Методические рекомендации
"Подготовка и аттестация водителей и руководителей подъезда (отъезда) спецмашин к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне аэродрома с выдачей допуска"
(утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 13 мая 2013 г.)
Настоящий методические рекомендации прекратили действие
См. методические рекомендации "Подготовка и аттестация водителей и руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам и соблюдению правил движения спецмашин на перроне аэродрома", направленные письмом Росавиации от 5 июня 2017 г. N ИСХ-12438/04
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации "Подготовка и аттестация водителей и руководителей подъезда (отъезда) спецмашин к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне аэродрома с выдачей допуска" (далее - Правила) разработаны в соответствии:
с пунктом 1 статьи 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024; N 30 (ч. 1), ст. 4590; N 48, ст. 6733; N 50, ст. 7351);
с Федеральными авиационными правилами "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", утвержденными приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 6 мая 2000 г. N 121 (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2000 г., регистрационный N 2369), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 7 сентября 2007 г. N 133 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2007 г., регистрационный N 10303), от 27 октября 2011 г. N 274 (зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22261).
2. Методические рекомендации устанавливают порядок подготовки водителей спецавтотранспорта и средств механизации (далее - спецмашины) (в том числе водителей сторонних организаций) для работы на различных типах техники, и к руководителям подъездом (отъездом) спецмашинами к воздушным судам (далее - ВС) при работе на перроне аэродрома в контролируемой зоне гражданских аэродромов (далее - подготовка водителей и руководителей подъездом (отъездом).
Результатом окончания подготовки водителей и руководителей подъездом (отъездом) является выдача талона на право вождения спецмашин по аэродрому (с правом подъезда к ВС или без права подъезда к ВС) - водителям и удостоверения на право руководством подъездом (отъездом) спецмашин к ВС - руководителям руководителей подъездом (отъездом).
3. Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения безопасности полетов ВС при движении спецмашин в контролируемой зоне аэродрома и при руководстве спецмашинами при их подъезде (отъезде) к ВС.
4. Методические рекомендации содержат положения, которые предъявляются к:
юридическому лицу, имеющему на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, условиях аренды или на другом законном основании гражданский аэродром, осуществляющее координацию работ в аэропорту, обеспечивающее готовность аэропорта к приему и выпуску, обслуживанию воздушных перевозок, а также соблюдению всеми операторами и пользователями аэропорта требований безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности, - держателю сертификата соответствия аэропорта и сертификата (свидетельства) гражданского аэродрома (далее - главный оператор аэропорта);
юридическим лицам, осуществляющим отдельные виды аэропортовой деятельности в аэропортах на основании сертификатов соответствия по договору, заключенному с главным оператором аэропорта и имеющим и (или) использующих на любом законном основании здания (сооружения) и осуществляющих эксплуатацию спецмашин на аэродроме и имеющих право на руководство подъезда (отъезда) спецмашин к ВС (далее - оператор аэропорта);
юридическим лицам, временно осуществляющим строительные, ремонтные, наладочные и иные работы в аэропорту (на аэродроме) в интересах главного оператора аэропорта, операторов аэропорта на договорных условиях (далее - сторонние организации).
5. Обеспечение подготовки водителей и руководителей подъездом (отъездом) всех операторов в аэропорту осуществляется в рамках аэропортовой деятельности по аэродромному обеспечению главным оператором аэропорта.
II. Подготовка водителей для работы в контролируемой зоне аэродрома
6. Организация подготовки водителей для работы на аэродроме как правило возлагается на инженера (группы) по организации безопасного движения службы (подразделения) спецтранспорта, либо аэродромной службы (подразделения) (далее - инженер (группа) по организации БД) главного оператора аэропорта.
7. Подготовка водителей включает в себя следующие процедуры:
теоретическая подготовка:
практическая стажировка;
проверка знаний и принятие зачетов;
допуск водителей к самостоятельной работе.
8. Перед началом подготовки водителей для каждого водителя следует оформлять листы стажировки на каждый тип (марку) спецмашины на котором предполагается его дальнейшая работа и в процессе теоретической подготовки и практической стажировки, которые находятся у водителя.
