Рекомендация Комитета Министров Совета Европы N Rec (94)12
государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей*
(принята Комитетом Министров 13 октября 1994 г. на 518-м заседании Комитета Министров)
Согласно Рекомендации Комитета Министров Совета Европы N Rec (2010) 12 положения, содержащиеся в Дополнении к названной Рекомендации, заменяют настоящую Рекомендацию
Комитет Министров в соответствии с положениями Статьи 15.b Устава Совета Европы,
Принимая во внимание Статью 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее по тексту "Конвенция"), которая предусматривает, что "каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании законодательства";
Принимая во внимание Основные принципы независимости судебных органов Организации Объединенных Наций, одобренные Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в ноябре 1985 г.;
Отмечая важную роль судей и других лиц, осуществляющих судебные функции, в обеспечении защиты прав человека и основных свобод;
Преисполненный желания содействовать независимости судей в целях укрепления верховенства права в демократических государствах;
Зная о необходимости укрепления положения и полномочий судей в целях формирования эффективной и справедливой правовой системы;
Осознавая желательность обеспечения надлежащего осуществления функций судей, которые представляют собой совокупность обязанностей и полномочий судей, направленных на защиту интересов всех лиц,
Рекомендует правительствам государств-членов принять или усилить все меры, необходимые для повышения роли отдельных судей и судейского корпуса в целом и усиления их независимости и эффективности путем имплементации, в частности, следующих принципов:
Сфера действия настоящей рекомендации
1. Настоящая рекомендация применяется ко всем лицам, осуществляющим судебные функции, включая тех, кто занимается вопросами конституционного, уголовного, гражданского, торгового и административного права.
2. В отношении судей, не являющихся профессиональными юристами, и других лиц, осуществляющих судебные функции, применяются принципы, закрепленные в настоящей рекомендации, за исключением случаев, когда из контекста ясно, что они применяются только к профессиональным судьям, например, принципы, касающиеся вознаграждения и продвижения судей по службе.
Принцип I - Общие принципы независимости судей
1. Следует принять все необходимые меры для обеспечения соблюдения, защиты и содействия независимости судей.
2. В частности, необходимо принять следующие меры:
а. Независимость судей должна гарантироваться в соответствии с положениями Конвенции и конституционными принципами, например, посредством включения специальных положений в конституции или другие законодательные акты или посредством включения положений настоящей рекомендации во внутригосударственное право. С учетом правовых традиций каждого государства такие правила могут предусматривать, например, следующее:
i. решения судей не подлежат пересмотру вне рамок предусмотренных законодательством процедур обжалования;
ii. пребывание в должности и вознаграждение судей гарантируются законодательством;
iii. никакой другой орган, кроме самих судов, не может определять их компетенцию, как это установлено законодательством;
iv. за исключением решений об амнистии, помиловании или по аналогичным вопросам правительство или администрация не должны иметь право принимать решения, которые ретроактивно отменяют судебные решения.
b. Исполнительная и законодательная власти должны обеспечивать независимость судей и непринятие мер, которые могут угрожать независимости судей.
с. Все решения, касающиеся продвижения судей по службе, должны основываться на объективных критериях. Отбор и продвижение судей по службе должны зависеть от их личных заслуг, с учетом их квалификации, честности, способностей и эффективности. Орган, принимающий решение об отборе и продвижении судей по службе, должен быть независимым от правительства и администрации. Для защиты его независимости правила должны, например, предусматривать отбор судей судейским корпусом и самостоятельность принятия этим органом решений о своих правилах процедуры.
Однако когда положения конституции или законодательных актов и традиции допускают назначение судей правительством, должны существовать гарантии обеспечения того, что на практике процедуры назначения судей являются прозрачными и независимыми, а также того, что на решения не будут влиять факторы, не связанные с упомянутыми выше объективными критериями. В качестве таких гарантий может, например, выступать одно из следующего:
i. специальный независимый и компетентный орган, который будет представлять правительству рекомендации, которым необходимо следовать в практической деятельности; или
ii. право лица на обжалование решения в независимом органе; или
iii. орган, который будет обеспечивать защиту решений от недолжного или неправомерного влияния.
d. В процессе принятия решений судьи должны быть независимыми и должны иметь возможность действовать без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, стимулов, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с любой стороны или по любой причине. Законодательство должно предусматривать санкции в отношении лиц, пытающихся воздействовать на судей каким-либо из этих способов. Судьи должны иметь неограниченную свободу беспристрастно принимать решения, руководствуясь своей совестью, своим толкованием фактов и действующими правовыми нормами. Судьи не должны быть обязаны предоставлять сведения по существу рассматриваемых дел кому бы то ни было за пределами судебной системы.
e. На распределение дел не должны влиять желания любой из сторон по делу или любого лица, заинтересованного в исходе дела. Такое распределение может, например, проводиться с помощью жеребьевки или системы автоматического распределения в алфавитном порядке или другим подобным образом.
f. Дело не может быть отозвано у того или иного судьи без веских на то оснований, каковыми являются, например, серьезная болезнь или конфликт интересов. Все такие основания и процедуры такого отзыва должны быть предусмотрены законодательством, и на них не должны влиять интересы правительства или администрации. Решение об отзыве дела у судьи должно приниматься органом, который пользуется такой же судебной независимостью, как и судьи.
3. Судьям, назначенным или избранным, должно быть гарантировано пребывание в должности до предельного возраста или истечения срока их полномочий.
Принцип II - Полномочия судей
1. Все лица, причастные к делу, включая государственные органы и их представителей, должны подчиняться полномочиям судьи.
