Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 мая 2013 г. N 03-05-05-03/18074
Вопрос: 1. В соответствии с положениями подп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ возможно после 01.01.2013 года исчислять нотариальный тариф за выдачу свидетельств о праве на наследство на жилые помещения с их инвентаризационной стоимости, при условии, что наследство открылось до 01.01.2013 года, а сведения об инвентаризационной стоимости наследуемых объектов на момент открытия наследства выдаются организациями БТИ после 01.01.2013 года в форме выписок (справок) из инвентарных дел? Полномочны организации БТИ после 01.01.2013 года выдавать справки об инвентаризационных стоимостях объектов недвижимости, определенных ими, ранее указанной даты?
2. Принимая во внимание разъяснения Минфина России, данные в письмах от 22.05.2006 N 03-06-03-04/54 и от 12.11.2008 N 03-05-06-03/44, правомерно взимание нотариусом двукратного размера нотариального тарифа за удостоверение согласий родителей на выезд несовершеннолетнего ребенка за пределы Российской Федерации, предусмотренного статьей 20 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", если в одном документе выражено согласие обоих родителей?
Ответ: В связи с обращением Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для исчисления государственной пошлины по выбору плательщика может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7-10 пункта 1 статьи 333.25 Кодекса. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
Согласно подпунктам 8 и 9 пункта 1 статьи 333.25 Кодекса стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения. Стоимость земельных участков может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или федеральным органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и его территориальными подразделениями.
В соответствии с частями 2.3 и 3 статьи 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, а также подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения осуществляли расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, а также государственный учет объектов капитального строительства в переходный период до 1 января 2013 года.
С 1 января 2013 года государственный учет объектов капитального строительства осуществляется Росреестром. При этом в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, производится их государственная кадастровая оценка (глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно положениям части 3 статьи 44 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровые инженеры осуществляют в установленном Федеральным законом N 221-ФЗ порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года. При этом с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.
С учетом изложенного, с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации вправе осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости и соответственно выдавать справки об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.
Между тем, согласно Закону Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" для целей исчисления налога на имущество физических лиц применяется инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества (жилых домов, квартир, дач, гаражей, прочих строений, помещений сооружений).
По мнению Департамента, сведения, предоставляемые органами, осуществляющими государственный технический учет, об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества могут применяться нотариусами при исчислении государственной пошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариальных действий, в том числе за выдачу свидетельства о праве на наследство.
Что касается конкретного размера государственной пошлины за нотариальное удостоверение согласия родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за границу, то статьей 333.24 Кодекса указанный размер не установлен.
В связи с этим при определении размера государственной пошлины за нотариальное удостоверение согласия родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за границу следует руководствоваться нормой подпункта 26 пункта 1 статьи 333.24 Кодекса. Согласно данной норме за совершение прочих нотариальных действий, не перечисленных в статье 333.24 Кодекса, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, определена уплата государственной пошлины в размере 100 рублей.
Однако в случае, если согласие обоих родителей изложено в одном документе, то, по мнению Департамента, за нотариальное удостоверение такого согласия должна уплачиваться государственная пошлина (нотариальный тариф) в однократном размере, предусмотренном подпунктом 26 пункта 1 статьи 333.24 Кодекса (100 рублей).
ВрИО директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина России, нотариусы могут использовать для исчисления госпошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариальных действий сведения, предоставляемые органами гостехучета. В частности, это касается выдачи свидетельств о праве на наследство.
Также даны разъяснения по вопросу размера госпошлины за нотариальное удостоверение согласия родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд несовершеннолетнего гражданина России за границу.
Данное действие относится к прочим нотариальным и оплачивается в размере 100 руб.
Если согласие обоих родителей изложено в одном документе, то, по мнению Минфина России за удостоверение такого согласия пошлина должна уплачиваться в 1-кратном размере (100 руб.).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 мая 2013 г. N 03-05-05-03/18074
Текст письма официально опубликован не был