Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения г. Москвы
от 1 марта 2013 г. N 184
Положение
об организации деятельности отделений (кабинетов) медицинской профилактики медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность отделения (кабинета) медицинской профилактики медицинской организации государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающей первичную медико-санитарную помощь взрослому населению (далее - медицинская организация).
1.2. Отделение (кабинет) медицинской профилактики создается в составе медицинской организации.
2. Задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики
2.1. Проведение профилактических медицинских мероприятий и услуг населению, согласование профилактической деятельности с врачами-терапевтами участковыми медицинской организации, центрами здоровья и территориальным центром медицинской профилактики.
2.2. Участие в формировании системы информационного обеспечения населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, формировании здорового образа жизни, способствующего снижению воздействия различных факторов риска для здоровья.
2.3. Применение современных организационных технологий профилактической работы и медицинской помощи (индивидуального и группового профилактического консультирования) по коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Москвы (далее - хронические неинфекционные заболевания). Организация работы по проведению диспансеризации населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации.
2.4. Обучение населения и различных целевых групп формам и методам самоконтроля, правилам действий при развитии неотложных состояний, являющихся основной причиной преждевременной смертности населения (острый коронарный синдром, острое нарушение мозгового кровообращения, внезапная сердечная смерть) и необходимости своевременного вызова скорой медицинской помощи, укрепления здоровья и личной профилактики, формирование адекватных состоянию здоровья физических нагрузок, поведенческих реакций и здоровье сберегающих технологий.
2.5. Формирование мотивации к здоровому образу жизни и предупреждение развитая отклонений в состоянии здоровья, заболеваний и их прогрессирования. развития осложнений, утраты работоспособности и дезадаптации в обществе.
2.6. Проведение диспансерного наблюдения граждан, отнесенных по результатам диспансеризации и профилактического медицинского осмотра к 2-й группе здоровья, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком или очень высоком суммарном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
2.7. Проведение социологических опросов медицинских работников и обслуживаемого населения по вопросам здорового образа жизни и профилактики заболеваний, потребности в профилактической медицинской помощи, объема и качества получаемых профилактических медицинских услуг.
3. Функции отделения медицинской профилактики
3.1. Организация и проведение первичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний на индивидуальном, групповом и популяционном уровне среди населения территории обслуживания.
3.2. Методическое руководство и координация деятельности врачей и среднего медицинского персонала медицинской организации по проведению мероприятий профилактики хронических неинфекционных заболеваний с учетом рекомендаций территориального центра здоровья и городского Центра медицинской профилактики.
3.3. Выявление основных факторов риска неинфекционных заболеваний среди населения (табакокурение, злоупотребление алкоголем, повышение уровня артериального давления, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела, гиперхолестеринемия, повышение уровня глюкозы крови и др.), определение суммарного сердечно-сосудистого риска.
3.4. Участие в организации и проведение диспансеризации населения в соответствии с порядком диспансеризации взрослого населения.
3.5. Диспансерное наблюдение лиц, не имеющих хронических неинфекционных заболеваний, но имеющих высокий и очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск в соответствии с порядком диспансерного наблюдения взрослого населения.
3.6. Оказание медицинской помощи лицам, желающим устранить или снизить уровни факторов риска хронических неинфекционных заболеваний.
3.7. Организация и проведение группового консультирования по вопросам медицинской профилактики (групповые методы профилактики заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и смертности населения: школа профилактики артериальной гипертензии, школа профилактики ишемической болезни сердца и других болезней атеросклеротического генеза, школа профилактики онкологических заболеваний у мужчин, школа профилактики онкологических заболеваний у женщин, школа профилактики алкогольных и других бытовых отравлений, школа профилактики сахарного диабета, школа профилактики острого панкреатита, острого холецистита и желудочно-кишечных кровотечений, школа профилактики бронхиальной астмы, школа профилактики заболеваний суставов и позвоночника, школа здорового питания, школа по управлению стрессом, школа для пациентов высокого и очень высокого риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, с отработкой навыков неотложных действий и своевременного вызова скорой медицинской помощи).
3.8. Пропаганда здорового образа жизни и повышение уровня информированности населения в области профилактики неинфекционных заболеваний.
3.9. Оказание психологической (психотерапевтической) помощи пациентам, испытывающим затруднения по отказу от вредных привычек и коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний.
3.10. Организация и проведение профилактических прививочных кампаний.
3.11. Ведение учетной и отчетной документации.
4. Структура и штаты отделения (кабинета) медицинской профилактики
- кабинет заведующего отделением медицинской профилактики;
- кабинет старшей медицинской сестры отделения;
в том числе в каждом филиале:
- кабинет медицинской профилактики;
- кабинет доврачебного контроля и координации проведения диспансерных и профилактических медицинских осмотров;
- кабинет по коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний;
- кабинет иммунопрофилактики (процедурный кабинет);
- кабинет централизованного учета мониторинга диспансеризации.
