Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 февраля 2013 г. N 12-2/10/2-783
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет информацию об итогах проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления детской оздоровительной кампании 2012 года и рекомендации по проведению оздоровительной кампании детей в 2013 году.
Приложение: на 9 л.
|
А.В. Вовченко |
Информация об итогах проведения оздоровительной кампании детей в 2012 году
По информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2012 году различными формами отдыха было охвачено более 8,3 млн детей или 58,3% от общей численности детей школьного возраста, что соответствует численности детей, отдохнувших в 2011 году (в 2011 году было оздоровлено 8,3 млн детей).
По сравнению с прошлым годом в загородных оздоровительных лагерях и лагерях санаторного типа отдохнуло на 132 тыс. детей больше (в 2012 году - 2,5 млн детей, в 2011 году - более 2,4 млн детей), при этом численность детей, находившихся в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, сократилась на 54 тыс. человек (в 2012 году - более 3,8 млн детей, в 2011 году - около 3,9 млн детей). В палаточных лагерях и лагерях труда и отдыха отдохнуло более 450,8 тыс. детей (в 2011 году - около 452,0 тыс. детей), в многодневных походах приняли участие 768,5 тыс. детей (в 2011 году - более 833 тыс. детей).
Также можно отметить, что в детских оздоровительных организациях, расположенных на побережье Черного и Азовского морей, в 2012 году отдохнуло 314,5 тыс. детей, что на 20,3% больше по сравнению с предыдущим годом.
В разрезе федеральных округов высокий процент охвата детей отдыхом и оздоровлением наблюдался в Дальневосточном федеральном округе - 75,8% детей школьного возраста.
В Уральском федеральном округе отдохнуло 65,5% детей школьного возраста, в Южном федеральном округе - 65,4%, в Приволжском федеральном округе - 63,9%, в Сибирском федеральном округе - 63,8%, в Центральном федеральном округе - 57,5%, в Северо-Западном федеральном округе - 50,3% детей школьного возраста.
Свыше 90% детей школьного возраста в 2012 г. отдохнуло в Приморском крае, Хабаровском крае, Липецкой, Орловской, Пензенской, Ростовской, Сахалинской и Тюменской областях.
Более 85% детей школьного возраста отдохнуло в Пермском крае и Республике Бурятия.
Более 75% детей школьного возраста отдохнуло в Республике Башкортостан, Республике Хакасия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике Северная Осетия - Алания, Белгородской, Владимирской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Курской, Новгородской, Томской областях, Еврейской автономной области.
Более 60% детей школьного возраста отдохнуло в Республике Алтай, Алтайском крае, Краснодарском крае, Брянской, Костромской, Курганской, Магаданской, Мурманской, Нижегородской, Омской, Псковской, Рязанской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ульяновской, Челябинской и Ярославской областях, Чукотском автономном округе.
Более 50% детей школьного возраста отдохнуло в Республике Адыгея, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Татарстан, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Амурской, Архангельской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Ленинградской, Московской, Новосибирской и Оренбургской областях.
Менее 50% детей школьного возраста отдохнуло в Республике Калмыкия, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Забайкальском крае, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Самарской, Саратовской областях, г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийской автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе.
По-прежнему низкий процент охвата детей оздоровлением остается в Северо-Кавказском федеральном округе - 23,1%.
В 2012 году работало более 51 тыс. детских оздоровительных организаций (в 2011 году - 49,0 тыс. организаций), в том числе: 2,5 тыс. загородных оздоровительных лагерей, 920 лагерей санаторного типа, более 47,3 тыс. лагерей с дневным пребыванием детей, включая 327 лагерей, организованных на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Отдых детей был также организован в 6,6 тыс. палаточных лагерях и лагерях труда и отдыха.
Численность оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отчетном году несколько снизилась: если в 2011 году отдохнуло 3,3 млн детей, то в 2012 году - 2,89 детей данной категории, в том числе 319,1 тыс. детей-сирот (в 2011 году - 286,46 тыс. детей-сирот) и 102,8 тыс. детей-инвалидов (в 2011 году - 114,7 тыс. детей - инвалидов).
