Рекомендация Комитета Министров Совета Европы N Rec (2010) 12
государствам-членам о судьях: независимость, эффективность и ответственность*(1)
(принята Комитетом Министров 17 ноября 2010 г. на 1098-м заседании Комитета Министров)
Комитет Министров в соответствии с положениями Статьи 15.b Устава Совета Европы,
Принимая во внимание Статью 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее по тексту "Конвенция"), которая предусматривает, что "каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании законодательства", и соответствующую судебную практику Европейского суда по правам человека;
Принимая во внимание Основные принципы независимости судебных органов Организации Объединенных Наций, одобренные Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в ноябре 1985 г.;
Принимая во внимание заключения Консультативного совета европейских судей (CCJE), работу Европейской комиссии по эффективности правосудия (CEPEJ) и Европейскую хартию о статусе судей, подготовленную в рамках многосторонних встреч Совета Европы;
Отмечая, что при осуществлении судебных функций роль судей важна для обеспечения защиты прав человека и основных свобод;
Желая содействовать независимости судей, которая является неотъемлемым элементом верховенства права и необходима для беспристрастности судей и функционирования судебной системы;
Подчеркивая, что независимость судейского корпуса обеспечивает каждому право на справедливое судебное разбирательство и вследствие этого является не привилегией судей, а гарантией соблюдения прав человека и основных свобод, позволяющей каждому человеку доверять судебной системе;
Осознавая необходимость обеспечения судьям гарантии их положения и полномочий для создания эффективной и справедливой правовой системы и поощрения их за активное участие в функционировании судебной системы;
Зная о необходимости обеспечения надлежащего осуществления функций судей, их обязанностей и полномочий, направленных на защиту интересов всех лиц;
Желая познакомиться с разнообразным опытом государств-членов относительно организации работы судебных учреждений в соответствии с принципом верховенства права;
Принимая во внимание разнообразие правовых систем, конституционных положений и подходов к разделению властей;
Отмечая, что ничто в этой Рекомендации не направлено на умаление гарантий независимости, предоставленных судьям конституциями или правовыми системами государств-членов;
Отмечая, что конституции или правовые системы некоторых государств-членов учреждают совет, именуемый в настоящей Рекомендации "совет судей";
Желая способствовать поддержанию отношений между органами судебной власти и судьями различных государств-членов для развития единой судебной культуры;
Полагая, что Рекомендация Rec (94) 12 Комитета Министров Совета о независимости, эффективности и роли судей требует существенного обновления для усиления всех мер, необходимых для содействия независимости судей, гарантий эффективности их работы и ее повышения, укрепления роли отдельных судей и судейского корпуса в целом,
Рекомендует правительствам государств-членов ЕС принять меры для того, чтобы обеспечить применение положений, содержащихся в Дополнении к настоящей Рекомендации, которая заменяет упомянутую выше Рекомендацию Rec (94) 12, в своем законодательстве, политике и практике, а также предоставить судьям возможность осуществлять свои функции в соответствии с этими положениями.
Дополнение к Рекомендации Rec (2010)12
Глава I - Общие положения
Сфера действия настоящей Рекомендации
1. Настоящая Рекомендация применяется ко всем лицам, осуществляющим судебные функции, включая тех, кто занимается вопросами конституционного права.
2. Положения, изложенные в настоящей Рекомендации, также применяются в отношении непрофессиональных судей, за исключением случаев, когда из контекста ясно, что они применяются только к профессиональным судьям.
Независимость судей и уровень, на котором она должна гарантироваться
3. Целью обеспечения независимости, как установлено в Статье 6 Конвенции, является гарантирование каждому права на справедливое судебное разбирательство своего дела исключительно на основании законодательства и без какого бы то ни было неправомерного влияния.
4. Независимость отдельных судей гарантируется независимостью судейского корпуса в целом. Это является основным аспектом верховенства права.
5. Судьи должны иметь неограниченную свободу беспристрастного рассмотрения дел в соответствии с законодательством и собственным толкованием фактов.
