Распоряжение Правительства РФ от 28 июня 2013 г. N 1101-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)".
2. Определить:
государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)" (далее - Программа) Министерство экономического развития Российской Федерации;
государственными заказчиками Программы - Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральную налоговую службу и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 60416,05 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Министерству экономического развития Российской Федерации обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Москва
28 июня 2013 г. N 1101-р
Концепция
федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)"
(утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июня 2013 г. N 1101-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
Государственная политика Российской Федерации в сфере земельно-имущественных отношений направлена на рациональное использование земельных ресурсов и объектов недвижимости как важнейших составляющих национального богатства России, обеспечение государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество.
Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости является составной частью задач обеспечения социально-экономического развития страны, решения социальных, экономических и экологических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.
В целом ряде стратегических и программных документов рассматриваются вопросы в сфере земельно-имущественных отношений.
Так, формирование институциональной среды инновационного развития согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, невозможно без развития рынков земли и недвижимости. При этом важная задача государства - обеспечить равную защиту прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка.
Повышение качества предоставления государственных услуг станет возможным при условии внедрения принципа "одного окна", в соответствии с которым у граждан появится возможность получения полного комплекса услуг в одном месте.
План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 2236-р (далее - "дорожная карта"), предусматривает совершенствование процедур взаимодействия учетно-регистрационной системы с заявителями, переход к ведению государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде и оптимизацию внутриведомственных процедур, повышение качества сведений о недвижимости, содержащихся в учетно-регистрационной системе, повышение эффективности управления персоналом, эффективности кадастровой деятельности, а также повышение информированности общества об услугах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
За счет создания единой учетно-регистрационной системы, реализации комплекса нормативных, административных и информационных мероприятий планируется сократить сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, количество необходимых процедур, а также повысить гарантии зарегистрированных прав и исключить административные барьеры и коррупционные проявления.
Интеграция мероприятий "дорожной карты" с мероприятиями федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)" (далее - Программа) позволит увеличить потенциал, достигнутый в учетно-регистрационной системе в предыдущие годы, повысить качество предоставления государственных услуг и, как следствие, достичь значений показателей, установленных статусными документами.
В рамках реализации Программы предусматривается комплекс мероприятий, обеспечивающих создание достоверного (полного и качественного) единого государственного реестра объектов недвижимости, обеспечение оптимальных и комфортных условий предоставления государственных услуг потребителю, а также увеличение доходной части бюджетов за счет расширения налогооблагаемой базы, что, в свою очередь, способствует достижению такой важнейшей стратегической цели государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации, как эффективное использование земли и недвижимости для удовлетворения потребностей общества и граждан.
II. Анализ итогов реализации подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)"
Создание современной государственной системы земельного кадастра Российской Федерации началось в 1996 году в рамках реализации федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 932, рассчитанной на 1996 - 2001 годы.
Формирование системы, создание которой предусматривалось указанной Программой, было продолжено в рамках федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 745.
В результате в основном была подготовлена инфраструктура для эволюционного перехода от государственного земельного кадастра к государственному кадастру недвижимости, который создан в рамках реализации подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы) (далее - подпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 560.
Достигнуты значения всех показателей эффективности, предусмотренных подпрограммой.
Мероприятия подпрограммы реализованы в полном объеме. В результате выполнены следующие работы:
создана техническая инфраструктура государственного кадастра недвижимости;
на всей территории Российской Федерации завершены работы по переносу сведений из ранее созданных баз данных технического учета объектов капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также осуществлены актуализация сведений в электронном виде и передача в территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии массива изготовленных электронных копий технических паспортов с одновременным формированием базы данных объектов недвижимого имущества;
проведены работы по созданию инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости, в том числе в полном объеме сформирована цифровая картографическая основа;
во всех кадастровых округах завершены работы по массовой оценке объектов капитального строительства. Таким образом, реализовано одно из основных мероприятий, обеспечивающих создание условий формирования базы для исчисления налога на недвижимость на всей территории Российской Федерации;
в 2010 году завершены работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель на всей территории Российской Федерации. С 2011 года осуществляется очередной этап указанных работ;
внедрена во всех субъектах Российской Федерации автоматизированная система государственного кадастра недвижимости, в результате чего осуществлен переход подведомственных учреждений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на централизованное ведение государственного кадастра недвижимости;
создан ведомственный центр телефонного обслуживания населения в сфере земельных и имущественных отношений;
внедрено в эксплуатацию программное обеспечение информационной системы предварительной подготовки данных на федеральном уровне для обеспечения подачи заявления на постановку на кадастровый учет в электронном виде;
созданы веб-сервисы получения услуг в электронном виде;
разработана автоматизированная система взаимодействия с заявителями, и в настоящее время осуществляется ее внедрение в местах приема заявителей;
проведено оснащение территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии программно-техническими комплексами и техническими средствами для проведения государственного земельного надзора;
проведено обучение 39 тыс. специалистов территориальных органов и подведомственных организаций по тематическим курсам, охватывающим основные направления деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Общий объем финансирования, предусмотренный паспортом подпрограммы, составил 52878,32 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 42878,32 млн. рублей, включая средства Международного банка реконструкции и развития в размере 2586,71 млн. рублей (из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 23,89 млн. рублей, включая средства Международного банка реконструкции и развития в размере 14,47 млн. рублей, на капитальные вложения - 11397,2 млн. рублей, включая средства Международного банка реконструкции и развития в размере 1869,83 млн. рублей, и на прочие нужды - 31457,23 млн. рублей, включая средства Международного банка реконструкции и развития в размере 702,41 млн. рублей);
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (прочие нужды) - 10000 млн. рублей.
Фактический размер средств федерального бюджета, направленных в 2006 - 2012 годах на реализацию подпрограммы, составил 41642,76 млн. рублей, в том числе размер средств Международного банка реконструкции и развития - 2586,71 млн. рублей.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы и финансировании ее мероприятий за счет средств их бюджетов определялось на основании соглашений между государственным заказчиком подпрограммы и субъектами Российской Федерации.
За 2006 - 2012 годы из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществлено софинансирование в размере 5080,75 млн. рублей, что составляет 50,8 процента предусмотренного подпрограммой объема финансирования за указанный период. Эти средства были направлены субъектами Российской Федерации в основном на мероприятия по созданию инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости, а также на работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель.