N |
Наименование |
Количество |
1 |
Заведующий отделением (кабинетом) медицинской профилактики (врач-специалист) |
1,0 на отделение |
2 |
Старшая медицинская сестра отделения медицинской профилактики |
1,0 на отделение |
3 |
Врач-специалист (фельдшер) кабинета медицинской профилактики |
0,5 должности на 5 тыс. обслуживаемого населения |
4 |
Заведующий кабинетом доврачебного контроля, координации проведения диспансеризации и медицинских осмотров (фельдшер) |
1,0 на кабинет |
5 |
Медицинская сестра кабинета доврачебного контроля, координации проведения диспансеризации и медицинских осмотров |
1,0 должность на 5 тыс. обслуживаемого населения |
6 |
Медицинская сестра отделения (кабинета) медицинской профилактики |
1,0 на кабинет медицинской профилактики |
7 |
Медицинская сестра процедурной (кабинета иммунопрофилактики) |
1,0 должность на 10 тыс. обслуживаемого населения |
8 |
Медицинский регистратор кабинета централизованного учета и мониторинга диспансеризации населения |
1,0 на кабинет |
9 |
Санитарка |
1,0 на 3 кабинета отделения 1,0 на процедурный кабинет |
5. Рекомендованное оснащение отделения (кабинета) медицинской профилактики
|
Наименование |
количество |
1 |
Персональный компьютер |
по числу рабочих мест |
2 |
Принтер |
1 на кабинет |
4 |
Офисная множительная техника (ксерокс) |
1 на отделение (в кабинетах по потребности) |
5 |
Планшетный сканер |
1 на отделение |
6 |
Телевизор |
по 1 в кабинете (аудитории) для проведения школ пациентов и |
7 |
DVD-плеер |
|
8 |
DVD-рекодер |
пропаганды здорового образа жизни |
9 |
DVD диски |
по потребности |
10 |
Мультимедиапроектор + ноутбук |
1 на отделение |
11 |
Экран складной |
по 1 в кабинете (аудитории) для проведения школ пациентов и пропаганды здорового образа жизни |
12 |
Экран стационарный |
|
13 |
Пульсометр |
1 на кабинет медицинской профилактики |
14 |
Прибор для измерения артериального давления |
по числу врачей (фельдшеров) отделения медицинской профилактики, 2 на кабинет доврачебного контроля |
15 |
Экспресс-анализатор для определения общего холестерина в крови (с принадлежностями) |
1 на кабинет медицинской профилактики |
16 |
Экспресс-анализатор для определения глюкозы в крови (с принадлежностями) |
1 на кабинет медицинской профилактики |
17 |
Спирометр |
1 на кабинет медицинской профилактики |
18 |
Прибор для определения концентрации угарного газа в выдыхаемом воздухе (смокелайзер) |
1 на кабинет медицинской профилактики |
19 |
Весы |
1 на кабинет медицинской профилактики |
20 |
Ростомер |
1 на кабинет медицинской профилактики |
21 |
Сантиметровая лента |
1 на кабинет медицинской профилактики |
22 |
Секундомер |
1 на кабинет медицинской профилактики 1 на кабинет доврачебного контроля |
23 |
Калькулятор |
1 на кабинет медицинской профилактики 1 на кабинет доврачебного контроля |
24 |
Функциональное кресло |
1 на кабинет психотерапевта (медицинского психолога) |
25 |
Кушетка медицинская |
1 на кабинет |
26 |
Шкаф медицинский |
2 (процедурный кабинет, кабинет доврачебного контроля) |
27 |
Столик для инструментария |
2 (процедурный кабинет, кабинет доврачебного контроля) |
28 |
Емкости для дезинфицирующих растворов |
по потребности |
29 |
Деструктор для игл от одноразовых шприцев |
2 (процедурный кабинет, кабинет доврачебного контроля) |
30 |
Стойка-тележка для мешков под отходы класса А и В |
2 (процедурный кабинет, кабинет доврачебного контроля) |
31 |
Набор для оказания помощи при анафилактическом шоке |
2 (процедурный кабинет, кабинет доврачебного контроля) |
32 |
Шкаф сухожаровый |
1 на процедурный кабинет |
33 |
Лампа-облучатель бактерицидная настенная |
1 на кабинет |
34 |
Лампа-облучатель бактерицидная передвижная |
1 |
35 |
Стол перевязочный |
1 на процедурный кабинет |
36 |
Лампа бестеневая |
2 (процедурный кабинет, кабинет доврачебного контроля) |
37 |
Холодильник для хранения вакцин и медикаментов |
Не менее 2 в процедурном кабинете, |
38 |
Термоконтейнер для вакцин (сумка-холодильник с хладоэлементами) |
По потребности (процедурный кабинет) |
39 |
Биксы разных размеров (набор) |
По потребности |
40 |
Аптечка "АнтиСПИД" |
2 (процедурный кабинет, кабинет доврачебного контроля) |
41 |
Термометр медицинский |
Не менее 1 на кабинет доврачебного контроля |
42 |
Электрокардиографу |
1 на кабинет доврачебного контроля |
43 |
Транспальпебральный или бесконтактный тонометр для измерения внутриглазного давления |
11е менее 1 на кабинет доврачебного контроля |
44 |
Фонендоскоп |
По потребности |
Кабинет централизованного учета и мониторинга диспансеризации прикрепленного населения
1. Кабинет централизованного учета и мониторинга диспансеризации прикрепленного населения организуется в составе отделения медицинской профилактики в каждом филиале медицинской организации
2. Задачи кабинета.