6. Судьи должны быть наделены достаточной властью и иметь возможность применять ее для выполнения своих обязанностей, сохранения своих полномочий и авторитета суда. Все лица, причастные к делу, включая государственные органы и их представителей, должны подчиняться полномочиям судьи.
7. Независимость судьи и судейского корпуса должна быть закреплена в конституции или на самом высоком правовом уровне государств-членов. Более конкретные нормы должны быть предусмотрены на законодательном уровне.
8. Если судьи полагают, что их независимость оказалась под угрозой, они должны иметь возможность обратиться в совет судей или другой независимый орган, или же они должны располагать действенными средствами правовой защиты.
9. Дело не может быть отозвано у того или иного судьи без веских на то оснований. Решение об отзыве дела у судьи должно приниматься на основании объективных, предварительно установленных критериев, с соблюдением прозрачной процедуры органом судебной власти.
10. Только сами судьи могут определять свою компетенцию в конкретных делах, как это установлено законодательством.
Глава II - Внешняя независимость
11. Внешняя независимость не является прерогативой или привилегией, предоставленной для удовлетворения собственных интересов судей. Она предоставляется в интересах верховенства права и лиц, которые добиваются и ожидают беспристрастного правосудия. Независимость судей следует рассматривать как гарантию свободы, уважения прав человека и беспристрастного применения права. Беспристрастность и независимость судей необходимы для обеспечения равенства сторон перед судом.
12. Без ущерба своей независимости судьи и судейский корпус должны поддерживать конструктивные рабочие отношения с учреждениями и государственными органами, которые принимают участие в управлении и администрировании судов, а также с профессионалами, деятельность которых связана с работой судей, с целью содействия действенному и эффективному отправлению правосудия.
13. Следует принять все необходимые меры для обеспечения соблюдения, защиты и содействия независимости и беспристрастности судей.
14. Законодательством должны быть предусмотрены санкции против лиц, которые пытаются неправомерным образом влиять на судей.
15. Судебные решения должны быть обоснованы и объявлены публично. Однако судьи не обязаны объяснять, какими убеждениями они руководствовались при принятии решений.
16. Решения судей не подлежат пересмотру вне рамок предусмотренных законодательством процедур обжалования.
17. За исключением решений об амнистии, помиловании или по аналогичным вопросам исполнительная и законодательная власти не должны принимать решения, которые отменяют судебные решения.
18. Комментируя решение судей, исполнительная и законодательная власти должны избегать критики, которая может подорвать независимость судейского корпуса или доверие общества к нему. Им также следует избегать действий, которые могут поставить под сомнение их желание выполнять решения судей, за исключением случаев, когда они намерены их обжаловать.
19. Судебные разбирательства и вопросы, касающиеся отправления правосудия, представляют общественный интерес. Однако право на получение информации о судебных вопросах должно осуществляться с учетом ограничений, установленных независимостью судей. Приветствуется создание должностей пресс-секретарей судов или отделов по вопросам прессы и связям с общественностью под контролем судов или советов судей или других независимых органов. Судьям следует проявлять сдержанность в отношениях со средствами массовой информации.
20. Судьи не могут эффективно отправлять правосудие без доверия общественности, поскольку являются частью общества, которому служат. Им следует быть осведомленными относительно ожиданий общества от судебной системы и жалоб на ее функционирование. Постоянные механизмы получения такой информации, созданные советами судей или другими независимыми органами, могли бы способствовать этому.
21. Судьи могут заниматься деятельностью, которая не относится к их официальным функциям. Во избежание фактических или предполагаемых конфликтов интересов такая деятельность должна быть совместимой с их беспристрастностью и независимостью.
Глава III - Внутренняя независимость
22. Принцип независимости судей означает независимость каждого отдельного судьи при осуществлении им функций вынесения решений. В процессе принятия решений судьи должны быть независимыми и беспристрастными, а также должны иметь возможность действовать без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, какого-либо органа, в том числе внутренних органов судебной власти. Иерархическая организация судебной власти не должна подрывать независимость отдельного судьи.