Образцы листов стажировки представлены в приложениях к настоящим Правилам:
для водителей спецмашин (с правом подъезда к ВС) в приложении N 1;
для водителей спецмашин (без права подъезда к ВС) в приложении N 2;
для водителей спецмашин (с правом выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома) в приложении N 3.
9. При теоретической подготовке с водителями как правило изучаются:
типы спецмашин, для работе на которых он подготавливается;
конструкция спецмашин и специальное оборудование, установленное на них;
особенности эксплуатации спецмашин согласно инструкций предприятий-изготовителей;
требования техники безопасности и охраны труда при эксплуатации и ремонте спецмашин;
технология взаимодействия служб, обеспечивающих полеты;
инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации;
схема расстановки и организации движения ВС, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме;
порядок эксплуатации радиостанций внутриаэропортовой связи и фразеология радиообмена;
правила подъезда (отъезда) спецмашин к (от) ВС;
меры по обеспечению авиационной безопасности;
другие документы, регламентирующие обеспечение безопасности полетов на земле.
10. Практическую стажировку рекомендуется проводить под руководством опытных водителей-наставников, назначаемых приказом руководителя главного оператора аэропорта, оператора аэропорта (для своего юридического лица).
11. Стажировка водителей спецмашин проводится, как правило, водителями-наставниками и на спецмашинах службы спецтранспорта и аэродромной службы главного оператора аэропорта.
При отсутствии в указанных службах главного оператора аэропорта необходимых специалистов (водителей) и типов (марок) спецмашин, подготовка водителей может проводится водителями-наставниками и на спецмашинах оператора аэропорта.
12. Стажировка проводится:
водителей спецмашин, предназначенных для обслуживания ВС с правом подъезда к ним - в объеме не менее восьми рабочих смен с обязательным выполнением всего цикла технологических операций при обеспечении обслуживания ВС на каждом типе спецмашин. Предварительно отработка навыков подъезда (отъезда) спецмашин к ВС проводится на специальных площадках, на которых изображены контуры конструкций ВС, наиболее подверженных повреждениям;
водителей аэродромных спецмашин, предназначенных для подготовки аэродрома (летной полосы, рулежных дорожек, перронов, мест стоянок) к полетам ВС - в объеме не менее восьми рабочих смен с выполнением всего цикла технологических операций по эксплуатационному содержанию аэродрома на каждом типе машин;
водителей спецмашин, предназначенных для работы на аэродроме без права подъезда к ВС и выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома - в объеме не менее трех рабочих смен, с движением во всех зонах аэродрома, за исключением пересечения летной полосы и движения по рулежным дорожкам, на каждом типе спецмашин.
13. Сведения о прохождении водителем теоретической подготовки и практической стажировки заносятся в лист стажировки после окончания каждой рабочей смены.
Все записи в листах стажировки удостоверяются подписью лиц, проводивших теоретическую подготовку и практическую стажировку водителей.
По окончании практической стажировки листы стажировки водителем сдаются инженеру (в группу) по организации БД главного оператора аэропорта.
14. Проверка знаний и принятие зачетов у водителей по итогам проведенных теоретической подготовке и практической стажировке следует осуществлять квалификационной комиссией, созданной приказом руководителя главного оператора аэропорта.
В состав квалификационной комиссии рекомендуется включать инженера по организации БД, представителя инспекции по безопасности полетов аэропорта, руководителей служб (подразделений) или их заместителей главного оператора аэропорта, операторов аэропорта, в интересах которых подготавливаются водители, а также в состав комиссии могут включаться представители других заинтересованных служб (подразделений).
Комиссию как правило возглавляет заместитель главного оператора аэропорта, курирующий наземные службы аэропорта.
Результаты проверки знаний водителей оформляются протоколами. Образец протокола проверки знаний представлен в приложении N 4 к настоящим Правилам.
15. Допуск водителей к самостоятельной работе на аэродроме осуществляется по итогам проверки их знаний и оформляется приказом руководителя главного оператора аэропорта.