2.1. Взаимодействие с врачами-терапевтами участковыми медицинской организации по вопросам планирования, контроля и подведения итогов диспансеризации прикрепленного населения.
2.2. Прием от врачей терапевтов участковых повозрастных списков лиц, подлежащих диспансеризации в текущем году, по каждому участку. Формирование общего повозрастного списка лиц, подлежащих диспансеризации в медицинской организации в текущем году и составление план-графика прохождения диспансеризации прикрепленного населения.
2.3. Планирование работы медицинской организации по проведению диспансеризации населения и профилактических медицинских осмотров населения, работы структурных подразделений и отдельных специалистов (на предстоящий год, квартал, месяц и т.д.).
2.4. Контроль за прохождением диспансеризации, ежедневное информирование заведующего отделением и еженедельное информирование руководства медицинской организации о выполнении плана-графика прохождения диспансеризации прикрепленного населения.
2.5. Составление отчетных данных.
2.6. Ведение централизованной картотеки учета диспансеризации прикрепленного населения (картотека является местом накопления, хранения и получения данных о диспансеризации и профилактических медицинских осмотров, цель ее создания).
3. Обязанности медицинского регистратора, ответственного за ведение картотеки входит:
3.1. Подготовка карт учета к рабочему состоянию, т.е. контроль правильности заполнения карт, участие в заполнении, рейтирование карт и прочее.
3.2. Введение новых карт в массив картотеки и своевременное изъятие либо замена отработанных карт.
3.3. Текущая и своевременная разноска данных о проведенных и "незавершенных" диспансерных обследованиях из первичных медицинских документов в карты учета диспансеризации (профилактического медицинского осмотра).
3.4. Участие в работе по составлению и подготовке отчетных данных по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам.
3.5. Контроль за аккуратным заполнением карт учета, бережной эксплуатацией и сохранностью картотеки, а также соблюдением режима по допуску лиц, которым разрешена работа с картотекой ("Карта учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)" после окончания ее использования (полном заполнении) или при выбытии лица из района обслуживания хранится в учреждении в течение одного года после последнего отчетного года).
4. На медицинских работников, допускаемых к работе с картотекой (врачи-специалисты, участковые медицинские сестры, медицинские регистраторы и т.д.), составляется список, который утверждается главным врачом.
Кабинет доврачебного контроля, координации проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров
1. Кабинет доврачебного контроля, координации проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров (далее - кабинет доврачебного контроля) организуется в составе отделения медицинской профилактики для выполнения функций координации проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров, выполнения медицинских мероприятий, не требующих врачебной компетенции.
2. Медицинский работник кабинета доврачебного контроля подчиняется заведующему отделением медицинской профилактики (в филиалах медицинской организации врачу-специалисту кабинета медицинской профилактики), на должность медицинского работника кабинета доврачебного контроля назначается специалист, соответствующий квалификационным требованиям к специалистам со средним медицинским образованием, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", по специальности "Медицинская сестра" или "Фельдшер", имеющие соответствующую подготовку по вопросам медицинской профилактики и здорового образа жизни.
3. Задачи кабинета.
3.1. Инструктаж граждан, прибывших на диспансеризацию и профилактический медицинский осмотр о порядке, объеме и последовательности их прохождения.
3.2. Выполнение доврачебных медицинских исследований при проведении диспансеризации и профилактических медицинских осмотров (опрос (анкетирование) на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, антропометрия, измерение артериального давления, определение общего холестерина и глюкозы крови экспресс-методом, измерение внутриглазного давления бесконтактным методом, определение суммарного риска развития сердечно-сосудистых заболеваний).
3.3. Формирование комплекта документов, включая заполнение учетной формы "Маршрутная карта диспансеризации (профилактического медицинского осмотра)", по результатам исследований, проведенных в рамках диспансеризации и медицинского осмотра, для направления пациента к врачам-специалистам.
