Письмо Министерства образования РФ от 29 ноября 1999 г. N 24-51-1133/13
Минобразование России направляет для использования в работе аттестационными службами органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по проведению аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); общеобразовательных школ-интернатов; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением.
Заместитель министра |
В.Д. Шадриков |
Методические рекомендации
по проведению аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; общеобразовательных школ-интернатов; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением
Рекомендации разработаны Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации в сотрудничестве с Управлением социально-педагогической поддержки и реабилитации детей, Управлением специального образования, отделением общего и начального профессионального образования Научно-информационного центра государственной аккредитации (НИЦГА) Минобразования России, с помощью специалистов органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений Калужской и Тульской областей. В ходе подготовки Рекомендаций использованы опыт аттестации Самарской области и разработки межрегионального авторского коллектива "КАС ДОУ - Аттестация (Новая версия. Москва - С.-Петербург, 1998-1999 гг.)", проведено обсуждение материалов на межрегиональных совещаниях в городах Калуге, Бердске Новосибирской области, С.-Петербурге, Снежинске Челябинской области, Москве.
Рекомендации предназначены для использования в работе органами управления образованием, проводящими аттестацию.
Общие положения
Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях.
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов. До введения в действие государственных образовательных стандартов следует руководствоваться требованиями утвержденных в установленном порядке нормативных актов, определяющих минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствующей образовательной программе.
Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.
Основными принципами аттестации образовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.
При аттестации образовательного учреждения устанавливаются:
1) исполнение образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ - на основе экспертизы учебных планов, образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, расписания учебных занятий, классных журналов;
2) соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов - на основе результатов итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применению государственным органом управления образованием соответствующего уровня.
Право определения формы проведения аттестации образовательных учреждений в зависимости от выбранных аттестационных технологий, установленных критериев аттестации (в том числе с учетом средних для образовательных учреждений определенного типа, вида (категории) показателей по региону) предоставлено органу, осуществляющему аттестацию. При этом под формой проведения аттестации понимается время, место и организационные условия проведения аттестации, под критериями аттестации - значения показателей, рассматриваемых при аттестации образовательного учреждения, свидетельствующие об исполнении (неисполнении) образовательным учреждением государственных требований в части содержания и результативности подготовки выпускников. Аттестационные технологии определяются видом избранных контрольных измерительных материалов и способом их применения.
Для проведения аттестации образовательные учреждения представляют следующие документы:
а) заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения;
б) копию устава образовательного учреждения;
в) копию лицензии на образовательную деятельность;
г) учебный план образовательного учреждения;
д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации;
е) данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3 последних лет;
ж) материалы, отражающие специфику образовательной деятельности образовательного учреждения, представляются дополнительно по желанию образовательного учреждения.
В случае, если образовательное учреждение реализует образовательные программы разных уровней и направленностей, заключение аттестационной комиссии должно содержать выводы об аттестации образовательного учреждения по образовательной программе каждого уровня. Отрицательное заключение по одной из реализуемых образовательных программ является основанием для признания образовательного учреждения не аттестованным по этой образовательной программе.
Воспитание является важнейшей и неотъемлемой частью деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений, каждого из направлений работы образовательного учреждения, и оценка результатов работы образовательного учреждения по направлениям включает результаты воспитательной работы.
Социальная подготовка (социализация с целью интеграции в общество) - это необходимое и реально осуществляемое образовательным учреждением направление работы. Однако в Рекомендациях эта часть работы не детализирована.
Выделение и оценка социальной подготовки в условиях массовой аттестации - сложнейшая и наукоемкая задача. В связи с этим на данный момент не представляется возможным рекомендовать для широкого практического использования апробированный инструментарий. Вместе с тем при наличии специалистов и научно-методического обеспечения аттестационные службы могут оценивать результаты социальной подготовки. В этом случае для обеспечения прав детей целесообразно руководствоваться требованиями к содержанию и процедуре аттестационной оценки (приложение 3).
Основная часть
Раздел I
В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.97 N 1117 "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" аттестация образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и оздоровительных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, проводится соответствующим государственным органом управления образованием в порядке, предусмотренном типовыми положениями об этих образовательных учреждениях.
1.1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 1-7-го видов; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1-7-го видов; специальная (коррекционная) школа 8-го вида; специальная (коррекционная) школа-интернат 8-го вида; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1-8-го вида; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1-7-го видов; специальное (коррекционное) профессиональное училище 1-7-го видов; специальный (коррекционный) учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр 1-7-го видов) определяются Минобразованием России по согласованию с Минздравом России (п. 1.1 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.97 N 288, далее - Положение). Специфика специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии заключается в том, что оно обеспечивает воспитанникам не только условия для обучения и воспитания, но и для лечения, социальной адаптации и интеграции в общество (п. 1.4 Положения).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту имеется в виду "п. 1 раздела 1"
В зависимости от вида специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии реализует образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования и руководствуется при этом типовыми положениями о дошкольном, общеобразовательном учреждении, учреждении начального профессионального образования (пп. 1.2, 1.5 Положения). Поэтому один из проверяемых показателей при аттестации специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии является общеобразовательная подготовка.
