Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Генсовета Федерации
Независимых Профсоюзов РФ
от 22 мая 2013 г.
Концепция
Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на очередной период
Принимая во внимание опыт заключения и реализации генеральных соглашений, действие Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на очередной период (далее - Генеральное соглашение) предлагается определить на срок в три года (2014 - 2016 гг.).
С учетом необходимости обеспечения преемственности в решении задач социально-экономического развития Российской Федерации при подготовке проекта Генерального соглашения на очередной период предлагается взять за основу структуру действующего Генерального соглашения:
I. Экономическая политика.
II. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения.
III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения.
IV. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы.
V. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность.
VI. Социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
VII. Развитие социального партнерства и координация действий сторон Соглашения.
Приоритетные цели Генерального соглашения на очередной период - создание условий, содействующих формированию структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно с точки зрения интересов гocударства, наемных работников, предпринимательства; обеспечение нового, более высокого уровня жизни граждан Российской Федерации, прежде всего за счет кардинального повышения эффективности государственного управления и социальной ответственности экономических субъектов, внедрения принципов достойного труда на основе подходов Международной организации труда.
В связи с этим в Генеральном соглашении на предстоящий период должно найти отражение решение следующих задач.
I. В области экономической политики
1. Модернизация экономики страны, новая индустриализация, для чего в том числе:
опережающее развитие инфраструктуры;
создание высокопроизводительных рабочих мест;
содействие адаптации отраслей российской экономики к функционированию в условиях членства России во Всемирной торговой организации.
2. Взаимная увязка стратегий развития отдельных отраслей, федеральных округов и субъектов Российской Федерации, прогнозов социально-экономического развития страны на средне- и долгосрочную перспективу.
3. Эффективная бюджетная политика, направленная на развитие и повышение качества человеческого потенциала.
4. Эффективная налоговая политика, обеспечивающая реализацию принципа социальной справедливости и стимулирующая инвестиции в развитие производства.
5. Тарифная и ценовая политика, обусловленные необходимостью снижения уровня инфляции и увязанные с динамикой денежных доходов населения.
II. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения
1. Повышение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения, а затем - до минимального потребительского бюджета (восстановительного).
2. Установление минимальных окладов, минимальных ставок заработной платы на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
3. Разработка мер по обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы работников организаций всех форм собственности.
4. Ликвидация задолженности по заработной плате.
5. Совершенствование механизмов защиты материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) или неплатежеспособности организации.
6. Сокращение дифференциации между средней заработной платой самых высоко- и самых низкооплачиваемых групп населения.
7. Государственное обеспечение системной организации нормирования труда и установления типовых (отраслевых, межотраслевых, профессиональных) норм труда.
8. Развитие системы трудовых отношений.
9. Проведение эффективной социальной политики.
III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
1. Обеспечение востребованности граждан Российской Федерации на рынке труда, в том числе:
разработка прогноза баланса трудовых ресурсов на долгосрочную перспективу в региональном и профессионально-квалификационном разрезе;
развитие взаимодействия системы образования, служб занятости, работодателей и профсоюзов;
необходимое финансирование мероприятий активной политики занятости, среднего профессионального образования;
гарантия первого рабочего места для молодежи, впервые вышедшей на рынок труда;
разработка и реализация мер по повышению уровня занятости населения в регионах Северного Кавказа.
2. Обеспечение непрерывного профессионального развития работника, в том числе:
развитие национальной системы квалификации и обеспечение ее взаимосвязи с отраслевыми системами квалификации;
обеспечение доступности профессионального образования и обучения.
3. Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы, в том числе:
совершенствование механизма квотирования;
регулирование труда иностранных работников в рамках Трудового кодекса Российской Федерации;
распространение трудового законодательства Российской Федерации и законодательства о социальном страховании на иностранных работников в полном объеме.
4. Легализация трудовых отношений, создание условий, способствующих переходу от неформальной занятости к формальной.
5. Обеспечение достойного уровня жизни вынужденно безработных граждан.
IV. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы
В целях развития эффективной и устойчивой системы обязательного социального страхования, повышения уровня социальной защиты работающих граждан:
1. Продолжить работу по формированию полноценной системы защиты работников от социальных рисков на основе страховых принципов и осуществлению мер, направленных на обеспечение финансовой устойчивости всей системы обязательного социального страхования.
2. Продолжить работу по рассмотрению и согласованию тарифной политики системы обязательного социального страхования, актуарного обоснования тарифов страховых взносов по конкретным видам социального страхования с учетом необходимости обеспечения страховых обязательств (коэффициентов замещения заработка) не ниже норм, рекомендуемых Международной организацией труда, ратификации Конвенции МОТ N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" как основополагающего документа для построения национальной системы обязательного социального страхования.
3. Содействовать разработке и принятию федеральных законов или иных нормативных актов, предусматривающих:
развитие системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
восстановление и развитие системы общественного питания для работников организаций, предприятий и учреждений;
определение порядка, очередности и объема проведения аттестации и многофакторной экспертизы рабочих мест для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда.