Основными причинами недостаточного финансирования со стороны субъектов Российской Федерации в том числе являются:
во-первых, кризисные явления, имевшие место в 2009 году, в результате чего субъекты Российской Федерации не осуществляли финансирование работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель, направляя средства на социально значимые мероприятия;
во-вторых, в 2010 году отсутствовали сведения об объектах капитального строительства в государственном кадастре недвижимости и, следовательно, было невозможно выполнить работы по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости (в 2010 году в государственном кадастре недвижимости содержались сведения в основном о земельных участках).
Итогом реализации подпрограммы является создание на всей территории Российской Федерации государственного кадастра недвижимости, позволяющего обеспечить рациональное использование земель и иной недвижимости как важнейших составляющих национального богатства России.
Государственный кадастр недвижимости является единым централизованным источником содержащихся в электронном виде сведений об объектах недвижимости, позволяющим значительно сократить временные издержки при государственном кадастровом учете объектов недвижимости и предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости, а также создать механизм доступа к информационным ресурсам государственного кадастра недвижимости и развивать сервисные услуги на основе интернет- и интранет-технологий.
Комплексность предоставляемых сведений, возможность проведения анализа и построения прогнозов сделали информацию об объектах недвижимости более востребованной, что оказало существенное влияние на повышение эффективности принимаемых решений в области недвижимости структур власти и управления, а также субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Эффективность реализации подпрограммы состоит в создании условий для регулярного роста налоговой базы по земельному налогу и налогам на имущество, а также сборов, получаемых за ведение государственного кадастрового учета недвижимости и предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости. Так, суммарные ежегодные поступления от земельного и имущественных налогов в консолидированный бюджет за 2006 - 2012 годы в целом по стране составили 3344,8 млрд. рублей, что в 2,1 раза больше объемов, предусмотренных подпрограммой.
При этом за период реализации подпрограммы сбор земельного налога в 2012 году по сравнению с 2005 годом возрос в 2,9 раза.
В результате реализации подпрограммы созданы условия для формирования налоговой базы на всей территории Российской Федерации для исчисления налога на недвижимость.
В настоящее время создана цифровая картографическая основа на всей территории Российской Федерации, которая дает возможность упростить технологию и снизить затраты на производство землеустроительных и кадастровых работ, проводимых для целей кадастрового учета.
III. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Целесообразность решения актуальных проблем в учетно-регистрационной системе программно-целевым методом подтверждена успешной практикой реализации подпрограммы.
В настоящее время Россия в рейтинге Doing Business, подготавливаемым Международным банком реконструкции и развития на ежегодной основе, по показателю государственной регистрации прав занимает 45-ю позицию.
Дальнейшего развития требует инфраструктурное обеспечение институциональной устойчивости учетно-регистрационной системы в следующих целях:
обеспечение перехода на качественно новый уровень предоставления государственных услуг в учетно-регистрационной сфере и повышение эффективности их оказания;
обеспечение равной защиты прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка;
соблюдение баланса интересов и обеспечение взаимной заинтересованности и скоординированности усилий государства, представителей бизнеса и общества;
урегулирование вопросов реализации организационно-правовых и организационно-технических функций в сфере единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости;
расширение использования возможности влияния законодательства Российской Федерации и иных мер воздействия на порядок предоставления услуг в учетно-регистрационной сфере;
координация усилий по срокам и ресурсам для обеспечения согласованности и исключения дублирования мероприятий, реализуемых в рамках других федеральных целевых программ.
Эффективное продолжение решения существующих проблем возможно только в условиях применения в качестве основы государственного управления в учетно-регистрационной сфере программно-целевого метода посредством принятия и последующей реализации Программы, поскольку это позволит:
установить единые цели и задачи деятельности по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости до 2020 года;
сформировать систему приоритетных мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, способствующих системному решению существующих проблем;
повысить эффективность управления в учетно-регистрационной сфере на федеральном, региональном и местном уровнях, а также в области межведомственного и межуровневого взаимодействия и координации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
концентрировать ресурсы государства на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в учетно-регистрационной сфере;
создать механизмы налогового стимулирования владельцев эксплуатируемых объектов капитального строительства, включая объекты, строительство которых не завершено, к постановке такого имущества на кадастровый учет;
осуществить оптимизацию кадастрового, налогового и иных форм учета объектов недвижимости, исключающих возможность расхождения сведений об объектах недвижимости и их правообладателях в соответствующих базах данных;
применять принципы бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Кроме того, при использовании программно-целевого метода будет обеспечен порядок изменения сведений об объекте недвижимости и лицах, которым принадлежат права на этот объект, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости, без участия заявителя, а также обеспечен доступ к содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц учредительным документам юридического лица, представленным в форме электронного документа, органам, осуществляющим государственную регистрацию прав и кадастровый учет в рамках межведомственного взаимодействия с использованием инфраструктуры электронного правительства, в режиме реального времени.
Таким образом, продолжение применения программно-целевого метода для решения проблем учетно-регистрационной сферы позволит не только сохранить накопленный потенциал и привести к созданию достоверного единого государственного реестра недвижимости к 2020 году, гармонизации сферы земельно-имущественных отношений в целях повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, защиты прав на недвижимое имущество путем увеличения гарантий зарегистрированных прав, снижения административных барьеров и расширения налогооблагаемой базы, но и войти Российской Федерации в пятерку лучших стран мира в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в учетно-регистрационной сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о расходных обязательствах Российской Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфере
В настоящее время ситуация в учетно-регистрационной сфере характеризуется следующими параметрами:
инфраструктура пространственных данных государственного кадастра недвижимости создана на всей территории Российской Федерации;
срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляет 20 календарных дней;
срок кадастрового учета объектов недвижимости составляет 20 рабочих дней;
электронные запросы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия в 2012 году ежемесячно составляли 64 процента общего количества электронных запросов (6,5 млн. запросов). Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости, предоставляются более чем 40 федеральным органам исполнительной власти, а также государственным внебюджетным фондам. Предполагаемое число входящих и исходящих запросов в 2013 году, по оценке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, возрастет в 10 раз.
Вместе с тем:
Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости существуют как взаимосвязанные, но самостоятельные базовые информационные ресурсы, что приводит к высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости и не позволяет повысить эффективность налогооблагаемой базы в условиях введения единого налога на недвижимое имущество;
отсутствует единый закон о государственной регистрации прав и кадастровом учете объектов недвижимости. Учетно-регистрационные процедуры регулируются федеральными законами "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и "О государственном кадастре недвижимости", которые не исключают дублирования сведений о правах и объектах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости и не предусматривают правила синхронизации сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости, что приводит к многократному увеличению ошибок в сведениях указанных систем;
значительная доля ошибок и пробелов в базах данных соответствующих информационных ресурсов также является одной из причин высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав, кадастрового учета недвижимости и налогообложения недвижимого имущества.
