Заключение Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 11 сентября 2000 г. N 3.5-734
"Заключение на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год".
При запланированном росте ВВП на 45% по отношению к показателям 2000 года законопроектом предлагается увеличить рост расходов федерального бюджета в 2001 году на 39,57%, при этом рост расходов на образование запланирован на 42,7%, а на науку - на 29%.
По разделу 14 "Образование" предполагается выделить 45 803,232 млн. рублей против 32 099,225 в 2000 году (соответственно 0,59% и 0,60% от ВВП), На основании Закона Российской Федерации "Об образовании" федеральные расходы на образование должны составлять 115,0 млрд. рублей. Таким образом, предусмотренные проектом расходы в 2,5 раза меньше установленных Законом Российской Федерации "Об образовании". Такое соотношение сохраняется в последние 4-5 лет, то есть реального увеличения расходов на образование не происходит.
Состав расходов, предусмотренных законопроектом на образование, следующий:
- заработная плата с начислениями - 21 708,8 млн. рублей против 16 750,0 в 2000 году;
- стипендии - 6522,1 (5160,0);
- оплата коммунальных услуг - 6685,1 (3520,0);
- питание обучающихся из числа детей-сирот, а также находящихся на государственном обеспечении в профтехучилищах и учебных заведениях закрытого типа - 1636,7 (815,0).
Сравнительный анализ статей расходов показывает, что увеличение средств на заработную плату составляет 29,6%, стипендии - 26,4%; оплату коммунальных услуг - 89,9%; питание - 90% к плановым показателям 2000 года.
На высшее образование запланировано 26 732,5 млн. рублей, или 2,23% от расходов, что не соответствует нормам Закона РФ "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (3% от расходной части бюджета). Этот показатель ухудшен по сравнению с 2000 годом - 2,27%.
По разделу 06 "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" предполагается выделить 20 493 972,1 млн. рублей против 15 926 668,6 в 2000 году (соответственно 0,30% и 0,26% от ВВП). На основании Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", федеральные расходы на науку гражданского назначения должны составить 47,7 млрд. рублей. Таким образом, предусмотренные проектом расходы в 2,3 раза меньше установленных Федеральным законов "О науке и государственной научно-технической политике".
Следует особо отметить, что в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "Об образовании", и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" сохраняют свою силу в части регулирования бюджетных отношений.
Комитет считает, что рост цен 2000 года сводит на нет планируемый рост расходов на образование и практически снижает бюджетные расходы на науку.
Таким образом, Правительство Российской Федерации при подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" не только игнорировало действующее законодательство в части распределения средств по разделам функциональной классификации, но продолжило политику реального снижения финансирования науки и образования из федерального бюджета. Это во многом связано с резким занижением доходной части в проекте бюджета как по отношению к бюджету 2000 года (15,4% от ВВП в 2001 году по отношению к 16% от ВВП в 2000 году), так и по отношению к тем оценкам доходной части бюджета, которые были ранее даны Правительством Российской Федерации в пояснительной записке к проекту Налогового кодекса Российской Федерации.
Несмотря на явную заниженность доходной части, в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" отсутствует статья о дополнительных доходах федерального бюджета и, соответственно, об их расходовании. Такие статьи были в федеральных бюджетах 1999 и 2000 годов, причем значительная часть дополнительных доходов в соответствии с законом должна была направляться на нужды образования и науки.
Комитет категорически возражает против принятия статьи 103 законопроекта в части передачи учреждений начального профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации. Данное положение не соответствует статье 2 Федерального закона "О сохранении статуса государственные и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию".
Комитет возражает против положения статьи 109 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", требующего учета средств, получаемых образовательными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на счетах, открытых в органах федерального казначейства. Данное положение не соответствует нормам Закона РФ "Об образовании".
Комитет категорически возражает против статьи 112 законопроекта (приложение 5) о приостановлении с 1 января 2001 года:
- пункта 2 статьи 40 Закона РФ "Об образовании";
- пунктов 2, 3 статьи 54 Закона РФ "Об образовании";
- Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования";
- пункта 1 части 3 статьи 2 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
- частей 3 и 4 пункта 3 статьи 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
- пунктов 4, 6, 7, 8, 9 статьи 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
- части 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике";
- Федерального закона "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях".
Комитет также считает, что требование приведения законодательных актов, перечисленных в приложении 5 (ст. 112) законопроекта, в соответствие с ним является неправомерным.
Комитет считает необходимым при рассмотрении проекта бюджета в Государственной Думе предусмотреть увеличение расходов на образование, имея в виду следующие статьи и виды расходов:
- заработная плата;
- стипендии;
- приобретение оборудования;
- капитальный ремонт;
- коммунальные услуги и погашение кредиторской задолженности;
- оплата питания обучающихся;
- компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию и льготный проезд обучающихся;
- инвестиции на строительство объектов образования и погашение кредиторской задолженности,
а также увеличение расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
На основании вышеизложенного Комитет не поддерживает принятие проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.И. Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 сентября 2000 г. N 3.5-734 "Заключение на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год"
Текст заключения опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", октябрь 2000 г., N 19