На проведение мероприятий по отдыху и оздоровлению детей было израсходовано более 58 млрд рублей (в 2011 г. - более 60 млрд рублей), из них средства бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов составляют 37,3 млрд рублей, что на 713 млн рублей превышает объем средств, израсходованных из указанных источников на проведение оздоровительной кампании в 2011 году.
За счет средств федерального бюджета, предусмотренных на проведение оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, израсходовано, как и в прошлом году, около 4,6 млрд рублей.
Из средств предприятий, профсоюзных организаций, спонсоров и родителей израсходовано на 2,4 млрд рублей меньше по сравнению с прошлым годом (в 2012 году - 16,5 млрд рублей, в 2011 - 18,9 млрд рублей).
В 2012 году уровень смертности детей в период проведения летней оздоровительной кампании 2012 года снизился по сравнению с прошлым годом в 4 раза (в 2011 году погибло 17 детей).
При этом по-прежнему имели место несчастные случаи, приведшие к гибели детей. По информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации зарегистрировано в 2012 году зарегистрировано 4 случая смерти детей, из них: 3 детей утонули (Пермский край, Архангельская область, г. Санкт-Петербург); 1 ребенок скончался в результате черепно-мозговой травмы (Тамбовская область).
В 2012 году для усиления административной ответственности должностных и юридических лиц за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, воспитания и обучения, был принят Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статьи 6.7 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В целях установления комплекса противопожарных мер, необходимых к исполнению при организации отдыха детей, принято постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, которым утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 363н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним детям в период оздоровления и организованного отдыха, которым установлены правила организационно-подготовительной работы перед выездом детей в оздоровительное учреждение, а также порядок оказания медицинской помощи в период пребывания детей в учреждении.
Анализ состояния базы организаций отдыха и оздоровления детей показывает, что в 2012 году введены в эксплуатацию 29 ранее не действовавших детских оздоровительных организаций, из них 26 загородных оздоровительных лагерей (в том числе 6 вновь организованных), и 3 санаторно-оздоровительных лагеря круглогодичного действия.
В Республике Саха (Якутия) открылся новый базовый круглогодичный центр отдыха и оздоровления детей "Сосновый бор".
В Республике Бурятия, Республике Удмуртия, Пермском и Краснодарском краях, Пензенской области впервые начали действовать загородные оздоровительные лагеря на базе учреждений, ранее не оказывавших услуги по организации детского отдыха.
После завершения ремонтных работ, передачи в государственную и муниципальную собственность начали функционировать 23 лагеря (Ленинградская область - 9 лагерей, Забайкальский край - 5 лагерей, Республика Бурятия, Республика Удмуртия, Красноярский и Пермский края, Воронежская, Липецкая, Нижегородская, Омская области, г. Москва - по 1 лагерю).
В 2012 году завершена работа по передаче в собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований 13 загородных оздоровительных лагерей, ранее принадлежавших предприятиям, организациям и частным лицам, в том числе в Республике Башкортостан - 3 лагеря, Ивановской области - 2 лагеря, Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Воронежской, Кировской, Курской, Липецкой, Мурманской и Нижегородской областях - по 1 лагерю.
В целях сохранения сети детских оздоровительных организаций в 2012 году в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетах было предусмотрено более 11,1 млрд рублей на проведение капитальных и текущих ремонтов организаций отдыха и оздоровления детей.
В ряде регионов осуществляются мероприятия по поддержке организаций отдыха детей и их оздоровления, находящихся в частной и иных формах собственности.
В 30 субъектах Российской Федерации предусмотрено возмещение затрат работодателей на приобретение путевок в загородные оздоровительные лагеря для детей своих работников, в том числе в 12 регионах данная мера поддержки предусмотрена независимо от принадлежности организации к форме собственности (Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Пермский и Хабаровский края, Воронежская, Волгоградская, Кемеровская, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Ростовская и Тамбовская области).