Содержание образования определяется образовательной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития, состояния здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности (пп. 3.18, 3.19 Положения). В коррекционном учреждении 8-го вида трудовое обучение в 10-11-х классах при наличии производственной базы носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся.
В связи с указанными особенностями при аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии целесообразно оценивать подготовку воспитанников в рамках коррекционной и лечебно-профилактической работы, общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки (см. таблицы А и Б).
1.2. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
Специфика всех видов образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом; детский дом-школа; школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии), определяется контингентом воспитанников, принимаемых в учреждение (дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено) (пп. 4.24, 4.25 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, далее - Положения).
Специфика видов отражается на основных задачах образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников (п. 1.2 Положения).
Для решения поставленных задач в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, учитывающий факт круглосуточного пребывания воспитанников в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 3.15 Положения), наличие специальных (коррекционных) групп (классов) для детей с отклонениями в развитии (п. 3.17 Положения), трудовое воспитание (пп. 3.20, 3.21 Положения), возможность воспитанников посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях (п. 3.32 Положения).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 3.22
В связи с указанными особенностями образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей (законных представителей), при их аттестации целесообразно оценивать подготовку воспитанников в рамках коррекционной работы, в рамках лечебно-профилактической работы, трудовой подготовки, социальной подготовки.
В соответствии с п. 3.18 Положения дети в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не только проживают, но и обучаются. Образовательный процесс при этом организуется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п. 1.5 Положения).
Поэтому одним из проверяемых показателей при аттестации образовательного учреждения является общеобразовательная подготовка.
При аттестации образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей (законных представителей), следует использовать таблицу В.
А. Схема построения
системы (структуры и состава) аттестационной оценки для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии I-VII видов
Направления подготовки, определяемые направленностью образовательных программ |
Содержание оценки |
Процедура оценки |
|||||||
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Предмет оценки |
Способ оценки |
Норматив оценки (норма критерия оценки) |
|||||
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
|
1. |
Общеобразовательная подготовка |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований нормативных правовых актов к результатам подготовки выпускников |
Учебный план, образовательные программы, расписание занятий, классные журналы |
Результаты итоговой аттестации выпускников за 3 последних года и (или) результаты выполнения тестов, контрольных или других заданий, учитывающих особенности выпускников данного вида и рекомендованных к применению в установленном порядке |
Экспертиза документации |
Анализ результатов итоговых аттестаций и (или) результатов выполнения тестов, контрольных или других заданий |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение не менее чем половиной выпускников положительных результатов итоговых аттестаций в течение трех последних лет и (или) установленных для данного региона уровней требований по учебным предметам и в целом по данному направлению |
2. |
Подготовка в рамках коррекционной работы |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов и методических рекомендаций |
Выполнение требований к подготовке выпускников |
Учебные и тематические планы, программы, расписание занятий, классные журналы |
Данные итогового контроля подготовки выпускников по предметам коррекционного цикла и (или) результаты выполнения специализированных заданий, данные о динамике развития умений и навыков |
Экспертиза документации |
Анализ данных итогового контроля и (или) результатов выполнения специализированных заданий, анализ динамики результатов |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов и методических рекомендаций |
Достижение выпускниками установленных в данном регионе требований для каждого предмета и в целом по коррекционной работе |
3. |
Подготовка в рамках лечебно-профилактической работы |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований к состоянию и динамике показателей здоровья и физического развития выпускников |
Документация о содержании и порядке медицинского обслуживания, лечебно-профилактических мероприятий и восстановительного лечения, санитарно-гигиенического режима |
Данные о состоянии здоровья, физического развития и о динамике соответствующих показателей |
Экспертиза документации |
Анализ данных о состоянии здоровья, физического развития и динамике соответствующих показателей |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение выпускниками установленных в данном регионе требований к состоянию здоровья, физическому развитию и к динамике соответствующих показателей |
4. |
Трудовая подготовка |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований нормативных правовых актов к результатам подготовки выпускников |
Учебный план, программы, расписание занятий, классные журналы |
Результаты итогового контроля подготовленности выпускников и (или) результаты выполнения специализированных заданий, рекомендованных к применению в установленном порядке |
Экспертиза документации |
Анализ результатов итогового контроля и (или) результатов выполнения специализированных заданий |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение выпускниками установленных для данного региона требований по каждому критерию оценки и по трудовой подготовке в целом |
5.* |
Социальная подготовка (социализация с целью интеграции в общество) в целом |
______________________________
* См. последний абзац "Общих положений".