При этом следует отметить, что в 2013 году предполагалось внедрение на всей территории Российской Федерации единой федеральной информационной системы недвижимости.
Вместе с тем, как отмечалось ранее, по причине отсутствия единого закона о государственной регистрации прав и кадастровом учете объектов недвижимости, а также необходимого финансирования единая федеральная информационная система недвижимости о государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимости в 2013 году не будет создана.
В то же время за прошедший период разработана первая очередь, в рамках которой была выработана архитектура решения, разработана схема переноса данных и схема интеграции компонентов в сфере кадастрового учета, что впоследствии дало возможность произвести оценку стоимости создания и внедрения новой системы, а также определить принципы создания единого закона о государственной регистрации прав и кадастровом учете объектов недвижимости, регулирующего в том числе и порядок ведения единого государственного реестра объектов недвижимости.
Однако для перехода к ведению единого государственного реестра объектов недвижимости необходимо соответствующее финансирование, поскольку в рамках текущего содержания бюджетных средств будет хватать только на поддержание материально-технической базы единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.
За последние 3 года указанные объемы финансирования остались практически на уровне 2009 года и составили в среднем 40 млрд. рублей.
На 2013 год федеральным бюджетом Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии предусмотрены ассигнования в размере 38425,8 млн. рублей, в том числе расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий в размере 4022,9 млн. рублей.
Также следует отметить, что решить проблемы в указанной сфере за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2013 год Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной налоговой службе, не представляется возможным.
Так, по целевой статье расходов "Мероприятия по землеустройству и землепользованию" расходные обязательства Федерального агентства по управлению государственным имуществом в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 191-р, составляют 235,8 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в федеральном бюджете на 2013 год, направленные на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, составляют 58195,9 млн. рублей. Фактически на уровне 2013 года предусмотрено финансирование этих видов работ на 2014 - 2015 годы. Соответственно выделение средств для создания программно-аппаратной платформы хранения электронных документов в области земельно-имущественных отношений не предусматривалось.
В целях повышения эффективности информационного взаимодействия между Федеральной налоговой службой и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и деятельности в области налогообложения недвижимого имущества на 2013 год Федеральной налоговой службой намечено выделение средств в объеме 838,6 млн. рублей.
Расходные обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфере отсутствуют.
При этом необходимо учитывать следующее:
ранее установленные Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (начиная с 2006 года) программно-технические комплексы, рабочие станции, системы мониторинга и управления серверами, системы управления электронной очередью, системы взаимодействия с заявителями, комплекты центральных групповых и сетевых средств обработки информации, серверы для организации работы по принципу "одного окна", телекоммуникационное и иное оборудование не обеспечивают необходимую аппаратную поддержку в условиях значительного роста объема информации (объема предоставления государственных услуг);
доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", составляет 5 процентов общего объема оказываемых услуг;
доля лиц, положительно оценивающих качество работы органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, составляет 60 процентов общего количества лиц, обращающихся за государственными услугами;
доля объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и документы по которым переведены в электронный вид, составляет 7,2 процента общего числа объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы;
сведения о границах только 6 субъектов Российской Федерации внесены в государственный кадастр недвижимости;
земельные участки, относящиеся к собственности Российской Федерации, не в полном объеме поставлены на кадастровый учет, и достоверные сведения об их границах отсутствуют;
динамика роста потребности общества в государственных услугах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости опережает динамику ресурсного обеспечения деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по их предоставлению. В 2011 году объем предоставленных государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений составил 92,8 млн. единиц (26 процентов общего объема предоставленных услуг в иных сферах деятельности);
по причине нехватки площадей затраты на аренду помещений для работы территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и органов кадастрового учета по предоставлению услуг в сфере государственной регистрации и государственного кадастрового учета ежегодно составляют 1,2 млрд. рублей;
стабильный рост физического объема документов в сфере регистрации прав и кадастрового учета при одновременном дефиците помещений, предназначенных для хранения архивов, а также при несоответствии имеющихся помещений архивов санитарно-техническим нормам хранения документов и требованиям пожарной безопасности.
Так, для обеспечения хранения имеющегося объема бумажных документов эксплуатируется более 3 тыс. помещений, общей площадью порядка 240 тыс. кв. метров, по состоянию на 2012 год помещения заполнены в среднем на 95 процентов.
При сохранении существующей практики комплектования и хранения документов Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости ежегодно требуется увеличение архивных площадей в среднем на 6 процентов.
В случае отказа от продолжения применения программно-целевого метода управления сферой земельно-имущественных отношений достижение прогнозных показателей учетно-регистрационной системы и развитие достигнутых результатов невозможно.
Для эффективного решения проблем в данной сфере и обеспечения достижения показателей, установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимо продолжение системной реализации мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости и их обеспеченность финансовыми ресурсами.
Отсутствие новой федеральной целевой программы до 2020 года после окончания в 2012 году действия подпрограммы может привести к следующему:
несоответствие общей производительности системы регистрации прав и кадастрового учета современным запросам рынка, в том числе длительность оказания услуг, наличие очередей, высокие коррупционные риски;
недостаточный рост качества и доступности предоставления государственных услуг;
неполное и (или) некорректное налогообложение;
невозможность обеспечения должным образом гарантий прав на недвижимое имущество;
ограничения для улучшения инвестиционной привлекательности Российской Федерации (плохой деловой климат).
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода после 2012 года также могут стать:
разрозненные действия органов власти на всех уровнях управления, снижение их ответственности в решении стоящих перед государством задач по повышению качества оказания государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений;
неэффективное использование бюджетных средств для решения проблем в учетно-регистрационной сфере;
невозможность формирования единых целевых индикаторов и показателей в учетно-регистрационной сфере;
отсутствие системы контроля за реализацией мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.
В этом случае государственная политика в сфере земельно-имущественных отношений в стране может свестись преимущественно к совершенствованию организационно-правовых основ деятельности в указанной сфере и поддержанию материально-технической базы единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, что обеспечит лишь локальную результативность в части достижения основных показателей.
С учетом изложенного следует сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости продолжения работы по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости с использованием программно-целевого подхода.
