Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 18 июня 2013 г. N 03-05-04-01/22663
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 16.05.2013 N БС-4-11/8769 по вопросу налогообложения земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования ФБУ и сообщает.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) установлено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Правительство Российской Федерации может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. Объект культурного наследия, включенный в реестр и Список всемирного наследия, признается особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации в первоочередном порядке (статья 24 Федерального закона N 73-ФЗ).
Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487, установлено, что к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства. При этом определено, что отнесение указанных объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. Объект культурного наследия, включенный в реестр и Список всемирного наследия, признается особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации в первоочередном порядке (статья 24 Федерального закона N 73-ФЗ).
На основании Указов Президента Российской Федерации от 24.01.1995 N 64 и от 06.11.1993 N 1847 Государственный архив Российской Федерации и Российский государственный архив древних актов включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" определено, что государственный архив - это федеральное государственное учреждение Российской Федерации или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
Таким образом, имущество государственных учреждений (Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива древних актов), составляет предмет государственной охраны объектов культурного наследия.
Статьей 6 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенций мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Из представленных ФНС России материалов следует, что здания архивохранилища находятся на праве оперативного управления ФБУ и на основании договоров переданы в безвозмездное пользование государственным учреждениям: Государственному Архиву Российской Федерации (строения 1-9) и Российскому государственному архиву древних актов (строения 1, 4).
Для признания земельного участка ограниченным в обороте достаточно подтвердить нахождение на земельном участке особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия (письмо Минэкономразвития России от 13.03.2007 N Д08-840, направленное Минфином России в адрес ФНС России письмом от 20.04.2007 N 03-05-05-02/12).
На земельном участке, являющемся единым землепользованием, размещены здания архивохранилища, в том числе здание Центрального государственного архива древних актов, в отношении которого ФБУ имеет Охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия.
Учитывая, что земельный участок ФБУ занят особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации - Российским государственным архивом древних актов, в том числе зданием Центрального государственного архива древних актов, по мнению Департамента, земельный участок, являющимся единым землепользованием, относится к ограниченным в обороте и, следовательно, не является объектом налогообложения по земельному налогу в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса.
Приложение: на 21 листах.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Здания архивохранилища находятся на праве оперативного управления ФБУ и на основании договоров переданы в безвозмездное пользование госучреждениям: Госархиву РФ и Российскому госархиву древних актов.
Разъяснено, что для признания земельного участка ограниченным в обороте достаточно подтвердить нахождение на нем особо ценного объекта культурного наследия народов России, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия.
В рассматриваемой ситуации земельный участок ФБУ, являющийся единым землепользованием, занят особо ценным объектом культурного наследия народов России - Российским госархивом древних актов, в том числе зданием Центрального госархива древних актов. По мнению Минфина России, он относится к ограниченным в обороте. Следовательно, не является объектом обложения земельным налогом.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 18 июня 2013 г. N 03-05-04-01/22663
Текст письма официально опубликован не был