Б. Схема построения
системы (структуры и состава) аттестационной оценки для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии VIII вида
Направления подготовки, определяемые направленностью образовательных программ |
Содержание оценки |
Процедура оценки |
|||||||
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Предмет оценки |
Способ оценки |
Норматив оценки (норма критерия оценки) |
|||||
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1. |
Общеобразовательная подготовка |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований нормативных правовых актов к результатам подготовки выпускников |
Учебный план, образовательные программы, расписание занятий, классные журналы |
Результаты итоговой аттестации выпускников или итоговых контрольных "срезов" за 3 последних года и (или) результаты выполнения тестов, контрольных и других заданий |
Экспертиза документации |
Анализ результатов итоговых аттестаций или контрольных "срезов" и (или) результатов выполнения тестов, контрольных и других заданий |
Соответствие требованиям нормативных документов |
Достижение не менее чем половиной выпускников положительных результатов итоговых аттестаций или итоговых контрольных "срезов" в течение 3 последних лет и (или) по каждому учебному предмету и в целом установленных для данного региона требований |
2. |
Подготовка в рамках коррекционной работы |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов и методических рекомендаций |
Выполнение требований к подготовке выпускников |
Учебные и тематические планы, программы, расписание занятий, классные журналы |
Данные итогового контроля подготовки выпускников по предметам коррекционного цикла и (или) результаты выполнения специализированных заданий, данные о динамике развития умений и навыков |
Экспертиза документации |
Анализ данных итогового контроля и (или) результатов выполнения специализированных заданий, анализ динамики результатов |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов и методических рекомендаций |
Достижение выпускниками установленных в данном регионе требований для каждого предмета и в целом по коррекционной работе |
3. |
Подготовка в рамках лечебно-профилактической работы |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов и методических рекомендаций |
Выполнение требований к состоянию и динамике показателей здоровья и физического развития выпускников |
Документация о содержании и порядке медицинского обслуживания, лечебно-профилактических мероприятий и восстановительного лечения, санитарно-гигиенического режима |
Данные о состоянии здоровья, физического развития и о динамике соответствующих показателей |
Экспертиза документации |
Анализ данных о состоянии здоровья, физического развития и динамике соответствующих показателей |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов и методических рекомендаций |
Достижение выпускниками установленных в данном регионе требований к состоянию здоровья, физическому развитию и к динамике соответствующих показателей |
4. |
Трудовая подготовка |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований нормативных правовых актов к результатам подготовки выпускников |
Учебный план, программы, расписание занятий, классные журналы |
Результаты итогового контроля подготовленности выпускников и (или) результаты выполнения специализированных заданий, рекомендованных к применению в установленном порядке |
Экспертиза документации |
Анализ результатов итогового контроля и (или) результатов выполнения специализированных заданий |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение выпускниками установленных для данного региона требований по каждому критерию оценки и по трудовой подготовке в целом |
5.* |
Социальная подготовка (социализация с целью интеграции в общество) в целом |
______________________________
* Аналогично таблице А.
В. Схема построения
системы (структуры и состава) аттестационной оценки для образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
Направления подготовки, определяемые направленностью образовательных программ |
Содержание оценки |
Процедура оценки |
|||||||
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Предмет оценки |
Способ оценки |
Норматив оценки (норма критерия оценки) |
|||||
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1. |
Общеобразовательная подготовка (с учетом особенностей детских домов) |
Соответствие содержания каждого реализуемого направления подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований нормативных правовых актов к результатам подготовки выпускников по каждому реализуемому направлению |
Учебные планы, образовательные программы, расписание занятий, классные журналы для каждого реализуемого направления образовательной подготовки, документы, регламентирующие самоподготовку и работу ОУ в рамках круглосуточного режима пребывания воспитанников, лицензии |
Результаты итоговой аттестации выпускников за 3 последних года и (или) результаты выполнения тестов, контрольных или других заданий, учитывающих особенности выпускников данного вида и рекомендованных к применению в установленном порядке |
Экспертиза документации |
Анализ результатов итоговых аттестаций и (или) результатов выполнения тестов, контрольных или других заданий |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение не менее чем половиной выпускников положительных результатов итоговых аттестаций в течение трех последовательных лет и (или) установленных для данного региона уровней требований по учебным предметам и в целом по каждому реализуемому направлению образовательной подготовки |
2. |
Подготовка в рамках коррекционной развивающей работы |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований нормативных правовых актов к подготовке и к психолого-педагогической реабилитации выпускников |
Учебные и тематические планы, программы, расписание занятий, классные журналы |
Данные итогового контроля подготовки выпускников по предметам коррекционного цикла и (или) результаты выполнения специализированных заданий, данные о динамике развития умений и навыков, данные о результатах психолого-педагогической реабилитации |
Экспертиза документации |