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
При определении сценариев учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, практика государственного управления в других сферах деятельности, результаты реализации подпрограммы, а также возможность решения проблем в сфере земельно-имущественных отношений в регионах при федеральной поддержке и вовлечении в совместную деятельность всех участников реализации Программы, в том числе субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общественности.
В связи с этим форма реализации Программы с участием федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации является наиболее эффективной и должна быть взята за основу.
Это подтверждается итогом реализации подпрограммы, в результате чего созданы необходимые условия для дальнейшего развития единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.
Для решения задачи развития единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости рассматриваются 2 сценария.
При первом сценарии (реалистичном) предполагается формирование актуальной системы задач и направлений, отвечающих проблемам, возникающим на современном этапе, приоритетам в сфере земельно-имущественных отношений и объективной необходимости сохранения принципов взаимодействия с субъектами Российской Федерации в вопросах реализации программных мероприятий.
Реализация Программы по реалистичному сценарию предусматривает преимущественное использование средств федерального бюджета, поскольку в реализации значительной части мероприятий участвуют федеральные органы исполнительной власти.
В этом случае предполагается распределение выделяемых ресурсов на наиболее приоритетные направления и мероприятия развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимости, связанные с повышением качества и доступности государственных услуг в данной сфере.
В реалистичном сценарии общий объем финансирования предусмотрен в размере 62778,05 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 60416,05 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 2362 млн. рублей.
Следует отметить, что объем софинансирования Программы предусмотрен исходя из предложений, полученных от субъектов Российской Федерации, о намерениях участвовать в разработке проекта федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)".
Указанные объемы финансирования со стороны субъектов Российской Федерации намечены для проведения работ по формированию земельных участков, кадастровых работ (в том числе в массовом порядке) в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, землеустроительных работ в отношении границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов, внесения сведений по итогам проведения кадастровых и землеустроительных работ в государственный кадастр недвижимости, разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования.
В рамках этого сценария предусмотрено проведение работ по созданию межрегиональных учетно-регистрационных центров и архивных центров, приобретению, строительству и реконструкции административных зданий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", развертыванию и оснащению новых площадок ведомственного центра телефонного обслуживания, приобретению оборудования, специальных программно-аппаратных средств и иных материально-технических ресурсов, а также проведению информационных мероприятий в сфере земельно-имущественных отношений.
Недостаток первого сценария заключается в увеличении нагрузки на федеральный бюджет. Возможен риск недофинансирования Программы в случае финансового кризиса, поскольку нехватка средств федерального бюджета негативно сказывается на степени реализации мероприятий и их результативности.
Второй сценарий (оптимистичный) также направлен на комплексное, основанное на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства и общества воздействие на конкретные, индивидуальные для каждого субъекта Российской Федерации уровни экономического развития и, как следствие, различные потребности в финансовых и организационных ресурсах.
При этом реализация оптимистичного сценария предполагает смещение акцентов на реализацию мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о точных границах земельных участков и местоположении зданий и сооружений, а также выполнению кадастровых работ в целях постановки на государственный кадастровый учет и уточнения границ земельных участков, относящихся к федеральной собственности.
В оптимистичном сценарии общий объем финансирования предусмотрен в размере 242549,79 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 156037,79 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 86512 млн. рублей.
В оптимистичном сценарии соотношение финансирования мероприятий Программы по уточнению границ земельных участков и местоположения зданий и сооружений составляет 49,3 процента за счет средств федерального бюджета и 50,7 процента за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий Программы по выполнению кадастровых работ с целью постановки на государственный кадастровый учет и уточнения границ земельных участков, относящихся к федеральной собственности, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Основными недостатками второго сценария реализации мероприятий Программы являются:
увеличение нагрузки на федеральный бюджет, возможен риск недофинансирования Программы;
увеличение риска недостаточного финансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с неравномерностью экономического развития регионов страны и различными потребностями в финансовых и организационных ресурсах.
Массовое уточнение границ земельных участков на всей территории Российской Федерации или только на экономически активных территориях позволяет в достаточно сжатые сроки повысить качество сведений государственного кадастра. При этом существует ряд проблем и рисков, которые необходимо учитывать, в частности:
необходимость в существенных бюджетных средствах в течение планируемого периода проведения работ (независимо от варианта софинансирования);
выявленные кадастровые ошибки или возникшие земельные споры в ходе проведения кадастровых работ могут затянуть сам процесс повышения качества сведений государственного кадастра на неопределенный срок или породить социальную напряженность;
неизбежность технологических проблем, связанных с поиском правообладателей земельных участков или нежеланием правообладателей земельных участков принимать участие в кадастровых работах, что ставит под сомнение успешное проведение массовых кадастровых работ.
Следует также отметить, что проведение указанных работ возможно при условии внесения изменений в федеральное законодательство в части установления обязательного уточнения местоположения границ земельных участков, сведения о границах которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, при совершении сделок с такими земельными участками (продажа, дарение, наследование, залог и др.).
Таким образом, в 2014 - 2019 годах возможные сценарии реализации мероприятий Программы могут сопровождаться возникновением законодательных, информационных, управленческих, кадровых и иных рисков.
Также имеется риск принятия неэффективных управленческих решений, что может привести к невозможности реализации инновационных направлений развития и оказать отрицательное воздействие на эффективность реализации Программы в целом.
Минимизация влияния указанных рисков на реализацию Программы потребует формирования системы управления Программой и поддержания в актуальном состоянии процессов планирования, исполнения, мониторинга, контроля и ресурсного обеспечения программной деятельности в сфере земельно-имущественных отношений, межведомственного и межуровневого взаимодействия, обеспечения публичности, информационной открытости и инвестиционной привлекательности Программы.
Учитывая вышеизложенное, выбор реалистичного сценария в качестве основного позволит обеспечить оптимальное соотношение полученных результатов и фактических затрат при достижении цели Программы.
VI. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Программа рассчитана на 2014 - 2019 годы и будет осуществляться в один этап.
Срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых общественно значимых результатов, связанных с достижением основных целей и решением поставленных задач по обеспечению повышения качества и полноты данных информационных ресурсов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сокращению времени предоставления гражданам и организациям государственных услуг в учетно-регистрационной сфере, созданию необходимых условий для развития системы информационно-справочной поддержки в сфере регистрации прав и кадастрового учета, обеспечивающей полное информирование граждан и организаций по вопросам предоставления государственных услуг, созданию условий обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, повышению уровня и качества оказываемых государственных услуг организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В Программе предусматривается реализация комплекса скоординированных мероприятий по приоритетным направлениям развития системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости.