23. Вышестоящие суды не должны давать судьям указаний относительно того, какие решения нужно принимать в конкретных делах, за исключением предварительных постановлений или при решении вопроса о выборе средств правовой защиты в соответствии с законодательством.
24. Распределение дел среди судей суда должно проводиться на основании предварительно установленных критериев с целью охраны права на независимость и беспристрастность судьи. На такое распределение дел не должны влиять желания стороны по делу или других лиц, заинтересованных в исходе дела.
25. Судьи должны иметь свободу создавать профессиональные организации, целью которых является защита их независимости, интересов и содействие утверждению верховенства права, и присоединяться к таким организациям.
Глава IV - Совет судей
26. Советы судей являются независимыми органами, созданными в соответствии с законодательством или конституцией, которые стремятся сохранить независимость судейского корпуса и отдельных судей и таким образом способствовать эффективному функционированию судебной системы.
27. Не менее половины членов таких советов должны быть судьями, которых выбирают сами же судьи из судов всех уровней с уважением плюрализма в судебной системе.
28. Советы судей должны демонстрировать высочайший уровень прозрачности в отношении судей и общества, совершенствуя предварительно установленные процедуры и принимая обоснованные решения.
29. При осуществлении своих функций советы судей не должны вмешиваться в независимость отдельных судей.
Глава V - Независимость, эффективность, ресурсы
30. Эффективность судей и судебной системы является необходимым условием защиты прав каждого, выполнения требований Статьи 6 Конвенции, правовой определенности и веры общественности в верховенство права.
31. Эффективностью является принятие качественных решений в разумный срок после справедливого рассмотрения дел. Судьи обязаны обеспечивать эффективное ведение дел, за которые они несут ответственность, включая принудительное исполнение решений, входящих в их юрисдикцию.
32. Органы, отвечающие за организацию и функционирование судебной системы, обязаны обеспечивать судьям условия, которые дают им возможность выполнять свою миссию, и добиваться эффективности при защите и уважении независимости и беспристрастности судей.
Ресурсы
33. Каждое государство должно выделять судам достаточно ресурсов, средств и оборудования, чтобы они могли функционировать в соответствии со стандартами, установленными в Статье 6 Конвенции, а также для того, чтобы судьи могли эффективно работать.
34. Судьи должны быть обеспечены информацией, необходимой для принятия соответствующих процессуальных решений, если такие решения имеют финансовые последствия. Полномочия судьи принимать решения в конкретном деле не должны ограничиваться лишь требованием наиболее эффективного использования ресурсов.
35. В судах должно работать достаточное количество судей и квалифицированного вспомогательного персонала.
36. Для предупреждения и уменьшения чрезмерной рабочей нагрузки в судах нужно принять меры, согласующиеся с независимостью судей, для передачи осуществления несудебных функций другим лицам с соответствующей квалификацией.
37. Использование электронных систем ведения дел и технологий связи и передачи информации должно продвигаться и органами власти, и судьями. Использование таких систем и технологий в судах, соответственно, должно приветствоваться.
38. Следует принять все необходимые меры для обеспечения безопасности судей. Эти меры могут включать защиту судов и судей, которые могут стать или уже стали жертвами угроз или актов насилия.
Альтернативное разрешение споров
39. Следует содействовать применению механизмов альтернативного разрешения споров.
Администрирование судов
40. При подготовке бюджета судебной системы могут проводиться консультации с советами судей (где они существуют) или другими независимыми органами, которые отвечают за администрирование судов, с судьями и/или профессиональными организациями судей.
41. Следует поощрять судей за принятие участия в администрировании судов.
Оценивание
42. С целью содействия эффективному отправлению правосудия и постоянному повышению его качества государства-члены должны внедрять системы оценивания судей органами судебной власти в соответствии с параграфом 58.
