Письмо Минфина России от 27 декабря 2012 г. N 03-04-05/7-1447
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел жалобу и сообщает.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но не более 2 000 000 рублей, в частности, на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
В соответствии с абзацем двадцать пятым подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, в случае приобретения имущества в общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их письменным заявлением.
Таким образом, законодатель определил, что вне зависимости от количества собственников приобретаемого имущества и вида приобретаемого ими права на него (общая долевая или общая совместная собственность) общая величина получаемого сособственниками имущественного налогового вычета не может превышать установленного в данном подпункте размера.
При этом повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета согласно абзацу двадцать седьмому подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса не допускается.
По вопросу отнесения акта приема-передачи денежных средств к документам, фактически подтверждающим расходы налогоплательщика по приобретению продаваемого имущества, сообщено, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса налогоплательщик при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи, в частности, жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1000000 рублей.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
К таким документально подтвержденным расходам можно отнести расходы, связанные с приобретением продаваемого имущества. При этом необходимо иметь документы, фактически подтверждающие данные расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки и другие документы).
Следует также учесть, что в соответствии с положениями статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств подтверждается распиской в получении исполнения обязательства полностью или в соответствующей части.
Таким образом, по мнению Департамента, акт приема-передачи денежных средств можно отнести к документам, фактически подтверждающим расходы налогоплательщика по приобретению продаваемого имущества.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам только по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1 статьи 34.2 Кодекса
Вопрос отнесения акта приема-передачи денежных средств к документам, фактически подтверждающим расходы налогоплательщика по приобретению продаваемого имущества, не относится к вышеуказанным вопросам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а находится в сфере регулирования гражданско-правовых отношений.
Вопросы принятия тех или иных документов для целей налогообложения относятся к компетенции налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на доходы физических лиц и в том числе рассмотрение документов на предоставление имущественного налогового вычета.
Кроме того, сообщаем, что в соответствии с пунктом 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в Департаменте приняты меры по соблюдению сроков подготовки разъяснений на обращения налогоплательщиков по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и подготовке более качественных разъяснений. Лицам, допустившим такие нарушения, указано на их недопустимость в дальнейшем.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики приносит свои извинения за доставленные неудобства.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.