VII. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам на вариантной основе
Целью Программы является гармонизация сферы земельно-имущественных отношений, базирующаяся на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества и обеспечивающая переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации.
Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода к установлению следующих взаимодополняющих друг друга приоритетных задач по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости:
объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в единый государственный информационный ресурс;
обеспечение организации предоставления услуг по принципу "одного окна" и переход к оценке гражданами качества услуг;
повышение качества данных информационных ресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и перехода к единому налогу на недвижимость.
Задачи Программы позволят создать скоординированную систему направлений деятельности и детализирующих их мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, а также обеспечить:
условия для решения существующих проблем;
переход от принципа функционального управления ресурсами к проектному финансированию конкретных направлений деятельности;
активное вовлечение в реализацию мероприятий Программы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
сотрудничество с участием всех заинтересованных сторон в государственном, муниципальном и частном секторах с привлечением гражданского общества.
Перечень и содержание мероприятий Программы по направлениям необходимо уточнять и конкретизировать при разработке Программы.
Оценка достижения цели Программы по годам ее реализации осуществляется с использованием системы целевых индикаторов и показателей Программы:
доля объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (едином государственном реестре объектов недвижимости) и документы по которым переведены в электронный вид, - 100 процентов;
количество субъектов Российской Федерации, на территории которых внедрен единый государственный реестр объектов недвижимости, - 83 единицы;
количество субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществлен переход к единой геоцентрической открытой системе координат, - 83 единицы;
доля площади земельных участков, относящихся к собственности Российской Федерации (за исключением земель лесного, водного фондов, охранных зон объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности) и учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, - 65 процентов;
доля земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, - 52 процента;
доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", - 70 процентов;
доля лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов, - 90 процентов;
рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественного налогов, - 11 процентов;
срок государственной регистрации прав - 7 дней;
срок кадастрового учета - 5 дней;
время ожидания заявителями в очереди - 10 минут.
Информационную основу построения системы соотношения цели, задач, направлений, мероприятий составят результаты анализа качества предоставления государственных услуг в Российской Федерации, деятельности в сфере земельно-имущественных отношений, а также социально-экономического развития страны (количество земельных участков, иных объектов недвижимости, численность населения, объем предоставленных услуг, поступления в бюджет и др.), выполняемого на основе показателей государственного статистического наблюдения и ведомственной отчетности.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы представлены в приложении N 1 и позволяют на вариантной основе оценивать ход реализации Программы. Методика расчета целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы представлена в приложении N 2.
Целевые индикаторы и показатели Программы могут быть уточнены в рамках разработки Программы.
VIII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе
Ресурсное обеспечение Программы в части финансирования должно обеспечивать безусловную реализацию мероприятий, направленных на достижение ее цели и задач.
Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по направлениям представлены в приложении N 3. Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по государственным заказчикам представлены в приложении N 4. Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по мероприятиям представлены в приложении N 5.
В качестве оптимального варианта финансирования Программы принимается первый сценарий, обеспечивающий достижение цели Программы, соответствующих значений целевых индикаторов и показателей.
Общий объем финансирования Программы составляет 62778,05 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 60416,05 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 2362 млн. рублей. При этом размеры бюджетных ассигнований федерального бюджета ежегодно уточняются исходя из приоритетов социально-экономического развития.
IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Эффективность и результативность реализации Программы заключается в сокращении срока осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, увеличении доли услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", и доли лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов.
Согласно первому варианту реализации сценарных условий за период реализации Программы предусматривается обеспечить:
повышение уровня удовлетворенности граждан качеством работы регистрационных органов до 90 процентов;
снижение сроков государственной регистрации прав и кадастрового учета до 7 дней и 5 дней соответственно;
создание единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости;
снижение рисков предпринимателей и граждан;
повышение устойчивости рынка недвижимости;
включение России в пятерку лучших стран по государственной регистрации прав.
Прямой экономический эффект от реализации программных мероприятий будет состоять в увеличении доходов бюджетов всех уровней за счет повышения эффективности управления земельными ресурсами, а также за счет снижения расходов федерального бюджета на поддержание в актуальном состоянии федеральных информационных ресурсов. Так, за время реализации Программы будет собрано поступлений, получаемых от сбора земельного и имущественного налогов, в консолидированный бюджет Российской Федерации в пределах 5100 млрд. рублей. К концу 2019 года в результате реализации мероприятий Программы должно быть дополнительно собрано около 930 млрд. рублей.
Реализация мероприятий Программы по уточнению границ земельных участков и государственной регистрации права Российской Федерации на них позволит дополнительно привлекать ежегодно в бюджет Российской Федерации средства от сдачи в аренду федеральных земельных участков. Так, на 1 рубль, вложенный в проведение указанных работ, за весь период реализации Программы может быть получено до 4 рублей от сдачи в аренду этих земель.
При этом реализация программных мероприятий предполагает рост числа выявленных нарушений земельного законодательства в 3 раза - с 162 тыс. до 480 тыс. в год, а также увеличение сумм наложенных на нарушителей административных штрафов в 3 раза по сравнению с 2012 годом.
На долгосрочную и среднесрочную перспективу развития единой системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости социально-экономический эффект от реализации Программы будет состоять в снижении административных барьеров при получении государственных услуг, росте обращений заявителей, сокращении временных и финансовых издержек потребителей услуг в сфере недвижимости, увеличении оборота недвижимости и налогооблагаемой базы, росте доходов бюджетов всех уровней, а также повышении инвестиционной привлекательности и снижении коррупционной составляющей.
X. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
Ответственными за формирование и реализацию Программы, целевое и эффективное использование бюджетных средств являются Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральная налоговая служба и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
При этом контроль реализации мероприятий Программы осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации, выполняющее функции государственного заказчика - координатора Программы. Остальные федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции государственных заказчиков по реализации основных функциональных направлений выполнения мероприятий Программы в пределах своей компетенции:
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - в части совершенствования процедур взаимодействия учетно-регистрационной системы с заявителями, перехода к ведению государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде и оптимизации внутриведомственных процедур, повышения качества сведений о недвижимости, содержащихся в учетно-регистрационной системе, повышения эффективности управления персоналом, повышения эффективности кадастровой деятельности, а также повышения информированности общества об услугах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, строительства, реконструкции и приобретения административных зданий, оптимизации архивного хранения документов, представленных для осуществления учетно-регистрационных действий, в том числе строительства и реконструкции архивохранилищ и их материально-технического оснащения, централизации, стандартизации и автоматизации учетно-регистрационных процедур;
Федеральная налоговая служба - в части разработки и внедрения на территории субъектов Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сервисов по интеграции информационных ресурсов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с информационными ресурсами Федеральной налоговой службы и создания на их основе информационной системы мониторинга налогообложения недвижимого имущества, реконструкции объектов недвижимости для размещения архивов бумажных документов налоговых органов и создания технологических комплексов архивного хранения бумажных документов с поставкой оборудования и выполнением работ на объектах территориальных органов Федеральной налоговой службы, обеспечения безопасности информационного взаимодействия между органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и налоговыми органами и модернизации единой телекоммуникационной системы налоговых органов;
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - в части проведения кадастровых работ для целей постановки земельных участков на государственный кадастровый учет и уточнения границ земельных участков, относящихся к федеральной собственности, за исключением земель лесного, водного фондов, охранных зон объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности, совершенствования процедур взаимодействия учетно-регистрационной системы с единой государственной системой управления федеральным имуществом и оптимизации межведомственных процедур;
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - в части создания аппаратной платформы системы электронного архива для обеспечения единого резервного хранения электронных документов на базе единой информационно-технической инфраструктуры.
Закрепление мероприятий Программы за каждым из государственных заказчиков Программы будет осуществлено в ходе ее подготовки.
XI. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
Предлагается определить:
государственным заказчиком - координатором Программы - Министерство экономического развития Российской Федерации;
государственными заказчиками Программы - Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральную налоговую службу, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
разработчиками Программы - Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с государственными заказчиками Программы.
К разработке Программы необходимо привлекать представителей общественных объединений и научных организаций.
XII. Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Комплекс мероприятий Программы формируется и финансируется по статьям расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальные вложения и прочие нужды по направлениям Программы.
Государственным заказчиком мероприятий направления по развитию и совершенствованию порядка предоставления государственных услуг в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав предлагается определить Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Основными мероприятиями по этому направлению являются:
совершенствование видов взаимодействия между потребителями и поставщиками государственных услуг;
строительство, реконструкция и приобретение административных зданий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", включая проектные и изыскательские работы;
развертывание и оснащение новых площадок ведомственного центра телефонного обслуживания;
внедрение единых стандартов и требований к офисам приема-выдачи документов, в том числе оснащение единой автоматизированной системой аудиозаписи, электронной очередью, системой видеонаблюдения и трансляции, мобильными комплексами для оказания выездных приемов.
Государственными заказчиками мероприятий направления по развитию системы межведомственного информационного взаимодействия предлагается определить Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральную налоговую службу и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Основными мероприятиями по этому направлению являются:
повышение эффективности управления системой, в том числе в целях информированности потребителей услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;
разработка и внедрение на территории субъектов Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сервисов по интеграции информационных ресурсов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с информационными ресурсами Федеральной налоговой службы и создание на их основе информационной системы мониторинга налогообложения недвижимого имущества;
модернизация единой телекоммуникационной системы налоговых органов;
обеспечение безопасности информационного взаимодействия между органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и налоговыми органами;
реконструкция объектов недвижимости для размещения архивов бумажных документов налоговых органов и создание технологических комплексов архивного хранения бумажных документов с поставкой оборудования и выполнением работ на объектах территориальных органов Федеральной налоговой службы;
повышение качества предоставления услуг при налогообложении недвижимого имущества;
совершенствование информационного взаимодействия с единой системой управления государственным имуществом.
Государственными заказчиками мероприятий направления по созданию условий для ведения государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде предлагается определить Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Основными мероприятиями по этому направлению являются:
объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в единый государственный реестр объектов недвижимости;
оснащение межрегиональных учетно-регистрационных центров обработки данных;
создание программно-аппаратной платформы хранения электронных документов;
строительство и реконструкция архивохранилищ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, включая проектные и изыскательские работы, и их материально-техническое оснащение;
проведение работ по перекомплектованию и переводу в электронную форму правоустанавливающих и кадастровых дел и документов.
Государственными заказчиками мероприятий направления по развитию системы качества сведений, содержащихся в едином государственном реестре объектов недвижимости предлагается определить Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Основными мероприятиями по этому направлению являются:
обеспечение перехода к геоцентрической системе координат;
формирование земельных участков, проведение кадастровых работ (в том числе в массовом порядке) в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, проведение землеустроительных работ в отношении границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов, внесение сведений по итогам проведения кадастровых и землеустроительных работ в государственный кадастр недвижимости, разработка документов территориального планирования и градостроительного зонирования;
создание системы контроля соответствия данных, содержащихся в информационных ресурсах, в целях обеспечения государственных гарантий прав на недвижимое имущество и вовлечение в экономический оборот земельных участков, используемых с нарушением земельного законодательства;
создание постоянно действующей системы контроля данных электронных баз для регулярной ревизии сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;
постановка на государственный кадастровый учет и уточнение границ земельных участков, относящихся к федеральной собственности, за исключением земель лесного, водного фондов, охранных зон объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности.
Государственным заказчиком мероприятий направления по совершенствованию организационного и методического обеспечения деятельности в сфере земельно-имущественных отношений предлагается определить Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Основным мероприятием по этому направлению является проведение исследований и подготовка научно обоснованных предложений по совершенствованию организационного и методического обеспечения деятельности в сфере земельно-имущественных отношений.
Объемы, источники, направления и мероприятия финансирования Программы на вариантной основе приведены в приложениях N 3, 4 и 5 к настоящей Концепции.
XIII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Мероприятия Программы формируются государственным заказчиком - координатором Программы на основе предложений федеральных органов исполнительной власти - государственных заказчиков Программы.
Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет экспертизу представленных предложений и заявок, при необходимости направляет их на доработку, а также организует проведение согласительных процедур при наличии разногласий по отдельным мероприятиям с предложившими их органами или организациями.
Отбор мероприятий для включения в Программу осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы исходя из оценки степени достижения поставленных целей и решения задач с учетом ограничений статей расходов, источников финансирования и сроков реализации.
На этапе формирования перечня мероприятий государственные заказчики и разработчики Программы осуществляют анализ возможности привлечения к их реализации максимально широкого круга исполнителей.
Государственный заказчик - координатор Программы при необходимости создает экспертный совет с участием представителей научных и общественных организаций, бизнес-сообщества, вузов для осуществления экспертизы предлагаемых мероприятий Программы.