Анализ данных итогового контроля и (или) результатов выполнения специализированных заданий, психолого-педагогической реабилитации, анализ динамики результатов |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение выпускниками установленных в данном регионе требований для каждого предмета и в целом по коррекционной развивающей работе |
3. |
Подготовка в рамках лечебно-профилактической работы |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований к состоянию и динамике показателей здоровья и физического развития и медико-психолого-педагогической реабилитации выпускников |
Документация о содержании и порядке медицинского обслуживания, лечебно-профилактических мероприятий и восстановительного лечения, санитарно-гигиенического режима |
Данные о состоянии здоровья, физического развития и о динамике соответствующих показателей |
Экспертиза документации |
Анализ данных о состоянии здоровья, физического развития и динамике соответствующих показателей |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение выпускниками установленных в данном регионе требований к состоянию здоровья, физическому развитию и к динамике соответствующих показателей |
4. |
Трудовая подготовка с целью социально-трудовой адаптации |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований нормативных правовых актов к результатам подготовки выпускников и к их реальной социально-трудовой адаптации |
Учебные планы, программы, расписание занятий, классные журналы, лицензия на ведение профессиональной подготовки как дополнительной образовательной услуги, документация учителя и социального педагога |
Результаты итогового контроля подготовленности выпускников и (или) результаты выполнения специализированных заданий, рекомендованных к применению в установленном порядке, данные о социальной адаптации выпускников |
Экспертиза документации |
Анализ результатов итогового контроля и (или) результатов выполнения специализированных заданий, анализ данных о социальной адаптации |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение выпускниками установленных для данного региона требований по каждому критерию оценки и по трудовой подготовке в целом |
5.* |
Социальная подготовка (социализация с целью интеграции в общество) в целом |
______________________________
* Аналогично таблице А.
Раздел II
Порядок аттестации общеобразовательных школ-интернатов; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением регламентируется Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.05.98 N 1327.
2.1. Общеобразовательная школа-интернат
В соответствии с Типовым положением об общеобразовательной школе-интернате, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 612 (далее - Положение), специфика всех видов общеобразовательной школы-интерната (общеобразовательная школа-интернат начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе гимназий-интернатов, лицеев-интернатов) определяется целью ее создания: оказание помощи семье в воспитании детей, формировании у них навыков самостоятельной жизни, социальная защита и всестороннее раскрытие творческих способностей детей (п. 1.2 Положения).
Общеобразовательная школа-интернат создается при наличии необходимых условий для обучения, воспитания и проживания детей (п. 2.5 Положения).
Образовательный процесс организуется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п. 1.4. Положения).
Одним из проверяемых показателей при аттестации образовательного учреждения является общеобразовательная подготовка.
Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате (п. 3.18 Положения).
В связи с указанными особенностями при аттестации общеобразовательных школ-интернатов целесообразно также оценивать подготовку воспитанника в рамках лечебно-профилактической работы, социальной подготовки (см. таблицу Г).
2.2. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
В соответствии с Типовым положением об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.97 N 1117 (далее - Положение), специфика всех видов оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, (санаторная школа-интернат, санаторно-лесная школа, санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) отражается в цели его создания: оказание помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечение проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптация к жизни в обществе, социальная защита и разностороннее развитие детей, нуждающихся в длительном лечении (п. 1.2 Положения).
Организация образовательного процесса, реабилитационной и лечебно-оздоровительной работы должна соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам детей, требованиям охраны жизни и здоровья детей (п. 1.4 Положения).
Оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (п. 3.16 Положения), дополнительные образовательные программы (п. 3.20 Положения).
Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда, лечения и отдыха, составляется с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении (п. 3.17 Положения).
В учреждении могут создаваться различные клубы, секции, кружки, студии и другие объединения по интересам (п. 3.19 Положения).
В связи с указанными особенностями при аттестации оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, целесообразно оценивать подготовку воспитанника по общеобразовательным программам, в рамках лечебно-профилактической работы, коррекционной развивающей работы, социальной подготовки (см. таблицу Д).
2.3. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
В соответствии с Типовым положением о специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.95 N 420 (далее - Положение), специфика всех видов специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением (специальная общеобразовательная школа, специальное профессиональное училище, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа и специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния) определяется контингентом воспитанников, принимаемых в учреждение (дети и подростки с устойчивым противоправным поведением, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающие трудности общения с родителями (п. 2.13 Положения).
Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением призвано обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования (п. 1.1 Положения).