В 15 субъектах Российской Федерации (Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Алтайский, Забайкальский, Пермский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Воронежская, Ростовская, Тверская, Свердловская, Ульяновская и Челябинская области) балансодержателям детских оздоровительных лагерей независимо от формы собственности предоставляются субсидии на возмещение части стоимости путёвки в загородные оздоровительные лагеря.
В 34 регионах балансодержателям детских оздоровительных лагерей предоставляются субсидии на поддержание материально-технической базы лагерей, в том числе в Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Свердловской и Ульяновской областях данная субсидия предоставляется организациям, находящимся в частной собственности.
В 7 регионах (Республика Алтай, Волгоградская, Рязанская, Сахалинская, Тамбовская, Тверская и Новгородская области) нормативными правовыми актами предусматривается освобождение организаций, предоставляющих услуги по отдыху и оздоровлению детей, от уплаты земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками.
В 9 регионах (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Ивановская, Оренбургская, Орловская области) установлены льготы для организаций отдыха и оздоровления детей по земельному налогу и арендным платежам за земельные участки.
В Тюменской области существует механизм предоставления государственных и муниципальных преференций на право заключения договоров аренды или безвозмездного пользования земельными участками для организации детского отдыха.
В соответствии с Законом Ярославской области от 15 октября 2003 года N 46-з "О налоге на имущество организаций в Ярославской области" предприятия и организации освобождены от указанного налога в отношении имущества детских оздоровительных лагерей.
При этом необходимо отметить, что в 2012 году количество неработающих организаций отдыха и оздоровления детей увеличилось по сравнению с 2011 г. на 31 ед. и составило 270 организаций (8,4% от общего количества стационарных организаций отдыха и оздоровления детей).
Из общего количества недействующих организаций 263 организации или 97,4% составляют загородные оздоровительные лагеря, из которых 60 лагерей находятся в государственной собственности, 81 лагерь - в муниципальной собственности, 122 лагеря - на содержании предприятий, профсоюзных объединений и частных лиц, а также 7 организаций или 2,6% - санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, из которых 1 лагерь (Свердловская область) находится в муниципальной собственности и 6 лагерей - в собственности предприятий и профсоюзных организаций.
Наибольшее количество недействующих детских оздоровительных организаций (101 лагерь), находящихся как в государственной и муниципальной собственности (63 лагеря), так и на содержании предприятий, профсоюзных объединений и частных лиц (38 лагерей), расположены на территории Центрального федерального округа.
Из них в г. Москва не работало 5 лагерей, находящихся в собственности г. Москвы, в Московской области не принимали на отдых 11 лагерей, находящихся в муниципальной собственности, в Калужской области не работало 8 лагерей, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
На территории Приволжского федерального округа в 2012 году не осуществляли свою деятельность 45 лагерей (26 лагерей, находящихся в государственной и муниципальной собственности, 19 лагерей - в иной форме собственности).
Из них в Республике Татарстан не работало 15 лагерей, Самарской области - 9 лагерей, Ульяновской области - 6 лагерей, Пермском крае - 5 лагерей, Удмуртской Республике - 4 лагеря.
В Северо-Западном федеральном округе не функционировало 32 лагеря, в том числе 25 лагерей, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и 7 лагерей - в иной форме собственности.
Из них 11 лагерей, находящихся в собственности г. Санкт-Петербурга, 7 лагерей, расположенных в Архангельской области, 5 лагерей - в Калининградской области, 4 лагеря - в Ленинградской области.
В Волгоградской области не открылись 11 лагерей, Республике Дагестан - 10 лагерей, Новосибирской области - 8 лагерей, Ростовской области - 7 лагерей, Амурской и Томской областях - по 6 лагерей, в Краснодарском крае - 5 лагерей.
Кроме того, 4 детских оздоровительных организации были перепрофилированы.
В Магаданской области, в целях расширения сети дошкольных учреждений и сокращения очередности в детские сады "Детский санаторий", принадлежащий муниципальному учреждению здравоохранения города Магадана, перепрофилирован в муниципальное образовательное учреждение "Детский сад присмотра и оздоровления N 7".