На основании приказа в зависимости от предназначения спецтехники водителям выдаются талоны, образцы которых представлены в приложениях к настоящим Правилам:
на право вождения спецмашин по аэродрому и обеспечения обслуживания воздушных судов (с правом подъезда к ВС) в приложении N 5;
на право вождения спецмашин по аэродрому (без права подъезда к ВС и выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома) в приложении N 6;
на право вождения спецмашин по аэродрому (с правом выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома) в приложении N 7.
Талон оформляется и выдается инженером (группой) по организации БД главного оператора аэропорта.
16. Талоны на право вождения спецмашин по аэродрому выдаются на бессрочный период, на весь период работы водителя в данном аэропорту независимо от смены им места работы (в другой службе, другом юридическом лице).
При освоении водителем новых типов спецавтотранспорта, изучении им правил подъезда к новым типам ВС (с прохождением практики), в талоне делаются соответствующие отметки. В случае отсутствия в талоне места для отметок, допускается выдача вкладыша к талону.
17. Учет выданных талонов на право вождения спецмашин осуществляется инженером по организации БД главного оператора аэропорта в специальном журнале.
18. При нарушении водителями настоящих Правил, в талонах на право вождения спецмашин по аэродрому делаются отметки о допущенных нарушениях.
19. Отметки о нарушениях могут быть сделаны лицами, инспектирующими работу главного оператора, операторов аэропорта, руководителем главного оператора аэропорта и его заместителями, курирующими деятельность наземных служб, руководителями операторов аэропорта (в части водителей подчиненных им подразделений), членами инспекции по безопасности полетов аэропорта, другими должностными лицами, в компетенцию которых входят вопросы по контролю за организацией движения спецавтотранспорта и средств механизации на аэродроме.
20. У водителей, имеющих в талонах три отметки о допущенных нарушениях, указанные талоны изымаются.
Данные водители допускаются к работе после повторной стажировки и проверки квалификационной комиссией знаний ими установленных требований, регламентирующих правила движения по аэродрому спецмашин и их эксплуатации, а также оформления приказа руководителя главного оператора аэропорта о допуске к самостоятельной работе на аэродроме с выдачей нового талона на право вождения спецмашин по аэродрому.
21. В случае необходимости подготовки водителя для работы на другом типе спецмашин процедура его подготовки осуществляется в порядке, определенном в пунктах 10-15 настоящих Правил, после чего в талон на право вождения спецмашин дополнительно вносится тип (марка) техники на котором водитель дополнительно подготовлен.
22. В случае утраты талона на право вождения спецмашины по аэродрому взамен его оригинала на основании приказа главного оператора аэропорта может быть оформлен дубликат талона после проведения служебного расследования обстоятельств его утраты.
23. Главный оператор аэропорта не вправе навязывать операторам аэропорта услугу по повторной подготовке водителей через какой-либо временной период (через полгода, год, при подготовке предприятий к весенне-летнему (осенне-зимнему) периодам работы и пр.).
24. Перед началом работы, водители должны пройти медицинский осмотр и получить соответствующую отметку в путевом листе или медицинской книжке (карточке) водителя.
Водители, которые признаны не здоровыми или у которых установлен факт алкогольного (наркотического) опьянения, к работе не допускаются.
Медицинский осмотр водителей проводится также в конце рабочей смены.
III. Подготовка руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам
25. Организация подготовки руководителей подъездом (отъездом) возлагается на инженера (группы) по организации безопасного движения службы (подразделения) спецтранспорта, либо аэродромной службы (подразделения) (далее - инженер (группа) по организации БД) главного оператора аэропорта.
26. Подготовка руководителей подъездом (отъездом) включает в себя следующие процедуры:
теоретическая подготовка;
практическая стажировка;
проверка знаний и принятие зачетов;
допуск руководителей подъездом (отъездом) к самостоятельной работе.
27. Перед началом подготовки руководителей подъездом (отъездом) для каждого руководителя оформляется лист стажировки, который в процессе теоретической подготовки и практической стажировки находятся у него.
Образец листа стажировки представлен в приложении N 8 к настоящим Правилам.
