В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N 23, ст. 2522; N 48, ст. 5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32 ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597; N 17, ст. 1897; N 23, ст. 2719; N 38, ст. 4309; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119; N 18 (часть 2), ст. 2249; N 33, ст. 4086; 2010, N 9, ст. 960; N 13, ст. 1514; N 25, ст. 3169; N 26, ст. 3350; N 30, ст. 4096; N 45, ст. 5851; 2011, N 14, ст. 1935; N 32, ст. 4831, N 42, ст. 5925, 2013, N 11, ст. 1126; N 13, ст. 1555), Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 г. N 674 (Собрание законодательства Российской Федерации 2003, N 45, ст. 4392; 2010, N 31, ст. 4270; 2011, N 8, ст. 1115; N 22, ст. 3185; 2012, N 45, ст. 6245), и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по рассмотрению разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принятию решений, обязательных для исполнения, утвержденным приказом ФСТ России от 12.12.2011 г. N 795-э (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2012 г., регистрационный N 23402), при рассмотрении заявления о разногласиях ОАО "Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова" (регистрационный N ФСТ-3261-31 от 12.02.2013 г.), связанных с установлением тарифов на тепловую энергию, между ОАО "Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова" (далее - Заявитель) и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет), а также представленных сторонами материалов, установлено следующее.
Тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО "Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова", установленные распоряжением Комитета от 26.12.2012 г. N 606-р, регулируются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон). В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 (далее - Основы ценообразования), в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). Пунктом 19 Основ ценообразования установлены основные группы расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, пунктом 20 Основ ценообразования - основные группы расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения).
Согласно подпункту 6 пункта 19 Основ ценообразования к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг), относятся расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
По статье "Затраты на оплату труда" расчет среднемесячной заработной платы персонала ТЭЦ Заявителя, выполненный с учетом положений Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2009-2011 годы (продленного на 2012 г.), подтвердил обоснованность учтенного Комитетом показателя; среднемесячная заработная плата административно-управленческого персонала в составе общехозяйственных расходов не обоснована Заявителем документально: не представлены смета общехозяйственных расходов на 2013 г. с расшифровкой составляющих, расчет расходов на оплату труда административно-управленческого персонала, штатное расписание, распределение расходов по видам деятельности, оборотно-сальдовые ведомости и иные материалы, обосновывающие расходы за предыдущие периоды.
Отчисления на страховые взносы в фонды обязательного страхования и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитаны по ставке 30,2% в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно подпункту 7 пункта 19 Основ ценообразования к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг), относятся расходы на амортизацию основных средств, которая в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
По статье "Амортизация основных средств" представленный Заявителем расчет расходов скорректирован путем исключения сумм амортизационных отчислений по основным средствам, самортизированным в 2013 г., и основным средствам, введенным в 2012 г., затраты на приобретение которых являются инвестициями и в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования должны быть утверждены в установленном порядке в рамках инвестиционной программы.
Согласно подпункту 5 пункта 19 Основ ценообразования к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг), относятся расходы на ремонт основных средств, при определении которых в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования учитываются нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по согласованию с Федеральной службой по тарифам; цены, указанные в пункте 36 Основ ценообразования; программы проведения ремонтных работ, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций, утвержденные в установленном порядке.
С учетом неправомерности позиции Комитета в части обязательности согласования ремонтной программы Заявителя в связи с отсутствием указанного полномочия в числе полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения, установленных пунктом 2 статьи 5 Федерального закона, и недостаточного обоснования Заявителем предлагаемого уровня расходов на 2013 г. (непредставления заключений экспертиз технического состояния, предписаний органов технадзора, дефектных ведомостей, актов осмотра объектов, сметной документации, договоров с подрядными организациями на 2013 г., материалов, подтверждающих заключение договоров по результатам закупочных процедур) расходы по статье "Ремонт основных средств" на 2013 г. рассчитаны путем индексации фактических затрат Заявителя в 2011 г., подтвержденных документально, на индексы цен производителей промышленной продукции, рекомендованные прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации.