Для решения поставленных задач в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением предусматриваются: порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков, учитывающий их индивидуальность, возраст, пол, а также психическое и физическое состояние; создание условий для психокоррекционной работы на основе индивидуальной социально-психологической диагностики; организация оптимального распорядка дня, включающего в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятия общественно полезной деятельностью, личное время воспитанников; безопасные условия проживания, максимальная защищенность воспитанников от негативного влияния; социально-правовая помощь. Порядок содержания воспитанников направлен на создание условий для психологической, медицинской и педагогической коррекции отклонений в психофизическом развитии детей и подростков, формирования их личности, а также социальной реабилитации (пп. 2.15 и 2.16 Положения).
В связи с указанными особенностями специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением при их аттестации целесообразно оценивать подготовку воспитанника в рамках коррекционной и лечебно-профилактической работы, социальной подготовки, трудовой и (или) профессиональной подготовки или начального профессионального образования.
В соответствии с п. 1.1 Положения в учреждении дети не только проживают, но и обучаются. Образовательный процесс при этом организуется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении и типовым положением об учреждении начального профессионального образования. Поэтому при аттестации необходимо проверять общеобразовательную подготовку и подготовку по программам начального профессионального образования и профессиональной подготовки (см. таблицу Е).
Г. Схема построения
системы (структуры и состава) аттестационной оценки для общеобразовательных школ-интернатов
Направления подготовки, определяемые направленностью образовательных программ |
Содержание оценки |
Процедура оценки |
|||||||
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Предмет оценки |
Способ оценки |
Норматив оценки (норма критерия оценки) |
|||||
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1. |
Общеобразовательная подготовка |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований нормативных правовых актов к результатам подготовки выпускников по каждому реализуемому направлению |
Учебные планы, образовательные программы, расписание занятий, классные журналы для каждого реализуемого направления образовательной подготовки, документы, регламентирующие самоподготовку и работу ОУ в рамках круглосуточного пребывания, лицензии |
Результаты итоговой аттестации выпускников за 3 последних года и (или) результаты выполнения тестов, контрольных или других заданий, рекомендованных к применению в установленном порядке |
Экспертиза документации |
Анализ результатов итоговых аттестаций и (или) результатов выполнения тестов, контрольных или других заданий |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение не менее чем половиной выпускников положительных результатов итоговых аттестаций в течение 3 последних лет и (или) установленных для данного региона уровней требований по учебным предметам и в целом по данному направлению |
2. |
Подготовка в рамках лечебно-профилактической работы |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований к состоянию и динамике показателей здоровья и физического развития выпускников |
Документация о содержании и порядке медицинского обслуживания, лечебно-профилактических мероприятий и восстановительного лечения, санитарно-гигиенического режима |
Данные о состоянии здоровья, физического развития и о динамике соответствующих показателей |
Экспертиза документации |
Анализ данных о состоянии здоровья, физического развития и динамике соответствующих показателей |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение выпускниками установленных в данном регионе требований к состоянию здоровья, физическому развитию и к динамике соответствующих показателей |
3.* |
Социальная подготовка (социализация с целью интеграции в общество) в целом |
______________________________
* Аналогично таблице А.
Д. Схема построения
системы (структуры и состава) аттестационной оценки для оздоровительных ОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
Направления подготовки, определяемые направленностью образовательных программ |
Содержание оценки |
Процедура оценки |
|||||||
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Предмет оценки |
Способ оценки |
Норматив оценки (норма критерия оценки) |
|||||
|
|
|
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1. |
Общеобразовательная подготовка |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований нормативных правовых актов к результатам подготовки выпускников по каждому реализуемому направлению |
Учебные планы, образовательные программы, расписание занятий, классные журналы для каждого реализуемого направления образовательной подготовки, документы, регламентирующие индивидуальную подготовку и работу ОУ в рамках круглосуточного и лечебно-охранительного режима, лицензии на дополнительное образование (при наличии) |
Результаты итоговой аттестации выпускников за 3 последних года и (или) результаты выполнения тестов, контрольных или других заданий, учитывающих особенности выпускников данного вида и рекомендованных к применению в установленном порядке |
Экспертиза документации |
Анализ результатов итоговых аттестаций и (или) результатов выполнения тестов, контрольных или других заданий |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение не менее чем половиной выпускников положительных результатов итоговых аттестаций в течение 3 последних лет и (или) установленных для данного региона уровней требований по учебным предметам и в целом по данному направлению |
2. |
Подготовка в рамках коррекционной развивающей работы |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований нормативных правовых актов к подготовке и к психолого-педагогической реабилитации выпускников |
Учебные и тематические планы, программы, расписание занятий, классные журналы |
Данные итогового контроля подготовки выпускников по предметам коррекционного цикла и (или) результаты выполнения специализированных заданий, данные о динамике развития умений и навыков, о результатах психологической реабилитации |
Экспертиза документации |
Анализ данных итогового контроля и (или) результатов выполнения специализированных заданий, психологической реабилитации, динамики результатов |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение выпускниками установленных в данном регионе требований для каждого предмета и в целом по коррекционной работе |
3. |
Подготовка в рамках лечебно-профилактической работы |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований к состоянию и динамике показателей здоровья, физического развития и медико-психологической реабилитации выпускников |
Документация о содержании и порядке медицинского обслуживания, лечебно-профилактических мероприятий и восстановительного лечения, санитарно-гигиенического режима |
Данные о состоянии здоровья, физического развития и о динамике соответствующих показателей |
Экспертиза документации |
Анализ данных о состоянии здоровья, физического развития и динамике соответствующих показателей |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение выпускниками установленных в данном регионе требований к состоянию здоровья, физическому развитию и к динамике соответствующих показателей |
4.* |
Социальная подготовка (социализация с целью интеграции в общество) в целом |
______________________________
* Аналогично таблице А.