4. Проводить консультации по вопросам:
модернизации системы здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования;
совершенствования социального страхования и расчета пособий по временной нетрудоспособности;
совершенствования пенсионной системы с целью дальнейшего развития трехуровневой пенсионной системы, учитывающей различные категории трудозанятого населения;
формирования корпоративных пенсионных систем;
максимального сохранения прав работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию, в том числе для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
стимулирования участия работников и работодателей в формировании пенсионных накоплений в сфере добровольного негосударственного пенсионного страхования;
формирования финансовых и правовых механизмов, обеспечивающих гарантируемую сохранность и рост пенсионных накоплений в добровольном пенсионном страховании;
формирования пенсионных программ для работников бюджетной сферы в условиях расширения финансово-экономической самостоятельности бюджетных учреждений.
5. Рассматривать предложения о мерах по поддержке деятельности загородных стационарных детских оздоровительных учреждений, организации оздоровления работающих граждан, использованию сети санаториев-профилакториев, учреждений санаторно-курортного лечения и отдыха.
6. Принимать участие в согласовании уровня и объемов социальных услуг и социальных гарантий.
V. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность
Обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является одним из национальных приоритетов и должно рассматриваться в неразрывной связи с решением задач по улучшению условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности с соблюдением интересов работников и работодателей.
При этом для выстраивания системного подхода по решению проблем, имеющихся в области охраны труда, необходимо разработать новую стратегию, направленную на переход от охраны труда к здоровью и безопасности на работе на основе норм международного трудового права.
В период действия Генерального соглашения необходимо:
разработать комплекс мер, направленных на стимулирование технического перевооружения и модернизацию производства. Последовательно снижать долю производственного оборудования с выработанным ресурсом и сроком службы в общем объеме основных производственных фондов;
разработать с учетом международного опыта и утвердить нормативно-методические документы по оценке экономических потерь организации от производственного травматизма и профессиональных заболеваний с учетом прямых и косвенных потерь;
принять международную терминологию по охране здоровья и безопасности на работе согласно руководству МОТ "Учет и уведомление при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях" (1996 год), в частности термины "инцидент" и "опасное происшествие" и новое определение термина "профессиональное заболевание - заболевание, развившееся в результате воздействия факторов риска, связанных с трудовой деятельностью", для возможности управления рисками;
законодательно закрепить понятия "болезни, связанные с работой" ("work-related diseases", в соответствии с рекомендацией экспертов Всемирной организации здравоохранения, 1987 г.) в дополнение к термину "профессиональные заболевания" и в целях реализации принципа расширительной трактовки профзаболеваний, заложенного в перечне МОТ 2010 года, внесение соответствующих дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации;
ввести в действие документ МОТ "Техническое и этическое руководство по медицинским осмотрам работников" (1998 год);
создать эффективную систему медицинской реабилитации работников на основании применения международной "Системы однородных данных по медицинской реабилитации UDS MR", в которой участвует большинство европейских стран;
разработать проект закона об охране здоровья и безопасности труда беременных женщин, недавно родивших и кормящих ребенка грудью матерей (по аналогии с Директивой 92/85ЕЕС от 19 октября 1992 г.), включение в него вопросов охраны репродуктивного здоровья и планирования беременности с позиций медицины труда;
разработать проект закона о безопасности и гигиене труда;
совершенствовать систему и методы проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых в условиях воздействия вредных и опасных производственных факторов;
разработать, внедрить и совершенствовать систему послесменной реабилитации работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, включая профилактику стресса на работе;
разработать и внедрить паспорт здоровья работника, в котором должны фиксироваться профессиональный маршрут, условия труда с указанием диапазона величин и/или класса вредности фактора и кода диагноза выявленных заболеваний.
VI. Социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
1. Разработка схемы комплексного территориального развития Российской Федерации.
2. Разработка концепции социально-экономического развития Севера и Арктической зоны, включающей основные направления демографической политики на соответствующих территориях и систему экономических стимулов для привлечения и закрепления квалифицированных кадров.
3. Развитие межрегиональной мобильности трудовых ресурсов в целях обеспечения регионов Дальнего Востока и Забайкалья рабочей силой.
4. Совершенствование государственной политики в отношении территорий с моноэкономической структурой и депрессивных территорий.
5. Разработка и реализация мероприятий по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышение качества и доступности предоставления коммунальных услуг населению.
VII. Развитие социального партнерства и координация действий сторон Соглашения
1. Повышение результативности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в Российской Федерации, для чего в том числе:
повышение заинтересованности участия работодателей в системе социального партнерства;
создание условий для проведения содержательных коллективных переговоров и полного выполнения обязательств, предусмотренных в рамках соглашений и коллективных договоров, увеличение численности работников, охваченных коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений.
2. Содействие созданию и деятельности органов социального партнерства на региональном, территориальном и отраслевом уровнях, направленное на обеспечение реального участия сторон социального партнерства в решении вопросов социально-экономического развития страны.
3. Установление процедуры внесения изменений в трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, основанной на согласованной позиции всех сторон социального партнерства.
4. Повышение эффективности и развитие правовых механизмов внесудебного разрешения коллективных трудовых споров.
5. Развитие отношений Российской Федерации с Международной организацией труда, обеспечение реализации Программы сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2013-2016 годы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов РФ от 22 мая 2013 г. "О проекте концепции Генерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.