Согласно подпункту 8 пункта 19 Основ ценообразования к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг), относятся прочие расходы, в состав которых в соответствии с подпунктом 8 пункта 29 Основ ценообразования включаются расходы на страхование, в соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Основ ценообразования - плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, в соответствии с подпунктом 5 пункта 29 Основ ценообразования - плата за аренду имущества, в соответствии с подпунктом 10 пункта 29 Основ ценообразования - другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по тарифам. В соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания), в состав прочих затрат включаются непроизводственные расходы (налоги и другие обязательные платежи и сборы), в том числе налог на землю.
По статье "Средства на страхование" Комитетом необоснованно принято решение о неучете в тарифах на тепловую энергию, поставляемую Заявителем потребителям, расходов на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
По статье "Плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду" с учетом непредставления Заявителем на тарифное регулирование 2013 г. материалов, обосновывающих расходы в предлагаемом размере (расчета платы за размещение отходов производства и потребления, разрешения надзорного органа на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, документа надзорного органа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сведений о фактически понесенных расходах за предыдущие периоды, подтвержденных документально расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду, представленными в Ростехнадзор, платежными поручениями, формами статистической отчетности), расходы учтены на уровне фактических расходов 2012 г., подтвержденных документально.
С учетом неполноты представления Заявителем материалов, обосновывающих расходы на 2013 г. (договоров аренды земельных участков, уведомлений об изменении арендной платы за земельные участки, документов, подтверждающих право собственности Заявителя на земельные участки и их кадастровую стоимость, документов, подтверждающих фактические расходы за предыдущие периоды), расходы по статье "Налог на землю, арендная плата за землю" признаны обоснованными в размере, утвержденном Комитетом.
По статье "Доля прочих управленческих расходов" требования Заявителя не подлежат удовлетворению по причине непредставления Заявителем материалов, обосновывающих расходы в предлагаемом размере (сметы и расчета общехозяйственных расходов по составляющим на 2013 г., распределения расходов по видам деятельности, договоров, актов выполненных работ, накладных, счетов, оборотно-сальдовых ведомостей и иных документов, подтверждающих расходы за предыдущие периоды).
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. В случае если по итогам расчетного, в том числе долгосрочного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный, в том числе долгосрочный период регулирования. В соответствии с пунктом 21 Методических указаний необходимая валовая выручка регулируемой организации на период регулирования рассчитывается с учетом корректировки по избытку (исключению необоснованных расходов) средств.
По статье "Дельта НВВ (корректировка по избытку (исключение необоснованных расходов) средств и возмещение недостатка средств)" Комитетом правомерно исключены экономически необоснованные расходы Заявителя в части затрат на топливо и прибыли на капитальные вложения, фактически понесенные Заявителем в 2011 г., в связи с отсутствием обоснования увеличения удельного расхода условного топлива на отпущенную тепловую энергию, обусловившего рост объемов расхода газа и затрат на его покупку, при снижении полезного отпуска по сравнению с планом, а также отсутствием источника финансирования "Прибыль" в утвержденной на 2011 г. инвестиционной программе Заявителя.
На основании вышеизложенного приказываю:
1. Признать экономически обоснованным размер расходов, учитываемых при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова" на 2013 г., по следующим статьям затрат:
- "Амортизация основных средств" - 5 813,20 тыс. руб.;
- "Ремонт основных средств" - 10 311,66 тыс. руб.;
- "Средства на страхование" - 376,05 тыс. руб.;
- "Плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду" - 104,32 тыс. руб.
В остальной части разногласий отказать в удовлетворении требований ОАО "Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова".
2. Органу исполнительной власти г. Санкт-Петербург в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
- установить тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО "Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова" на 2013-2014 гг. с учетом пункта 1 настоящего приказа (дополнительному учету подлежат расходы в общей сумме 11 565,61 тыс. руб., в том числе по статьям затрат: "Амортизация основных средств" - 1 322,40 тыс. руб.; "Ремонт основных средств" - 9 771,62 тыс. руб.; "Средства на страхование" - 376,05 тыс. руб.; "Плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду" - 95,54 тыс. руб.);
- установить тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО "Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова" на 2013 г. в течение одного месяца со дня принятия приказа о рассмотрении разногласий;
- в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова" на 2013-2014 гг. проинформировать Федеральную службу по тарифам об исполнении настоящего приказа, представив информацию и документы согласно Приложению к настоящему приказу.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 28 мая 2013 г. N 102-э/3 "О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ОАО "Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова" и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 14 июня 2013 г. N 21