Е. Схема построения
системы (структуры и состава) аттестационной оценки для специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением
Направления подготовки, определяемые направленностью образовательных програми |
Содержание оценки |
Процедура оценки |
|||||||
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Предмет оценки |
Способ оценки |
Норматив оценки (норма критерия оценки) |
|||||
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
Содержание подготовки |
Результативность подготовки (уровень и качество) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
|
1. |
Общеобразовательная подготовка |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований нормативных правовых актов к результатам подготовки выпускников по каждому реализуемому направлению |
Учебный план, образовательные программы, расписание занятий, классные журналы для каждого реализуемого направления образовательной подготовки, документы, регламентирующие индивидуальную подготовку и работу ОУ в рамках круглосуточного режима, лицензии на дополнительное образование (при наличии) |
Результаты итоговой аттестации выпускников за 3 года и (или) результаты выполнения тестов, контрольных или других заданий, учитывающих особенности выпускников данного вида и рекомендованных к применению в установленном порядке |
Экспертиза документации |
Анализ результатов итоговых аттестаций и (или) результатов выполнения тестов, контрольных или других заданий |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение не менее чем половиной выпускников положительных результатов итоговых аттестаций в течение трех последовательных лет и (или) установленных для данного региона уровней требований по учебным предметам и в целом по данному направлению |
2. |
Подготовка в рамках коррекционной работы |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований нормативных правовых актов к подготовке и к медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации выпускников |
Учебные тематические планы, программы, расписание занятий, классные журналы, планы работы по профилактике правонарушений, личный план психолога, протоколы заседаний комиссий |
Данные итогового контроля подготовки выпускников по предметам коррекционного цикла и (или) результаты выполнения специализированных заданий, данные о динамике развития умений и навыков, данные о результатах медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации |
Экспертиза документации |
Анализ данных итогового контроля и (или) результатов выполнения специализированных заданий, результатов медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации, анализ динамики результатов |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение выпускниками установленных в данном регионе требований для каждого предмета и в целом по коррекционной работе |
3. |
Подготовка в рамках лечебно-профилактической работы |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований к состоянию и динамике показателей здоровья и физического развития выпускников |
Документация о содержании и порядке медицинского обслуживания, лечебно-профилактических мероприятий и восстановительного лечения, санитарно-гигиенического режима |
Данные о состоянии здоровья, физического развития и о динамике соответствующих показателей |
Экспертиза документации |
Анализ данных о состоянии здоровья, физического развития и динамике соответствующих показателей |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение выпускниками установленных в данном регионе требований к состоянию здоровья, физическому развитию и к динамике соответствующих показателей |
4. |
Трудовая подготовка и (или) профессиональная или начальная профессиональная подготовка |
Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов |
Выполнение требований нормативных правовых актов к результатам подготовки выпускников и к их социально-трудовой адаптации |
Учебный план, программы, расписание занятий, классные журналы, лицензия на ведение профессиональной или начальной профессиональной подготовки, документация социального педагога, план внеурочной, учебно-воспитательной работы |
Результаты итогового контроля подготовленности выпускников и (или) результаты выполнения специализированных заданий, рекомендованных к применению в установленном порядке, данные о социально-трудовой адаптации выпускников |
Экспертиза документации |
Анализ результатов итогового контроля и (или) результатов выполнения специализированных заданий, данных о социально-трудовой адаптации выпускников |
Соответствие требованиям нормативных правовых актов |
Достижение выпускниками установленных для данного региона требований по каждому критерию оценки и по трудовой подготовке в целом |
5.* |
Социальная подготовка (социализация с целью интеграции в общество) в целом |
______________________________
* Аналогично таблице А.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
Перечень
основных нормативных правовых документов, использовавшихся в ходе подготовки Рекомендаций
1. Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ.
2. Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.05.98 N 1327.
3. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.96.