В Пермском крае детский оздоровительный лагерь "Уральское раздолье", принадлежащий открытому акционерному обществу "Уралкалий", выбыл из сферы детского отдыха в связи с продажей по решению собственника.
В Саратовской области загородный оздоровительный лагерь "Сокол", принадлежащий администрации Саратовского муниципального района, перепрофилирован в учреждение дополнительного образования детей для организации детского сада.
В Калининградской области детский оздоровительный лагерь санаторного типа для детей-инвалидов "Бриз", принадлежащий общественной организации "Калининградский Региональный Благотворительный общественный Фонд помощи больным", не принимал на отдых и оздоровление детей в связи с организацией семейного отдыха.
Рекомендации по проведению оздоровительной кампании детей в 2013 году
При подготовке к оздоровительной кампании детей 2013 года представляется необходимым:
провести сравнительный анализ итогов проведения в субъекте Российской Федерации детской оздоровительной кампании 2012 года и предыдущих лет;
принять меры по устранению недостатков и нарушений, имевших место при проведении оздоровительной кампании детей в прошлые годы;
предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах на 2013 год объемы денежных средств на проведение мероприятий по обеспечению отдыха и оздоровления детей не ниже объемов, направленных на данные цели в 2012 году (с учетом роста стоимости путевок в детские оздоровительные организации и необходимости увеличения охвата детей отдыхом и оздоровлением);
своевременно организовать проведение заявочной кампании;
предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах денежные средства на проведение реконструкции, капитальных и текущих ремонтов детских оздоровительных учреждений;
обеспечить своевременную организацию работ по проведению реконструкции, капитальных и текущих ремонтов детских оздоровительных учреждений;
в целях создания современной инфраструктуры детского отдыха принимать меры по укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных стационарных загородных детских оздоровительных лагерей, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
организовать постоянное взаимодействие с собственниками организаций отдыха детей и их оздоровления, находящихся в частной и иной собственности, по вопросам их использования по прямому назначению, сохранения и развития материально-технической базы организаций;
рассмотреть возможность разработки целевых программ по развитию детского отдыха, обратив особое внимание на создание в детских оздоровительных лагерях безбарьерной среды и условий для отдыха детей всех групп здоровья;
осуществлять мониторинг ситуации о намерениях балансодержателей детских оздоровительных учреждений в дальнейшем обеспечивать отдых и оздоровление детей;
рассмотреть возможность оказания в соответствии с законодательством Российской Федерации материальной поддержки указанных организаций либо их передачи в собственность субъекта Российской Федерации на взаимоприемлемых условиях;
привлекать к проведению мероприятий по отдыху и оздоровлению детей профсоюзные организации и работодателей;
при заключении региональных трехсторонних соглашений устанавливать взаимные обязательства сторон по сохранению и развитию материально-технической базы организаций отдыха детей и их оздоровления;
рассмотреть возможность установления механизмов компенсации родителям, самостоятельно приобретающим путевки в детские оздоровительные учреждения;
усилить контроль за подготовкой детских оздоровительных лагерей к летнему сезону, включая вопросы их водоснабжения, санитарного состояния пищеблоков и мест общего пользования, рациона питания детей, соблюдения режима работы детских оздоровительных учреждений;
не допускать к работе детские оздоровительные учреждения, не соответствующие требованиям безопасности;
усилить контроль за укомплектованностью детских оздоровительных лагерей квалифицированными медицинскими и педагогическими кадрами;
принять исчерпывающие меры по обеспечению безопасности детей при перевозке детей к местам отдыха и обратно, а также во время нахождения детей в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе при проведении экскурсионных мероприятий и во время купания;
организовать работу по информационному сопровождению оздоровительной кампании детей;
организовать работу по страхованию детей, направляемых в организации отдыха детей и их оздоровления, а также по возмещению этих расходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 февраля 2013 г. N 12-2/10/2-783
Текст письма официально опубликован не был