Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 4 июля 2013 г. N 03-03-06/1/25596
Вопрос: ООО намеревается заключить договор с другой организацией (Исполнителем) на адресную почтовую рассылку рекламных буклетов. В рекламных буклетах содержится информация о товарах, реализуемых ООО.
База адресов для рассылки формировалась нашей организацией самостоятельно, в нее вошли адреса посетителей сайта, посвященного товарам, описанным в рекламных буклетах. Посетитель сайта присылает нам анкету с согласием на получение информации о товаре, размещенном на информационном сайте.
По результатам оказанных услуг организация-Исполнитель передает нам Акт оказанных услуг, почтовую накладную с печатью Почты России, где будет указано общее количество почтовых отправлений, дата отправления, вид (простое письмо), вес и адрес отправителя.
На основании ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Расходы на изготовление и безвозмездное распространение рекламных материалов посредством почтовой рассылки по адресным базам предприятий не относятся к расходам на рекламу в целях налогообложения прибыли, поскольку такая информация предназначена для конкретных лиц.
При этом, учитывая, что адресная рассылка рекламных буклетов является одним из способов увеличения числа покупателей товаров, реализуемых нашей организацией, считаем, что расходы на адресную почтовую рассылку по договору оказания услуг связаны с реализацией товаров. Такие расходы подлежат учету в целях налогообложения прибыли в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при соблюдении положений ст. 252 и 268 НК РФ.
Согласно ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей. Считаем, что положение данного пункта не распространяется на передачу (рассылку) рекламных буклетов, т.к. рекламный буклет не обладает потребительской ценностью для получателя, не имеет рыночной стоимости и не может быть использован получателем иным образом, кроме как буклет рекламного характера. В связи с указанным, передача рекламного буклета на возмездной основе не возможна.
На основании изложенного организация делает вывод, что мы имеем право учесть расходы на адресную почтовую рассылку рекламных буклетов в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Просим аргументированно подтвердить или опровергнуть изложенный нами вывод.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу учета затрат на изготовление и адресную рассылку каталогов товаров сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании пункта 4 статьи 264 Кодекса к расходам организации на рекламу относятся, в частности, расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.
Статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установлено, что рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы от 30.10.2006 N АК/18658 в данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
На основании статей 434-437 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) метод прямой почтовой рассылки признается офертой.
При этом в статье 437 ГК РФ указаны признаки, позволяющие разграничивать оферту от приглашения делать оферту.
Так, в качестве приглашения делать оферты, если иное прямо не указано в предложении, рассматриваются реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц.
Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Таким образом, целью оферты является заключение договора с конкретным покупателем (потребителем). Целью рекламы признается доведение информации до неопределенного круга лиц о свойствах товаров (работ, услуг), выгодно отличающих их от аналогичных товаров (работ, услуг), существующих на действующем рынке. Вместе с тем реклама не преследует цели сообщения потенциальному контрагенту существенных условий будущего договора.
Учитывая изложенное, в случае, если налогоплательщик планирует осуществлять рассылку рекламных буклетов на конкретные адреса без указания фамилии, имени, отчества конкретного получателя, которому адресован данный буклет, то затраты на изготовление каталогов продукции должны быть включены в состав расходов организации на рекламу в соответствии с пунктом 4 статьи 264 Кодекса.
В случае, если налогоплательщик намеревается осуществлять рассылку рекламных буклетов на конкретные адреса с указанием фамилии, имени, отчества конкретных получателей, каталогов товаров, то эти расходы признаются расходами, связанными с реализацией этих товаров и могут учитываться в целях налогообложения прибыли в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация намеревается осуществлять адресную почтовую рассылку рекламных буклетов. Возник вопрос, может ли она учесть соответствующие расходы в целях налогообложения прибыли.
Минфин России разъяснил следующее. Если налогоплательщик планирует осуществлять рассылку рекламных буклетов на конкретные адреса без указания фамилии, имени, отчества конкретного получателя, которому адресован данный буклет, то затраты на изготовление каталогов продукции должны быть включены в состав расходов организации на рекламу.
Если же будут указаны фамилии, имена, отчества конкретных получателей каталогов товаров, то такие затраты признаются расходами, связанными с реализацией этих товаров. Они могут учитываться в целях налогообложения прибыли в составе других расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 4 июля 2013 г. N 03-03-06/1/25596
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 23-29 июля 2013 г. N 26