4. Типовые положения об образовательных учреждениях.
5. Письмо Минобразования России от 08.10.98 N 15/368-6 "О дополнении Перечня типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений".
6. Учебные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденные Минобразованием России с 1985 года по настоящее время.
7. Программа школ для детей с задержкой психического развития, 1996 г.
8. Методические рекомендации по проведению коррекционной работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, разработанные НИИ дефектологии АПН СССР и Институтом коррекционной педагогики РАО.
9. "Организация логопедической работы во вспомогательной школе". Методические рекомендации Минпроса СССР и НИИ дефектологии АПН СССР, 1980 г.
10. Приказ Минобразования России от 30.06.92 N 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в ОУ".
11. Инструктивное письмо Минобразования России от 04.09.97 N 48 "О комплектовании классов".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Письмо "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов"
12. Письмо Минобразования России и Минздрава России от 29.09.97 N 15/730-2 и 24.09.97 N 2510/7148-97-32 "Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида".
13. Письмо Минобразования России от 25.05.90 N 17-122-6 "Об учебных планах специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ) для детей с дефектами умственного и физического развития на 1990/91 учебный год".
14. Письмо Минобразования России от 23.12.98 N 15/28 "Об итоговой аттестации".
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
Пояснения по использованию материалов "Основной части"
В приведенных таблицах в разделе "Содержание оценки" на пересечении направлений подготовки с компонентами содержания оценки - "Содержание подготовки", "Результативность подготовки" - находятся показатели (блоки критериев) аттестационной оценки, например: "Содержание общеобразовательной подготовки", "Результативность общеобразовательной подготовки", "Содержание подготовки в рамках коррекционной работы", "Результативность подготовки в рамках коррекционной работы" и т.д.
Смысл каждого показателя расшифрован в таблице, например: "Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов", что соответствует определенному показателю оценки. Формулировки являются обобщающими по отношению к возможным критериям оценки (аттестационных требований к ОУ), с помощью которых органом проведения аттестации может детально раскрываться содержание соответствующего показателя аттестационной оценки.
В разделах "Процедура оценки" в "ячейках" таблиц приведены обобщающие формулировки, указывающие основные особенности компонентов процедуры оценки по каждому из направлений подготовки.
При определении детального перечня критериев оценки по каждому показателю для ОУ соответствующего типа и при разработке (отборе) аттестационных технологий органы, проводящие аттестацию, могут руководствоваться следующим смысловым содержанием компонентов системы аттестационной оценки ОУ и следующими основаниями.
Направления подготовки - направления образовательной деятельности, реализуемые в ОУ в соответствии с его уставом, типовым положением и учебными программами.
Содержание подготовки выпускников - планируемое и реализуемое в выпускных классах (группах) содержание занятий по направлениям образовательной деятельности, отраженное в учебных планах, образовательных программах, расписаниях занятий и классных журналах.
С учетом задач аттестации ОУ и организационных возможностей ее проведения, к выпускникам, участвующим в выполнении специализированных заданий, могут быть отнесены обучающиеся, закончившие полный курс соответствующей ступени образования, и обучающиеся в выпускном классе (группе) данной ступени.
Исходя из необходимости обеспечения измеримости содержания и результатов образовательной деятельности ОУ, органам проведения аттестации при определении детальных перечней критериев оценки рекомендуется к таким критериям оценки относить характеристики, которые оцениваются либо количественно, либо по принципу "да-нет". Для выполнения данной задачи органам проведения аттестации целесообразно определять перечни критериев оценки в соответствии с основными требованиями к содержанию оценки (приложение 3).
К основным компонентам процедуры оценки отнесены:
предмет оценки (какие данные, получаемые с помощью каких методов и средств оценки, содержат информацию по соответствующему показателю);
способ оценки (с помощью каких организационных форм работы аттестационной комиссии и каких методов анализа данных целесообразно получать значимые для аттестации выводы);
норматив оценки (какова форма его представления - количественная или по принципу "да-нет", каковы основания его определения для критериев оценки, входящих в состав соответствующего показателя оценки).
При разработке технологий оценки ОУ соответствующего типа (комплекса методик оценки, алгоритма его использования для аттестации, компьютерных программ обработки данных и других средств, связанных между собой) органам проведения аттестации целесообразно использовать общепринятые основы психометрии (в части содержания и стандартизации средств оценки), руководствуясь основными требованиями к процедуре оценки (приложение 3) и учитывая особенности контингента учащихся (воспитанников) ОУ каждого вида.
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
Основные требования
к содержанию и процедуре аттестационной оценки ОУ
Разработку (или отбор и использование) на основе данных Рекомендаций органами, проводящими аттестацию, детализированных перечней критериев оценки и конкретных технологий оценки целесообразно осуществлять с соблюдением следующих требований.