Международное измерение
43. Государствам следует обеспечить суды соответствующими средствами для обеспечения эффективного осуществления судьями своих функций при рассмотрении дел, в которых участвуют иностранные или международные элементы, поддерживать международное сотрудничество и отношения между судьями.
Глава VI - Статус судей
Отбор и продвижение по службе
44. Решения, касающиеся отбора и продвижения судей по службе, должны основываться на объективных критериях, предварительно определенных законодательством или компетентными органами. Такие решения должны основываться на личных заслугах и учитывать квалификацию, умения и потенциал, необходимые для вынесения решения по делу с применением законодательства и уважением человеческого достоинства.
45. Относительно судей или кандидатов на должность судьи не должно быть никакой дискриминации на основании пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, собственности, инвалидности, рождения, сексуальной ориентации или других признаков. Требование о том, что судья или кандидат на должность судьи должен быть гражданином соответствующего государства, не должно считаться дискриминационным.
46. Орган, принимающий решение относительно отбора и продвижения судей по службе, должен быть независимым от исполнительной и законодательной властей. Для обеспечения независимости такого органа не менее половины его членов должны составлять судьи, избранные самими судьями.
47. Однако когда конституционными или иными правовыми положениями предусмотрено, что решение об отборе и продвижении судей по службе принимает глава государства, правительство или законодательная власть, независимый и компетентный орган, значительное количество членов которого сформировано из судей (без ущерба действию правил, применяемых к советам судей, содержащимся в Главе IV), должен быть наделен полномочиями представлять рекомендации или выражать мнения, которые соответствующий орган, занимающийся назначением, должен применять на практике.
48. Членство независимых органов, указанных в параграфах 46 и 47, должно обеспечивать максимально широкое представительство. Их деятельность должна быть прозрачной; причины принятия решений должны предоставляться по требованию заявителей. Кандидат, не прошедший отбор, должен иметь право обжаловать решение или по крайней мере процедуру, в соответствии с которой было принято это решение.
Срок пребывания в должности и несменяемость
49. Обеспечение срока пребывания в должности и несменяемость являются ключевыми элементами независимости судей. Соответственно, судьи должны иметь гарантированный срок пребывания в должности до достижения ими предельного возраста, если таковой существует.
50. Срок пребывания судей в должности должен устанавливаться законодательством. Назначение на должность на постоянной основе должно быть приостановлено только в случаях существенных нарушений дисциплинарных или уголовных норм, определенных законодательством, или если судья больше не может осуществлять свои профессиональные функции. Досрочный выход судьи в отставку должен быть возможен лишь по просьбе соответствующего судьи или по медицинским показаниям.
51. Если судья принимается на должность на испытательный или на определенный срок, решение о подтверждении или продолжение такого назначение должно приниматься только в соответствии с параграфом 44, чтобы обеспечить полное соблюдение принципа независимости судейского корпуса.
52. Судья не может получить новое назначение или быть переведен на другую судебную должность без его согласия на это, за исключением случаев применения к нему дисциплинарных санкций или реформирования организации судебной системы.
Вознаграждение
53. Основные правила относительно системы вознаграждения профессиональных судей должны устанавливаться законодательством.
54. Вознаграждение судей должно соответствовать их профессии и выполняемым обязанностям, а также быть достаточным, чтобы защитить их от действия стимулов, через которые можно влиять на их решения. Должны существовать гарантии сохранения надлежащего вознаграждения в случае болезни, отпуска по уходу за ребенком, а также гарантии выплаты пенсии при выходе в отставку, которая должна в разумной мере соответствовать их вознаграждению во время работы. Следует принять специальные законодательные положения для защиты вознаграждения судей от уменьшения.
55. Следует избегать внедрения систем, в которых основная часть вознаграждения судей зависит от их производительности труда, поскольку в таком случае могут возникнуть препятствия для независимости судей.
Обучение
56. Судьям должно обеспечиваться теоретическое и практическое начальное обучение и обучение без отрыва от работы, которое полностью финансируется государством. В это обучение должны входить предметы экономической, социальной и культурологической тематики, связанные с осуществлением судебных функций. Интенсивность и продолжительность такого обучения должны определяться с учетом предыдущего профессионального опыта.