28. При теоретической подготовке с руководителями подъездом (отъездом) изучаются:
инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации;
схема расстановки и организации движения ВС, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме:
сигналы для руководства подъездом (отъездом) спецмашин к ВС;
требования техники безопасности при руководстве подъездом (отъездом) спецмашин к (от) ВС;
правила подъезда (отъезда) спецмашин к (от) ВС;
меры по обеспечению авиационной безопасности;
другие документы, регламентирующие обеспечение безопасности полетов на земле.
29. Практическая стажировка руководителей подъездом (отъездом), проверка у них знаний и принятие зачетов осуществляется в порядке, определенном в пунктах 10-13 настоящих Правил.
30. Допуск руководителей подъездом (отъездом) к самостоятельной работе осуществляется по итогам проверки их знаний и оформляется приказом руководителя главного оператора аэропорта.
На основании приказа руководителю подъездом (отъездом) выдается удостоверение на право руководства подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам (далее - удостоверение), образец которого представлен в приложении N 9 к настоящим Правилам.
31. Удостоверения выдаются на бессрочный период, на весь период работы руководителя подъездом (отъездом) в данном аэропорту независимо от смены им места работы (в другой службе, другом юридическом лице).
При освоении руководителем подъездом (отъездом) правил руководства спецавтотранспорта к новым типам ВС, в удостоверении делаются соответствующие отметки. В случае отсутствия в удостоверении места для отметок, допускается выдача вкладыша к удостоверению.
32. Учет выданных удостоверений осуществляется инженером по организации БД главного оператора аэропорта в специальном журнале.
33. При нарушении руководителями подъездом (отъездом) положений настоящих Правил, в удостоверениях делаются отметки о допущенных нарушениях.
Отметки о нарушениях могут быть сделаны лицами, указанными в пункте 16 настоящих Правил.
34. Руководители подъездом (отъездом), имеющие в удостоверениях три отметки о допущенных нарушениях, допускаются к работе после проведения процедур, указанных в пункте 20 настоящих Правил.
35. В случае утраты удостоверения взамен его оригинала на основании приказа главного оператора аэропорта может быть оформлен дубликат удостоверения после проведения служебного расследования обстоятельств его утраты.
36. Главный оператор аэропорта не вправе навязывать операторам аэропорта услугу по повторной подготовке руководителей подъезда (отъезда) через какой-либо временной период (через полгода, год, при подготовке предприятий к весенне-летнему (осенне-зимнему) периодам работы и пр.).
37. Медицинский осмотр руководителей подъездом (отъездом) осуществляется в порядке, установленном в пункте 24 настоящих Правил.
IV. Допуск на аэродром сторонних организаций и работа техники сторонних организаций на аэродроме
38. Проезд на территорию аэропорта техники сторонних организаций осуществляется в соответствии с установленным порядком с разрешения руководителя главного оператора аэропорта.
Порядок допуска техники сторонних организаций в контролируемую зону аэродрома определяется специальной инструкцией утвержденной руководителем главного оператора аэропорта.
39. Для каждой сторонней организации, временно работающей на аэродроме, в каждом конкретном случае, разрабатывается схема движения техники данной организации к местам проведения работ.
Схема разрабатывается службой главного оператора аэропорта или оператора аэропорта, в интересах которой планируется работа сторонней организации и утверждается руководителем главного оператора аэропорта.
Один экземпляр схемы, для контроля за работой (передвижением) техники сторонней организации по аэродрому, передается инженеру (в группу) по организации безопасного движения службы спецтранспорта и начальнику службы авиационной безопасности главного оператора аэропорта.
40. Схема движения техники сторонних организаций должна быть разработана таким образом, чтобы максимально исключить маршруты движения техники по взлетно-посадочной полосе (далее - ВПП), рулежным дорожкам (далее - РД), их пересечение, пересечение маршрутов руления ВС, движение по перронам и местам стоянок ВС.