3.4 Учет граждан, прошедших каждый этап диспансеризации (профилактического медицинского осмотра).
3.5. Прием больных для решения вопроса о срочном направлении к врачу.
3.6. Направление на лабораторные и другие обследования больных, которые в день обращения не нуждаются во врачебном приеме.
3.7. Проведение обратившимся больным при необходимости антропометрии, измерении массы тела, измерение артериального давления, внутриглазного давления (бесконтактным методом), температуры тела, проведение экспресс-диагностики содержания глюкозы и холестерина крови, регистрация ЭКГ; ведение журнала учета обратившихся больных.
3.8. Представление информации при формировании отчетов.
4. Кабинет доврачебного контроля обеспечивается необходимыми помещениями, медицинским оборудованием и инструментарием.
Должностные обязанности заведующего отделением (кабинетом) медицинской профилактики
1. Заведующий отделением медицинской профилактики осуществляет руководство деятельностью отделения в соответствии с Положением об отделении медицинской профилактики, его функциями и задачами; организационно-методическое обеспечение деятельности врачей-специалистов и среднего медицинского персонала медицинской организации по вопросам медицинской профилактики и диспансеризации населения.
2. Координирует и обеспечивает в пределах компетенции деятельность всех кабинетов, входящих в состав отделения, а также координацию деятельности отделения со всеми подразделениями и специалистами медицинской организации при проведении профилактических осмотров, диспансеризации населения и профилактических мероприятий).
3. Планирует профилактическую деятельность медицинской организации на основе планов профилактической работы структурных подразделений, предоставляет сводный план профилактической работы руководителю для утверждения; организует контроль и анализ деятельности медицинской организации по реализации региональных целевых программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
4. Контролирует и анализирует деятельность подразделений и специалистов отделения медицинской профилактики, организует подготовку отчетов по профилактической деятельности медицинской организации, привлекает заинтересованные государственные и негосударственные организации (в том числе СМИ) к социальному партнерству по проблемам общественного здоровья, профилактики заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.
5. Подготавливает проекты локальных нормативных актов, согласовывает сроки и условия проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров, контролирует их исполнение и готовит отчетную информацию по их результатам.
6. Организует подготовку медицинских и немедицинских работников по вопросам медицинской профилактики, сохранения и укрепления здоровья, снижения преждевременной смертности и выхода на инвалидность, а также - по выявлению факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний, их коррекции и пропаганде медицинских и гигиенических знаний по здоровому образу жизни.
7. Взаимодействует с территориальным центром здоровья и центром медицинской профилактики и иными учреждениями и организациями, изучает и организует распространение опыта отдельных организаций, учреждений и предприятий по укреплению здоровья, профилактике заболеваний и содействию здоровому образу жизни.
8. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима.
9. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям.
10. Руководит работой подчиненного ему медицинского персонала, содействует выполнению ими должностных обязанностей и повышению их квалификации.
Должностные обязанности фельдшера (медицинской сестры) кабинета доврачебного контроля, координации проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров
1. Специалист кабинета доврачебного контроля проводит прием папистов, осуществляет доврачебный скрининг состояния здоровья и выявляет наличие и воздействие основных и дополнительных факторов риска.
2. Осуществляет сбор и анализ анамнестических данных.
3. Проводит исследование антропометрических данных пациентов (определение роста, веса), измерение артериального давления и частота пульса, внутриглазного давления, проведение экспресс-исследований по определению показателей глюкозы и холестерина крови.
4. Проводит опрос (анкетирование) пациентов с применением специально разработанных анкет для определения поведенческих и социальных факторов риска, отношения пациентов к этим рискам и наличие мотивации для их снижения.
5. Выявляет отклонения в состоянии здоровья и проводит донозологическую диагностику, информирует пациентов о выявленных отклонениях и возможности их коррекции с применением современных профилактических, оздоровительных и лечебных технологий.
6. Направляет пациентов по результатам доврачебного обследования на консультацию к врачам-специалистам по профилю выявленных отклонений.
7. Ведет учетную и отчетную медицинскую документацию в установленном порядке.
8. Координирует под руководством курирующего врача деятельность медицинских работников в части выявления факторов риска для здоровья населения, пропаганды медицинских и санитарно-гигиенических знаний, формирования здорового образа жизни.
9. Подготавливает соответствующую информацию для формирования отчетов.
10. Принимает участие в подготовке и проведении мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний, выявлению и снижению неблагоприятного воздействия модифицируемых факторов риска.
11. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима.
12. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности медицинской организации, работникам, пациентам и посетителям.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 1 марта 2013 г. N 184 "Об организации деятельности отделений (кабинетов)... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.