2. Судьи должны быть наделены достаточной властью и иметь возможность применять ее для выполнения своих обязанностей, сохранения своих полномочий и авторитета суда.
Принцип III - Надлежащие условия работы
1. Для эффективной работы судей должны быть созданы надлежащие условия работы, в частности, путем:
a. приема на работу достаточного количества судей и организации соответствующей подготовки, например, практической подготовки в судах и по возможности в других учреждениях и органах до назначения судей и в течение срока их службы. Такая подготовка должна быть бесплатной для судьи и включать, в частности, изучение последних изменений в законодательстве и в судебной практике. Там, где это целесообразно, подготовка должна включать учебные поездки в европейские и иностранные учреждения, в том числе суды;
b. обеспечения такого статуса и вознаграждения судей, который бы соответствовал высокому статусу их профессии и уровню ответственности;
с. создания четкой системы служебного роста для приема на работу и удержания способных судей;
d. обеспечения надлежащего вспомогательного персонала и оборудования, в частности, средств автоматизации делопроизводства и обработки данных, с тем чтобы судьи могли работать эффективно и без лишнего промедления;
e. принятия соответствующих мер для передачи осуществления несудебных функций другим лицам в соответствии с рекомендацией Rec (86) 12, касающейся мер по предотвращению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды.
2. Следует принять все необходимые меры для обеспечения защиты судей, такие как обязательное присутствие конвоя в помещениях судов или предоставление полицейской защиты судьям, которые могут стать или уже стали жертвами серьезных угроз.
Принцип IV - Ассоциации
Судьи должны иметь свободу образовывать ассоциации, которые сами по себе или совместно с другим органом призваны защищать их независимость и интересы.
Принцип V - Обязанности судей
1. В ходе разбирательства судьи обязаны защищать права и свободы всех лиц.
2. Долг судей состоит в том, чтобы при выполнении своих судейских обязанностей они обеспечивали надлежащее применение права и справедливое, эффективное и быстрое рассмотрение дел, и для этого они должны быть наделены соответствующими полномочиями.
3. Судьи должны, в частности, иметь следующие обязанности:
а. действовать независимо при рассмотрении всех дел и без какого бы то ни было постороннего влияния;
b. беспристрастно рассматривать дела в соответствии со своей оценкой фактов и своим пониманием законодательства, обеспечивать справедливое слушание всех сторон и соблюдение процессуальных прав сторон в соответствии с положениями Конвенции;
с. отказываться от дела или соответствующих действий только тогда, когда для этого есть веские основания. Такие основания должны быть определены законодательством и могут, например, быть связаны с серьезными проблемами со здоровьем, конфликтами интересов или интересами правосудия;
d. когда это необходимо, беспристрастно разъяснять сторонам процессуальные вопросы;
е. когда это целесообразно, содействовать заключению сторонами мирового соглашения;
f. за исключением случаев, когда законодательство или сложившаяся практика предусматривают иное, давать четкое и полное объяснение своим решениям, используя доступный для понимания язык;
g. проходить любую подготовку, необходимую для эффективного и надлежащего выполнения ими своих обязанностей.
Принцип VI - Невыполнение судьями своих обязанностей и дисциплинарные проступки
1. В тех случаях, когда судьи выполняют свои обязанности неэффективно и ненадлежащим образом или когда имеют место дисциплинарные проступки, должны приниматься все необходимые меры, которые не наносят ущерб независимости судебной системы. В зависимости от конституционных принципов, правовых норм и традиций каждого государства такие меры могут включать, например, следующее:
а. отзыв дел у судьи;
b. перевод судьи на другую работу в суде;
с. экономические санкции, например временное снижение заработной платы;
d. временное отстранение от должности.
2. Полномочия назначенных судей не могут быть прекращены без веских на то оснований до достижения такими судьями предельного возраста. Такие основания, которые должны быть точно определены законодательством, могут применяться в странах, где судьи избираются на определенный срок, или могут быть связаны с неспособностью судьи осуществлять свои функции, совершением уголовно наказуемых деяний или с серьезными нарушениями дисциплинарных правил.
3. Когда возникает необходимость принять меры, предусмотренные параграфами 1 и 2 настоящей Статьи, государствам следует рассмотреть вопрос о создании на основании законодательства специального компетентного органа, задачей которого будет применение дисциплинарных санкций и мер, если ими не занимается суд, и решения которого должны контролироваться вышестоящей судебной инстанцией. Возможно также, чтобы этим органом была сама вышестоящая судебная инстанция. Законодательство должно предусматривать соответствующий порядок, гарантирующий, что в отношении соответствующих судей соблюдаются по меньшей мере все процессуальные права, установленные Конвенцией, например, такие, что дело должно слушаться в разумный срок и судьи должны иметь право ответа на любые предъявляемые обвинения.
_____________________________
* RECOMMENDATION No. R (94) 12 OF THE COMMITTEE OF MINISTERS TO MEMBER STATES ON THE INDEPENDENCE, EFFICIENCY AND ROLE OF JUDGES
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Комитета Министров Совета Европы N Rec (94)12 государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей (принята Комитетом Министров 13 октября 1994 г. на 518-м заседании Комитета Министров)
Переводчик - Т.М. Машкина
Текст рекомендации официально опубликован не был
Согласно Рекомендации Комитета Министров Совета Европы N Rec (2010) 12 положения, содержащиеся в Дополнении к названной Рекомендации, заменяют настоящую Рекомендацию