Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 мая 2013 г. N 03-02-08/17019
Вопрос: Осуществляю предпринимательскую деятельность на основании Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Вид экономической деятельности по ОКВЭД - рекламная деятельность.
По результатам выездной проверки Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (далее - МИ ФНС) мне было вынесено решение от 29.06.2012 г., которое было обжаловано мной в вышестоящей инстанции - в Управлении Федеральной налоговой службы (далее - УФНС).
В решении N 30 "Об изменении решения налогового органа" УФНС России от 20.08.2012, претензии МИ ФНС к моим договорам с заказчиками были отменены полностью, но были предъявлены новые претензии, т.е. фактически УФНС провело свою проверку.
Оба указанных решения были мной обжалованы в суде первой инстанции - Арбитражном суде. Суд первой инстанции полностью удовлетворил мои требования.
В своём исковом заявлении я ссылаюсь на письмо Федеральной налоговой службы Министерства финансов РФ N 02-7-11/19 от 18.01.2008 г. "О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход". МИ ФНС был дан ответ в "Дополнении по делу":
"Ссылка Истца на письменные разъяснения Минфина РФ является необоснованной в связи с тем, что письма Минфина РФ не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными актами, и указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам и налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах."
Прошу ответить: не противоречит ли данное заявление подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ? Обязаны ли налоговые органы руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о применении подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.
Согласно пункту 1 статьи 34.2 Кодекса Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Указанные письменные разъяснения Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер, не направлены неопределенному кругу лиц, не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения заявителями.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Минфин России дает письменные разъяснения по разъяснению законодательства о налогах и сборах налоговым органам, которые направляются ФНС России для доведения до территориальных налоговых органов.
На официальном сайте ФНС России размещаются письма ФНС России, которые согласовываются с Минфином России. В письме ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@ обращено внимание на необходимость неукоснительного применения налоговыми органами писем ФНС России, размещенных в разделе "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами" сайта ФНС России.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Положение указанного подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
При защите своих интересов налогоплательщик должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах, а также вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.