Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
О приоритетных структурных преобразованиях в системе образования в 2013 году, увязанных с повышением оплаты труда отдельным категориям работников государственных и муниципальных учреждений
Во исполнение протокола заседания рабочей группы Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, Минобрнауки России был направлен проект "дорожной карты" изменений в образовании и науке, направленной на повышение эффективности и качества услуг, в Экспертное управление Президента Российской Федерации (письмо от 14 декабря 2012 г. N МОН-П-3654), Помощнику Президента Российской Федерации А.А. Фурсенко (письмо от 24 декабря 2012 г. N МОН-П-3765) и в субъекты Российской Федерации (письмо от 24 декабря 2012 г. N АП-1094/02).
После утверждения распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2620-р плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", Минобрнауки России подготовило методические рекомендации по приоритетным структурным преобразованиям в системе образования в 2013 году, увязанным с повышением оплаты труда отдельным категориям работников государственных и муниципальных учреждений.
Методические рекомендации
по приоритетным структурным преобразованиям в системе образования в 2013 году, увязанным с повышением оплаты труда отдельным категориям работников государственных и муниципальных учреждений
N |
Наименование направления приоритетного структурного преобразования в 2013 году |
Методические рекомендации |
Характеристики достижения результата |
1. |
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения |
1. Осуществление мероприятий по ликвидации очередности на зачисление детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения с учетом актуальных демографических прогнозов численности детей в возрасте до 7 лет на перспективу до 2020 года; обеспечение повышения охвата детей соответствующего возраста программами дошкольного образования с учетом развития государственно-муниципальной системы дошкольного образования и развития негосударственного сектора дошкольного образования. 2. В рамках развития государственно-муниципальной системы дошкольного образования должны быть предусмотрены меры по: - созданию дополнительных мест для детей дошкольного возраста на свободных площадях образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования детей), недогруженных до проектной мощности; - организации дополнительных мест в семейных дошкольных группах и группах присмотра и ухода, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных дошкольных учреждений; - возврату в систему дошкольного образования ранее переданных зданий детских садов; -реконструкции зданий и помещений функционирующих детских садов с увеличением их мощности путем создания пристроек и надстроек "мансардного типа"; - строительству новых зданий дошкольных учреждений, в том числе модульных и быстровозводимых. 3. В рамках развития негосударственного сектора дошкольного образования должны быть предусмотрены меры по: - развитию на конкурсной основе негосударственных дошкольных образовательных учреждений (далее НОУ) за счет бюджетных средств в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений; - предоставление негосударственным детским садам льготных условий аренды, возможность оплаты ими коммунальных расходов по тарифам, установленным для государственных и муниципальных учреждений; - размещение негосударственных дошкольных учреждений в специально оборудованных помещениях на первых этажах строящихся многоквартирных жилых домов и офисных зданий (корпоративные детские сады); - организацию детских садов на базе вузов для детей сотрудников, студентов, аспирантов; - формирование требований к компаниям, реализующим масштабные программы жилищного строительства, по проектированию и строительству зданий дошкольных образовательных учреждений для организации государственных или негосударственных дошкольных образовательных учреждений. |
Строительство и ввод в эксплуатацию новых моделей детских садов с новым подходом к образовательным технологиям, к планировке образовательных пространств и возможностями их трансформации. Развитие вариативных форм дошкольного образования. Разработка нормативных правовых актов, направленных на поддержку негосударственных учреждений. Увеличение доли детей, обучающихся по программам дошкольного образования, за счет расширения негосударственного сектора дошкольного образования. Сокращение очереди на зачисление в дошкольные учреждения. |
2. |
Кадровое обеспечение системы дошкольного образования |
1. Обеспечение опережающей подготовки педагогических кадров, с учетом введения дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, при планировании государственного (муниципального) задания на программы среднего профессионального образования, в том числе по специальности "Дошкольная педагогика и психология". 2. Разработка и реализация программных мероприятий, направленных на переподготовку педагогических кадров системы дошкольного образования. 3. Обеспечение информационных и организационных условий для переподготовки педагогических кадров системы дошкольного образования. |
Увеличение численности педагогических работников дошкольного образования, получивших педагогическое образование или прошедших переподготовку или повышение квалификации по данному направлению. |
3. |
Разработка и реализация региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях |
1. Проведение мониторинга и сравнительного анализа результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ) в школах, работающих в сложных социальных условиях, с остальными школами региона, с целью обеспечения сокращения отставания от среднероссийского уровня образовательных результатов выпускников школ, работающих в сложных социальных условиях. 2. Проработка вопроса усиления квалифицированного преподавательского состава школ, работающих в сложных социальных условиях, а также формирование программ профильного обучения в таких школах, с учетом необходимости усиления мотивации обучающихся к образовательному процессу и особых требований, возникающих при организации образовательного процесса. |
Повышение среднего балла ЕГЭ в школах, работающих в сложных социальных условиях. Включение программ профильного образования в общеобразовательную программу. Усиление кадрового состава школ, работающих в сложных социальных условиях, через привлечение специалистов, работающих с детьми из неблагополучных семей. |
4. |
Повышение оплаты труда и переход к эффективному контракту с педагогическими работниками общего и дошкольного образования |
