляется формирование финансового плана на квартал посредством укрупнения бюджетных параметров (в формате среднесрочного финансового плана).
2.9. Формирование финансовых планов ДЗО осуществляется посредством укрупнения показателей бюджетов ДЗО.
2.10. В Холдинге используется единая методология трансформации укрупненных бюджетных параметров в формат среднесрочных финансовых планов.
Принципы формирования отчетов об исполнении финансовых планов и бюджетов по компаниям Холдинга и центрам ответственности ОАО "РЖД"
2.11. Формирование фактической информации о хозяйственных операциях в Холдинге осуществляется в рамках систем первичного учета (бухгалтерского и производственного (статистического). Данный подход обеспечивает наличие единого источника фактической информации, повышает качество учета, снижает затраты на формирование фактической информации.
См. рисунок 2. Порядок формирования отчетности по финансовым планам и бюджетам.
2.12. В Холдинге обеспечивается единство учетных принципов посредством:
- Единой учетной политики бухгалтерского учета;
- Единого плана счетов бухгалтерского учета;
- Единых аналитических справочников бухгалтерского учета;
- Единого справочника типовых хозяйственных операций;
- Единой методологии производственного (статистического) учета.
2.13. Формирование отчетности об исполнении финансовых планов ОАО "РЖД" и ДЗО осуществляется посредством укрупнения показателей отчетов об исполнении бюджетов по единой методологии трансформации укрупненных бюджетных параметров в формат среднесрочных финансовых планов.
Принципы консолидации по Холдингу в целом
2.14. Основными особенностями подхода к консолидации как плановых, так и фактических данных в единой системе финансового планирования и бюджетирования являются:
а) иерархическая структура консолидации. В рамках системы выделено несколько уровней консолидации:
- по Холдингу в целом;
- по видам бизнеса;
б) консолидированные форматы. В рамках системы осуществляется формирование следующих консолидированных планов и отчетов об их исполнении в целом по Холдингу:
- Среднесрочный финансовый план:
- Производственные показатели;
- Макроэкономические показатели;
- Тарифная политика;
- Прибыли и убытки;
- Капитальные вложения;
- Движение денежных средств;
- Бюджеты:
- Бюджет производства;
- Бюджет доходов и расходов;
- Прогнозный баланс;
- Бюджет движения денежных средств прямым методом;
- Бюджет движения денежных средств косвенным методом;
- Бюджет движения капитала.
Консолидированные бюджеты представляют собой детализированные форматы, объединяющие контуры производственного, технико-экономического и финансового планирования, и позволяют обеспечить сбалансированность консолидированных финансовых планов.
Для целей обеспечения прозрачности и повышения уровня детализации бюджетной консолидации на уровне Холдинга планирование и анализ исполнения консолидированных бюджетов верхнего уровня осуществляется в разрезе детальных бюджетов, позволяющих полностью проанализировать деятельность компаний Холдинга.
Показатели бюджетов верхнего уровня в полном объеме формируются расчетным способом на основании данных детальных бюджетов.
______________________________
* Здесь и далее рисунки не приводятся.
Приложение
Единый регламент финансового планирования и бюджетирования в рамках среднесрочного/годового планирования
Этап |
Месяц года, предшествующего планируемому |
||||||||||||||||||||||||
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||||||
1 |
Формирование проекта среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" на 3 года |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- сценарные условия и целевые показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- прогнозирование сбалансированных параметров работы ключевых хозяйств на среднесрочный период |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- прогнозирование укрупненных бюджетных параметров, необходимых для формирования проекта финансового плана |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование проектов бюджетов и финансовых планов ДЗО на 3 года |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- сценарные условия и целевые показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- ДЗО, входящие в периметр консолидации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- ДЗО, не входящие в периметр консолидации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Формирование консолидированного финансового плана Холдинга на 3 года на базе проекта среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" и первых версий бюджетов и финансовых планов ДЗО ОАО "РЖД" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Корректировка консолидированного финансового плана Холдинга на 3 года по итогам рассмотрения проекта среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" на 3 года Правлением и Советом директоров ОАО "РЖД" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассмотрение проекта среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" и консолидированного финансового плана Холдинга Правлением и Советом директоров ОАО "РЖД" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Корректировка среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" по итогам рассмотрения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассмотрение среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" и консолидированного финансового плана Холдинга на заседании Правительства РФ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Корректировка среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" на 3 года по итогам рассмотрения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Утверждение среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" на Совете директоров ОАО "РЖД" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Сбалансированное планирование объемов работ филиалов и ДЗО ОАО "РЖД", потребности в трудовых ресурсах и качественных показателей использования основных производственных фондов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование бюджетов ОАО "РЖД" и центров ответственности, входящих в его состав, с учетом параметров проекта среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Корректировка бюджетов по итогам рассмотрения среднесрочного финансового плана ОАО "РЖД" Правлением, Советом директоров ОАО "РЖД", а также на заседании Правительства РФ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Утверждение Бюджетным комитетом ОАО "РЖД" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Согласование бюджетов ДЗО причастными структурными подразделениями, Бюджетным комитетом и Советом директоров ОАО "РЖД" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование консолидированных бюджетов Холдинга на базе утвержденных бюджетов ОАО "РЖД" и согласованных Бюджетным комитетом ОАО "РЖД" бюджетов ДЗО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 31 октября 2012 г. N 2182р "Об утверждении Единого корпоративного стандарта финансового планирования и бюджетирования холдинга "Российские железные дороги"
Текст распоряжения опубликован в журнале "Экономика железных дорог", 2013 г., N 1