Мероприятия Программы будут сформированы с использованием следующих принципов:
нацеленность мероприятий на повышение качества предоставления услуг и снижение административных барьеров;
соответствие мероприятий требованиям основных стратегических и программных документов Российской Федерации;
дифференцированный и адресный подход к реализации мероприятий Программы в субъектах Российской Федерации;
дальнейшее совершенствование системы управления и обеспечение межведомственной и межуровневой синхронизации текущей и программной деятельности по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В рамках реализации Программы предполагаются мероприятия по строительству, реконструкции и приобретению офисов приема заявителей и обработки данных федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Государственные заказчики Программы осуществляют мониторинг эффективности реализации ее мероприятий, готовят при необходимости предложения о корректировке перечня, содержания и объемов финансирования мероприятий, осуществляют ежегодное уточнение целевых показателей и затрат с учетом выделенных на реализацию Программы средств, предоставляют отчетность о результатах реализации мероприятий Программы государственному заказчику - координатору Программы.
XIV. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Формы и методы управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком - координатором Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распределение функций и взаимодействие органов управления реализацией Программы осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", а также актом Правительства Российской Федерации об утверждении Программы.
Реализацию мероприятий Программы планируется осуществлять на федеральном, региональном и местном уровнях управления.
Применение метода полной децентрализации управления реализацией Программы предполагает самостоятельность участников Программы (на федеральном уровне управление осуществляется государственными заказчиками, на региональном уровне - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на местном уровне - органами местного самоуправления) и, как следствие, несогласованность их действий, что может привести к потере управляемости процессом реализации Программы.
Другим вариантом управления (метод системного управления) является осуществление управления реализацией Программы на двух уровнях как по горизонтали - межведомственное взаимодействие между государственными заказчиками на федеральном уровне и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и по вертикали - межуровневое взаимодействие государственных заказчиков с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Применение метода системного управления реализацией Программы позволяет устранить недостатки, присущие методу полной децентрализации управления, и имеет следующие преимущества:
учет интересов государственных заказчиков Программы, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии управленческих решений по повышению эффективности реализации Программы;
предоставление государственным заказчикам Программы, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимой и достаточной самостоятельности в процессе текущего управления реализацией Программы при одновременном осуществлении государственным заказчиком - координатором Программы оперативного контроля за выполнением комплексных мероприятий.
При этом в контур управления не включен уровень органов местного самоуправления, что может привести к несогласованности действий на местном уровне по участию в реализации Программы и, как следствие, снижению конечных результатов.
Следующим вариантом управления (метод комплексного управления) является осуществление управления реализацией Программы на всех уровнях как по горизонтали - межведомственное взаимодействие между государственными заказчиками на федеральном уровне, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на региональном уровне и органами местного самоуправления на местном уровне, так и по вертикали - межуровневое взаимодействие государственных заказчиков с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов исполнительной власти с органами местного самоуправления.
Метод комплексного управления реализацией Программы исключает недостатки, присущие методу полной децентрализации управления и методу системного управления, учитывает их преимущества и является наиболее предпочтительным методом управления реализацией Программы.
Использование этого метода предполагает разделение функций по координации деятельности по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости и деятельности органов управления реализацией Программы.
Управление реализацией Программы, координация и контроль за ходом ее выполнения, принятие управленческих решений, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий Программы и достижение целевых значений показателей и индикаторов Программы, осуществляются государственным заказчиком - координатором Программы - Министерством экономического развития Российской Федерации.
Текущее управление реализацией мероприятий Программы осуществляют государственные заказчики Программы.
Отбор исполнителей мероприятий Программы происходит в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации разрабатывают или включают в действующие целевые программы актуальные для их региона мероприятия Программы и определяют уполномоченный орган, который отвечает за реализацию мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.
Органы местного самоуправления участвуют в региональных целевых программах либо разрабатывают местные программы по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.
Для оценки эффективности Программы планируется использовать систему целевых индикаторов и показателей, отражающих конечный (макроэкономический) и непосредственный эффект от реализации мероприятий Программы.
Промежуточные отчеты и годовые доклады, текущая информация о ходе выполнения мероприятий Программы, а также нормативные акты по управлению реализацией Программы будут размещаться в открытых источниках, на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение N 1
к Концепции федеральной целевой программы
"Развитие единой государственной системы регистрации прав
и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)"
Целевые индикаторы и показатели
реализации федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)"
Приложение N 2
к Концепции федеральной целевой программы
"Развитие единой государственной системы регистрации прав
и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)"
Методика
расчета целевых индикаторов и показателей эффективности реализации федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)"
1. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)" (далее - Программа) должны обеспечивать ежегодную, а также поквартальную оценку выполнения Программы с целью принятия при необходимости своевременных управленческих решений по ее корректировке.
2. Для определения базовых значений целевых индикаторов и показателей были использованы данные ведомственной статистической отчетности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, результаты реализации подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)", данные специальных исследований, а также результаты реализации проектов и научно-исследовательских работ, при осуществлении которых была проведена работа по сбору первичных данных.
3. Показатель, характеризующий долю объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (едином государственном реестре объектов недвижимости) и документы по которым переведены в электронный вид, определяется по формуле:
,
где:
- объем документов государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости (единого государственного реестра объектов недвижимости), переведенных в электронный вид;
- общее количество сформированных дел.
Данные о количестве сформированных дел содержатся в форме N 8, утвержденной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29 декабря 2012 г. N П/625 (далее - форма N 8).
4. Расчет показателя, характеризующего внедрение единого государственного реестра объектов недвижимости, осуществляется по формуле:
,
где:
Р - количество субъектов Российской Федерации, в которых внедрен единый государственный реестр объектов недвижимости;
i - номер субъекта Российской Федерации.
При этом:
= 1, если все работы по внедрению единого государственного реестра объектов недвижимости на территории данного субъекта Российской Федерации завершены;
= 0, если в субъекте Российской Федерации работы по внедрению единого государственного реестра объектов недвижимости не завершены или не запланированы к проведению в отчетном периоде.
Данные об общем количестве объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы, содержатся в форме N 8.
5. Показатель, характеризующий количество субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществлен переход к единой геоцентрической открытой системе координат, определяется по формуле:
,
где:
- количество субъектов Российской Федерации, завершивших переход к единой геоцентрической открытой системе координат ведения государственного кадастра недвижимости, в том числе пересчет всех пространственных данных государственного кадастра недвижимости;
i - номер субъекта Российской Федерации.