1. Обеспечение в 2013 году: - отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций за календарный год к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации за календарный год на уровне не ниже 100 процентов; - отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы педагогических работников организаций дошкольного образования за календарный год к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в системе общего образования в соответствующем субъекте Российской Федерации за календарный год на уровне не ниже 100 процентов; - ежегодной индексации средней заработной платы иных категорий работников образовательных учреждений с учетом прогнозируемого уровня инфляции. 2. Использование в рамках мероприятий по повышению оплаты труда разработанными Минобрнауки России: - модельными методиками формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, а также учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; - модельными методиками введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования. 3. Предусмотреть при реализации мероприятий по повышению оплаты труда: - дифференциацию размера средней заработной платы педагогических работников государственных учреждений, с учетом квалификации, качества и результативности их деятельности и других характеристик; - расчет средней заработной платы педагогических работников как частного от деления фонда начисленной заработной платы штатных педагогических работников соответствующей категории на их списочную численность; - использование для оценки средней заработной платы педагогических работников данных Росстата в соответствии с утвержденной приказом Росстата от 30 октября 2012 г. N 574 формой федерального статистического наблюдения N ЗП-образование; - стимулирование привлечения в образовательные учреждения внебюджетных ассигнований за счет платных услуг (в том числе дополнительного образования) за рамками базовых образовательных программ, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. |
Отношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации на уровне не ниже 100 процентов. Отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дошкольного образования к средней заработной плате в системе общего образования в соответствующем субъекте Российской Федерации на уровне не ниже 100 процентов. Увеличение доли педагогических работников младше 35 лет в общей численности педагогических работников. Увеличение доли средств от реализации платных услуг (в том числе дополнительного образования) за рамками базовых образовательных программ в общем объеме финансирования общеобразовательных учреждений. |
5. |
Подготовка, утверждение и начало реализации региональных программ развития дополнительного образования |
1. При формировании региональных программ развития дополнительного образования и расширения охвата детей соответствующими программами: - предусмотреть расширение объема показателей государственного (муниципального) задания организациям, реализующим программы дополнительного образования детей, с учетом прогнозного увеличения численности детей и молодежи в возрасте от 7 до 18 лет; - разработать программу взаимодействия учреждений культуры и искусства, спорта и образовательных учреждений в части реализации отдельных мероприятий и программ дополнительного образования детей; - проработать вопрос о создании и развитии программ дополнительного образования детей, реализуемых учреждениями общего образования, в том числе в каникулярное время, совместно с учреждениями культуры и искусства, а также вузами и научными организациями в части популяризации науки; - предусмотреть проведение мониторинга состояния материально-технической базы организаций дополнительного образования детей с целью разработки программы развития инфраструктуры данной сферы; - подготовить предложения по созданию современных центров популяризации науки, обеспечивающих реализацию интерактивного обучения (эксплораториумы), центров гуманитарного творчества детей и подростков; - разработать программу реконструкции и ремонта зданий бюджетных организаций, реализующих программы дополнительного образования, с целью перспективного увеличения охвата указанными программами. |
Разработка региональной программы дополнительного образования детей (совместно с учреждениями культуры и искусства, вузами и научными организациями в части популяризации науки). Увеличение численности детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам. |
6. |
Создание условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья |
1. Запланировать проведение мониторинга беспрепятственного доступа к объектам и услугам образования для инвалидов с организацией публичного обсуждения его результатов и преставлением данных в открытом доступе в сети интернет (по всем уровням образования, относящимся к компетенциям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления). 2. С учетом рекомендаций Минобрнауки России актуализировать требования по составу оборудования, необходимого для обучения инвалидов на дому; по передаче компьютеров, закупленных для них, в их собственность и пр. 3. Осуществить разработку региональных программ обеспечения беспрепятственного доступа к объектам и услугам образования для инвалидов на перспективу до 2020 года. |
Увеличение числа образовательных организаций высшего профессионального образования, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем их числе. Увеличение доли организаций профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Увеличения доли общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений. |
7. |
Реализация пилотных проектов по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций |
1. Обеспечить формирование систем сбора и актуализации данных о востребованных региональными рынками труда профессий и направлений подготовки с учетом текущего и перспективного спроса и уровня оплат труда по результатам запросов центров и служб занятости населения и организаций. 2. Учитывать востребованность региональными рынками труда отдельных профессий и направлений подготовки при выборе образовательных программ для реализации пилотных проектов многофункциональных центров прикладных квалификаций. 3. Обеспечить участие работодателей в формировании образовательных содержания, методик преподавания и финансировании программ многофункциональных центров прикладных квалификаций и развертывании актуальных образовательных программ. |
Создание и увеличение числа многофункциональных центров прикладных квалификаций и доли обучающихся в них в общей численности обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования. Увеличение доли обучающихся по востребованным региональными рынками труда направлений подготовки в общей численности обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования. Увеличение внебюджетных средств, полученных центрами прикладных квалификаций. |
См. Методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций, направленные письмом Минобрнауки России от 17 июня 2013 г. N АК-921/06
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 января 2013 г. N АП-9/02 "О приоритетных структурных преобразованиях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.