Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1687 (2004) от 23 ноября 2004 г.
о борьбе с терроризмом средствами культуры*, **
Парламентская Ассамблея
1. Столкнувшись с растущей угрозой терроризма в мире, Парламентская Ассамблея подчеркивает необходимость комплексного подхода к борьбе с терроризмом, сочетающего средства культуры с политическими, экономическими, правовыми и социальными средствами. И тут нельзя путать слепой терроризм и его невинных жертв с тем, что иногда является актами сопротивления угнетению и нарушению прав человека.
2. Культура во всех ее аспектах - искусство, наследие, религия, средства массовой информации, наука, образование, молодежь и спорт - может играть важную роль в предотвращении формирования террористического менталитета, разубеждении будущих террористов и отрезании их от широкой поддержки. Однако ее значение в этом отношении часто недооценивается.
3. Основа любого действия средствами культуры, направленного против терроризма, лежит в понимании сложной и тонкой связи между терроризмом и его культурным контекстом.
4. Ассамблея выступает решительно против попыток квалифицировать любую особую мировую, национальную, региональную или местную культуру как террористическую. В то же время при определенных условиях любое общество способно генерировать терроризм. Экстремистская интерпретация элементов определенной культуры или религии, таких как героическая мученическая смерть, самопожертвование, апокалипсис или священная война, а также светских идеологий (националистических и революционных), может также быть использована для оправдания террористических актов.
5. Однако культура сама все чаще становится мишенью терроризма. Помимо физического ущерба и разрушения памятников, соборов или символов определенной культуры и образа жизни такие террористические акты нацелены на культурную самобытность народа или группы населения. Они также причиняют ущерб культурному наследию, которое является общим для всех людей в мире.
6. Глобализация и информационное общество позволяют обеспечить беспрецедентный контакт и взаимодействие между народами, идеями и культурами. Однако некоторые их аспекты потенциально могут благоприятствовать развитию терроризма и идеологий, которые способствуют ему различными путями:
6.1. увеличивается разрыв между богатыми и бедными нациями и группами населения. Нищета, угнетение, несоблюдение прав человека, чувство несправедливости и нехватка радужных перспектив обеспечивают питательную почву для всех видов насилия;
6.2. мировое доминирование западной культуры в ее наиболее коммерциализированных формах, основанное на насилии, деньгах и сексе, воспринимается более традиционными обществами как глубоко оскорбительное и резко противоречит высоким стандартам демократии, которые она призвана отражать;
6.3. глобальная деревня, созданная современными средствами массовой информации и интернетом, привела к тому, что террористические акты получают такую общественную известность, как никогда ранее. Таким образом, террористические акты представляются экстремистам наиболее результативными и "рентабельными" средствами донесения своей идеи;
6.4. современные информационные технологии также позволяют террористическим группам значительно лучше осуществлять коммуникационное и сетевое взаимодействие, что ведет к новой форме международного терроризма, не привязанного к конкретной территории или культуре, даже если о принадлежности к определенной территории или культуре заявлено;
6.5. зависимость от информационных технологий привела к появлению кибертерроризма, угрожающего функционированию современной жизни посредством манипулирования компьютерными системами.
7. Ассамблея приветствует ответственное освещение средствами массовой информации террористических актов и проведение общественных дебатов по вопросам терроризма, а также поддерживает дальнейшее обсуждение с работниками средств массовой информации соответствующих профессиональных этических норм.
8. Широкое признание терроризма связано с тем, что в обществе в целом насилие признается средством разрешения конфликтов, что подвергается критике Ассамблеей.
9. Становится жизненно важным рассматривать образование не только в количественном, но и в качественном плане как средство передачи не только знаний, но и ценностей и как средство развития критического ума. Образование должно также предоставлять людям возможность полноценного участия в развитии демократического, справедливого и беспристрастного общества, в котором нет места терроризму.
10. Задача образования в дальнейшем - улучшение взаимопонимания между различными группами и культурами. Главной целью любой культурной акции, направленной на борьбу с терроризмом, должно стать формирование культуры терпимости, диалога, понимания, уважения и плюрализма. Это, в свою очередь, уменьшит ореол героизма, окружающий террористов, и поможет добиться неприятия обществом террористических актов.
