Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт кормов имени В.Р. Вильямса Российской академии сельскохозяйственных наук к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, государственному научному учреждению Всероссийский научно-исследовательский институт кормов имени В.Р. Вильямса Российской академии сельскохозяйственных наук было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и недействительным распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, касающихся передачи в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства земельного участка, ранее предоставленного институту на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт кормов имени В.Р. Вильямса Российской академии сельскохозяйственных наук оспаривает конституционность примененной судами в его конкретном деле части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", предусматривающей, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в федеральной собственности земельными участками прекращается без согласия организаций-землепользователей и независимо от оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, по решению уполномоченного органа государственной власти, принятому в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа, созданного Правительством Российской Федерации. По мнению заявителя, эта норма, как допускающая возможность прекращения прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения без предварительного согласования сроков изъятия земли, компенсации ущерба и потерь, причиненных таким изъятием, не соответствует статьям 8 (часть 2), 19 (часть 1), 35 (часть 3) и 36 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Также заявитель указывает на отсутствие правовых механизмов для оспаривания в суде действий по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 октября 2012 года N 1911-О, положения Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", включая его статью 15, призваны обеспечить решение социальных задач государства в жилищной сфере наиболее оперативным способом и по своей сути направлены на реализацию гарантий, закрепленных в статьях 7 и 40 Конституции Российской Федерации, и не исключают возможность судебной защиты от произвольного изъятия земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования. Также в данном Определении отмечено, что отсутствие непосредственно в Федеральном законе "О содействии развитию жилищного строительства" каких-либо механизмов, предусмотренных для восстановления прав при изъятии земельных участков, само по себе не может рассматриваться как отменяющее действие защитных мер правового характера, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, включая право землепользователей оспорить соответствующее решение в суде, который обязан вынести обоснованное, мотивированное решение на основе оценки всей совокупности имеющих значение для дела обстоятельств, включая последствия состоявшегося изъятия.
С учетом изложенного положения части 1 статьи 15 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Проверка же законности и обоснованности судебных актов, связанная с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, а также внесение изменений и дополнений в действующее правовое регулирование не входят в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт кормов имени В.Р. Вильямса Российской академии сельскохозяйственных наук, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, касающиеся порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций в отношении федеральной земли.
По мнению заявителя, положения неконституционны, поскольку указанное право прекращается без согласия таких организаций-землепользователей.
Подобное происходит независимо от оснований, предусмотренных ЗК РФ, по решению уполномоченного органа госвласти.
Положения позволяют прекращать права на с/х участки без предварительного согласования сроков изъятия земли, компенсации ущерба и потерь, причиненных таким изъятием.
Кроме того, нет правовых механизмов для оспаривания в суде действий по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования.
КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.
Оспариваемые положения Закона о содействии развитию жилищного строительства призваны обеспечить решение социальных задач государства в данной сфере наиболее оперативным способом.
По своей сути эти нормы направлены на реализацию конституционных гарантий и не исключают возможность судебной защиты от произвольного изъятия участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Непосредственно в Законе о содействии развитию жилищного строительства нет каких-либо механизмов, предусмотренных для восстановления прав при изъятии земельных участков.
Однако это само по себе не может рассматриваться как отмена действия защитных мер правового характера, предусмотренных ГК РФ.
Имеется в виду в т. ч. и право землепользователей оспорить соответствующее решение в суде, который обязан оценить всю совокупность имеющих значение для дела обстоятельств, включая последствия состоявшегося изъятия.
С учетом этого положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2013 г. N 533-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт кормов имени В.Р. Вильямса Российской академии сельскохозяйственных наук на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 15 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства"
Текст Определения официально опубликован не был