57. Независимый орган должен обеспечить в полном соответствии с образовательной автономией то, что программы начального обучения и обучения без отрыва от работы отвечают требованиям открытости, компетентности и беспристрастности, свойственным должности судьи.
Оценивание
58. Если органы судебной власти устанавливают системы оценивания работы судей, такие системы должны основываться на объективных критериях. Эти критерии должны быть опубликованы компетентным органом судебной власти. Процедура должна позволять судьям высказывать мнение относительно собственной деятельности и ее оценки, а также обжаловать оценки в независимом органе или суде.
Глава VII - Обязанности и обязательства
Обязанности
59. Судьи во время проведения судебного разбирательства должны защищать права и свободы всех лиц одинаково, уважая их достоинство.
60. При рассмотрении всех дел судьи должны действовать независимо и беспристрастно, обеспечивать сторонам возможность быть объективно выслушанными, объяснять при необходимости процессуальные вопросы. Судьи должны действовать без любого неправомерного внешнего влияния на судопроизводство и соответственно вести себя.
61. Судьи должны выносить решения по делам, которые переданы им на рассмотрение. Они могут отказаться от дела или его рассмотрения только в том случае, если для этого есть веские причины.
62. Судьи должны рассматривать каждое дело с должной тщательностью и в разумный срок.
63. Судьи должны четко излагать причины принятия решений простым и понятным языком.
64. В соответствующих делах судьи должны содействовать заключению сторонами мирового соглашения.
65. Судьи должны регулярно повышать и совершенствовать свой профессиональный уровень.
Ответственность и дисциплинарное производство
66. Толкование законодательства, оценка фактов или доказательств, которые осуществляют судьи для разрешения дел, не должны порождать возникновение гражданской или дисциплинарной ответственности, за исключением случаев преступного умысла или грубой небрежности.
67. Только государство может добиваться гражданской ответственности судьи, подав жалобу в суд в случае, когда этот судья должен был присудить компенсацию.
68. Толкование законодательства, оценка фактов или доказательств, которые осуществляют судьи для разрешения дел, не должны порождать возникновение уголовной ответственности, кроме случаев преступного намерения.
69. Дисциплинарное производство может быть инициировано, если судья не исполняет свои обязанности эффективно и надлежащим образом. Такие производства должен вести независимый орган или суд с предоставлением всех гарантий справедливого судебного разбирательства и права на обжалование решения и наказания. Дисциплинарные санкции должны быть пропорциональными.
70. Судьи не должны нести личную ответственность за случаи, когда их решения были отменены или изменены в апелляционном порядке.
71. Вне рамок осуществления судебных функций судья может быть привлечен к ответственности в соответствии с гражданским, уголовным или административным правом, как и все другие граждане.
Глава VIII - Этика судей
72. Судьи в своей деятельности должны руководствоваться этическими принципами профессионального поведения. Эти принципы могут содержать не только обязанности, невыполнение которых влечет применение дисциплинарных санкций, но и предлагать правила для судей относительно их поведения.
73. Эти принципы должны быть закреплены в кодексах этики судей, которые повышают доверие общественности к судьям и судебной системе. Судьи должны играть ведущую роль в разработке таких кодексов.
74. Судьи должны иметь возможность получить совет относительно этики судей в органе судебной власти.
_____________________________
*(1) RECOMMENDATION СM/Rec (2010) 12 OF THE COMMITTEE OF MINISTERS TO MEMBER STATES ON JUDGES: INDEPENDENCE, EFFICIENCY AND RESPONSIBILITIES
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Комитета Министров Совета Европы N Rec (2010)12 государствам-членам о судьях: независимость, эффективность и ответственность (принята Комитетом Министров 17 ноября 2010 г. на 1098-м заседании Комитета Министров)
Перевод - Т.М. Машкина
Текст рекомендаций официально опубликован не был