Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение ФГУП "ГлавУпДК при МИД России" по вопросу применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и сообщает.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
Вместе с тем, ФАС России сообщает свою позицию по поставленным в обращении вопросам.
1. Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг организациями, перечисленными в части 2 статьи 1 Закона о закупках, за исключением случаев, установленных в части 4 статьи 1 указанного закона.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках организации утверждают положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Во исполнение указанной части принято Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" (далее - Постановление N 616).
Таким образом, в случае закупки товаров, работ услуг, перечисленных в Перечне товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержденном Постановлением N 616, заказчик должен проводить такую закупку в электронной форме. При этом способ осуществления такой закупки (конкурс, аукцион, запрос предложения и иные), а также порядок закупки указанным способом заказчик определяет самостоятельно в положении о закупке.
2. Закон о закупках и Постановление N 616 не определяют, какая процедура может рассматриваться в качестве закупки в электронной форме и не устанавливают требование об обязательном проведении такой закупки на электронной торговой площадке. Указанными нормативными актами также не установлен перечень электронных торговых площадок, на которых могут проводиться закупки товаров, работ, услуг в электронной форме.
По мнению ФАС России, в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участниками закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми в определенному способу закупки.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет порядок проведения закупки в электронной форме, необходимость проведения такой закупки на электронной торговой площадке, а также конкретную площадку для проведения указанной закупки.
3. Согласно Положению о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418, Минкомсвязь России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи.
Таким образом, по вопросам, связанным с получением и использованием электронной подписи, можно обратиться в Минкомсвязь России.
Вместе с тем, ФАС России сообщает, что вопросы, связанные с использованием электронной подписи, регулируются положениями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи).
Согласно статье 6 Закона об электронной подписи информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 настоящего Федерального закона.
Таким образом, заказчик вправе выбрать любой способ удостоверения документов, необходимых для проведения закупки, если законодательством не установлено специальных требований к таким документам.
|
А.Б. Кашеваров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 2 августа 2012 г. N АК/24857 "О рассмотрении обращения по вопросу применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Текст письма официально опубликован не был