11. Ассамблея отмечает, что некоторые проекты Совета Европы способствовали достижению таких целей, например, проекты по образованию граждан демократического общества, по преподаванию истории, по борьбе с насилием или по межкультурному диалогу и предотвращению конфликтов. Она также приветствует Декларацию о межкультурном диалоге и предотвращении конфликтов, принятую Министрами культуры стран Европы в Опатии в 22 октября 2003 г., Декларацию о межкультурном образовании в новом европейском контексте, принятую Министрами образования стран Европы в Афинах 12 ноября 2003 г., и продолжающуюся работу над декларацией о свободе выражения мнения и информации в контексте борьбы против терроризма. Однако необходимы дальнейшие, более конкретные действия различных секторов Организации.
12. Ассамблея в связи с этим рекомендует Совету Европы:
12.1. включить соответствующие положения о роли культуры в будущую комплексную конвенцию Совета Европы о борьбе с терроризмом, как уже было рекомендовано Ассамблеей;
12.2. обеспечить согласованность действий органов Совета Европы, занимающихся вопросами борьбы против терроризма и вопросами культуры;
12.3. организовать европейскую конференцию по борьбе с терроризмом средствами культуры с привлечением других европейских и международных органов;
12.4 сделать межкультурный и межрелигиозный диалог и предотвращение конфликтов одним из основных направлений деятельности Совета Европы и предусмотреть это в плане действий и итоговой декларации, которые будут приняты на 3-ем Саммите глав государств и правительств Совета Европы;
12.5. развивать и далее укреплять проекты, направленные на:
а. стимулирование серьезного осмысления и исследования терроризма и культуры с целью лучшего понимания и контроля причин появления и развития терроризма;
b. развитие образовательных программ, направленных на получение более глубоких знаний о различных культурах и религиях, гарантирующих выход за пределы европейского измерения;
с. продолжение работы по преподаванию истории и пересмотру школьных учебников, распространяя это на соседние с Европой страны, с целью ослабить предрассудки и стереотипы и избавиться от подстрекательства к терроризму;
d. стимулирование дискуссий среди молодежи по вопросам терроризма; поддержку работы молодежи разных стран как способа дать конкретное выражение межкультурному диалогу; дальнейшее развитие молодежных проектов по предотвращению конфликтов и содействию формирования культуры мира;
е. развитие образования в области прав человека и образования гражданина, способствуя таким образом лучшему пониманию прав человека и способов их защиты;
f. обеспечение того, чтобы государства в своей политике в отношении средств массовой информации и интернета добились баланса между защитой прав человека и борьбой против терроризма;
g. обеспечение во всех государствах-членах ЕС надлежащей правовой и политической системы для свободы выражения мнения и истинного представления всех мнений, политических взглядов, религиозных убеждений и культурных меньшинств;
h. развитие межобщинной культурной деятельности как средства ослабления напряженности между общинами;
i. содействие достижению понимания и терпимости посредством поощрения распространения культурных и аудиовизуальных произведений из других частей света и поддержку мобильности и обмена художниками, исполнителями, исследователями и учеными;
12.6. разрабатывать культурные проекты, нацеленные на определенные критические области напряженности и потенциального терроризма в Европе;
12.7. поддерживать и активно участвовать в разработке международных документов по вопросам культурного многообразия, сотрудничества и диалога;
12.8. укреплять диалог и культурное взаимодействие между европейскими и соседними странами в соответствии с положениями Резолюции Ассамблеи 1313 (2003) и Рекомендации 1590 (2003) о культурном взаимодействии между Европой и странами Южного Средиземноморья.
_____________________________
* (смотрите Док. 10341, доклад Комитета по культуре, науке и образованию, докладчик: г-н Сударенков). Текст принят Постоянным комитетом, действующим от лица Ассамблеи, 23 ноября 2004 г.
** Recommendation N 1687 (2004) Parliamentary Assembly Combating terrorism through culture of 23 November 2004.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1687 (2004) от 23 ноября 2004 г. о борьбе с терроризмом средствами культуры
Переводчик - Машкина Т.М.
Текст рекомендаций официально опубликован не был