На схему наносятся:
места стоянки (базирования) техники сторонней организации (при ее разрешенном базировании на территории аэропорта);
места проведения работ;
маршруты движения техники от места ее стоянки (базирования), либо въезда на аэродром в зону проведения работ и обратно;
места сосредоточения техники при экстренном освобождении ВПП, РД, перрона, МС (в случае проведения на них работ) при поступлении команды от соответствующего должностного лица главного оператора аэропорта.
41. Движение техники сторонних организаций в контролируемой зоне аэродрома осуществляется в сопровождении должностного лица службы главного оператора аэропорта (оператора аэропорта), в интересах которого проводятся работы.
Контроль за работой сторонней организации на аэродроме осуществляет также должностное лицо аэродромной службы главного оператора аэропорта, ответственное за эксплуатационное содержание аэродрома.
42. Для водителей сторонних организаций, регулярно работающих на аэродроме, проводится их обучение по программе водителей спецмашин, предназначенных для работы на аэродроме без права подъезда к ВС и выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного аэродрома в порядке, установленном в пунктах 7-15 настоящих Правил.
43. После проведенной подготовки водителям сторонних организаций выдается талон на право вождения спецавтотранспорта (механизма) по аэродрому (без права подъезда к ВС) сроком на 6 месяцев, по истечению которого проводится повторная проверка знаний водителей и принятие у них зачетов по правилам работы на аэродроме в соответствии положениями пункта 14 настоящих Правил и делается отметка о продлении срока действия талона сроком на следующие 6 месяцев.
Просроченный талон считается недействительным.
Образец талона на право вождения спецавтотранспорта (механизма) сторонней организации по аэродрому (без права подъезда к ВС) представлен в приложении N 10 к настоящим Правилам.
44. Перед началом работ, с представителями сторонних организаций (руководителями работ, исполнителями и водителями спецавтотранспорта (механизмов), допущенных для работы в контролируемую зону аэродрома, инженером по организации БД главного оператора аэропорта проводится инструктаж под расписку в специальном журнале, с предупреждением об ответственности за нарушение правил движения по аэродрому.
Заместитель руководителя |
К.А. Махов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведены Методические рекомендации "Подготовка и аттестация водителей и руководителей подъезда (отъезда) спецмашин к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне аэродрома с выдачей допуска".
Рекомендации устанавливают порядок подготовки водителей спецавтотранспорта и средств механизации (в т. ч. водителей сторонних организаций) для работы на различных типах техники. Также определяются требования к руководителям подъезда (отъезда) указанных спецмашин к воздушным судам. Речь идет о работе на перроне в контролируемой зоне гражданских аэродромов.
Положения рекомендаций касаются 3 групп лиц.
Первая - юрлица, имеющие аэродромы, координирующие работу в них, обеспечивающие готовность аэропорта к приему и выпуску, обслуживанию воздушных перевозок, а также соблюдению операторами и пользователями аэропорта требований безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности. Они являются держателями сертификата соответствия аэропорта и сертификата (свидетельства) гражданского аэродрома.
Вторая - юрлица, которые ведут отдельные виды аэропортовой деятельности в аэропортах на основании сертификатов соответствия по договорам с главными операторами, имеют и (или) используют здания (сооружения), эксплуатируют спецмашины на аэродроме и вправе руководить подъездом (отъездом) к судам.
Третья - юрлица, временно ведущие строительные, ремонтные, наладочные и иные работы в аэропорту (на аэродроме) в интересах главного оператора, операторов на договорных условиях.
По окончании подготовки водителям выдается талон на право вождения спецмашин по аэродрому (с правом подъезда к судам или без), а руководителям - удостоверения на право руководства подъездом (отъездом).
Подготовка обеспечивается главным оператором в рамках аэропортовой деятельности по аэродромному обеспечению.
Методические рекомендации "Подготовка и аттестация водителей и руководителей подъезда (отъезда) спецмашин к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне аэродрома с выдачей допуска" (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 13 мая 2013 г.)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был
Настоящий методические рекомендации прекратили действие
См. методические рекомендации "Подготовка и аттестация водителей и руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам и соблюдению правил движения спецмашин на перроне аэродрома", направленные письмом Росавиации от 5 июня 2017 г. N ИСХ-12438/04