При этом:
= 1, если все работы по переходу к единой геоцентрической открытой системе координат на территории данного субъекта Российской Федерации завершены;
= 0, если в субъекте Российской Федерации работы по переходу к единой геоцентрической открытой системе координат не завершены или не запланированы к проведению в отчетном периоде.
6. Показатель, характеризующий долю площади земельных участков, относящихся к собственности Российской Федерации (за исключением земель лесного, водного фонда, охранных зон объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности) и учтенных в государственном кадастре недвижимости с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, определяется по формуле:
,
где:
- площадь земельных участков (га), относящихся к собственности Российской Федерации (за исключением земель лесного, водного фонда, охранных зон объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности) и учтенных в государственном кадастре недвижимости с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации;
- общая площадь земельных участков (га), относящихся к собственности Российской Федерации (за исключением земель лесного, водного фонда, охранных зон объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности).
7. Показатель, характеризующий долю земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, определяется по формуле:
,
где:
- количество земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации;
- общее количество земельных участков.
8. Показатель, характеризующий долю услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), определяется по формуле:
,
где:
- объем государственных услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через сеть "Интернет" (в соответствии с ведомственной статистической отчетностью регистрационного органа);
- общий объем государственных услуг (в соответствии с ведомственной статистической отчетностью регистрационного органа).
Данные по предоставленному объему государственных услуг через сеть "Интернет", а также общему объему предоставленных государственных услуг за период отражены в формах N 8, N 1-ЗК "Информация о деятельности по государственному кадастровому учету земельных участков и предоставлению сведений государственного кадастра недвижимости", N ОИ-1 "Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в установленных сферах деятельности", утвержденных приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29 декабря 2012 г. N П/625.
9. Показатель, характеризующий долю лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов, определяется по формуле:
,
где:
- количество лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов;
- количество опрошенных лиц.
Для расчета значения данного показателя предполагается использовать результаты анализа оценки мнений граждан о качестве предоставленной государственной услуги Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ежегодно проводимой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1284 "Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей" и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 марта 2013 г. N 110 "Об утверждении методических рекомендаций по внедрению системы оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений)".
10. Показатель, характеризующий рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественного налогов за отчетный период (год реализации Программы) (далее - совокупные поступления), определяется по формуле:
,
где:
t - отчетный период (год реализации Программы);
- совокупные поступления в 2012 году, составившие 694 млрд. рублей;
- коэффициент, принимающий следующие значения:
1,02 - для 2014 года;
1,07 - для 2015 года;
1,15 - для 2016 года;
1,24 - для 2017 года;
1,36 - для 2018 года;
1,51 - для 2019 года.
За точку отсчета принят 2012 год, в котором совокупные поступления составили 694 млрд. рублей.
Увеличение ежегодных совокупных поступлений запланировано с 2014 года, при этом:
в 2014 году - на 2 процента (по отношению к базовому 2012 году);
в 2015 году - на 5 процентов (по отношению к 2014 году);
в 2016 году - на 7 процентов (по отношению к 2015 году);
в 2017 году - на 8 процентов (по отношению к 2016 году);
в 2018 году - на 10 процентов (по отношению к 2017 году);
в 2019 году - на 11 процентов (по отношению к 2018 году).
При этом совокупные поступления, получаемые за весь период реализации Программы (с 2014 по 2019 год) (), определяются по формуле:
.
К 2019 году совокупные поступления, получаемые в результате реализации мероприятий Программы, увеличиваются на величину q, которая определяется по следующей формуле:
.
К концу 2019 года в результате реализации мероприятий Программы должно быть дополнительно собрано более 930 млрд. рублей.
11. Показатель, характеризующий срок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определяется по формуле:
,
где - максимальный срок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный законодательством Российской Федерации.
12. Показатель, характеризующий срок осуществления государственного кадастрового учета, определяется по формуле:
,
где - срок осуществления государственного кадастрового учета объектов учета, установленный законодательством Российской Федерации.
13. Показатель, характеризующий время ожидания заявителями в очереди, отражает совокупную эффективность реализации мероприятий и определяется по формуле:
,
где - среднее время ожидания заявителями в очереди для получения государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Значение данного показателя рассчитывается как среднее значение аналогичных показателей подсистемы мониторинга оказания государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по 4 государственным услугам:
среднее время ожидания при обращении граждан или организаций при получении государственной регистрации прав, минут;
среднее время ожидания в очереди при обращении граждан или организаций при получении государственной услуги по предоставлению сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, минут;
среднее время ожидания в очереди при обращении граждан или организаций при получении государственной услуги по государственному кадастровому учету, минут;
среднее время ожидания в очереди при обращении граждан или организаций при получении государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, минут.
Приложение N 3
к Концепции федеральной целевой программы
"Развитие единой государственной системы регистрации прав
и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)"
Предельные (прогнозные) объемы
финансирования федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)" за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по направлениям
Приложение N 4
к Концепции федеральной целевой программы
"Развитие единой государственной системы регистрации прав
и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)"
Предельные (прогнозные) объемы
финансирования федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)" за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по государственным заказчикам
Приложение N 5
к Концепции федеральной целевой программы
"Развитие единой государственной системы регистрации прав
и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)"
Предельные (прогнозные) объемы
финансирования федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)" за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по мероприятиям
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Концепция ФЦП "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)".
Ее цель - гармонизация сферы земельно-имущественных отношений, обеспечивающая переход к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития России.
Госзаказчик-координатор программы - Минэкономразвития России. Госзаказчики - Росреестр, Росимущество, ФНС России и Минкомсвязь России.
Предельный (прогнозный) объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета составляет 60 416,05 млн руб. (в ценах соответствующих лет).
Программа рассчитана на 2014-2019 гг. и будет реализована в 1 этап.
Выделены следующие приоритетные задачи. Объединить ЕГРП и госкадастр недвижимости в единый государственный информационный ресурс. Обеспечить перевод услуг в режим "одного окна" и переход к оценке гражданами качества услуг. Повысить качество названных информресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и перехода к единому налогу на недвижимость.
К 2019 г. планируется достичь, в частности, следующие показатели. На всей территории России внедрить единый государственный реестр объектов недвижимости, а также перейти к единой геоцентрической открытой системе координат. Сократить сроки государственной регистрации прав с 20 до 7 дней, а кадастрового учета недвижимости до 5 дней. Сократить время ожидания заявителями в очереди с 60 до 10 минут.
Распоряжение Правительства РФ от 28 июня 2013 г. N 1101-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 июля 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 27 ст. 3634