1. Требования к содержанию аттестационной оценки
1.1. Выражение данного содержания в форме перечня критериев оценки (аттестационных требований к ОУ), структурированных по группам. При реализации данных критериев в рамках конкретной процедуры оценки каждый из них должен состоять из следующих элементов: формулировка критерия, его весовой коэффициент (степень значимости для аттестации ОУ данного вида), норматив (норма оценки - уровень, которого должен достичь результат оценки по данному критерию для установления соответствия результата аттестационным требованиям к ОУ данного вида), место в системе критерия аттестации (интегральной характеристики результатов оценки, по которой формируется положительное или отрицательное решение аттестационной комиссии).
1.2. Первая часть содержания оценки - содержание реализуемых данным ОУ направлений подготовки - представляет собой комплекс критериев оценки, являющихся формальными (фиксирующими отраженные во внутриучрежденческой документации факты, цифровые данные, наличие определенных материалов), оценивание по которым в рамках конкретной процедуры осуществляется администрацией ОУ и внешним экспертом в форме, установленной органом проведения аттестации (например, в форме ответов на вопросы анкеты закрытого типа).
1.3. Вторая часть содержания оценки - результативность (уровень и качество) реализуемых данным ОУ направлений подготовки - представляет собой комплекс формальных критериев, оценивание по которым в рамках конкретной процедуры осуществляется указанным выше способом, и комплекс неформальных критериев, оценивание по которым может осуществляться с помощью тестов.
1.4. Критерии оценки должны определяться на основе требований указанных выше нормативных правовых актов и совокупностью основных из общепринятых требований психометрии в части определения содержания оценки (содержательная валидность критериев оценки, их вербально-дихотомическая или количественная измеряемость, рядоположенность их перечня, реализация принципа оптимальной достаточности данного перечня для целей именно аттестации учреждения в целом).
2. Требования к процедуре аттестационной оценки
2.1. Процедуры должны определяться комплексом средств оценки (методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных и сопроводительных материалов) и документально зафиксированным алгоритмом применения данного комплекса штатными и привлеченными работниками органа проведения аттестации на трех ее этапах: подготовка обследования, проведение обследования, анализ полученных данных и составление аттестационного заключения. Данный комплекс и данный алгоритм должны быть унифицированными (в основном постоянными в течение учебного года и лишь частично изменяемыми с учетом особенностей программ, реализуемых данным ОУ).
2.2. Четкость отделения элементов средств оценки (вопросов анкет, заданий тестов и т.п.) от формулировок критериев оценки, получение данных по которым обеспечивается указанными средствами.
2.3. Четкое разделение (с соответствующим описанием) процедуры оценки на следующие компоненты: субъекты оценки (кто проводит оценку по данному показателю), объект оценки (кто или что подвергается оценке), предмет оценки (какие составные части объекта оцениваются), способ оценки (каков методический характер оценочных действий), средство оценки (конкретная методика оценивания по данному критерию оценки), норматив. При этом процедура оценки должна иметь своей целью оценивание образовательной деятельности (содержания и результативности) именно ОУ в целом.
2.4. Системная взаимосвязанность средств оценки, обеспечивающая объединение их в единый комплекс (технологию оценки) с целью создания необходимых научно-методических условий для получения достаточного объема значимой информации с минимумом затрат времени, ресурсов и для объективности анализа данных при подготовке аттестационного заключения.
2.5. Реальное обеспечение проведения аттестации большого количества учреждений в сжатые сроки при имеющемся объеме ресурсов и при сохранении качества получаемой в ходе аттестации информации, определяемого следующими характеристиками: 1) достоверность информации (характеризуемая в первую очередь ее надежностью, содержательной и критериальной валидностями); 2) полнота информации, достаточная для обоснованного принятия решения аттестационной комиссией; 3) практическая применимость информации органом проведения аттестации и самим аттестуемым учреждением.
2.6. Если в рамках процедуры оценки проводится самоанализ ОУ, он может заключаться только в фиксации формальных характеристик содержания и результатов образовательной деятельности ОУ (на основе заполнения унифицированных анкет, получаемых учреждением из органа проведения аттестации и составленных преимущественно из вопросов закрытого типа - для обеспечения сравнимости аттестационных данных и объективности оценки по указанным формальным характеристикам) и (или) в таком описании образовательной деятельности ОУ, которое не влияет на принятие решения аттестационной комиссией и реализуется по желанию аттестуемого ОУ (форма проведения такого самоанализа согласуется учреждением с органом проведения аттестации).
2.7. Применение технологии массовой аттестации ОУ должно осуществляться на основе реализации принципов гласности и корректности по отношению ко всем участникам аттестационных процессов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования РФ от 29 ноября 1999 г. N 24-51-1133/13
Текст письма опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", август 2000 г., N 15, N 16